banner banner banner
Американская двухпартийность. От Джорджа Вашингтона до Джо Байдена
Американская двухпартийность. От Джорджа Вашингтона до Джо Байдена
Оценить:
 Рейтинг: 0

Американская двухпартийность. От Джорджа Вашингтона до Джо Байдена


В политической практике федералисты соблюдали принципы Конституции 1787 г. Регулярно, раз в четыре года проводились президентские выборы и каждые два года выборы в национальный Конгресс. На президентских выборах 1792 г. второй раз победил Дж. Вашингтон, но он отказался участвовать в третьих президентских выборах 1796 г. Решение Вашингтона послужило важным прецедентом[1 - Прецедент был нарушен Ф.Д. Рузвельтом в 1940 и 1944 гг., когда в чрезвычайных условиях Второй мировой войны он был избран президентом на третий, а потом и четвертый срок. После окончания войны в 1951 г. была одобрена 21-я поправка к Конституции США, запретившая избираться на президентскую должность более двух раз.]. На президентских выборах в декабре 1796 г. победил федералист Дж. Адамс.

Федералисты отрицательно относились к стихийной оппозиции американцев властям. В первой половине 1790-х гг. в ответ на введение федералистами налога на производство и продажу спиртных напитков фермеры ряда штатов, в первую очередь Пенсильвании, организовали массовые акции протеста. Против фермеров, названных властью бунтовщиками, федералисты направили армию.

В годы президентства Адамса федералисты предприняли ряд попыток ограничить демократические нормы. По закону об иностранцах 1798 г. президент США получил право высылать из страны граждан других государств, нелояльных по отношению к Соединенным Штатам. Закон о мятеже под угрозой штрафа в 5 тыс. долл. или тюремного заключения сроком до пяти лет запрещал «любые ложные, скандальные или оскорбительные публикации против правительства, любой палаты Конгресса Соединенных Штатов или Президента США». После принятия закона, означавшего ограничение Билля о правах, начались судебные преследования редакторов влиятельных оппозиционных газет. В том же 1798 г. был принят закон о натурализации, увеличивавший срок проживания в США, необходимый для получения гражданства.

При федералистах в северо-восточных штатах гражданские и политические права черных американцев, утвержденные в революционную эпоху, ограничивались. В Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке настоятели христианских церквей добились раздельного богослужения для белых и черных, и черным американцам пришлось создавать собственные приходы. В бесправном положении пребывали индейцы. Правительство США предлагало индейским племенам переговоры по поводу купли-продажи западных территорий. Часто земли обращались в федеральную собственность с помощью подкупа и спаивания индейских вождей, как и применения силы. Белые скваттеры захватывали земельные участки без всяких условий и договоров.

Удар по отношению американского правительства к Франции нанес французский посланник Эдмон Шарль Женэ (Жене), направленный за океан в начале 1793 г. жирондистским правительством для укрепления военно-политического союза с Соединенными Штатами. Женэ агитировал на массовых митингах, вербуя американцев на военную службу Франции. В конце 1793 г. государственный секретарь Джефферсон должен был выйти в отставку в связи с усиливавшимся отрицательным отношением Вашингтона к «французской» партии. Позиция Федералистской партии и А. Гамильтона в правительстве еще более упрочились. Сам Женэ после победы во Франции якобинцев предпочел остаться в США.

Федералисты добились реализации своего внешнеполитического курса в связи с договором, подписанным в Лондоне 19 ноября 1794 г. и ратифицированным сенатом США 24 июня 1795 г. Первая статья «договора Джея», как он известен, провозгласила установление «нерушимого и всеобщего мира и подлинной и искренней дружбы» между двумя странами. «Договор о дружбе, торговле и навигации» обеспечивал Англии благоприятные в сравнении с другими странами условия проникновения на американский рынок и подтверждал довоенные долги американцев бывшей метрополии. Президент Вашингтон подписал договор в августе 1795 г.

В сентябре 1796 г. Дж. Вашингтон, объявивший об уходе с президентского поста, в своем «Прощальном послании» указывал, что Соединенным Штатам не следует вступать в «постоянные союзы» с иностранными государствами, а надо развивать дружеские, в первую очередь торговые отношения со всеми странами. Не только лидеры, но и простые граждане считали США «исключительной» страной мирового сообщества. Однако мессианская идея не могла получить практической реализации, поскольку США оставались слабым государством. Уверовав в исключительность своей страны, политические лидеры Соединенных Штатов делали упор на то, что Америка являет образец для подражания, подает всем другим пример идеального общественно-политического устройства. Призыв Вашингтона не вступать в «постоянные союзы» с иностранными государствами стал максимой внешней политики США на ряд десятилетий.

Но, не вступая в «постоянные союзы», американские политики расходились в выборе внешнеполитических предпочтений. А. Гамильтон в период пребывания на президентском посту Дж. Адамса даже требовал войны против Франции. Но Адамс пытался исправить отношения с Францией посредством переговоров. Осенью 1797 г. во Францию отправились три американских представителя. Министр иностранных дел Франции Шарль Морис Талейран потребовал от американцев взятку себе в 240 тыс. долл. и предоставление займа французскому правительству. В Соединенных Штатах эта новость, ставшая широко известной благодаря прессе, вызвала взрыв антифранцузских настроений. В 1798 г. США аннулировали дружеские договоры с Францией периода Войны за независимость. Был создан военно-морской департамент, приняты решения о строительстве двадцати пяти фрегатов, вооружении торговых кораблей и санкционирован захват французских судов в открытом море.

По мнению джефферсоновцев, эти меры наряду с драконовскими законами об иностранцах и мятеже создавали опасность для общественно-политических основ США. В 1798 г. в резолюциях, подготовленных Джефферсоном и одобренных легислатурой Кентукки, и в резолюциях, составленных Мэдисоном и поддержанных легислатурой Виргинии, федеральные законы, нарушавшие Билль о правах, объявлялись антиконституционными. Джефферсон и его единомышленники надеялись, заручившись поддержкой других штатов, вынудить центральную власть внять их голосу. Но штаты, в первую очередь северо-восточные, отклонили подобный подход. Лидеры республиканцев отказались от опасного противопоставления прав штатов воле центрального правительства и сосредоточились на подготовке к национальным выборам, в ходе которых намеревались обыграть федералистов на конституционной основе.

В 1800 г. джефферсоновская партия впервые одержала победу над федералистами. Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Дж. Монро, сменяя друг друга на президентском посту, удерживали высшую власть в руках джефферсоновской партии на протяжении двадцати четырех лет. Партия определила свою победу как «революцию 1800 года», а сам Джефферсон утверждал уже после ухода в отставку, что его победа на президентских выборах означала «столь же осязаемую революцию в принципах управления, как и революция 1776 г. в государственных формах». Но тот же Джефферсон, вступая в президентскую должность, произнес примирительно: «Мы все – республиканцы, мы все – федералисты». Политическая практика республиканцев включила обновленческие начала, но ей была присуща и преемственность по отношению к федералистскому правлению.

Во время президентских выборов 1800 г. Т. Джефферсон и его оппонент-однопартиец А. Бэрр получили равное число голосов выборщиков – по 73. В соответствии с законом избрание президента перешло к палате представителей Конгресса США. После тридцати шести туров голосования президентом был избран Джефферсон, а Бэрр стал вице-президентом. Важную роль в избрании Джефферсона сыграл Гамильтон, убеждавший федералистов проголосовать за Джефферсона как за меньшее зло. В 1804 г. Бэрр вызвал Гамильтона на дуэль, в которой лидер федералистов был смертельно ранен. В 1806 г. Бэрр предпринял авантюрную попытку отделить от США часть западной территории. Он предстал перед судом, но был оправдан. После этого отбыл в Европу.

Республиканцы обладали превосходством в обеих палатах Конгресса США, но федералисты властвовали в Верховном суде, которым управлял его председатель Джон Маршалл, жесткий противник Джефферсона. Дж. Адамс в последний день своего пребывания на президентском посту осуществил важные назначения ряда федеральных судей. Джефферсон объявил назначения политическими, предпринял попытку их отмены. Маршалл противостоял Джефферсону, а в 1803 г. Верховный суд США даже закрепил за собой право устанавливать соответствие или несоответствие решений исполнительной и законодательной ветвей власти Высшему закону страны.

Республиканцы добились демократических нововведений в первую очередь в политической области. Благодаря их усилиям было восстановлено в полном объеме действие Билля о правах. Полнокровная свобода слова обернулась против самого Джефферсона. Издатель небольшой ричмондской газеты поведал, что «святоша» Джефферсон некогда имел отношения с юной рабыней Салли Хеммингс. История неизменно смаковалась федералистской прессой. Объясняться с общественностью выпало зятю Джефферсона: согласно версии, отцом незаконных детей Салли был племянник президента. Федералисты разносили также слухи о связи президента с Долли Мэдисон, женой его друга, государственного секретаря США, как и об иных «грехах» главного американского демократа-вдовца.

Президент США негодовал, но Билль о правах не ограничивал. Утратили значение все репрессивные федералистские законы конца 1790-х гг. Возобновился процесс демократизации американского конституционализма, прерванный в федералистский период. Имущественный ценз был отменен в 1807 г. в Нью-Джерси, затем, при преемниках Джефферсона, в Мэриленде, Коннектикуте, Массачусетсе, Нью-Йорке, других штатах. Политическая демократия особенно успешно укоренялась в новых штатах, образовывавшихся на присоединяемых к Союзу западных территориях. К концу 1820-х гг. имущественный ценз для избирателей – белых мужчин старше двадцати одного года – перестал существовать в подавляющем большинстве штатов.

Демократическими были аграрные законы джефферсоновцев. В 1804 г. одобренный джефферсоновскими республиканцами закон уменьшил минимальную цену за акр продаваемой государственной земли с 2 до 1,64 долл., а минимальный размер поступающего в продажу участка до 160 акров. Доступ для низов к государственному земельному фонду упрощался. Объем земельных продаж вырос более чем в три раза. В апреле 1820 г., уже во времена президентства Дж. Монро, был принят закон, снизивший минимальную цену за акр земли до 1,25 долл. и минимальную площадь приобретаемого участка с 160 до 80 акров.

Джефферсон добивался постепенного сокращения регулярной армии. Согласно Джефферсону, содержание регулярной армии в мирное время было несовместимо с демократией, и штаты должны полагаться исключительно на добровольные милицейские соединения. Военно-морская доктрина республиканцев предполагала развитие американского флота на основе легких судов, которые должны были нести береговую охрану США.

Джефферсоновцы не отменили, однако, ряда важных тенденций, заложенных Гамильтоном и федералистами. С 1805–1806 гг. Джефферсон стал доказывать, что средства государственной казны должны активно использоваться для развития судоходства, рытья каналов, дорожного строительства и даже поощрения мануфактур. Отказался он и от фритредерской идеи, признав, что государство обязано защищать национальную промышленность от иностранной конкуренции при помощи протекционистской политики.

Срок действия хартии гамильтоновского Первого национального банка, выданной на 20 лет, истек в 1811 г., когда президентом был уже Дж. Мэдисон. В сенате США при решении вопроса о банке сложилось равновесие: 17 законодателей были за продление хартии, 17 – за ликвидацию банка. Вице-президент республиканец Дж. Клинтон отдал голос противникам этого финансового учреждения, и оно подлежало ликвидации. Но острейшие финансовые затруднения федерального правительства во время англо-американской войны 1812–1815 гг. принудили республиканцев воссоздать банк. Мэдисон высказался в пользу Второго национального банка (Второго банка США), который был учрежден в 1816 г. В послании Конгрессу США в 1815 г. он решительно настаивал на необходимости развития мануфактур и указывал, что при рассмотрении вопроса о тарифах следует принимать во внимание потребности национальной промышленности. Федералисты заявили, что Мэдисон «обокрал» программу их партии.

Рабовладельческий Юг укрепился в 1803 г. вследствие покупки администрацией Джефферсона у Франции Луизианы. Плантаторы устремлялись на новые южные территории, увеличивая использование рабской силы. С 1 января 1808 г. был запрещен ввоз рабов в США, что, как уже говорилось, было предусмотрено федеральной Конституцией 1787 г. и являлось демократической мерой. Но некоторые штаты Юга, в первую очередь Виргиния и Мэриленд, стали специализироваться на «выращивании» и продаже рабов. Правительство США не посягнуло на невольничьи рынки в южных штатах, работорговля стала одной из престижных профессий и приносила даже больше прибыли, нежели культивирование и экспорт хлопка.

В годы своего президентства в отличие от революционного периода Джефферсон воздерживался от публичной критики рабства. Когда в 1800 г. в Виргинии, его родном штате, был раскрыт заговор рабов, Джефферсон предложил губернатору Дж. Монро выслать их в Африку, что должно было положить начало репатриации чернокожих. Эта идея, как и идея несовместимости двух рас, высказывалась им и ранее. В своем завещании он распорядился из более, чем двухсот своих рабов освободить пятерых. Все являлись родственниками Салли Хеммингс. В отношении индейцев Джефферсон следовал политике их приобщения к белой цивилизации, мало чем отличаясь от федералистов. В приниженном положении оставалась самая многочисленная группа белого населения – женщины. Т. Джефферсон полагал, что удел женщин – домашние заботы и воспитание детей, а из сферы политики они должны быть исключены. Идеал «равных естественных прав людей», провозглашенный в Декларации независимости 4 июля 1776 г., на практике распространялся на белых мужчин.

В массовом сознании белых начал культивироваться «человек, сделавший самого себя». Среди белых американцев укоренялась идея, что все они, независимо от происхождения, должны при обращении именоваться «джентльменами» и «мистерами». По европейским меркам подобная претензия со стороны нижних слоев была кощунством, но в Америке она прижилась, и джентльменами стали называть представителей разных социальных слоев.

Придя к власти, Джефферсон сменил антифранцузский курс федералистов на антианглийский. Улучшению отношений с Францией способствовала удачная сделка с Наполеоном Бонапартом, в результате которой Соединенные Штаты приобрели огромную территорию Луизианы. В 1803 г. Франция уступила ее Соединенным Штатам за 15 млн долл. Покупке Луизианы воспротивились федералисты, доказывавшие, что подобные меры не предусмотрены Конституцией США. Ранее сходный аргумент республиканцы использовали против экономических нововведений Гамильтона. Теперь республиканцы и федералисты поменялись местами. Верх одержали республиканцы, доказывавшие, что в Конституции есть «подразумеваемые права», т.е. такие, которые соответствуют общему благу, хотя прямо в Основном законе и не упоминались.

Англия отвечала на внешнеполитический выбор Джефферсона и республиканцев грубым попранием морских прав США. Англичане захватывали американские суда, арестовывали и судили матросов, выходцев из Великобритании, как «дезертиров». В 1807 г. морские права США подверглись грубому нарушению и со стороны Франции. Согласно английским указам, всем судам нейтральных стран, ведущим торговлю с Францией, предписывалось заходить в английские порты для досмотра и уплаты разрешительной пошлины, а в соответствии с французскими декретами иностранным судам под угрозой захвата и конфискации запрещалось бросать якоря у берегов Великобритании. В 1807 г. по предложению Джефферсона Конгресс США принял закон об эмбарго, наложивший фактически запрет на внешнюю торговлю Соединенных Штатов. В 1809 г. этот закон был заменен другой мерой, разрешавшей американским судам торговать со всеми государствами, за исключением Франции и Англии. В 1810 г. Франция отменила декреты, ограничивавшие американскую торговлю, а Англия проявила неуступчивость, ставшую важной причиной объявления Соединенными Штатами войны Лондону в 1812 г. и последовавшей затем «второй американской Войны за независимость», как стали ее называть в США.

Четвертого июня 1812 г. палата представителей семьюдесятью девятью голосами против сорока девяти одобрила послание президента. Восемнадцатого июня сенат девятнадцатью голосами против тринадцати высказался за объявление войны. Девятнадцатого июня Мэдисон объявил войну Великобритании. Противниками войны в самих США были штаты Северо-Востока, сохранявшие выгоды от экономических связей с Великобританией. Федералисты из этих штатов угрожали выходом из состава Союза. Сторонники войны еще до ее объявления образовали в Конгрессе США группу «военных ястребов», как их стали называть, обосновывавшую необходимость войны не только британскими нарушениями прав США, но и целесообразностью захвата Канады у Англии, погруженной в конфликт с Францией.

США потерпели неудачу в попытке захватить Канаду в самом начале войны. Американцы перешли к обороне. В Северную Америку прибывали английские войска, а британский флот заблокировал Восточное побережье Соединенных Штатов. После краха Наполеона в Европе Англия переправила 14 тыс. отборных войск в Соединенные Штаты. В августе 1814 г. три английских десанта высадились на юге, в центре и на севере США. Центральный десант в маршевом порядке захватил 24–25 августа столицу Вашингтон, сжег все правительственные здания, включая Белый дом и Капитолий. После этого десант покинул город.

Англичане потерпели поражение только на Юге, где генерал Э. Джексон сумел одержать победу в январе 1815 г. Мэдисон и республиканцы воспользовались победой Джексона для того, чтобы раструбить об успешном завершении войны. Но к этому времени 24 декабря 1814 г. в голландском Генте уже было подписано мирное соглашение США и Британии, провозглашавшее восстановление территориального статус-кво между двумя государствами, но не упоминавшее о морских правах Соединенных Штатов, являвшихся, как вытекало из послания Мэдисона Конгрессу 1 июня 1812 г., главной причиной объявления войны Лондону. В годы войны угроза для США исходила от раскольников из Федералистской партии, агитировавших в пользу сепаратного мира штатов Северо-Востока с Великобританией и выхода из состава Союза.

Эмбарго и англо-американская война 1812–1815 гг. ослабили позиции внешней торговли США, но имели благоприятную оборотную сторону для промышленности. Резкое сокращение импорта из Англии подтолкнуло рост отечественного промышленного производства. Промышленный подъем периода англо-американской войны 1812–1815 гг. приобрел устойчивый характер и стал вехой промышленной революции в США.

Политические деятели, удерживавшие руководство в Федералистской партии, саботировали войну с Великобританией, названную ими «войной господина Мэдисона». Это оказалось для партии самоубийством. Федералисты дискредитировали себя в глазах нации и вскоре сошли с исторической арены. На президентских выборах 1816 г., первых после завершения англо-американской войны, у кандидата от Республиканской партии Дж. Монро практически не было соперников. За него было подано 183 голоса выборщиков, а за лидера федералистов только 34. На президентских выборах 1820 г. Монро получил 251 голос выборщиков против одного, отданного федералисту. Восьмилетний период президентства Монро вошел в американскую историю под названием «эры доброго согласия». Республиканскую партию стали называть Партией национальных республиканцев.

Партийная монополия национальных республиканцев сопровождалась ростом коррупции и укреплением влияния верхних слоев. Активно развивались финансы и промышленность. США продолжили политику территориальной экспансии, особенно увеличилась Юго-западная территория, сфера влияния рабовладельческих штатов. Оккупированная американцами в 1810 г. Западная Флорида была присоединена к Луизиане. В 1818 г. генерал Э. Джексон вторгся в Восточную Флориду, подавив и изгнав из нее индейское племя семинолов. В 1819 г. Испания отказалась от прав на всю Флориду.

В связи с петицией территории Миссури в Конгресс США о предоставлении ей прав штата решением от 1820 г., дабы сохранить равновесие в Союзе между рабовладельческим Югом и свободным Севером (у того и другого ранее имелось по 11 штатов), предлагалось принимать в Союз одновременно и свободный и рабовладельческий штат. На основе этого компромисса рабовладельческий Миссури был принят в Союз вместе со свободным штатом Мэн. Миссурийский компромисс, как он вошел в анналы, разделил еще не освоенную территорию к западу от реки Миссисипи на две части по 36°30? с.ш. На Юге могли образовываться рабовладельческие штаты, а на Севере – свободные.

Крупным внешнеполитическим актом национальных республиканцев явилась «доктрина Монро» 1823 г. В 1810 г., воспользовавшись ослаблением Испании, побежденной Наполеоном, ее латиноамериканские колонии начали антииспанские революции. США, придерживаясь официально политики невмешательства, поддерживали освободительное движение на южном континенте. В 1815 г. после ликвидации империи Наполеона европейские страны-победительницы создали Священный союз, в который отказалась войти одна Англия. Священный союз брал под защиту европейские монархии, среди них и реставрированную испанскую. На рубеже 1810–1820-х гг. стали распространяться слухи о подготовке Священным союзом интервенции в Латинскую Америку с целью восстановления испанского господства. Американские верхи ответили «доктриной Монро», провозглашенной президентом США 2 декабря 1823 г.

Доктрина затрагивала и отношения США с Россией, которая стояла во главе Священного союза и, кроме того, имела собственные территориальные интересы на Северо-Западе Америки. Еще в 1799 г. Россия издала указ о создании Российско-американской компании (РАК) с целью освоения северо-западного побережья Аляски в южном направлении до 55° с.ш. К 1812 г. РАК организовала там около пятнадцати поселений. В них входил и форт Росс, расположенный в Калифорнии южнее 55° с.ш. Общая численность русских поселенцев оставалась на уровне 400–500 человек. В 1807 г. между Россией и США путем переписки было одобрено соглашение об установлении дипломатических отношений, а в 1809 г. произошел обмен посланниками. Тревогу США вызвал указ 1821 г. Александра I о расширении российских владений в Северной Америке до 51° с.ш. В ответе американцы предлагали России ограничиваться, как и прежде, 55° с.ш. Территориальное разногласие с Россией в 1824 г. было разрешено на компромиссной основе. В совместной конвенции граница между сферами влияния США и России устанавливалась по 54°40? с.ш.

Поддержкой для США в отношении Священного союза явилась позиция их главного врага – Англии, которая исходя из собственных намерений экономического проникновения в государства Южной Америки выступила против вмешательства европейских монархий в Латинскую Америку. США воспользовались позицией Англии в собственных интересах. Хотя доказательства о решении Священного союза осуществить интервенцию в Америку отсутствовали, правительство Соединенных Штатов сочло необходимым выдвинуть «доктрину Монро», декларировавшую прекращение создания новых колоний в Америке и невмешательство в нее европейских государств («Америка для американцев»). «Доктрина Монро» не обозначала экспансионистских планов США в Новом Свете, но создавала для них почву.

Вторая двухпартийная система: демократы и виги

Промышленная революция сопровождалась разнообразными следствиями. Наступила эпоха «транспортной революции», создавшей нити рыночной экономики. Рождались миллионы новых сельских хозяев, требовавшие от власти облегчения доступа к земельной собственности. Резко увеличилось число американцев, нуждавшихся в дешевых кредитах. Зарождался промышленный пролетариат. Рабочие столкнулись с первоначальной, «дикой» стадией промышленного капитализма. В 1819 г. страна узнала о кризисе перепроизводства.

Рабочие стали вовлекаться в политическую деятельность. Они начали создавать собственные партии. Наибольших успехов добились их партии в Нью-Йорке и Филадельфии. В 1829 г. они провели несколько кандидатов в городские законодательные собрания. Главными их требованиями были отмена тюремного заключения за долги, уменьшение налогов для нижних слоев и повышение для верхних. Часть рабочих вовлекалась в социально-утопические движения и проекты. Социальные реформаторы являлись последователями европейских социалистов – англичанина Роберта Оуэна и француза Шарля Фурье. Американские социальные экспериментаторы были «мягкими» социалистами, никто из них не отрицал частной собственности и не проповедовал ее огосударствления. А большинство рабочих США предпочли обладание собственной фермой на западных землях.

С середины 1820-х гг., когда началась «великая миграция» из Ирландии и Германии, возросло влияние католиков. Католическая церковь неожиданно превратилась во влиятельную национальную силу, начавшую оспаривать конфессиональное лидерство у протестантов. В 1824 г. фабричные работницы в Род-Айленде примкнули к стачечному выступлению мужчин, а четырьмя годами позже в Нью-Гэмпшире женщины организовали первую забастовку.

Конфликт,вызвавшийкжизниновуюрасстановкусилвполитической жизни страны, можно определить как конфликт между теми слоямибелогонаселения,которыеужеоброслиопределеннымиправами и привилегиями, и теми слоями, которые таковыми были обделены. Эти ущемленныесоциальныеслоиформировалисьизпионеров-фермеров, осваивавшихзападныетерритории,изначинающихпредпринимателей и рабочегоклассаиндустриальнойАмерики,изевропейскихиммигрантов. Их требования вызвали к жизни «джексоновскую демократию».

Важная политическая реформа 1820-х гг. означала повсеместную передачу права избрания президентских выборщиков от легислатур штатов рядовым избирателям. К 1828 г. только в одном штате – Южной Каролине – избрание выборщиков сохранилось за легислатурой. В 1788 г. в первых общенациональных выборах президента США участвовало 13% избирателей, в 1824 г. в президентских выборах приняли участие 26,5%, а в 1828 г. уже 56,3%. В 1840 г. количество избирателей, воспользовавшихся правом волеизъявления, достигло рекордного уровня – 78%. Национальные республиканцы не поспевали за общественно-политическими переменами. В партии Национальных республиканцев наметился раскол, внутри фракционное соперничество оказывалось не менее серьезным, чем прежнее противоборство партий с разными названиями. В 1824 г. национальные республиканцы не сумели договориться о едином кандидате на президентский пост. Разные фракции выдвинули четырех претендентов, одним из которых был Эндрю Джексон. Он же оказался первым, кто чутко уловил запросы новых социальных слоев.

К 1824 г. 46-летний Э. Джексон среди четырех кандидатов был единственным, кто в отличие от конкурентов, выходцев из элиты, родился в бедной семье, проделал путь наверх, полагаясь на собственные усилия и ум. Дебютируя на политической арене, он требовал отмены имущественного ценза для избирателей, равных конкурентных возможностей для американцев, продажи западных земель по низким ценам, разграничения полномочий центра и штатов в пользу последних. Широкую популярность среди избирателей Джексону обеспечила нацеленность на экспансию. В приобретении новых территорий граждане США видели залог личного благополучия. В ходе англо-американской войны 1812–1815 гг. генерал Джексон не только одержал громкую победу над англичанами в январе 1815 г. под Новым Орлеаном, но и разгромил множество индейских племен, отняв у них огромную часть Алабамы и Джорджии. В конце 1810-х гг. его усилиями была завоевана Флорида и разгромлено племя семинолов. Кредо Джексона – индейские территории должны быть заселены американцами – вдохновляло миллионы соотечественников.

В 1824 г. он заручился поддержкой наибольшего количества выборщиков – 99, но оно оказалось меньше половины от общего числа. Право избрания президента перешло к палате представителей. Там начались интриги. Первую скрипку играл один из лидеров национальных республиканцев Г. Клей. Не имея сам реальных шансов стать президентом, он агитировал своих сторонников проголосовать за Дж.К. Адамса, который был в итоге избран президентом. Через несколько дней после его победы стало известно, что Клей получил в новом правительстве место государственного секретаря. Заключение сторонников Джексона было единодушным: произошла грязная сделка, отнявшая победу у избранника народа.

Не прошло и года после неудачных для Джексона выборов, как легислатура Теннесси выдвинула его кандидатом в президенты США на следующий срок. Новая фракция назвала себя демократическими республиканцами – в противовес национальнымреспубликанцам, а впоследствии стала Демократической партией. В 1828 г. сторонники Джексона агитировали за него как за «народного кандидата», защитника фермеров Запада и рабочих Северо-Востока. Когда в декабре того же года подвели итог президентских выборов, выяснилось, что Э. Джексону досталось 178 голосов выборщиков, а Дж.К. Адамсу только 83. Джексон смог взять верх и на Западе, и на Юге, и на Востоке. Четвертого марта 1829 г. он был приведен к присяге в качестве седьмого президента США. Страна вступила в эпоху «джексоновской демократии».

Эпоха продолжалась 20 лет. Наступила эра «массовой политики»: многочисленные митинги избирателей во время предвыборных кампаний, красочные парады, перераставшие часто в народные политические карнавалы. С 1832 г. партии стали выдвигать и избирать кандидатов в президенты на национальных конвентах. Конвенты потеснили прежние элитарные конгрессовские кокусы. В 1840 г. Демократическая партия приняла первую национальную политическую платформу, налагавшую на партию определенные обязательства. Четыре года спустя ее примеру последовала Вигская партия, как стали себя называть национальные республиканцы. Это название было позаимствовано ими из эпохи революционной борьбы Северной Америки против Великобритании. Тогда им воспользовались американцы, протестовавшие против узурпаций короля Георга III и английских тори. Американские виги 1830-х гг. протестовали против «короля Эндрю», как они именовали Джексона, отнявшего, по их мнению, власть и у Конгресса США, и у Верховного суда. Г. Клей и руководство национальных республиканцев одобрили партийное имя «виги» в 1834 г.

Джексоновская эпоха ознаменовала утверждение в стране второй двухпартийной системы. Обе партии рекрутировали свое руководство из верхних слоев американского общества. Вместе с тем новые и менее богатые слои пополняли по преимуществу Демократическую партию, а актив Вигской партии составляли устоявшиеся и более богатые группы верхнего класса. Разношерстным был электорат демократов и вигов. Представители средних и нижних слоев, в том числе фермерство и рабочие, разделялись в своих партийных симпатиях. И все же менее зажиточные и ущемленные представители средних и нижних слоев отдавали предпочтение Демократической партии.

Многие протестанты голосовали за вигов, а католики и иммигранты становились одной из опор Демократической партии. Среди демократов и вигов расхождения между фракциями были столь сильны, что лидерам партий с трудом удавалось, а подчас не удавалось заручиться поддержкой, необходимой для выдвижения кандидата в президенты. Случалось, что партии предлагали избирателям темную лошадку.

В момент образования Демократической партии самыми влиятельными в ней были северо-восточная фракция во главе с М. Ван Бюреном и южная во главе с Дж. Кэлхуном. Ван Бюрен, преуспевающий юрист, стал идейным мозгом партии, снабжавшим ее демократическими доктринами и лозунгами. Он увидел в однопартийном правлении национальных республиканцев, к которым долго принадлежал и сам, не благо, а зло. Однопартийное правление, доказывал Ван Бюрен, не способно утвердить национальное согласие; на практике его главный результат состоит в другом – распространении коррупции и узурпации власти. Он твердо поддержал антимонопольные меры Джексона, стал его политическим партнером, а впоследствии и преемником, заняв после ухода Джексона в отставку кресло президента США (1837–1841).

Дж. Кэлхун и ведо?мая им южная фракция возглавили прорабовладельческое крыло Демократической партии. С приходом к власти Э. Джексона они связывали надежду на защиту аграрных, особенно плантаторских интересов. Южная фракция протестовала против протекционистских тарифов на промышленный импорт и против финансирования центральным правительством строительства дорог, рытья каналов, а также других «внутренних улучшений». Активности федерального правительства южане противопоставляли суверенитет штатов. После избрания Джексона президентом США Кэлхун занял пост вице-президента.

Вскоре между двумя политиками возник острый конфликт. Отказ Кэлхуна подчиниться требованию Джексона о признании верховенства федеральных законов в отношении прав штатов привел в 1830 г. к разрыву между ними. Кэлхун и часть южан, твердо отстаивавших суверенитет штатов, покинули Демократическую партию, но вернулись в нее в конце 1830-х гг., уже во времена президентства Ван Бюрена, сделавшего некоторые уступки раскольникам.

В Демократической партии находились и более мелкие группировки. На ее «левом» фланге были заметны сторонники Т. Бентона, яростного защитника западного фермерства. В программе Бентона важное место занимали требования резкого сокращения цен на землю и расширения политического представительства и влияния западных штатов. На «левом» фланге находились и представители северо-восточных рабочих партий.

На «правом» фланге расположилась группировка буржуа Северо-Востока, в которую входила и часть финансистов. С этой группировкой у Джексона произошел серьезный конфликт в 1833 г. Консервативная северо-восточная фракция встретила в штыки решение о ликвидации Второго национального банка. Джексон сомкнулся тесно как никогда с «левыми» фракциями.