Книга Галактика Ломброзо или Теория «человека преступного» - читать онлайн бесплатно, автор Ливио Сансоне. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Галактика Ломброзо или Теория «человека преступного»
Галактика Ломброзо или Теория «человека преступного»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Галактика Ломброзо или Теория «человека преступного»

45

Существуют и другие географические контексты, находящиеся в оппозиции друг другу с социальной, культурной и расовой точки зрения. Как отлично демонстрирует Жоао Ферес (João Feres, 2010), Латинская Америка не может существовать без Северной – нелатинской.

46

Стоит добавить, что несмотря на то, что и Португалия, и Италия старались неоднократно, в разные моменты истории XIX и XX веков воплотить проекты заселения африканских колоний как государством, так и частными предприятиями, в Америку и Австралию люди эмигрировали чаще и активнее; эмиграция более спонтанная или излишняя в некоторые моменты, как, например, в период фашизма или диктатуры Салазара в Португалии, была направлена против государства, и это служило препятствием для увеличения штыков в армии и/или численности населения в колониях (Gonçalves 2011).

47

Другие статьи Ломброзо по этой теме можно найти в Gazzetta del Popolo («Народная газета») от 22 марта 1899 года, в них он выступает против экспедиции в Китай, и в книге «Актуальный момент» (Il momento attuale,1906), сохраняющей роль лучшего сборника политических текстов ЧЛ. В последнюю включены самые важные публицистические статьи о Китае, Абиссинии, Южной Африке, о соперничестве с Турцией и, наконец, эссе «Индустриализм и современный империализм». К сожалению, прекрасное собрание трудов ЧЛ, составленное Делией Фригесси (1989) не содержит термина «колониализм» в оглавлении. Некоторые сведения о связях Ломброзо с Африкой можно найти в XVII и XVIII главах его биографии под редакцией Бульферетти (Bulferetti, 1975).

48

О психиатрии в контексте середины века итальянского колониализма можно прочесть интересные факты в тезисах к диссертации Скарфоне (Scarfone, 2014).

49

Информацию по этой теме можно найти у Перотти (Perotti, 1999: 90–94)

50

Я благодарю Омара Томаса (Omar Thomaz) за его предложения по этому вопросу.

51

Информацию можно найти в переписке Моска (G. Mosca) и Ферреро (G. Ferrero) по поводу буров (Mongardini 1980: 109–110).

52

Концентрируясь на расовом смешении и африканскости буров, ЧЛ дистанцировался от современных ему теорий бурского национализма, выдвигавшихся Абрахамом де Койпером / Abraham de Kuyper и Паулем Крюгером / Paul Kruger, которые, наоборот, видели в бурах чистоту крови, избранный богом, высший народ, результат развития, обособленного от контакта с иными расами.

53

Присоединившись к петиции в защиту латиноамериканской конфедерации, созданной испанским издательством El Mundo Latino, ЧЛ заявил: «Очень трудно сформулировать окончательное решение по вопросу подобной природы. Поэтому не стоит слишком надеяться, что теоретические заключения легко будет воплотить в действительность. Конечно, Соединенные штаты Латинской Америки превратили бы могущественные государства в слабые; рост их авторитета предотвратил бы многие военные угрозы, ставшие настоящей чумой латиноамериканских государств. Прежде всего, это защитило бы их от вторжения и подавляющего влияния Северной Америки. Мы не должны забывать, как произошли завоевание Филиппин и покорение Кубы. Кто знает, возникает ли диктаторский режим в результате вырождения избытка богатства и власти, сопровождающегося упадком, у некоего народа. Стремление северных американцев засевероамериканить всю Америку – наятоящая опасность для Южной Америки. Но видели ли греческие республики опасность вторжения македонцев? Будучи предупреждены Демосфеном, смогли бы они его избежать? Нет. Они верили, что смогут отбиться от завоевателей одна за другой, когда настанет очередь, но были обмануты и разъединены, покорены общему врагу завоевателем, и сдались. То же самое может случиться и с латиноамериканскими республиками, если они не объединятся одним из трех предложенных способов» (Lombroso 1906).

54

Вскоре после смерти Ломброзо в 1909 году началось ужесточение итальянской колониальной политики. В 1911 году отмечалось пятидесятилетие Королевства Италии, и началась война в Ливии. Джолитти (премьер-министр Итальянского королевства) заявил, что «Италия, такая как она сегодня, нам не нравится», и что для сплочения нации необходимо кровопролитие (Baioni 1994: 150). Сципио Сигеле (1911) хвалил итальянский империализм как способ избежать ограничений, наложенных Австрией и другими европейскими нациями на Италию, достичь большего международного престижа (в противовес микромании, распространяемой Швейцарией, согласиться, что великая нация обязана быть империалистической: граждане Италии были бы уважаемыми в мире гражданами, если бы их флаг имел тот же вес, что германский или британский). При этом он утверждал, что критика империализма была вызвана поражением при Адуа, а не возникла сама по себе: «представим, что бы было, если бы мы при Адуа одержали победу», – писал Сигеле. К тому же, как еще ранее говорил Ферри в обращении к Парламенту 22 июня 1909 года, нужен был и «демографический» сброс перенаселения. Определенный национализм присутствовал в заявлениях многих антиколониалистов Они волновались, что Италия утратила позиции в сонме великих и поддерживавших стремление к увеличению ее влияния, пусть и не путем колониальных завоеваний, а путем инвестирования в собственную страну. Судьбы африканцев, их права на самоопределение оставались вне фокуса внимания: они были лишь «отходами», примитивными существами. А уж сознание того, что они были побеждены этими самыми примитивными существами в Догали, а затем в Адуа, было невыносимо для всех: как колониалистов, так и противников колониализма!

55

В дискуссии роль сыграли известные в истории африканского колониализма люди, такие как Стэнли, ставший героем статьи «Абиссинская кампания под руководством Стэнли», опубликованной 12 марта 1896 года в Nuovo Secolo: «Поражение при Адуа было предопределено поспешным выбором. Колонизовать – не значит завоевать». Колонизация может осуществляться не только насильственными методами. Надо строить инфраструктуру: железные дороги, а не тропы для мулов. Колонизация – это планирование и инвестиции. Нельзя без оливы получить оливковое масло».

56

Итальянцам пришлось еще долго ждать, долгие годы, пока не появился антиколониальный роман Эннио Флайано (Ennio Flaiano; 1910–1972, итальянский писатель, сценарист, драматург, журналист и театральный критик, автор романа «Время убивать» / Tempo di uccidere).

57

О серьезном влиянии Ахилла Лории на позитивистов и прогрессистов Бразилии, где социалистическое движение имело значительно меньшее влияние в среде интеллектуалов по сравнению с Италией, см. тщательное исследование Марселы Варежао (Marcela Varejão, 1997).

58

Как и многие другие авторы позитивистской школы, ГФ вызвал интерес исследователей в последние два десятилетия. В 1993 году Национальный совет по научным изысканиям финансировал исследования по этой теме, что привело к созданию серии работ, например Calloni и Cedroni 1997.

59

Pogliano e Cassata (2011).

60

Сильвано Монтальдо вспоминал, что в 1911 году был юбилей Экспедиции Тысячи Гарибальди (Экспедиция Тысячи / Spedizione dei Mille – важная военная кампания по объединению королевства Италии в 1860–1861 годах. Генерал Джузеппе Гарибальди с отрядом волонтеров, к которому впоследствии присоединились регулярные войска, нанес ряд поражений Королевству обеих Сицилий, и территория была аннексирована Сардинским королевством.), отмечавшийся разными зрелищами, представлением с участием вооруженных и переодетых в форму 1860–1861 годов актеров, верхом на лошадях и пеших на площадях и в театрах по всей стране, при стечении большого количества зрителей (Cecchinato 2007).

61

Я позволю себе высказать здесь мнение о проекте моего прадеда Альфонсо Сансоне / Alfonso Sansone (1853–1930). Он работал как в тесном контакте с проектом Питре по сбору сицилийских народных традиций, так и с регионализмом, со времени Национальной выставки в Палермо в 1891 году до окончательной установки фашизма. Дискуссий об итальянском характере, европейскости и даже должной белизне сицилийцев, воистину международных дебатов, усилились после того, как в Палермо мафия убила агента итало-американских служб Джо Петросино. Группа интеллектуалов, сицилийских литераторов и политиков, в которую входили, конечно, Альфонсо Сансоне и Джузеппе Питре, провела серию акций. Они создали единственный на Юге Музей истории родины, чтобы показать, какой вклад внесли сицилийцы в процесс Рисорджименто и Объединения Италии, вместо того, чтобы быть всего лишь объектом. Коллекция не только показывала, какие усилия южане прилагали для страны, но и привлекала внимание к таким фигурам, как Франческо Криспи, происходившего из албанского меньшинства. Музей прославлял и распространял богатство народных сицилийских традиций, сицилийской литературы и культуры, чтобы показать как отличия сицилийцев от континентальных итальянцев, так и уровень их развития и цивилизованности. Культуре они в значительной степени были обязаны арабскому влиянию в прошлом, семитскому, но не африканскому, происхождению. Поэтому совсем не случайной была архитектура павильонов на выставке 1891 года в Палермо – их дизайн создал архитектор Басиле. Строения отдавали дань уважения арабскому влиянию на сицилийскую культуру – подобное движение демонстративно направлено назад, если вспомнить, что в те годы в континентальной Европе, и прежде всего во Франции, арабский мир рассматривался как архаичный, как причина «отсталости», и противоположность миру западному.

62

В 2016 году эти музеи назывались: Музей доисторической этнографии Луиджи Пигорини, Национальный музей искусств и народных традиций. Музей позднего средневековья и Музей восточного искусства «Джузеппе Туччи» были объединены в новый Музей цивилизации – этот процесс, на мой взгляд, напоминает образование музея примитивного искусства (Musée des Arts Premiers) в Париже.

63

Практически во всех итальянских музеях, специализировавшихся в те времена на населении, присутствовал термин «раса». На этом основании, существовало три области коллекционирования или типа коллекций: музеи преступности; африканские или колониальные музеи, более распространенные в северной Италии, в основном в Пьемонте (Pennacini 1999); музеи анатомиии или генетики (университеты Турина и Рима).

64

Детальное описание разных особенностей Музея Чезаре Ломброзо можно прочесть в прекрасной книге, составленной Сильвано Мональдо и Паоло Тапперо (Silvano Montaldo e Paolo Tappero, 2009)

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги