Книга Путь к здоровью длиною в 40 лет - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Николаевич Орган. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь к здоровью длиною в 40 лет
Путь к здоровью длиною в 40 лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь к здоровью длиною в 40 лет

Подведем итог. Чтобы быть здоровым и счастливым, надо знать основные мировоззренческие вопросы Духа и тела. Без знаний этих вопросов ни о каком здоровье не может быть и речи.

Когда вы первый раз пытаетесь провести прямую линию или сыграть какую-то мелодию, ваша рука не может выполнить этот запрос. Ее нужно научить этому, натренировать и тогда в дальнейшем она будет автоматически делать то, что требуется. Все это доказывает, что тело обладает сознанием, и телесное сознание нужно пробудить и соответствующим образом обучить и натренировать. Его можно натренировать до такой степени, что вы сможете излечивать болезни тела с помощью ментальной воли или внушения… Но по-настоящему продвинуться в этом вопросе можно только с помощью йоги.

Шри Ауробиндо

Сегодня здоровых людей у нас практически нет, и остаться здоровым, не работая на здоровьем, невозможно.

Как тут не вспомнить слова Раджниша: «Что есть здоровье? Здоровье – это порядок. А что такое порядок? Порядок – это музыка. Где есть ритм, упо рядоченность, согласованность, там – гармония и симпатия; поэтому здоровье ума и здоровье тела зависят от сохранения той гармонии и удержания той симпатии, которые существуют в уме и теле. Жизнь в мире, особенно если жить среди толпы, испытывает наше терпение каждое мгновение дня; в таких условиях особенно трудно сохранить гармонию и мир, являющиеся корнем всякого счастья. Жизнь означает борьбу с друзьями и сражения с врагами, она все время дает и отнимает, и уберечь от разрушения симпатию и гармонию, которые дарят нам здоровье и счастье, очень трудно».

Все учения и знания приобретаются; но умение жить – это божественное искусство, которое человек унаследовал. Хотя, поглощенный внешним обу ением, он забыл его, все же это искусство известно его душе. Это его существо, глубочайшее знание его сердца. Никакой прогресс, в любом направлении, не даст человеку удовлетворения, которого жаждет его душа, за исключением божественного искусства – искусства бытия, путешествия его души. Для того чтобы помочь переустройству мира, необходима и возможна одна вещь – это изучение искусства бытия, чтобы стать примером, прежде чем пытаться служить человечеству.

Здоровье находится в порядке в результате регулярной работы механизма физического тела. Нормальная работа физического тела зависит от погоды, питания, равновесия между активностью и отдыхом и состояния ума.

Кто более подвержен болезни – духовный или материальный человек?

Духовный человек, пренебрегающий физическими законами, так же подвержен болезни, как и материальный человек, делающий те же самые вещи. Без сомнения, человек духовной направленности в меньшей степени рискует заболеть, так как его дух стал гармоничным посредством духовности. Он создает гармонию и излучает ее. Такой человек держится в царстве природы, будучи сонастроен с Бесконечным. Однако жизнь одухотворенной личности среди мирской круговерти подобна жизни рыбы на суше. Рыба – порождение воды; ее пропитание, ее радость, ее счастье – в воде. Душа духовного человека создана для уединения; ее радость и счастье – в уединении.

Духовный человек, заброшенный судьбой в центр мира, чувствует себя не на своем месте, а непрерывное раздражающее воздействие окружения и постоянное воздействие впечатлений, которые беспокоят его тонкие чувства, делает его более подверженным болезни, в отличие от тех, кто прокладывает себе дорогу через мирскую толпу и уже не замечает толчков и ударов внешней среды.

Душа духовного человека, согласно восточным воззрениям, душа древ няя. Даже в юном, духовно одаренном человеке проявляется природа зрелости; но в то же самое время духовность вечно молода. Духовный человек способен радоваться всему, понимать все, наслаждаться всеми вещами в их полноте. Поэтому, если кто-то скажет, что духовный человек подобен старцу – это правда, и если он скажет, что духовный человек подобен юноше – это также правда.

В наши дни люди утратили всякое представление о настоящем здоровье, ибо современный стандарт здоровья ниже здоровья подлинного. Быть здоровым не значит быть только мускулистым, быть по-настоящему здоровым означает уметь радоваться жизни и ценить жизнь. Быть здоровым означает быть глубокомысленным человеком. Тот, кто может глубоко чувствовать, являет знак здоровья.

Нет ничего удивительного в болезни материального человека и ничего особенного в неважном самочувствии человека духовного. Первый заболевает от того, что потерял свой ритм, а второй – потому, что не смог приспособиться к чуждому для него ритму жизни. Человек, будь он духовным или материальным, вынужден жить в гуще мира и, поневоле разделяя состояния каждого, близкого или далекого, он подвергается влияниям всего вокруг, как желательным, так и нежелательным. Невозможно закрыть глаза, невозможно закрыть сердце от впечатлений, которые непрерывно падают на человека. Лучшее, что тут можно сделать, это остерегаться всего, чтопричиняет нерегулярность, дисгармонию, беспорядок, смиряясь с тем,через что приходится идти; иметь отвагу преодолеть все, что мешает на пути к здоровью и совершенству.

Суфий полагает, что совершенство жизни лежит в совершенствовании себя не только духовно, но и во всех различных аспектах жизни. Человек, не способный заниматься своими жизненными нуждами, определенно несведущ в настоящей жизненной свободе.

Как против каждой болезни есть средство, так и всякое бедствие сменяется периодом восстановления. Всякое усилие по восстановлению или созиданию гармоничных условий – выраженное в любой форме и даже совсем маленькое – многого стоит. Но самое главное, что нам следует постичь, это философию всех философий, которая есть самопознание. Мы не могли бы понимать внешнюю жизнь, если бы не понимали самих себя. Именно познание своего «Я» дает нам знание о мире.

О здоровье

Здоровье представляет собой феномен, предопределяемый взаимо обусловленными и взаимосогласованными генетическими, биохимиче скими, морфологическими, физиологическими, психоэмоциональными и спиритуальными процессами, который проявляется не только в форми ровании и поддержании морфологически полноценных органов и систем, функционирующих в саногенных пределах, и энергоинформационного гомеостаза различных органов, целого организма и окружающей среды, в согласованности и интегрированности их функций, в функциониро вании жизненно важных органов в саногенных лимитах при колебании факторов внешней среды, но и в высоком жизненном, адаптивном потенциале, обеспечивающим реализацию физиологических, когнитивных, социальных потребностей и адекватного восприятия мира.

Академик Ф.И. Фурдуй

Семь направлений в исследовании феномена здоровья

– 

нормоцентрический подход

рассматривает здоровье как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными (нормальными) показателями соматического состояния здоровья;

– 

патоцентрический подход

определяет здоровье как «нулевую степень болезни». Любой человек рассматривается как вариант того или иного патологического типа, а его здоровое состояние – лишь показатель недостаточно интенсивного развития заложенных в его организме и психике болезненных предрасположенностей;

– 

феноменологический и экзистенциальный подход

рассматривают здоровье и болезнь как специфические способы индивидуального бытия в мире, которые включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте;

– 

холистический подход

понимает здоровье как обретаемую в процессе онтогенеза целостность, интеграцию (ассимиляцию) жизненного опыта и синтез фундаментальных противоречий человеческого существа. Холистический подход базируется на постулате целостности и доминирования свойства целого над свойствами отдельных элементов системы. Мир, культура и человек признаются и рассматриваются как единое целое;

– 

социально-ориентированный подход

акцентирует внимание на социальной природе здоровья, то есть социальные условия являются значимым фактором, определяющим здоровье и болезнь;

– 

аксиологический подход

рассматривает здоровье как универсальную человеческую ценность и соотносится с основными ценностными ориентациями личности. Доминирование, переоценка и кризис ценностей рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него;

– 

акмеологический подход

рассматривает здоровье в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы. В его основе лежат представления о личности, достигающей высших пределов саморегуляции и подлинной зрелости в разные периоды жизни.

Академик Фурдуй Ф.И.

Академиком Ф. И. Фурдуем с соавторами написаны два тома Трактата о научных и приктических основах санокреатологии (2016, 2018), где отражены вопросы психического здоровья, психосанокреатологии, а также необходимости общества в её развитии.

Санокреатология указывает пути решения научных и практических задач целенаправленного формирования и поддержания здоровья.

Одним из этих путей это адаптирование отдельных методов восточной медицины в решении задач санокреатологии.

Санокреатология – теория и практика целенаправленного формирования и поддержания физиологического, физического, психического и социального здоровья в соответствии с постоянно изменяющимися факторами окружающей среды и с учетом специфики генетико-физиологического базиса, а также повышения адаптивного, общего жизненного потенциала человека и физиологического выживания человеческого общества.

Академик Фурдуй Ф.И.

«Формула здоровья целиком лежит в мировоззрении человека, и чтобы не болеть, надо выстраивать мировоззрение всю жизнь. Выражаясь фигурально, можно сказать: «Формула здоровья формируется». У ребенка одна формула, одно мировоззрение, одна кислотность. У взрослого другая формула, другое мировоззрение, другая кислотность.

У двадцатилетнего одна, у тридцатилетнего может быть уже другая, у сорокалетнего третья …»

В. Лободин

Академик АМН России Н.А. Агаджанян в статье «Эмоции и страх в процессе эволюции от биоэкологи к нооэкологии» поднимает вопросы о необходимости укрепления нравственного и духовного здоровья, и, пишет: «… Многие западные теоретики сетуют на наличие антагонистических противоречий между внутренней жизнью человека и внешним проявлением его жизнедеятельности, сущностью и существованием противоречий, ведущих к духовной и нравственной деградации человека.

…Многие считают, что для сохранения человека как человека нужны целенаправленные усилия в формировании нового образа жизни человека, улучшении «качества жизни» и «человеческого качества».

…Тысячами нитей каждый человек связан с природой и обществом.

В этом мире людей делает физически и морально сильными, стойкими, жизнеспособными прежде всего нравственное здоровье».

Духовное здоровье

«Человек здоров, если в его организме нормально протекает три основных обменных процесса жизнедеятельности: обмен веществ, обмен энергии и обмен духовной информации. Питание – важная предпосылка обмена энергии, но основой жизнедеятельности человека является духов ность»

А.М. Савелов

Определение духовности

«Что есть духовность? Синтез совершенства

Стремленье духа к новой высоте. Путь к Богу –

Утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто – путь к себе. Поэт с художником подскажут – Вдохновение.

Певец и композитор – песнь души, Политик – совесть

Физик – убежденье,

А математик – числа Красоты. И все они по своему правы.

Духовность – это творчества начало. Полет души, что ввысь устремлена

В которой звонкой песней зазвучала Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов, В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты».

О. Рубежов

Шри Ауробиндо писал: «…Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, – даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формулировке не является духовными достижениями или испытаниями…

Духовность в своей сути есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души, – внутреннее устремление познать, очувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действительностью, имманентной в Космосе и вне его, а также в нашем, существе;… соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соединения – преобразить все наше существо, превращая его в новое существо, новую личность, новую природу.»

Духовность, пронизывающая все объекты явления природы, делает ее единой.

Духовность должна пронизывать все наши дела, мысли, всю нашу жизнь. Без участия (не только физического, но и духовно-нравственного) человека немыслим дальнейший научно-технический прогресс и даже существование самого человека.

«Мы заботились о преумножении физического знания. Действительно, в этом направлении достигнуто многое, в то же время духовное сознание отстало от физического.

Этика утерялась среди нагромождения формул. Машины отвлекли человека от искусства мышления. Сейчас довольно роботов!».

(Мир Огненный, ч. 2, п. 262)

На Востоке духовность означает «приверженность своей истинной природе» – «дхарум».

Обычно это слово переводят как «религия». Некоторые переводчики интерпретируют его как «то, что защищает нас от страдания и боли».

Таким образом, приверженность человека своей истинной сущности позволяет называть его духовным в буддийском смысле этого слова.

В свою очередь истинная духовность предполагает реализацию внутреннего «Я».

Тибетская медицина подчеркивает существование многих путей постижения собственной внутренней природы и ее корреляции с внешним миром.

Один из важнейших этапов на пути духовного роста – это осознание своего истинного «Я», его потенциала и внутренней динамики.

Путешествуя в мир собственной души и осознавая ее силу можно найти внутренний центр собственного бытия – т.е. «Я» – и отвести ему руководствующую роль в процессе духовного роста и обретения целостности. Когда «эго» отдаляется от внутреннего «Я», смысл и цель жизни определяются в основном в рамках эмоционального и физического, т.е. мирского восприятия.

И поскольку для «эго» внешние факторы являются «единственным критерием счастья», то при утере внешнего стимула оно испытывает страдания и ощущает свою ущербность.

Когда же внутренне «Я» активно и помогает «эго» ориентироваться во внешнем мире, то мир внутренний становится источником вдохновений и открытий, преисполняется подлинным смыслом.

Духовное здоровье подразумевает обретение естественного ритма жизни и дарует чувство постоянства, которое так необходимо для физического и психологического благоденствия.

С обретением внутренней уверенности в собственных силах можно смириться с непостоянством, сложностью и переменчивостью внешнего мира.

Ясность мысли. Вторым качеством, необходимым для духовного роста, является ясность мыслей.

Происходящее вокруг необходимо рассматривать таким, какое оно есть на самом деле, а не таким, каким оно кажется.

Ясность мысли и чистота восприятия, подобно мифологическому мечу, помогает отделить зерна от плевел. Многие легендарные персонажи обладали мечом, с помощью которого иллюзорное отделялось от истинного.

Добросердечие. Третьим качеством является добросердечие, подразумевающее отзывчивость и дружелюбие. Чистосердечное взаимодействие с миром избавляет нас от пут интеллектуальной рефлексии и фантазий. При этом каждая мысль и ощущение становятся чистыми и проникнутыми дружелюбием.

Имея в себе сердечную теплоту, можно не только поделиться ею с другими, но и смириться со многими собственными мыслями и ощущениями.

Человек постепенно становится властен над негативными неприятными мыслями и чувствами. Научившись обладать пространственным восприятием и ясностью мышления, мы постепенно избавляемся от спонтанности ответных реакций на внешние раздражители и можем выбирать способ адекватных ответных действий.

Психическое здоровье

Оно способствует нормальному протеканию психических процессов.

Здоровье физического тела в значительной мере зависит от психики (психика в свою очередь зависит от духовного здоровья), особенно от двух важнейших эмоций – радости и страха.

Человеческая психика состоит из двух блоков: сознания и подсознания.

Сознание – это то что человек контролирует в себе или вокруг себя, это то что размышляет о жизни.

Подсознание – это то, что управляет сознанием, а через него и человеком. Это то, что мы на самом деле хотим, даже не подозревая об этом.

Подробно эти вопросы изложены в первой главе.

Нравственное здоровье

Оно включает мораль и нравственность. Мораль – наставление о поведении, этика ума.

Нравственность – индивидуальная этика, этика сердца со всеми вытекающими последствиями: она может сострадать, жертвовать собой и жить по законам совести.

В вышеупомянутой статье академика АМН России Н.А. Агаджаняна постулируется, что в современном мире и, в частности, на постсоветском пространстве большинство населения живет в состоянии постоянного психоэмоционального стресса, что вызывает рост различных невротических, соматических заболеваний, проявлений неадекватного поведения.

Перед лицом этих опасностей меняющегося мира человек способен оставаться физически и морально сильным и жизнеспособным прежде всего благодаря нравственному здоровью.

Социальное здоровье

Это осознание себя полноценной личностью в том слое общества, в котором человек находится. Если его взаимодействие с окружающими полноценно и не ущербно, то оно не несет человеку страдания и не понижает его достоинства.

Физическое здоровье

Под физическим здоровьем следует понимать как оптимальное протекание всех физиологических процессов и отсутствие жалоб человека на здоровье на фоне высокого иммунитета.

Путь к здоровью – это путь знания своего места в жизни, понимание неизбежности постоянного изменения и совершенствования с учетом наступающего времени; путь гармонии, единства всего окружающего!

Как важно, желая сохранить здоровье, умение прислушаться к себе, понять, изучить себя, быть честным перед самим собой, дабы иметь возможность измениться в лучшую сторону.

«Здоровье складывается из здорового тела (физическое), духа (духовное) и сознания (ментальное). Это сочетание является простым по форме, но очень сложным по содержанию. На самом деле это не сумма, а триединство, сущность которого прекрасно изложена в восточной и индийской философии с их специфической терминологией. Истинное глубокое понимание того, что человек есть одно целое, что ни первое, ни второе, ни третье не являются первичным и важнейшим, что человек не только одно целое, но и неотъемлемая часть мироздания встречается крайне редко. Пожалуй, возможность такого мышления, а не формальное согласие для человека с европейским менталитетом крайне затруднена, если вообще не сомнительна».

В.В. Коновалов

Два метода сохранения здоровья:

Оберегающий метод

Это попытка отгородиться от людей, во всем пытаться соблюдать строжайшую гигиену и диету.

Тренирующий метод

Он предусматривает:

• 

Конкретную духовную ориентацию

• 

Правильное, рациональное питание

• 

Умение противостоять стрессам

• 

Достаточная физическая активность

• 

Закаленность и адаптивность

• 

Ритмичность труда и отдыха

• 

Жизнь согласно своей конституции и темперамента

• 

Строить свою жизнь согласно ритмам природы

Само тело человека обладает целительными силами, которые способны победить любую болезнь.

Процесс исцеления начинается с осознания того, что мы сами – причина своего состояния, и мы же в силах изменить его.

Существует не так много неизлечимых болезней, но существует множество неизлечимых пациентов. В основном это те люди, которые просто не позволяют исцелить себя.

Весьма актуальным и сегодня остается высказывание великого врача и философа Гиппократа о том, что «Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек».

Каждый человек может не просто исцелить себя, но и создать истинное здоровье.

Вот что требуется от нас:

• 

осознать законы природы;

• 

взять на себя ответственность за состояние собственного здоровья (позитивное мышление, образ жизни и др.);

• 

регулярно использовать различные виды традиционного оздоровления.

«В глубокой древности люди знали, что поверх всех врачебных средств, поверх правильного питания, поверх магнетизма, поверх праны, каждый имеет внутри целителя, но нужно познать, как призвать его».

Надземное, 885

«Мыслитель убеждал врачей, чтобы они поняли, что их сердце и воля являются лучшими лекарствами»

Надземное, 55

«Все изменится, если человек однажды согласится подчиниться духовной трансформации, однако природа его – ментальная, витальная и физическая – противиться высшему закону любит он несовершенство свое».

Шри Ауробиндо

Вы всегда сможете вылечить себя, если будете настойчиво продолжать работать с собой. Вы – тот, кто решает болеть или выздороветь.

Если же вы говорите себе: «Я хочу болеть, у меня нет больше сил работать с собой, моя болезнь неизлечима», – или если вы полагаетесь во всем на кого-то, кто вас может исцелить, следовательно, вы играете или не знаете, что по каким-то причинам вам выгодно болеть или находиться в этом состоянии. Вы что-то выигрываете от такого положения вещей. На каких-то уровнях своей души вы обязательно ожидаете что-то получить от внешнего мира. Это опять-таки ваш собственный выбор.

Верьте в себя и свои силы, и вы сможете исцелить себя. Но это происходит только тогда, когда вы начинаете прилагать внутренние усилия для начала хотя бы минимальные. Тем самым вы подаете знак, что готовы к исцелению, готовы принять помощь. И чудо происходит.

Работая с собой, ни в коем случае не следует избегать помощи квалифицированных врачей специалистов. Современная медицина достигла очень многого в познании процессов болезней. Жизнь заключается не в ожидании, а в гармоничном принятии того, что наработано человечеством.

…Становится ясно, что нет ничего невозможного. Мы сами устанавливаем себе ограничения. Мы постоянно говорим: «Это возможно, а это невозможно; этого можно достичь, а этого нельзя» и т.д.

Мы сами делаем себя рабами собственных ограничений, пленниками в темнице собственных недалеких и невежественных представлений о мире, не имеющих ничего общего с подлинными законами жизни.

Каждому человеку необходимо иметь определенную стратегию жизни и, как частный случай – определенную стратегию здоровья.

Путь к здоровью – это путь знания своего места в жизни, понимания неизбежности постоянного изменения и совершенствования с учетом наступающего времени: путь гармонии, единства всего окружающего!

Как важно, желая сохранить здоровье, уметь прислушаться к себе, понять, изучать себя, быть честным перед самим собой, дабы иметь возможность измениться в лучшую сторону.

Три обязательных условия здоровья (В. Лободин):

Издавна известно что, чтобы человек был здоров, он должен жить соответственно своей конституции.

Каждый человек должен строить свой образ мыслей и, соответственно, образ жизни в соответствии со своими биологическими и психологическими возможностями.

Быть здоровым и счастливым – это узнать, что от тебя ждет мироздание.