banner banner banner
Поиск Счастья
Поиск Счастья
Оценить:
 Рейтинг: 0

Поиск Счастья


Через месяц Саманта осознал глубокий смысл закона причины и следствия. Он понял, что каждый его поступок и слово имеют последствие, и он в силах изменить свою судьбу и окружающий мир через свои действия".

Эти притчи писались 2000 лет назад. Аарон понимал, что поколение 21-го века выслушает их, но не поймет, улыбнется и подумает – очередная красивая сказка. Это его не устраивало.

Аарон взял лист бумаги и написал первую строчку. Устранить Страдания, Дать Радость. Эти четыре слова объясняют, чему учит Буддизм.

Четыре этих слова очень важны. Все мы хотим стать счастливыми и не хотим страдать. Никто из нас не желает находиться в горе и в печали. Любой человек стремится к радости к счастью, без исключений. Любой человек, в какой бы стране и в какую бы эпоху ни жил, хочет быть счастливым и не страдать.

Поэтому, можно сказать, что цель нашей жизни, цель нашего рождения – быть счастливыми. Именно так Шакьямуни Будда и объяснял путь, в котором можно устранить страдания и быть счастливым. Иными словами, Буддизм объясняет цель нашей жизни. Шакьямуни говорил, что существует огромное множество страданий, и объяснял, каким образом можно устранить корень этих страданий.

Различные сферы человеческой деятельности занимаются избавлением людей от страданий. Например, медицина – от болезней, экономика – от кризисов. Люди стремятся быть счастливыми в бизнесе, спорте, искусстве, хотят быть богатыми, известными. Они считают это счастьем. Эти отдельные стремления требуют больших трудов, и это понятие счастья является временным – в отличие от абсолютного счастья, о котором говорит учение Буддизма.

Кроме желания быть счастливыми самим, мы желаем счастья своим близким. Но, прежде чем желать счастья другим, нам самим нужно разобраться, что же это такое. Ведь без этого знания мы не можем поделиться им с дорогими нам людьми. И если наши близкие страдают, нам важно найти корень этих страданий, иначе мы не сможем им помочь. Сначала мы должны стать счастливыми, а потом поделиться со всеми остальными. Важно понимать, что за мир нас окружает, и кто мы такие…

Во многих случаях наука утверждает обратное тому, о чем говорит религия. Что касается закона причины и следствия, то он является научным и его используют во многих науках.

1. Физика: закон причины и следствия находит применение в объяснении физических явлений. Например, второй закон Ньютона утверждает, что сила, применяемая к объекту, вызывает его ускорение. В данном случает причина – это сила, а следствие – ускорение.

2. Биология: определённые генетические мутации (причина) могут привести к развитию определенных заболеваний (следствие).

3. Экономика: этот закон применяется для анализа экономических явлений. Например, изменение уровня потребительских расходов – причина, которая может влиять на общую экономическую активность и рост ВВП – следствие.

4. Психология: здесь закон помогает понять, какие факторы могут влиять на поведение и эмоции человека. Например, стресс (причина) может привести к развитию психологических симптомов и травм (следствие).

5. История: закон используется для анализа исторических событий и процессов. Например, можно изучать как политические решения (причина) влияют на ход исследуемой исторической эпохи (следствие).

Это лишь несколько примеров того, как закон причины и следствия применяется в различных научных сферах для понимания и объяснения разнообразных явлений и процессов.

В нашей сегодняшней лекции мы рассмотрим закон причины и следствия на примере учения Буддизма. Нужно отметить, что многие ученые восхваляли Буддизм. Например, Эйнштейн говорил: "Если есть что-то, чего не хватает современной науке, то это можно заменить Буддизмом". Также Эйнштейн выражал уважение к Будде: "Если есть какая-то религиозная личность, которая заслуживает глубокого уважения, то это, безусловно, Будда. Он положил начало наиболее созидательному и нравственному учению, которое когда-либо было дано человечеству".

Чтобы понять, осмыслить и прочувствовать вышеперечисленное, необходимо начать с закона, который является основой Буддизма и который приводит нас на путь счастья. Если сравнить Буддизм с деревом, то закон причины и следствия будет соответствовать его корню и стволу. Без корня дерево засохнет, а без ствола его не будет, оно упадет. Отсюда становится ясно, насколько важны корень и ствол для дерева и насколько важен закон причины и следствия в Буддизме. Без понимания закона причины и следствия мы не сможем понять Буддизм и не сможем достичь главной цели – быть счастливым.

Итак, начнем разбираться и возьмем первое слово – Закон. Что это такое? Закон – это истина. Истиной в Буддизме называется то, что соответствует трем временам (прошлое, настоящее, будущее) и десяти направлениям (север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток, верх, низ). То есть законом, истиной в Буддизме называется то, что остаётся неизменным в трёх временах и в десяти направлениях, то есть что неизменно везде и всегда.

Именно такой истиной, верной везде и всегда, в Буддизме считается "Закон причины и следствия", где закон – это истина, причина – это действие, а следствие – это результат.

Любой результат имеет причину. Если существует причина, то обязательно появится и результат. Это также можно объяснить двумя предложениями:

– Незасеянное семя никогда не взойдет,

– Посеянное семя всходит всегда.

В этом заключается неизменная от времени и пространства истина. Бывают случаи, когда мы получаем результат, но не понимаем, в чем заключалась причина. Например, если произошло крушение самолёта, и он упал в море…

Тут Аарон оторвался от своих записей, приподнял голову, положил ручку и посмотрел куда-то за окно. Он не любил перелёты, это не его любимый вид путешествия. Он подумал о долгом перелете через океан, представил соседей рядом и улыбчивых стюардесс, обычно интересную при дальних полетах еду и вкусные напитки. Он остановил себя, представляя лица студентов – у одних они заинтересованы, у других безразличны. Главное, чтобы был результат. Если хоть одного эта лекция зацепит, значит, поездка была результативной – подумал он и снова взялся за ручку.

…Итак, произошло крушение, и самолёт упал в море. В таких случаях часто бывает, что сколько потом люди ни пытаются выявить причину крушения, это сделать не получается. И, даже если причина непонятна, это не означает, что причины не было. Однозначно была причина крушения – турбулентность или отказ двигателя, например. Никогда бы не случилось крушения самолёта, если бы не было причины. Итак, часто бывают случаи без ясной причины, но не бывает случаев без причины.

Для ясного понимания закона причины и следствия нужно понять: нет результата, не имеющего причину, и исключений в этом правиле нет.

Причинно-следственную связь в Буддизме объясняют следующим образом.

Хорошие причины – хороший результат.

Плохие причины – плохой результат.

Мои причины – мой результат.

Если посеять хорошие семена, появится хороший урожай.

Если посеять плохие семена, появится плохой урожай.

Если появится хороший урожай, значит, были посеяны хорошие семена.

Если появится плохой урожай, значит, были посеяны плохие семена.

И всё, что возникает в моей собственной жизни, было порождено моими собственными поступками.

Результат всегда появляется с посеянными семенами.

Если посеять семена тыквы, взойдет тыква.

Если посеять семена риса, взойдет рис.

Невозможно посеять семя тыквы и получить рис.

Семена – это наши поступки. Хорошие поступки приводят к хорошему результату и к хорошей судьбе, а значит, к счастью. Плохие поступки приводят к плохим результатам и к страданию, а значит, к несчастью.

Аарон вспомнил, как на одной из лекций в местном университете один из студентов, говоря о хороших поступках, сказал: "Для того, чтобы совершать хорошие поступки, нужно иметь много денег и много свободного времени, или рисковать своей жизнью, чтобы что-то действительно считалось хорошим поступком". И, действительно, по разным причинам хорошие поступки могут казаться людям трудными. Многие считают, что хорошие поступки всегда требуют финансовых затрат. Например, они могут думать, что помощь благотворительным организациям или пожертвования денег – это единственный способ сделать доброе дело. Некоторые считают, что для хороших поступков нужно много времени, которое они не могут себе позволить в силу своей занятости. Люди могут подумать, что хороший поступок обязательно должен быть признан и вознагражден, иначе он не имеет смысла. Другие опасаются, что их доброта может быть недооценена или даже использована во вред. Есть мнение, что хорошие поступки должны быть сложными и великими, и такое понимание может давить на людей, не чувствующих в себе способность на деяния подобного масштаба. А некоторые могут чувствовать давление своей среды, общества или культуры, что усложняет поступки, которые, как им кажется, не соответствуют стандартам или принятым нормам своего сообщества.

В Буддизме отмечается семь видов хороших поступков, которые мы можем выполнить прямо сейчас, не тратя на них материальных средств и не делая ничего грандиозного. Это – "семь видов нематериального даяния".

1. Дарить теплый взгляд. Обращать к другим добродушный теплый взор. Даже есть поговорка "Глаза – окна души" или "Глаза говорят больше, чем язык".

2. Дарить светлую улыбку. Говорят, "улыбка – это паспорт, универсальный для всего мира". Если человек улыбается, ему не важны границы, он может "пересекать" всякие рубежи, улыбаясь. Улыбаться умеют все, улыбка служит прекрасным деянием, и она почти всегда взаимна.

3. Дарить добрые слова. Говорить добрые слова другому человеку. Человеческие отношения определяются посредством слов, которые мы проговариваем. Если человек дарит другим добрые слова, он проявляет симпатию, а если он говорит злобные, острые слова, люди отворачиваются от него.

4. Дарить физическую помощь. Оказывать физическую помощь другому человеку.

5. Даяние сердцем. Выражать искреннюю благодарность другому человеку. Это даяние является хорошим добрым поступком. Согласно опросу, 90 процентов женщин хотели бы услышать от своих мужей слово "спасибо". По тому же опросу, дети хотели бы услышать от своих родителей слово "спасибо". Слово "спасибо", выражающее благодарность, обладает мощнейшей силой. В одном из университетов студентам было поручено каждый день записывать пять пунктов, где бы они выражали свою благодарность. Благодаря этому, был получен хороший результат, студенты стали себя лучше чувствовать, наполнились энергией, стали хорошо спать, стали более добрыми, у них появилось больше желания помогать друг другу. И для этого не понадобилось никаких денег, материальных средств, просто нужно было написать слова благодарности по любым пяти пунктам. И самым показательным словом было "спасибо", обладающее огромной мощью. Слово "спасибо" делает счастливым и произносящего его, и того, кому оно направлено.

6. Даяние места. Уступать место другим людям.

7. Даяние крова. Принимать гостей, предоставлять ночлег, еду. Все это составляет даяние крова. Человек, которому мы все это предоставим, будет радоваться, и мы будем рады тоже.

Любой человек способен совершить эти семь видов нематериального даяния, если у него есть на это желание. Нет ничего особенного в этих семи деяниях, нет ничего грандиозно сложного. Эти поступки способен совершить любой человек в любом месте, и, если он будет совершать их регулярно, ежедневно, беспрерывно, от этого его жизнь может очень сильно измениться. Если постоянно сеять хорошие семена, то это становится привычкой. Если человек постоянно совершает плохие поступки, это тоже входит в привычку, и от них потом очень трудно избавиться. Чем больше мы будем близки к совершению этих семи даяний, тем счастливей будем себя чувствовать. И, конечно же, мы можем совершать множественное количество других хороших поступков, которые приносят счастье людям, но все вышеперечисленное мы можем начать прямо сейчас, и делать это ежедневно.

Даяние на санскрите означает "ДАНА". На английском это слово звучит как "ДОНО", "донейшн", "донейт" и т.д. Иными словами, совершать даяние означает проявлять доброту. Тот человек, который получает эту доброту, становится счастливым; и тот человек, который подарил эту доброту, тоже становится счастливым. Это происходит, согласно закону причины и следствия, гласящему, что хорошие семена порождают хорошие плоды.