Стефан Стефанов
Краткая энциклопедия печатных технологий
Предисловие
Предлагаемая читателю книга призвана способствовать структурированию знаний в области печатных технологий и их применения в виде системы: процессы, оборудование, материалы, готовая печатная продукция и терминология.
Терминология – это особый разговор, поскольку термины не изобретают – они распространяются среди специалистов и уходят со сцены, если обозначенный объект устарел и не применяется. Иногда суть термина не совпадает с сутью слова в разговорном языке. термин – это слово или сочетание слов со строго определенным значением, исключающим многозначность. например, в полиграфии широко используют сегодня термин «цифровая печать» («технологии цифровой печати»). Это не значит, что печатают цифрами. Когда печатают цифрами, процесс в полиграфии определяют термином «нумерация». термины «вуаль» и «мышь» не имеют ничего общего с общепринятыми значениями, но они понятны для полиграфиста. встречаются, однако, «революционеры», которые не воспринимают некоторых терминов, считая их устаревшими. например, при защите кандидатской диссертации молодая дама встает и заявляет, что термин «шелкография» устарел, так как давно никто не использует сетки из шелка. Да, я согласен: сетки из шелка не используют, но используют сетки из других материалов и печатную форму изготавливают на сетке. Можно изобрести новый термин «сетчатая печать», как в английском и болгарском языках. но в русской терминологии принят термин «шелкография», и он не устареет, пока эта печатная технология будет использоваться.
Книга начинается с терминологии, потому что автор считал нужным уточнить понятия, использованные при изложении текста. Это будет способствовать лучшему взаимопониманию между автором и читателем. начиная чтение с терминологии, достаточно вначале поверхностного ознакомления с ней, а далее можно будет возвращаться к терминам по необходимости и уточнять их значения.
После каждого раздела дан краткий список базовых источников информации для более углубленного ознакомления с материалом.
Систематизация и структурирование знаний позволяют увидеть картину в целом, обнаружить белые пятна и пропуски, лучше запомнить основное.
В Интернете есть много статей по полиграфии и, в частности, по печатным технологиям. Часть из них написана мною. Есть и несколько моих книг. в печатном виде их можно найти в библиотеках техникума им. Ивана Федорова, МГУП, РУДН, МосгУ.
Посващаю: инициатору данного издания профессору Симеону Михайловичу Галкину и генеральному директору компании «Полиграфические системы» за осколки времени, которые он мне подарил.
Введение: Технологии и история книгопечатания
Посвящаю: инициатору данного издания профессору Симеону Михайловичу Галкину и генеральному директору компании «Полиграфические системы» за осколки времени, которые он мне подарил.
Человеческий след
Все живое на Земле оставляет свой след на камне, песке, дереве и глине.
Человек оставляет свой след на камне, глине, дереве и бумаге, используя для этого цвет. в начале были живопись и составление надписей, потом появились книгопечатание и полиграфия.
Первый этап полиграфии связан с книгопечатанием, однако многие материалы, например бумага, чернила и краска, а также некоторые прототипы изданий, например свитки и рукописная книга, существовали до книгопечатания. Даже печатные формы были изобретены до книгопечатания – перстни-печатки царей и печатные доски, которые сохранились до наших дней. так, тульские печатные пряники делают с использованием печатных досок.
Изобретение технологий, непосредственно связанных с текстом, изображением (иллюстрацией) и цветом, прошли четыре этапа развития:
• изобретение живописи (создание изображения);
• изобретение письменности (создание азбук, шрифта и текста);
• изобретение книгопечатания (размножение изображений и текста);
• изобретение электронных цифровых технологий (создание, размножение и хранение изображений и текста в цифровой форме).
Все этапы связаны с текстом, изображениями, цветом, шрифтами, т. е. полиграфией, и объединены в технологиях:
• живопись связана с цветом и созданием иллюзии пространства на плоскости;
• изобретение письменности привело к созданию азбук и шрифтов;
• книгопечатание объединило набор текста из отдельных литер и обработку изображений с синтезом цвета красящих веществ на оттиске;
• электронные цифровые технологии породили технологии цифровой печати, которая видоизменила основной принцип полиграфии – идентичность всех экземпляров в тираже печатной продукции. Сегодня экземпляры в тираже уже могут быть неидентичными и отличаться отдельными фрагментами – это позволяет технология персонализации отдельных или всех экземпляров тиража.
Классифицируя технологии, можно разделить их на технологии, связанные:
✓ с выделением чистого природного продукта, синтезом новых веществ и их использованием. в полиграфии – это технологии производства красителей, пигментов, чернил, тонеров, красок, лаков, полиграфической фольги;
✓ с выделением, хранением, переносом и использованием энергии. В полиграфии – это двигатели оборудования, искусственные стандартизованные источники света, без которых работа с цветом невозможна;
✓ с созданием, обработкой, хранением и передачей информации. Сюда входят все полиграфические технологии как средство коммуникации с использованием печатных средств;
✓ с экологией. Сюда входят все технологии, восстанавливающие равновесие в природе. В полиграфии (и не только) в этой среде сделано ничтожно мало.
Первые три группы технологий можно определить как разрушительные по отношению к природе. Человек словно отгораживается от природы, противопоставляясь ей. Экологические технологии нельзя назвать созидательными, но они решают задачи единения Человека с Природой.
Изобретая технологии, человек создает свой искусственный мир, отделяющий его от природы. Однако мы не должны забывать, что каждое наше действие подчиняется законам природы и получает от них особый отпечаток.
Роль полиграфии в истории человечества. Рождение книгопечатания
До изобретения книгопечатания делали надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или восковом слое.
С изобретением технологии изготовления папируса и пергамента были свитки, с изобретением бумаги – рукописные книги. Переписывание книг стало профессией.
Переписка и указы опечатывались. Как правило, это делали, используя опечатки и перстни. то были отпечатки на размягченном материале, сохраняющие изображение после затвердевания. Хотя изображение повторялось, это была гарантия сохранности и подлинности рукописи. Это еще не было печатной продукцией.
Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество было нанесено на рельеф перстня (печатной формы) и сделан отпечаток (оттиск). Это был первый шаг к тиражированию и распространению информации, способствующий ускоренному развитию национальных языков, формированию наций, развитию ремесел, индустрии, науки, техники и культуры. Передача знаний могла осуществляться уже не в рамках непосредственного общения людей трех поколений, например бабушка, мама и внучка. Печатные издания стали средством надежной коммуникации во времени и пространстве.
Долгое время рукописные и печатные издания соперничали между собой.
Сам процесс печати по сравнению с рукописным был надежнее, производительнее и качественнее. Книгопечатание стало первым шагом к механизации и автоматизации ремесла, к созданию печатной индустрии.
Младенчество книгопечатания
Единственным материалом для изготовления печатных изданий долго оставалась листовая бумага. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно изобретение и производство бумаги стало базой рождения и развития книгопечатания. Пергамент труден в обращении, дорогостоящ, наконец, его просто мало. Если бы пергамент был пригодным и единственным материалом для книгопечатания, книги остались бы предметом роскоши. Папирус непригоден для печати из-за его жесткости и ломкости (хрупкости). Поэтому производство бумаги, пришедшее в Европу из Китая, было необходимым условием для возникновения и развития книгопечатания.
Начальный период книгопечатания характеризуется сосредоточением всех процессов в одних руках. Издатель был гравером и литейщиком литер при изготовлении печатных форм, печатником и изготовителем краски, и, как правило, сам занимался раскраской книги, переплетными делами, распространением и даже реализацией печатной продукции. Долгое время печатали черной краской, а художники раскрашивали иллюстрации в печатных книгах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги