banner banner banner
Кант
Кант
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кант

Кант
Уильям Уоллес

Настоящая небольшая книга была частично сформирована желанием не ступать больше, чем это было неизбежно, на землю, которая и уже занята с большим изобилием. Те, кто желает изучить Канта, могут начать с этой книги, которая представляет собой введение в его философию, не претендуя на всеобъемлющее освещение его обширных трудов.

Кант

Уильям Уоллес

Переводчик Валерий Алексеевич Антонов

Иллюстратор Валерий Антонов

© Уильям Уоллес, 2024

© Валерий Алексеевич Антонов, перевод, 2024

© Валерий Антонов, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0062-8171-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Здесь необходимо сказать несколько слов в порядке пояснения и признания.

Биография (в которой цитирование авторитетов или ссылки на них потребовали бы удвоения отведенного места) основана на жизни Канта, написанной Шубертом, и на ранних воспоминаниях, которые были в значительной степени исправлены и дополнены в соответствии с более поздней информацией. Особо следует отметить эссе профессора Бенно Эрдмана о Кнутцене и «Критике», очерк д-ра Эмиля Амольдта о ранней жизни Канта, а также несколько статей в разных номерах «Altpreussische Monatsschrift». За сообщение последней я обязан любезности доктора Рудольфа Райке из Кенигсберга, чья преданность Канту известна всем братьям по ремеслу, и чье обещанное издание переписки философа позволит написать о последних тридцати годах его жизни с большей полнотой, чем прежде.

Изложение философии Канта основано непосредственно на его собственных работах. Глава viii. дает представление о его научных теориях; глава ix. отмечает наиболее существенные моменты в его метафизических взглядах до xi. анализирует первую четверть «Критики нового времени»; глава xii. подводит итоги остальной части этой работы; глава xiii. посвящена первой части «Критики уртейлькрафта», вторая часть которой связана в главе xiv. с двумя главными этическими трактатами. Пролегомены» и «Метафизическая анфангерия естествознания» обойдены стороной; «Религия внутри границ цветущей веры» кратко упоминается в жизни; более поздние сочинения, как и лекции, лишь упомянуты.

За последние пять лет в Англии было опубликовано множество работ о Канте. Настоящая небольшая книга была частично сформирована желанием не ступать больше, чем это было неизбежно, на землю, которую они уже заняли с большим изобилием. Те, кто желает изучить Канта более глубоко, найдут проникновенное изложение его центральной доктрины у д-ра Хатчисона Стирлинга; красноречивый и наводящий на размышления рассказ о первой «Критике» у профессора Кэрда; хорошо обоснованное резюме теоретической и моральной философии у профессора Адамсона; и умелый и подробный обзор современного английского мнения о Канте у профессора Уотсона. И это только работы больших размеров по данной теме. Тех, кто захочет прочитать Канта в переводах, можно смело отсылать (в дополнение к более старым версиям Семпла, Хейвуда и Мейклджона) к переводу профессора Махафли «Пролегомены» и т. д.; к переводу профессора Эббота «Моральных трактатов»; и к столетнему переводу профессора Макса Мюллера первого издания «Критики».

Глава 1. Кёнигсберг

В записях по философии редко можно встретить много слов о местах обитания философов. Предполагается, что мир, в котором они чувствуют себя как дома, – это абстрактный мир, невидимое царство идей, освобожденное от ограничений конкретного места и конкретного времени. Они добиваются своих успехов благодаря безличному воздействию книг. В толпе, преследующей несколько увлечений сложной цивилизации, их индивидуальность не оставляет следов. Ни одно место не ассоциируется с именами Аристотеля или Декарта, Локка или Лейбница. Лишь в особых случаях город философа представляет интерес для его биографа.

Однако есть и исключения. В античном мире жизнь и творчество Сократа были бы едва ли понятны без некоторого представления об афинском обществе в V веке до н. э. А город Кенигсберг составляет почти столь же значительный фон в жизни Канта. Там, 22 апреля 1724 года, он родился; там, в его школах и университете, он получил образование; там, в течение почти пятидесяти лет, он был общественным учителем; и там, 12 февраля 1804 года, он умер, на восьмидесятом году жизни. Только около девяти лет из этого периода его жребий был брошен за пределами Кенигсберга; и даже в эти годы он никогда не пересекал границы Восточной Пруссии, провинции, столицей которой является Кенигсберг. Поэтому Кант в особом смысле является философом Кенигсберга: и этот город может, по мнению любителя фантазии, претендовать на звание города чистого разума. Его имя и слава по-прежнему связаны с местом, которое, пока он был жив, взирало на профессора Канта как на своего героя и украшение наполовину с восхищением, наполовину с любопытством.

Даже в наши дни Кенигсберг находится в некотором роде за пределами мира. Он находится в 360 милях к северо-востоку от Берлина и примерно в 100 милях от российской границы, в провинции, где немецкий элемент соседствует с литовским, с одной стороны, и славянским – с другой. Река Прегель, на которой он стоит, впадает в мелководье Фришес-Хаффа несколькими милями ниже; а сообщение с Балтикой можно найти в Пиллау, где Хафф соединяется с морем, примерно в тридцати милях от Кенигсберга. Город, пересекаемый рукавами Прегеля и Шлосштайха, постепенно поднимается от реки к северным и северо-западным предместьям, откуда открывается вид на Гафф. Это укрепленный город с населением более 120 000 человек, с гарнизоном около 7000 человек и университетом, в котором обучается около 700 студентов.

Но в середине прошлого века Кенигсберг, хотя и меньший по размеру, был, вероятно, более важным фактором в интеллектуальной жизни района к северо-востоку от Вислы. Русский колосс еще не бросил свою роковую тень на тевтонские пограничные земли. Польша еще не была разделена между своими могущественными соседями, и Курляндия все еще была обязана определенной верностью польскому престолу. По сути, здесь еще сохранялся некий духовный образ союза, который при великих магистрах Тевтонского ордена в Мариен-бурге охватывал земли между Одером и Финским заливом. Кенигсберг в этот период тяготел к Балтийским провинциям, как они теперь называются в России, больше, чем к Бранденбургу. Рига, Митау, Либау – главные города Курляндии – снова и снова появляются в жизни ученых Восточной Пруссии. Именно в Курляндию и Лифляндию отправляются Гаманн и Гердер – не говоря уже о других современниках Канта – по окончании легислатуры. Рижский книготорговец Харткнох, опубликовавший «Критику нового мира», был достойным инструментом в деле просвещения всей страны. С другой стороны, провинция Восточная Пруссия – старое герцогство Пруссия, главным городом которого был Кенигсберг и от которого курфюрсты Бранденбурга позаимствовали титул своей королевской власти, – в то время была отрезана от других земель прусской короны промежуточным участком чужой земли. Вплоть до 1772 года, когда был произведен первый раздел Польши, территория к югу от Данцига и Эльбинга, которая впоследствии стала провинцией Западная Пруссия, все еще входила в число территорий, принадлежавших анархическому королевству Польша. На протяжении двух третей пути от Берлина до Кенигсберга путешественник должен был находиться на польской земле. Фридрих Вильгельм Л сделал все возможное для поддержания и развития экономики Восточной Пруссии: он заселил ее опустевшие земли изгнанниками из других частей империи. Так, например, около 20 000 протестантов, вынужденных ради религии покинуть Зальцбург, по его предусмотрительности заполнили огромные пробелы в населении Восточной Пруссии, образовавшиеся в результате чумы 1709 и 1710 годов, когда, как говорят, почти 250 000 человек стали жертвами ее жестокости.

Восточная Пруссия управлялась министерством в Кбнигс-берге под руководством Государственного совета в Берлине. В начале каждого нового царствования государь посещал этот город, чтобы принять почести от своих подданных во дворе величественного старого замка. Но в течение длительного периода XVIII века Восточная Пруссия утратила расположение своего короля и была лишена милости его присутствия. Во время Семилетней войны провинция около пяти лет – с января 1758 года до осени 1762 года – находилась во владении русских. Кенигсбергом управлял русский губернатор, а большой зал, который москвичи пристроили к замку, как бы свидетельствовал о том, что, по их мнению, связь между прусской провинцией и Бранденбургом прервалась навсегда. Фридрих Великий так и не простил восточным пруссакам того, что, по всей видимости, считал отступничеством; и хотя русские покинули провинцию в 1763 году, после Губертусбургского мира, он так и не ступил на ее территорию за оставшиеся двадцать один год своей жизни. В 1786 году, когда состоялись торжественные проводы нового короля Фридриха Вильгельма II, Кант, как ректор университета на этот год, принял в них участие.

В 1544 году Альберт герцог Прусский (Хинтер-Пройссен), который также ввел Реформацию в этих краях, основал в Кенигсберге университет, известный под названием Альбертинского, В 1780 году в нем насчитывалось тридцать восемь профессоров. Здания университета располагались вблизи собора, в Кнайп-хофе, острове, окруженном двумя рукавами Прегеля. Профессора, однако, в основном преподавали в собственных комнатах или домах в разных частях города: так, как мы увидим, аудитория Канта находилась сначала в его жилище, а затем в его доме. Кенигсберг, население которого в 1781 году составляло 54 000 человек, не считая гарнизона и иностранцев, считался большим городом; а «большие города, – говорит историк Кенигсбергского университета, – имеют то преимущество, что профессора, служа в церквях, судах, занимаясь врачебной практикой или иным образом, имеют возможность восполнить свое недостаточное жалованье и не вынуждены ради хлеба нагружать ученый мир бесполезными и лишними сочинениями». Преимущество несколько сомнительного характера! По крайней мере, один профессор в конце XVIII века мог сказать, что занять профессорскую должность в Кенигсберге – это то же самое, что дать обет бедности. На Кенигсберг как на дом можно было смотреть по-разному. Литератор, обращаясь с укором к Лейпсику, который в первые две трети XVIII века был интеллектуальным и особенно литературным центром Германии, не без основания называл Кенигсберг Сибирью ученых; и с некоторым простительным преувеличением можно утверждать, что книги, подобно кометам, позволяли пройти годам между одним появлением в Лейпсике и вторым, когда им удавалось достичь Восточной Пруссии. Кант и сам чувствовал эту изоляцию от мира писем; но, с другой стороны, он выразил оптимистический взгляд на ситуацию. «Большой город, – говорит он, – центр королевства, в котором расположены министерства местного правительства, в котором есть университет (для обучения наукам) и который, кроме того, имеет место, подходящее для морской торговли, – который с помощью рек способствует сообщению с внутренними районами страны не меньше, чем с отдаленными пограничными землями, землями с разными языками и обычаями, – такой город, подобно Кенигсбергу на реке Прегель, можно считать подходящим местом для распространения не только знаний о людях, но даже знаний о мире, насколько возможно приобрести последние без путешествий.»

Кенигсберг прошлого века благоухает свободным демократическим воздухом. Город и университет, купец и ученый, учитель и государственный деятель встречаются на одной платформе и обмениваются своими идеями как общей валютой. Здесь меньше разделения по рангам, меньше изоляции профессий, чем можно было бы ожидать. Человек встречается с человеком на универсальном поле разумных человеческих интересов. В салонах высшего кенигсбергского общества сыны народа, такие как Кант, Гаманн и Краус, свободно встречаются и смешиваются с богатыми и высокородными людьми страны Результат виден в благородной независимости Шефихера, в возвышенном республиканизме Канта Немного найдется городов, где мэр был бы успешным культиватором литературы; где акцизный чиновник был наполовину пророческим мудрецом, другом Якоби и Лаватера; где торговые магнаты были близкими соратниками философских учителей. Удаленный от злобной атмосферы двора, Кенигс-берг, в отличие от большинства университетов Германии, воспитывал в своих гражданах чувство, что они составляют единую республику, включающую в себя как соперничающие, но дружественные силы интересы торговли, обучения и гражданского управления.

Глава 2. Кант в школе и учебном заведении

Кант, неоднократно признававший мощный стимул, которым шотландец Дэвид Юм пробудил его от догматической дремоты в философии, был также, согласно семейной традиции и собственному убеждению, шотландского происхождения. Его отец, Иоганн Георг Кант, родившийся в Мемеле в 1683 году, но впоследствии поселившийся в Кенигсберге, говорил о своих предках как о выходцах из Шотландии. Сам Кант, ближе к концу жизни, когда его слава распространилась за границей, однажды получил от епископа Линчепинга в Швеции письмо, в котором сообщалось, что его отец был шведом, служившим в начале века субалтерном в шведской армии, а затем эмигрировавшим в Германию. В своем проекте ответа на это письмо Кант излагает свое собственное убеждение следующим образом: «Что мой дед, проживавший в качестве гражданина в прусско-литовском городе Тильзите, был шотландского происхождения; что он был одним из многих эмигрантов, которые по тем или иным причинам покидали свою страну большими толпами в конце прошлого и начале нынешнего века и из которых значительная часть остановилась по пути в Швеции, а другие расселились в Пруссии, особенно в районе Мемеля и Тильзита (что доказывают фамилии, такие как Дуглас, Симпсон, Гамильтон и др, которые до сих пор встречаются в Пруссии) – об этом мне было прекрасно известно».

Прямого и подробного подтверждения убеждения, которое философ высказал на семьдесят третьем году жизни, дать невозможно, но не может быть никаких сомнений в его шотландском происхождении. Говорят даже, что он, как и его отец, сначала писал свое имя с буквой С (Кант), а изменил ее только для того, чтобы горожане не называли его Цантом. Но это вряд ли может быть правильным. В самом деле, его имя записано в книгах его школы (Collegium Fridericianum) как Kant, Cante, Candt, не говоря уже о других вариациях.[1 - Более того, даже его дед записан (1678) как Ганс Канд или Кант в ризничной книге в Мемеле. Сам философ поступил в университет под именем Эммануила Кандта.] Действительно, в Шотландии нет прямых следов его предков; но это, учитывая их вероятное положение в жизни, не вызывает удивления. Единственный известный шотландский Кант – это преподобный Эндрю Кант из Абердина, энергичный и ревностный противник епископальных нововведений и один из северных лидеров партии ковенантеров в середине семнадцатого века.

Но хотя точные указания отсутствуют, многочисленные факты служат подтверждением и объяснением этой связи. Один из младших современников Канта, профессор Краус, имел, как он рассказывает, в качестве бабушки вдову шотландского эмигранта по фамилии Стерлинг.

В семнадцатом веке Польша, похоже, предоставила шотландской эмиграции ту же возможность, которую сейчас ищут в Америке. В тот период в Данциге существовала значительная шотландская колония. В 1624 году (30 августа) Патрик Гордон, своего рода шотландский консул или агент, доводит до сведения Якова I беспорядочное состояние иммигрантов; несколько шотландских купцов в том же месте жалуются на «непомерное количество молодых парней и служанок, неспособных ни к какой службе, перевозимых сюда ежегодно, но особенно этим летом». Данцигцы пригрозили изгнать своих беспорядочных колонистов, а старый историк города называет Олд-Шотландию (Альт-Шотландия – название южного пригорода Данцига) настоящим «scathe or scaud» для этого места (как Schad-land). Другой Патрик Гордон, ставший впоследствии русским генералом, высадился в Данциге примерно тридцать лет спустя в поисках своей судьбы и обнаружил, что его соотечественников много не только там, но и в Браунсберге, Позене и вообще в Польше. Шотландский путешественник того времени Уильям Литгоу так отзывается о Польше: «Для благоприятности я скорее могу назвать ее матерью и кормилицей для шотландской молодежи и мальчиков, чем подходящей дамой для своего собственного рождения, одевающей, кормящей и обогащающей их жиром своих лучших вещей, помимо тридцати тысяч шотландских семей, которые живут в ее недрах». Другой писатель выражается менее благоприятно, рассказывая о том, как Шотландия, по причине своей многочисленности, будучи вынуждена распускать себя (подобно болезненным пчелам), каждый год посылала рои, из которых великое множество преследовало поляков с самым крайним видом изнурительного труда (если не умирало под бременем), собирая несколько крошек». В ту же эпоху шотландские купцы в значительной степени обосновались в Швеции. А если перейти от торговли к наемной войне, то в армейских списках Густава Адольфа можно найти более семидесяти шотландских имен, начиная с полковника и выше.

Отец Канта, как и его дед, по профессии был ремесленником (резчиком ремней и ремешков, отличным от шорников) и работал на себя в небольшом доме на Саддлер-стрит или рядом с ней в Переднем предместье. В 1715 году он женился на Анне Регине Рейтер, дочери другого ремесленника в городе; от этого союза родилось девять детей, из которых, однако, только пятеро пережили младенчество. Из них Иммануил, родившийся в 1724 году, был вторым. У него было три сестры, одна старше его, умершая незамужней, и две младшие. Последние скромно вышли замуж в Кенигсберге: одна из них, оставшаяся вдовой вскоре после замужества, в последние месяцы жизни стала кормилицей и сиделкой своего старшего брата. У Иммануила был также младший брат, на одиннадцать лет младше его. Мы слышали, что этот брат (Иоганн Генрих) посещал лекции Иммануила в университете, и что иногда их видели обменивающимися парой слов после лекции. После завершения университетской карьеры младший брат провел следующие годы в качестве воспитателя в различных семьях Корнланда, а умер в 1800 году в качестве сельского пастора в Рахдене. Иммануил Кант родился 22 апреля (этот день в восточно-прусском календаре считается днем Эмануила), в пять часов утра в субботу, и на следующий день был крещен. О его родителях можно рассказать немногое. «Никогда, ни разу, мне не приходилось слышать, чтобы мои родители произнесли неприличное слово или совершили недостойный поступок», – свидетельствовал сын в последующие годы. «Ни одно недоразумение не нарушало гармонии в доме» Он вспоминал, как, когда его отцу приходилось упоминать о торговых спорах между гильдиями шорников и ремесленников, его слова дышали лишь терпением и справедливостью. Честность, правда и мир в доме были характерны для этого дома. О своей матери, в частности, Кант всегда говорил с благоговейной нежностью. Она, по-видимому, была достаточно образованна; она с удовольствием брала своего сына, своего Манелктена (маленького Мануэля), в деревню, учила его названиям и свойствам растений, объясняла, что она понимает в тайнах неба и звезд. Прежде всего, она была глубоко религиозной женщиной. В ее доме были определенные часы для молитвы. Как и многие другие, богатые и бедные, в Германии в этот период, она была подхвачена течением религиозного возрождения, которое, как и все подобные движения, имело как много плохого, так и много хорошего. Его хорошая сторона заключалась в том, что оно стремилось быть жизненной религией, а не просто системой догм: оно пыталось воплотить в жизнь то, что нынешняя ортодоксия признавала на словах и в форме. Ее злая сторона заключалась в том, что она придавала преувеличенное значение определенным предписанным отношениям и чувствам к Богу и тем самым порождала болезненную, чрезмерно чувствительную и даже фанатичную привычку ума. Как протест религиозного чувства против церковного индифферентизма, оно заслуженно завоевало приверженцев по всей стране; и, возможно, то обстоятельство, что Фридрих Вильгельм I решительно симпатизировал его строгой морали и искренней вере, не могло не увеличить число его приверженцев.

Это новое движение, известное в истории под именем или прозвищем пиетизм, добилось значительных успехов в Кенигсберге. Этот успех был достигнут в основном благодаря двум людям, оба из которых были реформаторами образования. Первый из них, Й. Х. Лизиус, был первым директором новой школы, созданной в Кенигсберге под влиянием пиетизма. Наделенная особыми привилегиями и титулом королевской школы, Фридриховская коллегия (Collegium Fridericianum) вскоре стала влиятельной в городе. Но религиозный тон, который, как и следовало ожидать, характеризовал его, был не единственной его новой чертой. Говорят, что он был первым в городе, где преподавались история, география и математика. Лизиус, после активной и реформаторской деятельности, умер в 1731 году, и примерно через год после этого на посту директора школы его сменил Франц Альберт Шульц. Шульц, должно быть, не был обычным человеком. Это был человек, о котором Кант в последние годы своей жизни сказал: «Почти единственное, о чем я сожалею, – это то, что не сделал ничего, не оставил какого-нибудь памятника, чтобы выразить свою благодарность Шульцу». В Галле, штаб-квартире пиетизма, Шульц был увлечен течением евангелической реформы. Но там же он попал под влияние Вольфа. Философия Христиана Вольфа, тусклая и неинтересная, какой она стала сейчас для всех, кроме признанных адептов истории философии, находилась тогда в зените своей славы. Он с необходимым академическим декорумом руководил либеральной мыслью того времени, облекал мысли Лейбница в термины, привычные для наследственных хранителей философских школ, и привлекал молодежь Германии в Галле и Марбург, чтобы учиться мудрости. Среди учеников Вольфа был Шульц: ходили слухи, что великий человек сказал: «Если кто и понял меня, так это Шульц в Кенигсберге». Когда Шульц на тридцать девятом году жизни стал пастором церкви в Кенигсберге, он выступил в двойном качестве – евангелиста и философского реформатора, сочетая логическую и научную подготовку ученика Вольфа с рвением и пылом религиозного апостола. Как в церкви, так и в городе, в школе и университете он был активен и влиятелен Благодаря его усилиям Кенигсберг между 1730 и 1740 годами в значительной степени перешел под знамена пиетистской церкви, а коллегия Фридерицианум процветала под его патронажем. Старый король благосклонно относился к нему и его делу. Королевский указ от 1736 года, специально освобождающий кенигсбергских студентов от правила, по которому каждый прусский студент-теолог должен был пройти два года обучения в Галле, показывает, насколько истинная религия считалась главенствующей на богословском факультете Альбертины.

Родители Канта были в числе слушателей религиозного служения Шульца. Не только в материальных, но и в духовных делах он был их другом, а иногда любезно посылал бедному шорнику запас дров для зимнего костра. Шульц начал проявлять интерес к старшему мальчику. Иммануил был отдан на обучение в больничную школу в своем квартале города. Примерно в восемь с половиной лет, в Михаэле 1732 года, он был записан в Коллегиум Фридерицианум, где оставался до Михаэля 1740 года, когда уехал в университет. О тех восьми годах школьной жизни мало что известно Дисциплина в школе поддерживалась строго, – более строго, чем это нравилось некоторым мальчикам. Один из них, товарищ Канта по тем временам, знаменитый впоследствии филолог Давид Рюнкен, долгое время спустя писал ему, чтобы напомнить о том времени, которое они провели тридцать лет назад под суровыми, но спасительными ограничениями своих пуританских хозяев. Кант, похоже, работал хорошо, но не в направлении философии. Повлияло ли на него то, что Гейденрейх, преподававший ему латынь, был человеком более способным, чем другие мастера, или нет, но, во всяком случае, он познакомился с литературой Рима и до конца жизни знал наизусть длинные отрывки из латинских поэтов, особенно Горация, Персия и Лукреция. О Шульце, который был директором, и о Кристиане Склифферте, который был рабочим директором школы, мы ничего не слышим в связи с Кантом Один из его товарищей по школе, Рюнкен, уже был назван; другим был Кунде, который умер в ранней жизни, будучи перегруженным работой школьным учителем. Эти три мальчика, одинаково увлеченные ученостью, мечтали о будущей славе филологов-классиков и старались закрепить латинизированные формы, в которых их имена должны были появляться на титульных листах их книг.

Когда Кант был тринадцатилетним школьником, он потерял мать. В 1737 году ее внезапно оборвала ревматическая лихорадка, подхваченная во время посещения больного друга. Ее муж пережил ее всего на девять лет. Это не могло быть очень уютным домом.[2 - Форма, в которой церковные крючки вписывают похороны родителей Канта, говорит о бедности. Слова «Still; Arm,» (молчаливый; бедный), добавленные в каждом случае, показывают, что на могиле не было службы, и что за погребение не взимались взносы.]

Дочери должны были отправиться в мир, чтобы служить: Канту пришлось, как мог, добывать средства к существованию в школе и университете. Смерть отца, наступившая после паралича за восемнадцать месяцев до этого, была записана Кантом в семейной Библии следующим образом: «24 марта 1746 года мой дорогой отец был отозван благословенной смертью. Пусть Бог, не доставивший ему большого удовольствия в этой жизни, дарует ему за это радость вечную!»

Но вернемся. В 1740 году, в возрасте шестнадцати с половиной лет, Кант поступил в Кенигсбергский университет – в тот самый год, когда его великий современник и государь Фридрих II вступил в качестве короля Пруссии в борьбу против Австрийского дома, против суеверий, нетерпимости, невежества и мелочности. Возможно, Кант был зрителем факельного шествия студентов в июле, чтобы похвалить Фридриха за оказанную честь. Невозможно сказать, какую именно цель преследовал Кант, поступая в университет. Хотя по правилам каждый студент должен был записаться либо на юридический, либо на медицинский, либо на теологический факультет, он не записался ни на один из этих трех. Ходили истории о том, что студент Кант пытался проповедовать в сельских церквях; но сам Кант, очевидно, отрицал это обвинение, а свидетельство одного из его современников склоняет к тому, чтобы сделать легенду апокрифической Кант, говорит Гейльсберг (который вместе с Видмером был одним из его самых близких друзей в университете), никогда не был исповедуемым студентом теологии. Три спутника, как он объясняет, из похвального любопытства посетили одну из публичных лекций профессора Шульца (того самого Шульца, о котором уже упоминалось) и показали себя настолько искусными в экзаменах, что профессор вызвал их, чтобы расспросить о целях их жизни.

Кант, к нашему удивлению, выразил намерение стать врачом. Как бы мы ни относились к деталям этого рассказа, он свидетельствует о том, что Кант еще не начал ощущать необходимость или силу определенного призвания.

Во всяком случае, его обучение в колледже с 1740 по 1746 год охватывало весь факультет искусств и наук, или, как называют его немцы, философии. В области математики и физики он многому научился у двух человек – Теске и Кнутцена, особенно у последнего. Мартин Кнутцен, экстраординарный профессор логики и метафизики, был человеком, которому только местные препятствия помешали приобрести широкую известность. Будучи всего на одиннадцать лет старше своего ученика Канта, он получил профессорское звание в возрасте двадцати одного года. Чрезмерная преданность своей должности (он читал лекции по четыре часа, а иногда и больше, каждый день по философии и математике) измотала его, и он умер в 1751 году, в возрасте тридцати семи лет. Кнутцен, как и Шульц, был последователем Вольфа в философии и пиетиста Шпенера в религии; но, в отличие от Шульца, он был человеком кабинета и лекционного зала, не церковником и не церковным политиком. Его главный интерес лежал в области философии; его главный литературный труд, «Система причинности», опубликованный в 1735 году, касался вопроса, который в то время вызывал много споров между старшей школой философов, продолжавших догмы школяров, и младшей школой, черпавшей свои идеи у Декарта и Лейбница. Какие философские идеи Кнутцен передал Канту, мы не можем сказать; но мы знаем, что в целом это были современные, несколько смешанные и умеренные, теории метафизического характера, распространенные по всей Германии. Но нам известна услуга, которую он оказал и которая имела большее влияние на открытие и формирование ума Канта, чем любое формальное обучение абстрактной философии. Он одолжил молодому студенту труды Ньютона, а когда увидел, что их оценили, позволил ему пользоваться своей обширной библиотекой. Тем самым были достигнуты две цели. Во-первых, Кант приобрел тот аппетит к книгам, который так его характеризует. Другая – знакомство с методами естественного познания, экспериментальной философией. У Ньютона он научился пользоваться пращой, которая должна была сразить или хотя бы оглушить Голиафа необоснованной и некритичной метафизики.

В течение шести лет, в течение которых он был студентом, материальные средства Канта были невелики. Его отец был слишком беден, чтобы оказывать ему помощь. Дядя по материнской линии по фамилии Рихтер, зажиточный сапожник, иногда, возможно, часто, удовлетворял потребности своего племянника. Но по большей части Канту приходилось помогать себе самому. Как уже говорилось, он был в очень дружеских отношениях с двумя литовцами – Вльбмером и Гейльсбергом, – которым он, похоже, выступал в качестве неоплачиваемого наставника. В течение некоторого времени Вльбмер делил свою комнату с Кантом в качестве своего рода платы; а после отъезда Видмера другой друг, похоже, оказал ему аналогичную услугу. Другие из этих случайных учеников, по-видимому, оказывали помощь в соответствии со своими способностями. Один из них, например, как сообщается, помимо небольшой субсидии время от времени платил за кофе и белый хлеб (очевидно, роскошь), которые составляли простую трапезу в час урока. Некий Труммер, впоследствии врач в Кенигсберге (скорее всего, Й. Герхард Труммер, умерший в 1793 году), также платил за его уроки, а в последующей жизни продолжал (не совсем к удовлетворению Канта) обращаться к нему на привычном «Масле». Иногда, когда старая одежда остро нуждалась в починке, друг, который тем временем должен был содержать свою комнату, одалживал ему часть своего гардероба на этот случай. Хейльсберг даже добавляет – а ведь именно он должен владеть собой, чтобы не принимать на веру все рассказы старика о его бурной и безбедной молодости, – что он и его друзья иногда зарабатывали немного денег, успешно играя на бильярде или в l’hombre. В таком положении оказались трое молодых людей, ставших впоследствии столпами академического или политического мира (Гейльсберг стал кригсратом в Кенигсберге, а Видмер – финансистом в Берлине). Но в двадцать один год, когда надежда еще управляет воображением, а жизнь бьется энергичными импульсами, такие лишения лишь пробуждают энергию и закаляют характер.

В 1746 году умер отец Канта, и сын, не получив места ассистента в нынешней кафедральной школе Кенигсберга, вынужден был искать временное пристанище за пределами города. Его обучение было почти завершено, и после девятилетнего перерыва, который можно отнести частично к подготовительному этапу, частично к практической работе преподавателя, он приступил к тому, что стало делом всей его жизни.

Глава 3. Probitas laudatur et alget

Как и многие другие студенты в стране, где мало что способствовало учености, Кант нашел наиболее очевидный выход – взять репетиторство в обеспеченной семье. Его первая должность была в семье пастора Андерша из реформатской церкви в Юдшене. Деревня Юдшен находится примерно в шестидесяти милях к востоку от Кенигсберга, недалеко от города Гумбиннен. Здесь, по одним сведениям, он пробыл три года. Здесь, по воображению французского биографа, он иногда замещал кафедру отсутствующего священника. Но о том, как и чему он учил, кто были его ученики и как ему нравились его обязанности, мы ничего не знаем, и фантазия вольна восполнить детали материалами, почерпнутыми из обычной истории жизни частного репетитора. Сам Кант, рассказывая об этих годах, заявлял, что вряд ли можно найти репетитора с лучшей теорией и худшей практикой, чем он сам Его вторая репетиторская деятельность проходила в поместье Аренсдорф, резиденции оруженосца этого места, некоего фон Гильсена. Аренсдорф находится в нескольких милях к западу от города Морунген (родины Гердера), в холмистой и усеянной озерами местности к югу от Эльбинга.

Об этой связи с семьей Хийльсен, которая, как говорят, длилась полтора года, нам также известно очень мало. Один из учеников Хийльсенов впоследствии жил у Канта*, когда тот достиг совершеннолетия и поступил в колледж; и, возможно, небезынтересно будет добавить, что Хийльсены были одними из первых прусских землевладельцев, заслуживших похвалу освобождением своих крестьян. В-третьих, говорят, что Кант был воспитателем в семье графа Кейзерлинга в Раутенбурге, поместье близ Тильзита. Но это утверждение нельзя принимать буквально. У графа Кейзерлинга не было детей, и кажется вероятным, что учениками Канта были два сына второй жены графа, Графин фон Трухзесс Вальдбург, от ее первого мужа. Именно родственникам этой дамы первоначально принадлежали имения Раутенбурга, и у них они были куплены ее первым мужем, который умер в 1761 году. Если Кант и был в 1752 году воспитателем ее двух сыновей, то, должно быть, в то время, когда она еще была женой графа Иоганна Гебхарда. Эта дама, впоследствии Графин фон Кейзерлинг, когда ее второй муж после 1772 года ушел с дипломатической службы в Польше, поселилась вместе с ним в Кенигс-берге. Ее дом, роскошно и эстетично обставленный, стал курортом лучшего общества города, который посещали не только богатые и знатные, но и интеллектуальная аристократия провинции – такие люди, как Кант, Гиппель, Гаманн. Граф умер в 1787 году, а его жена последовала за ним в могилу четыре года спустя. Оба они обладали выдающимися талантами и культурой. Графин, в частности, сочетала тонкий социальный такт, умевший уважать достоинства и интеллект, со значительным вкусом и мастерством как в искусстве, так и в литературе. Но как бы ни относиться к этим годам деревенской жизни и работы, о которых Кант в зрелом возрасте вспоминал как о приятном воспоминании, достаточным доказательством того, что он не пренебрегал своими занятиями, служат его опубликованные работы? Его первая книга, хотя на титульном листе стоит 1746 год, вышла в 1749 году. Расходы на печать взял на себя в основном его дядя Рихтер. В этих «Мыслях об истинной оценке живых сил» рассматривался вопрос механической теории, волновавший Лейбница и последователей Декарта, – вопрос о законе или формуле движения Две короткие статьи по вопросам космической спекуляции появились в кенигсбергском периодическом издании в 1754 году. Но его первое важное сочинение – «Общая естественная история и теория небес» – было напечатано в 1755 году. Оно содержало наводящую на размышления гипотезу о происхождении и устройстве Вселенной и указывало на новое решение проблем естественной теологии. Но ее ждала несчастливая судьба. Фридрих Великий, которому она была посвящена, так и не увидел ее. Издатель, через которого она должна была выйти, потерпел неудачу, и экземпляры книги так и не попали на Лейпцигскую ярмарку. Напечатанная, она вряд ли была в подлинном смысле слова издана.

В равной степени на тему, взятую из физической науки, он написал диссертацию «De igne», которая привела его к получению степени доктора философии (англ. Master of Arts) 12 июня 1755 года. В том же году в Михайлов день он «хабилитировал» или квалифицировал себя как приват-доцента своим «Новым изложением первых принципов метафизического знания» («Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova dilucidatio»). И с зимней сессии (семестра) 1755 года он начал свою карьеру лицензированного, но не получающего жалованья лектора в Кенигсберге, карьеру, в которой ему пришлось задержаться на пятнадцать лет. К этому привели неизбежные обстоятельства, а не желание оставить Канта на холоде. В 1756 году он подал заявление на экстраординарную кафедру философии, которая оставалась вакантной после смерти его учителя Кнутцена: но, к сожалению, берлинское правительство, предчувствуя объединенное австро-русско-польское нападение, решило экономить, сократив бюджет на образование до самых низких пределов. Два года спустя, в 1758 году, когда освободилось место ординарного профессора логики и метафизики, Кант стал кандидатом на эту должность. Русский губернатор (это было во время русской оккупации) назначил на эту должность кандидата от факультета, другого приват-доцента) по фамилии Бак, старшего по положению перед Кантом. В 1764 году, после восстановления мира, правительственный совет в Кенигсберге получил депешу из министерства Фредерика, в которой спрашивалось, будет ли некий магистр Кант, уже известный своими учеными трудами в мире литературы, в отношении его знакомства с немецкой и латинской поэзией подходящим лицом для занятия профессорской кафедры поэзии, которая оставалась незаполненной с 1762 года. Кант, которому, вероятно, не нужно было напоминать о горацианской максиме «видеть то, что плечи отказываются нести», не стал выдвигать свою кандидатуру на этот пост; и первым результатом милостивого отношения к нему правительства стало его назначение в феврале 1766 года на должность подбиблиотекаря в библиотеке Шлосса с ежегодным жалованием в шестьдесят два талера (около 10 фунтов стерлингов). Таким образом, в возрасте сорока двух лет он получил свою первую официальную должность, да еще и с таким доходом. Почти в тот же день он взял на себя руководство частной коллекцией естественной истории и этнографии одного богатого купца, но вскоре оставил эту должность, так как вскоре после этого отказался от библиотечного дела, сочтя обязанности шоумена и цицерона не более чем неблагодарной тратой времени. Эти годы, которые он провел в качестве приват-доцента с 1755 по 1770 год, должны были стать для Канта нелегкой работой. Не имея личных средств, на которые можно было бы опереться, он был вынужден смотреть фортуне в лицо и надеяться только на себя. С самого начала жизни он взял за правило ничем не быть обязанным никому; чтобы, как он говорил, никогда не вздрагивать при стуке в дверь, не боясь, что это зов дуньи. Его одинокое пальто стало настолько изношенным, что некоторые богатые друзья сочли необходимым предложить ему в сдержанной манере деньги на покупку новой одежды Кант, в своем глубоком чувстве независимости, отказался от этого подарка. Он отложил резервную сумму в двадцать фридрихов, чтобы использовать ее только в случае болезни. В этот период и даже позже он жил в разных квартирах, вынужденный, как и другие ученые души, покидать кварталы, где невыносимые шумы действовали ему на нервы. Один из его биографов упоминает пять домов в качестве его сменяющих друг друга, прежде чем он, наконец, в 1783 году поселился в доме на Принцессин-штрассе, который он занимал до самой смерти. Один из них находился на Магистер-гассе, недалеко от реки, и из него его выгнали шумные лодочники. Несколько лет после 1766 года он жил у книготорговца Кантора, который сильно страдал от кричащего петуха. В справочнике Кенигсберга за 1770 год сообщается, что magister legens и subbibliofhecarius герр Иммануил Кант жил вместе с бухфюрером Й. Кантером в Lbbenicht dhnweit der krummen Grube.

Лекции Канта поначалу касались математики и физики – тем, которыми, очевидно, в основном занимался он сам. Первые десять лет он читал одновременно курсы по логике и другим разделам философии. Но примерно с 1765 года он начал отказываться от математики и ограничиваться сугубо философскими отраслями знания. В некоторые из предыдущих лет вместе с программой своих лекций он публиковал небольшое эссе по какому-нибудь физическому вопросу. Объявление о его курсах на 1765—66 год охватывает логику, метафизику, этику и физическую географию. Лекции по физической географии, которые он начал читать около 1757 года, всегда оставались одним из самых популярных курсов, которые посещали многие посторонние люди, особенно военные, принадлежавшие к русскому гарнизону. Другим не менее популярным курсом была антропология – своего рода сплетни и элементарная психология. Оба эти курса были опубликованы: «Физическая география» д-ра Ринка по рукописи Канта в 1802 году, а «Антропология» самого Канта – в 1798 году. Это была последняя работа, которую он подготовил к печати; спрос на нее был настолько велик, что первое издание в две тысячи экземпляров разошлось менее чем за два года, и в 1800 году было выпущено второе издание в таком же количестве. Военная пиротехника и искусство фортификации также были предметами, по которым он проводил занятия с армейскими людьми. Один из его биографов рассказал нам о том. Появление Канта на его первой лекции в 1755 году. Она была прочитана в комнате на первом этаже в доме старого профессора Кипке, у которого Кант тогда жил. Когда пробил час, толпа студентов заняла вестибюль и ступеньки, а также заполнила комнату; Кант, выбитый из колеи видом своей аудитории, казалось, потерял голову и произнес несколько почти неслышных замечаний, снова и снова поправляя себя. На следующем часе лекции он показал себя более непринужденно. Но с его тонкой душевной организацией его всегда было легко потревожить на лекции Каждый, вероятно, слышал о его привычке зацикливаться на определенном ученике как на идеальном объекте для своих замечаний, и даже на определенной пуговице на пальто этого ученика; и об ужасном крахе, который произошел однажды утром на лекции, когда вместо пуговицы пальто представило только рудименты его крепления Он также возражал против студентов, которые записывали его высказывания дословно, предпочитая видеть внимательное лицо, пытающееся уловить лекцию на месте

Его метод в этих курсах лекций заключался в использовании учебника в качестве основы для собственных замечаний. Так, в логике и метафизике он сначала следовал «Руководствам» Баумейстера; в более поздние годы он использовал «Логику» Майера и «Метафизику» Баумгартена. «Логика Вольфа, – говорил он, – лучшее, что у нас есть». Баумгартен достойно сконцентрировал Вольфа, а Майер еще раз прокомментировал Баумгартена». Этот метод распространялся и на лекции по математике и физике. Кант всегда воздерживался от преподавания своей собственной системы как таковой и настаивал на различии между своими обязанностями учителя молодежи и другими обязанностями автора и мыслителя, пишущего для ученого мира. На своих лекциях он помогал своей памяти маргинальными заметками, часто наклеенными на его собственный экземпляр учебника, и свободными листами бумаги, на которых были записаны главы его изложения.

Его ученики в те годы часто с энтузиазмом подражали своему учителю. Гердер, философ-поэт и философ-теолог, посещал лекции Канта в 1762—1764 годах и однажды был настолько восхищен, что изложил идеи, высказанные на лекции, в стихах и однажды утром передал поэму Канту, который прочитал ее вслух классу. Примерно тридцать лет спустя, когда юношеский энтузиазм сменился холодностью и антагонизмом, Гердер написал светлый отзыв о своем старом учителе. «Его открытое, задумчивое чело было местом неизменного веселья и радости; с его губ слетали самые глубокие выражения; шутки, остроумие, юмор были в его власти, а его поучительные речи были похожи на самую занимательную беседу. С той же оригинальностью, с какой он проверял Лейбница, Вольфа, Баумгартена, Крузиуса, Юма, прослеживал естественные законы Ньютона, Кеплера и физиков, он ссылался на появившиеся тогда книги «Эмиль» и «Гелуза», а также на все новые открытия в физике, о которых ему стало известно, оценивал их ценность и всегда возвращался к бескорыстному изучению природы и нравственного достоинства человека. История человека, народов, природы, физическая наука, математика и опыт были источниками, которые давали жизнь и интерес его лекциям и беседам. Ни одно знание не было для него безразличным; ни кабала, ни секта, ни выгода, ни амбиции не имели для него ни малейшей привлекательности в сравнении с расширением и разъяснением истины. Поощряя и понуждая своих слушателей, он учил их думать.

Секрет привлекательности Канта как лектора, очевидно, заключался в реальности его знаний – в том, как при всей их обширности они были сконцентрированы и объединены. Он был широким, если не очень глубоким читателем в области литературы, и особенно в конкретных науках – тех, что изучают человеческую жизнь во всех ее фазах и явления физического мира. Ему были знакомы продукты всех частей земли, нравы и обычаи далеких и варварских племен, все очертания наиболее примечательных построек человека. Английский незнакомец, услышавший от него описание Вестминстерского моста, едва ли мог поверить, что говорящий не был на этом месте. Он вживался в то, что читал, пока это не становилось частью его собственного опыта. Когда в конце 1755 года произошло великое землетрясение в Лиссабоне, Кант был готов и желал просветить жителей своего города относительно условий, известных или предполагаемых, явления, которое вызвало такой сильный интерес во всей стране. Когда в 1762 году появился «Эмиль» Руссо, Кант был так увлечен чтением этой работы, что в тот день он один из тысяч человек отменил свою обычную послеобеденную прогулку, чтобы дочитать ее до конца. Еще одним доказательством его широкого интереса ко всему человеческому и божественному было то внимание, которое он уделял изучению мистицизма Сведенборга. Но лучшим из всех свидетельств его широких человеческих симпатий, глубокого понимания в сочетании с изяществом и тактом стали его «Замечания о чувстве прекрасного и возвышенного», опубликованные в Кенигсберге в 1764 году.

Кант был не просто метафизиком, не просто человеком науки: он был и тем, и другим, но и многим другим. В период, о котором мы сейчас говорим, он не только читал много лекций до и после полудня, но и занимался присмотром за молодыми людьми, отданными ему на попечение в его пансионе. Во время каникул он видел несколько иное общество. Иногда он проводил несколько недель в Капустигалле, резиденции Кейзерлингов, расположенной в десяти милях к юго-западу от Кенигсберга, где давал уроки младшим членам семьи Графина. С ними чередовались и другие визиты на каникулах. Одним из них был гостеприимный особняк барона фон Шроттера в Вонсдорфе (между Алленбургом и Фридландом); до конца жизни Кант сохранил очаровательное воспоминание о летнем утре, которое он провел с трубкой и чашкой кофе, беседуя со своим хозяином, генералом фон Лоссовым, в беседке на высоком берегу реки Алле. Загородный дом фон Лоссова под Ин-стербургом был еще одним и самым отдаленным пунктом, куда его заносило во время отпуска. В Пиллау с его песчаными полями, приятно раскинувшимися между Гаффом и Балтикой, он тоже иногда ездил. Но любимым местом отдыха Канта в те годы средней жизни был Модиттен, примерно в восьми милях к западу от Кенигсберга. В доме главного егеря (обер-егеря) Вобсера и его жены Кант, как и другие кенигсбержцы, иногда проводил приятную неделю в лесных окрестностях. Там он написал свои «Замечания о чувстве прекрасного и возвышенного», причем сам хозяин, как утверждают, представлял собой типичного немца, описанного в главе о характерах национальностей.

Кант уже познакомился с несколькими видными жителями города. Одним из них был английский купец Грин, обосновавшийся в Кенигсберге. В одном анекдоте рассказывается, как однажды в сквере Кант горячо отстаивал права американских колонистов против попыток британского правительства обложить их налогами, и как Грин, тогда еще незнакомый Канту, в негодовании вскочил и потребовал удовлетворения от злопыхателя своей нации. Кант, добавляет история, в ответ лишь спокойно объяснил причины своей позиции и в конце концов так сумел убедить Грина, что тот пожал ему руку, и после этого они остались самыми близкими друзьями. Если этот инцидент не относится, как принято считать, к американской войне, то начало дружбы Канта и Грина приходится на 1765 год – дату принятия Гербового закона и оппозиции против него, поднятой в Виргинии. Таким образом, мы очищаем эту историю от всяких мифических наветов – ведь Кант, как мы знаем от Гаманна, был частым гостем Грина в 1768 году. Каждый субботний вечер он проводил в доме Грина до самой его смерти, а после этого больше не посещал вечерние приемы. У Грина он вложил свои деньги, получив шесть процентов вначале, а затем пять, когда инвестиция была изменена. Матерби, партнер Грина, был еще одним близким другом, с которым он регулярно обедал каждое воскресенье (но это, конечно, относится к более позднему периоду); к числу этих коммерческих связей можно добавить Хэя, шотландского торговца.

В другой класс входит Джон Джордж Гаманн, который вернулся в родные места в 1759 году, на шесть лет моложе Канта. Очевидный контраст между этими двумя людьми был велик Гаманн, «северный маг», недовольный всеми абстрактными рассуждениями, тоскующий по какой-то вере и единству, которые он не мог найти.