Книга Библия плодового сада. Новая книга о современном плодоводстве - читать онлайн бесплатно, автор Павел Франкович Траннуа
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Библия плодового сада. Новая книга о современном плодоводстве
Библия плодового сада. Новая книга о современном плодоводстве
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Библия плодового сада. Новая книга о современном плодоводстве

Павел Траннуа

Библия плодового сада. Новая книга о современном плодоводстве

© Траннуа П.Ф., текст, 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

Предисловие

Эта книга о том, как разбить на своем участке плодовый сад, дающий изобильный урожай без использования химических препаратов. Создать его в нашей Средней полосе, т. е. там, где это сделать намного сложнее, чем в более южных регионах. Хотя приводимые здесь рекомендации и приемы можно смело использовать и в других регионах – в Центральном Черноземье, Сибири, на Дальнем Востоке. Потому что по сравнению с европейскими садами у нас во всех этих регионах все равно в целом зимой значительно холоднее. Эта книга – про надежный, процветающий сад в суровых условиях.

Зачастую книги по плодоводству, и тем более ограниченные по объему статьи, не обговаривают важные нюансы. Особенно тонко следует ухаживать за плодовыми деревьями, так как, не побоюсь столь категоричного утверждения, основанного на практике, привитые плодовые деревья – это самая сложная область во всем растениеводстве.

Овощные растения, декоративные однолетники и многолетники, ягодные кустарники – все это в целом (кроме имеющих место исключений) на порядок проще выращивать, чем привитые плодовые деревья. Объяснения будут даны позже. А пока на это сразу и настраивайтесь: держа в руках купленный саженец яблони или груши, а также саженец привитой вишни, черешни, сливы, отдавайте себе отчет, что вы сейчас замахнулись на самое сложное. И будьте предельно внимательны к нюансам на протяжении его движения к успеху. С плодовыми деревьями мелочей не бывает. Тут все очень важно: как будете хранить саженец до посадки, где посадите, как посадите, с кем посадите… А что будет в случае ошибки? Прививка может отторгнуться.

Почему не хватает знания «просто формулы» посадки?

Действительно, разве нет того бесконечного количества похожих друг на друга пособий по выращиванию яблони, садовой земляники, малины и т. д. – всех этих обзорных, коротко написанных «учебников», словно списанных с какой-то одной методички? Я их читал десятками или даже сотнями, еще когда учился в школе и был студентом, т. е. 30–40 лет назад. Все, что издавалось тогда, все издающееся после, и все, что издается сейчас, мне известно, это в основном похожие друг на друга тексты и рисунки, разве что упоминаются новые сорта. О новых сортах, многие из которых имеют расшатанную иммунную систему, и которые могут существовать только на непрерывной обработке ядохимикатами, мы еще поговорим отдельно, равно как и о том, как подбирать стойкие урожайные сорта по каждой культуре, а сейчас я имею в виду приемы агротехники как возможность надежно вырастить у себя в саду долговечные плодовые деревья и кустарники с высоким урожаем.

«А разве классика не остается чем-то неизменным?» – возразят мне.

Остается! Классику нужно хорошо освоить и знать как свои пять пальцев – с этим никто не спорит. Но ведь этого же очень мало.

Друзья, я надеюсь, вы знаете, что такое «штамб», «посадочная яма» и «проекция кроны», и что вы читали хоть что-то по выращиванию растений, и что если вы новичок, то хотя бы изучили какую-либо литературу…

Все равно найдем общий язык даже с новичком без опыта. Вы разберетесь в любом случае, так как написано все простым языком, а отдельные вещи я специально обговаривал по два раза, чтобы стало понятнее.

Кроме шуток. Классика – это всего лишь азы, после которых необходимо развиваться дальше на «свалившемся на тебя» данном садовом ландшафте. Ох, как они не похожи друг на друга! Как же вы посадите по классике яблони «на солнечном месте по схеме 6 × 4 м» на шестисоточном участке, который затенен постройками и почти весь занят декоративными и огородными посадками? Как вы собираетесь по классике выращивать яблони, если в своем семейном саду приняли решение обходиться без «химии» ради здорового питания детей и внуков? А по классике-то все обрабатывается химикатами…

Я уж не говорю о том, что классическое плодоводство – навозное, навоз нужен не только для того, чтобы нормально вырастить все плодовое, но и непрерывно поддерживать плодоношение созданного сада. А многие садоводы не имеют возможности приобрести навоз. Заменить навоз компостом? Да где же рядовому дачнику взять его столько! Сорняки и бытовые отходы – этого количества компоста едва хватает на огуречную или капустную грядку, а зола уходит на картошку или на цветники, так что в реальности у подавляющего большинства дачников плодовый сад растет вообще без удобрения.

Вы видите, даже в вопросе удобрений и то сложности! А как выйти из положения, учебники не разъясняют. Я уж не говорю про близкий уровень грунтовых вод во многих садовых товариществах, которые, как известно, были загнаны в самые непригодные для растениеводства низины. Тебя, начинающего плодовода, верящего в «чистую классику», ждут неприятные неожиданности. Вы узнаете, что же это на самом деле такое – многолетняя плодовая культура, в приствольном круге которой фундаментально обосновались ее типичные вредители: галлица малины, цветоед и плодожорка яблони и груши и т. д. Обычно они будут поражать почти ВСЕ завязи. И лишь в отдельные годы, когда природа их приструнивает климатическими факторами, вы получите обильный урожай.

Итак, уважаемый дачник, вы наверняка уже читали какую-либо литературу по плодоводству, и получили информацию о «штамбе» и «кольчатках», об «обрезке на внешнюю почку», «фенофазах» и «перепрививке в крону»… И вы даже изучали материалы в Интернете. Вы стали грамотным, так почему же вы держите в руках эту книгу, потому что вам нужны еще знания?

Вам не хватает уже полученных знаний.

Вас озадачит, почему я настолько уверенно сужу о начинающих садоводах? Да потому что не только начинающие ощущают нехватку чего-то важного в садовой литературе. Читают и ищут, не довольствуясь кипами классических учебников, все садоводы, даже самые опытные! Разуверившиеся во всем, разочаровавшиеся во всех сортах, они ищут заветное знание, которое могло бы дать гарантии. Довести саженец до первого урожая – это-то просто. А вот получать потом регулярные урожаи, не используя химические препараты, сделать так, чтобы растения внезапно не выходили из строя по загадочным причинам (понятно, что парша, но как ее избегать? понятно, что черный рак, но почему правильные действия его не предотвратили? понятно, что дерево подмерзло, но ведь сорт был районированный!) – т. е. иметь стабильный сад, вот это сложно. Вроде бы все по науке делал…

Так почему же тогда профессиональные плодоводы с учеными степенями не могут написать для рядового садовода – жителя сельской местности, дачника, наконец, для фермера – действенное руководство к получению регулярного урожая без химии?

Попробую рассказать о коварстве шаблонного мышления в биологии: в садоводстве действуют такие же свойства психологии, и здесь последствия шаблонного мышления профессионалов на самом деле даже еще серьезнее, чем я считал. Любой специались на чем-то зациклен, каждый замкнут в узких рамках своего привычного мира. И нередко это один и тот же сад, в котором привык работать данный профи, причем одними и теми же методами, одним и тем же узким набором культур. Мы все привыкли доверять профессионалам, нам кажется, что если для дачников писал книгу ученый-агроном из тепличного хозяйства, или плодовод из института, или частный питомниковод, или известный селекционер, то это – лучшее. А у них у каждого свое привычное определенное мышление! У агронома – его родная теплица, где он привык действовать по механизированной технологии, ее он простодушно и навязывает дачнику: столько-то подкормок, столько-то обработок, а в итоге ты только и делаешь, что поливаешь химией свои несчастные огурцы с помидорами… У плодовода – его опытный сад, расположенный в самом благоприятном месте, сад, где он писал кандидатскую и докторскую диссертации и где деревья растут по схеме 6 × 4 м.

Да, очень часто плодовод знает только свой привычный «закуток» со сложившимся микроклиматом и своим набором культур и сортов – и все остальное знает смутно. Фактически, он ничего не видит за пределами своего мира, не подозревает о существовании совершенно других условий. Локальное мышление в садоводстве – это неспособность человека, достигшего успеха в своей узкой специализации, выйти за пределы данного метода или данной культуры. Это может быть как ученый, так и «народный практик», рассказывающий о своей методике: она удалась в силу особых условий его крохотного участка, а он пропагандирует ее для всех регионов!

Мне нравится широкий и всеобъемлющий подход к плодоводству. То есть не тот, когда тебе говорят: вырой посадочную яму такого-то размера, насыпь в нее столько-то ведер того-то и столько-то грамм того-то – и только так и сажай… Нет, садоводу, по моему убеждению, надо знать гораздо больше способов, чем один, пусть и надежный классический способ посадки. Есть множество интересных вариантов выращивания плодовых деревьев и кустарников, которые иногда оказываются более выигрышными, чем классика. Про классику я тоже в обязательном порядке рассказываю по ходу повествования, учитывая, что книгу будут читать и начинающие садоводы. Классические способы посадки прекрасно работают, когда ваш сад находится в благоприятных условиях. Почему именно в благоприятных? Потому что вся классика идет от промышленного плодоводства, а промышленные сады, как известно, закладываются на самых благоприятных по плодородию солнечных местах. К сожалению, на низких бесплодных участках, да еще в тесноте и притенении дачных построек классические методы будут невозможны.

…И теперь несколько вступительных слов для тех, кто уже знаком с моими предыдущими книгами.

По замыслу издательства, данная книга составлялась так, чтобы она стала единым сборником самых ценных моих материалов по плодоводству, чтобы помимо новых наработок в нее вошел заодно и весь самый ценный материал по плодовым культурам, разбросанный в прежних моих книгах. Таким образом, все-все наиболее важное, что я писал когда-либо про яблоню, клубнику (садовую землянику), малину и все остальные плодовые культуры, находится здесь. Вместе с новой информацией. В плодоводстве очень многое приходится учитывать, поэтому при написании хочется обо всем сказать, ничего не упустить. Это не огурцы на навозной грядке под лутрасилом запустить! Да, там тоже, конечно, много всего знать нужно, но если бы яблони, груши и вишни выращивать было так же «сложно», как огурцы, то у нас во всех дачных поселках были бы сплошные райские сады: вот прямо как сходишь с электрички, так они и начинались бы, все в плодах… Увы! Зелени много, а плодов что-то не очень. Все эти самые важные факторы, влияющие на успех, и надо было не забыть указать и разобрать.

Часть 1

Общие подходы к выращиванию плодовых культур без химии

От чего зависит успех закладки и содержания плодовых насаждений? От многих факторов. Много чего нужно учесть. Сейчас будем перечислять, вникая в суть каждого фактора. Этому будет посвящена вся первая часть. Затем мы с вами перейдем к части 2, где разберем подход к каждой отдельной культуре.

Я построил книгу так, чтобы наиболее важные моменты, гарантированно ведущие садовода к успеху с его посадочным материалом, прозвучали с обязательным повтором в разных главах. Как показывает опыт, нередко начинающий садовод, выслушав тот или иной совет, сразу не придает значения всем его составляющим, и таким образом что-то важное упускает, и только встретив повторно это важное в тексте, освещенное под другим углом, воспринимает как прозрение. «А я сразу и не понял, что это относится к ключевым условиям!» – говорит он про то, что ему казалось необязательной второстепенной деталью.

Это не означает, что вам придется в обязательном порядке применять все то, о чем будет подробно рассказано в книге. Нет. Но разбираться в процессах садовой жизни нужно досконально. Это похоже на арсенал бойца: ему совсем не обязательно в каждой ситуации использовать сразу все свое снаряжение и оружие, но он обязан прекрасно владеть каждой их составляющей до последней мелочи. Поэтому и передать садовую премудрость так, чтобы у читателя не было пробелов, проще всего через повторение.

Сначала мы поговорим о самых существенных факторах закладки и поддержания плодового сада в целом. Все они важны, так как даже если с ними не знаком, все равно придется однажды стукнуться лбом о каждый и узнатьтаки. А затем в разделе конкретных культур вы встретите те же факторы применительно к каждой отдельной культуре. Таким образом, вам будет легче уловить, что является наиболее решающим фактором успеха на каждом этапе – от подготовки посадочной ямы и покупки сортовых саженцев до поддержания растений в пору активного плодоношения с целью ее максимального продления.

Как добиться легкости в садоводстве

Поначалу люди в своем бытовом садоводстве уверены в том, что показатель мастерства, или, как принято говорить, крутизны здесь – в урожае самых крупных овощей на грядке и ягод с одного куста или плодов с одного дерева. С опытом понимаешь, что крупные овощи как раз никому не нужны, они грубые и невкусные, да и обсыпной урожай деревьев не хочется допускать, чтобы не надрывать их (года 2–3 могут восстанавливаться). Истинный показатель, вершина садового мастерства в том, что ты получаешь вполне высокие урожаи легко и постоянно. Легкость, малые затраты труда и времени – вот предмет данной главы.

Как добиться легкости в садоводстве? Только одним путем: совершать малое количество операций, но при условии, что все они должны быть самыми выигрышными, бить в десятку. И это означает применять всем известное правило Парето.

Сначала пару слов для сравнения. Для значительной части владельцев участка «легкость содержания плодового сада» означает просто посадить деревья и кусты, дорастить их до взрослого состояния и больше ими вообще не заниматься, пусть они себе сами растут и ежегодно дают урожай. Да, многие совершенно убеждены, что такое возможно, и они могут со спокойной душой заниматься только цветами. Их можно понять: из-за недостатка опыта в плодоводстве они просто не сталкивались с эффектом от правильного удобрения и положенной обрезки. Мне это напоминает, как в начале 1990-х гг. многие взрослые образованные люди были абсолютно убеждены, что для того чтобы разбогатеть, надо просто создать свою фирму. Тогда действительно многие так думали, а потом удивлялись: месяц пролетел, а деньги что-то не потекли рекой…

С другой стороны, тяжелый труд на даче с лопатой отпугивает тех, кто и без того всю неделю крутился на работе и не знал отдыха, а теперь в выходные хочет побездельничать в шезлонге. Я лично всегда ориентировался именно на такой вариант и все методики затачивал именно под него, под легкий труд за короткое время, пока он доставляет удовольствие. Всег да с усмешкой смотрел на владельцев участков, которые не вылезают с прополки. (Есть такие: сутками пропалывают свои цветники и прочие насаждения.) Минимум работы все же приходится делать. Скажем, работа тяпкой подойдет для разминки утром. До завтрака тяпочкой кое-что на участке почистить от сорняков – вот уже Парето на тебя работает!

Для тех, кто не изучал в институте и не знает, о чем речь, обрисую вкратце, что это такое. Сразу скажу, эта глава настолько важна, что после ее прочтения ваша практика выращивания растений снова разделится на «до» и «после». Знать, а еще лучше впитать суть этого закона – это очень здорово для растениевода во всех отношениях. И пусть вас не пугает немного математики.

Речь идет о всем известной кривой Гаусса.


Правило 80 / 20: 1 из 5 – это лидер (20 %) 1 из 25 – это уже лидер лидеров (4 %)


Данная кривая, которую можно применить к любому природному явлению, говорит о том, что в природе буквально все неоднородно, неодинаково. Более того, анализ графика показывает, что между растениями, между мероприятиями по уходу и прочими объектами приложения данного закона – огромные различия. Особенно нас будут интересовать крайние 4 %-е выборки с обеих сторон: самые полезные (положительные) экземпляры и самые вредные (отрицательные). Можно назвать их лидеры и лузеры.

Правило Парето (его еще называют «правилом 80 на 20») можно сформулировать для плодовода примерно так: 20 % из всех мероприятий по уходу обеспечат вам 80 % из возможного выхода урожая, и надо лишь верно найти их; если же вы начнете делать что-то другое и потеряете на этом время, то получите не более 20 % урожая.


Примеры для закрепления.

Что даст больше для сада в выходной день: час подрубания сорняков тяпкой или тот же час, проведенный за изготовлением колец из проволоки для поддержания ягод клубники?

Что даст больше для сада в период засухи: полив наиболее загруженных урожаем деревьев или же направление того же объема воды на полив газона?

Что даст больше для сада: вырезка всех живых загущающих веток из кроны или же вырезка всех сухих веточек, которые удастся найти в кроне?

Что даст больше для сада: предзимняя обмазка деревьев раствором глины или сбор нанесенных березовых листьев и утаптывание снега вокруг деревьев?


Правило Парето – это умение выполнить набор простых необходимых условий, лидерских, без каждого из которых успех невозможен, и не выполнять ненужные, от которых почти ничего для величины урожая не зависит, но которые порой отнимают очень много времени.

Вот так просто? Да, именно эту эффективную простоту вы и не найдете почти на всех садовых участках, потому что наше традиционное воспитание приучает нас ценить только сложности. Например, известно, что без воды ничего не будет, но я вас уверяю, что найти садовода, нормально поливающего свои посадки, почти невозможно. Большинство вообще не поливает плодовый сад, а другие убеждены, что бросая один раз в сезон шланг под деревья, они достойно выполняют подвиг необходимого ухода. Известны также оптимальные расстояния между растениями, между ветками и отдельными плодами – это все называется нормированием, – но почти все садоводы не относят данное правило к решающим, они загущают все, что только возможно. И так мы можем пробежать по всем ключевым звеньям и убедиться, что они почти никем не выполняются.

«Но ведь необходимо сделать и остальные операции?!» – возмутится садовод, привыкший во всем быть добросовестным.

В том-то и дело, что нет, нет и еще раз нет! У нас на все-все не хватит времени. Участок в целом приходится держать в кулаке с помощью только выходных, при этом еще много других дел по остальному хозяйству, так что на растения мы порой более двух часов в день выделить не можем. Значит, надо уметь выявить из множества рекомендуемых по уходу мероприятий то главное, что даст наибольшую отдачу, что реально повлияет на прибавку урожая.

Идем далее в изучении правила Парето применительно к плодоводству: 20 % из всех приобретенных вами за долгие годы саженцев дают в итоге основной урожай (или так: 20 % саженцев дают урожай в 4 раза больше, чем все пропавшие вместе взятые).


Правило Парето – это умение найти лидеров и дальше работать только с ними, а также умение вовремя распознать лузеров и поскорее избавиться от них.


Любой посев, любая партия привитых растений в питомнике или партия черенков, деленок, а также любая партия купленных вами растений никогда не бывает одинаковой. Обычно это видно уже по их размеру, хотя действует еще и неоднородность по «внутреннему содержанию». На рисунке видно, что среди всходов сразу проявляется сильная неоднородность, и разница между сеянцами будет лишь усиливаться, а когда их распикируют и затем дело дойдет до урожая, то эти сеянцы дадут несопоставимый урожай.


Вот как примерно выглядит кривая Гаусса в нашем саду: посев условного растения даст сильный разброс по размеру, который для простоты делят на пять групп. Из 10 семян: 2–3 лидера (I); 2–3 неплохих (II); 2–3 средненьких (III); 2–3 дерьмовых (IV); 2–3 никаких (не взошли по разным причинам)


Все растения для удобства можно разделить на пять категорий. 1. 20 % – самые лучшие, лидеры. 2. 20 % – неплохие, но все же уже не орлы (сеянцы с обломанными семядолями). 3. 20 % – слабые, вытянуть их невозможно ни стимуляторами, ни удобрениями. 4. 20 % – карлики с заторможенностью, которые дадут едва развивающиеся кустики. 5. 20 % – мертвяки (погибают либо сразу, либо вскоре).

Чем большее число образцов взято, тем более классической окажется эти закономерность. Например, из партии в 10 прививок может получиться и три наиболее удачных срастания, и всего одно, но в среднем должно быть 20 %, или два. В партии из 100 прививок или 100 воткнутых на укоренение черенков будет виден более четкий разброс по двадцаткам.

Когда-то я посадил именно 100 черенков смородины на квадратном метре и был сильно удивлен, что менее половины из них дали что-то похожее на саженцы. Мне казалось, что смородина настолько просто укореняется, что если нарезать черенки со здоровых веток, то укоренятся все, а тут такие непонятные потери…

Вывод

В садоводстве неправомерно проводить расчеты ровно по требуемому числу растений, необходимо брать с 3-кратным запасом или хотя бы 2-кратным. Расчеты впритык с живыми объектами никогда не срабатывают. Даже идеальные с виду крупные растения могут выпадать при расчете впритык из-за невидимой «нефартовости», а на самом деле из-за хладнокровных законов статистики. Вы наверняка знаете, что при пересадке любой рассады словно назло хоть один кустик-красавец да сломается, как бережно ни сажай. Это статистика: при каждой пересадке кто-то обязан потеряться или ослабнуть. Поэтому я и призываю как можно реже пересаживать свои растения, а тем более самые ценные.


Вот по поводу таких статистических потерь нам и не следует переживать, вместо переживаний их нужно предвидеть и брать посадочного материала больше, чем требуется.

Уточнение.

Дотошный садовод обязательно спросит: а где те 3–5 % на кривой Гаусса? Мы сейчас говорили о двадцатках, а где на конкретных примерах «края» кривой?

Это хороший вопрос, и вот на него ответ: если мы отберем из 100 привитых саженцев 20 % лидеров – 20 штук – и посадим их в ряд, дадим им превратиться во взрослые плодоносящие деревья, то они тоже обязаны дать неоднородность по тем же соотношениям: из них выделятся 20 % лидеров. А сколько это будет – 20 % от 20 %? Правильно, 4 %, или те самые 3–5 % на кривой Гаусса. Это уже будут не лидеры, а элита.

4%-я элита – те уже окончательно состоявшиеся, самые лучшие экземпляры нашего сада, которые начали давать урожай за урожаем и на большой дистанции произвели его львиную долю, полностью устраивающего нас и по качеству, и по количеству, если брать в пересчете на всех участников.

Такие деревья за всю творческую карьеру плодовода можно пересчитать по пальцам. Для нас важно понимание, что они даются ценой очень долгого отбора. И если вы по легкомыслию потеряете такое дерево, то сразу такое же второе не получите. Парадокс психологии заключается в том, что получив однажды лидера, человек перестает его ценить! Он начинает считать, что лидеры для него стали нормой, что он сейчас по желанию может одни отбрасывать, а другие приобретать… Увы, лидеры, как правило, не идут один за другим, и следующего придется ждать долго. Эту ошибку совершают практически все, потом ругая себя за неосмотрительное избавление от надежного сорта, за пересадку хорошего растения, которое не следовало трогать. Вместо подобных ошибок надо научиться создавать у себя на участке школу лидеров, подращивая смену, причем не в единичном количестве. Знающий правило Парето не работает с единичными экземплярами, но старается брать числом.

Итак, грамотный растениевод работает только с лидерами, причем не с единицами, а с командами, стараясь получить элиту, звезду своего сада. Проводит ли он сортоиспытание, растит ли молодые саженцы, он высматривает среди них только лидеров – как по силе и здоровью, так и по урожайности. Он не станет работать даже с хорошистами (вторая категория), а тем более со слабаками.