Книга Грация в движении. Секреты мастерства в балете - читать онлайн бесплатно, автор Беатрис Хамидуллаева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Грация в движении. Секреты мастерства в балете
Грация в движении. Секреты мастерства в балете
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Грация в движении. Секреты мастерства в балете

· Вытяните обе ножки вперед, а руки вдоль тела (можно опираться руками о пол).

· Начинаем со стоп. Обе стопы вытягиваем от себя и затем на себя 8 раз. Далее чередуем: правую стопу вытягиваем от себя, а другую стопу на себя одновременно, также 8 раз. В это время можно задействовать руки, показывая заячьи уши или же кошачьи лапки перед собой.



· Стопы натягиваем на себя и со словами: «а давай с тобой будем русалочками», обе стопы разворачиваем в разные стороны (также 8 раз).



· Скажите ребенку: «Давай мы с тобой будем красивыми раскрывающимися цветочками» (можно поинтересоваться у ребенка, каким цветком он хочет быть), затем медленно выпрямляйте спину. Держитесь наверху 4—5 секунд и расслабьтесь. Руки можете положить на ноги или держать на поясе. Скажите, что цветочку надо раскрыться ещё больше и повторите это упражнение еще примерно 4—5 раз.



· Ноги все также выпрямлены, говорим ребенку почесать колени так, чтобы они не сгибались. Переходим к складочкам. Обе руки поднимаем вверх, стопы натянуты на себя и складываемся на ножки. Подержитесь на складочке 2—3 секунды и повторите 4—6 раз.



· Сложите ноги таким образом, чтобы стопы были прижаты друг к другу, имитируя позу лотоса. Здесь можно добавить ручки и сказать, что вы летите, как бабочка. Произнесите: «Бабочка устала летать и сейчас она хочет спать» и сделайте складку в этой позе с вытянутыми руками вперед. Подержитесь так 8—10 секунд. Бабочка – это простая и пассивная растяжка приводящих мышц и внутренней поверхности бедер. Упражнение влияет на мышцы, которые ближе всего расположены к паху.



· Переходим на поперечный шпагат. Обе ноги раскрываются в две стороны, стопы смотрят на себя. Если у ребенка на поперечном шпагате колени смотрят вниз, то попросите его нарисовать на них улыбающееся лицо и следить за тем, чтобы это лицо смотрело в потолок. При возникновении трудностей с этим, немного закройте шпагат, уменьшив амплитуду.



· После того, как вы успешно сели на шпагат, поднимите левую руку и наклонитесь к правой ноге. Проследите, чтобы левая рука ребенка не падала вперед на пол. Повторите то же самое и в левую сторону. Выполните складку в шпагате (руки должны тянуться вперед) и затем выпрямитесь. Для большей заинтересованности вы можете сказать: «Давай-ка выпустим наружу бабочек». Всё также сидя на шпагате, согните одну ногу, как в растяжке бабочка, и то же самое проделайте с рукой. То есть правая рука и правая нога сгибаются одновременно. Вытягиваете руку и ногу, в это же время «выпускаете наружу бабочек». Повторите это в левую сторону. Делаем также с обеими ногами.



· После этого идёт упражнения на равновесие: ноги вместе, согните их в коленях и обнимите ножки снизу. Затем поднимите одну ногу вверх с вытянутой стопой, затем левую и после поднимете обе ноги. Скажите, чтобы ребенок удерживался наверху как можно дольше.




· Вытяните ноги вперед, стопы должны быть натянуты. Сгибайте ноги в коленях и быстро выпрямляйте обратно, скользя по полу ногой. Повторите 6—8 раз. Это упражнение подготовит к прыжкам и усилит мышцы на ногах.

· Встаньте на четвереньки, прогните спину вверх и вниз, фиксируя тело в каждом положении, изображая кошечку.



· Лягте на живот, ручки поставьте перед плечами. Опираясь на них, отрывайте грудную клетку от пола и потяните пальцы ног к голове, визуально создавая форму кольца. В колечке важно суметь коснуться головы пальцами ног, однако это не получается у всех с первого раза. Со временем ребенок сможет выполнить это упражнение правильно. Тогда нужно будет задержаться в колечке на 8—10 секунд и повторить 2—4 раза.



· Лежа на животе, руками тянитесь назад и обхватите ноги с внешней стороны голени. В этом положении прогните спину. Плечи и голова во время этого упражнения поднимаются (визуально это похоже на корзиночку). Повторите 2—3 раза по 4—6 секунд. Для веселья можете поднять ребенка в корзиночке и как качели покачать вперед-назад, только убедитесь в безопасности.



· Четырехлетние дети уже могут начинать делать «мостик». Ребенок должен лечь на спину, согнуть ноги в коленях, ладони возле головы, а локти смотрят в потолок. Придержите ребенка за поясницу. Нужно оторвать таз от пола, выпрямить локти и проследить, чтобы голова не касалась пола во время мостика.



И, конечно же, несколько упражнений для закрепления мышц спины.

· Лягте на живот, руки должны быть вдоль тела. Отрываете голову и плечи от пола 8—10 раз.



· Выпрямляем руки вперед, ноги и руки отрываются от пола. Необходимо продержаться так 4—6 секунд, повторяя по 2—4 раза.

· Упражнение «русалочка». Лягте на живот, оторвите от пола ноги и руки. Ноги двигаются вверх-вниз, не касаясь пола, руки проделывают маневр наподобие плавания лягушки. Тоже самое можно сделать и с мячом или с любой другой игрушкой. Ребенок держит в руках мяч/игрушку, а ноги двигаются вверх-вниз.

· Отдых, ложимся в позу «малыша». Встаем на четвереньки, ягодицы к пяткам, а руки вытягиваем. Таким образом спина расслабляется, а позвоночник и мышцы растягиваются.



· Встаньте на две ножки и изобразите цаплю или же фламинго. Согните одну ногу в колене и попытайтесь поймать баланс.


Глава 6. Первые танцевальные движения

Galopp (галоп) – это разновидность европейского танца, популярность которого приходится на первую половину 19 века. Ранее танец имел название галопад.

Перед началом движения, необходимо перенести вес тела на опорную левую ногу, а далее вывести правую ногу в сторону на носок. Нужно согнуть колено опорной левой ноги и сделать скользящий шаг правой ногой в сторону с носка на низкие полупальцы, быстро подтянуть левую ногу к правой ноге, плавным движением проскользнуть носком по полу с небольшим прыжком, как бы слегка подбить левой ногой правую (пятки ног должны соединиться с легким ударом). В прыжке колени обеих ног почти выпрямлены, сразу же (из прыжка) мягко опускаемся на левую ногу, переносим вес с носка на всю ступню и левую ногу. Нужно согнуть в колене опорную левую ногу и правую ногу вывести в сторону на носок. Повторить движение 8—10 раз, точно также и в левую сторону. Если ребенку достаточно легко выполнить это упражнение, то его можно усложнить, делая по 4 раза лицом, например, к окну, и 4 раза в противоположную сторону. Если Вы педагог, то это стоит сделать в паре.



Двое детей стоят лицом к лицу, руки в разные стороны, ученики держатся за ладони, образовывая букву «О». Повторить в одну сторону 8 раз и также в другую 8 раз.

«Подскоки» (это упражнение подойдет детям от 4-х лет). Руки на поясе, спина ровная. Перед началом упражнения нужно поставить правую ногу рядом с левой ногой на пальчики (на большой палец ступни), вес на левой ноге. Чуть приподнимаем правую ногу над полом с вытянутым носком и делаем небольшой шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, встаем на правую ногу и колено правой ноги немного сгибаем. Подскок на правой ноге: подпрыгиваем на правой ноге, одновременно левую ногу сгибаем в колене. Колено левой ноги резко поднимается вперед и вверх, стопа левой ноги прижимается к колену правой ноги. Носок левой ноги вытягиваем (правое колено в момент прыжка нужно почти выпрямить). Повторяем с левой ногой по 8—10 раз.



Детям четырехлетнего возраста можно делать по 4 галопа в правую сторону и в левую, после сразу перейти на подскоки. Это упражнение развивает координацию и память ребенка.

В конце урока очень важно дать ребенку возможность импровизированно потанцевать, чтобы он смог раскрепоститься, а вы узнали, насколько ему нравится танцевать.

Глава 7. Дошкольный и школьный возраст

В этой главе мы поговорим о детях возраста 5—7 лет.

Какие у них особенности и что формируется в этом возрасте?

В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, совершенствуются движения, улучшаются двигательные способности. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, расширяются интеллектуальные возможности, продуктивность воображения и способность восприятия. Это все находит воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках и в танцах.

Оценка учеников взрослыми подвергается критическому анализу и сравнению. Под воздействием такой оценки представление ребенка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более четко. Ребенок становится уже мягче и пластичнее, его движения приобретают разнообразие. При изучении танца, дети получают прекрасную возможность оттачивать приобретаемое мастерство и тогда у них пропадает смущение. Они приобретают уверенность в собственных силах, а потому – не стесняются выходить на публику и выступать. Этому способствует и появляющаяся пластичность, сила, улучшенная походка, выравнивающаяся осанка, развивающаяся координация, прекрасная ловкость и моторика.

С пяти лет можно разучивать классические позиции ног. В этом возрасте изучается пять позиций.

Первая позиция – пятки вместе, пальцы ног смотрят в две разные стороны, образуя одну линию. Для того, чтобы детки запомнили, можно сказать, что пятки «целуют» друг-друга, а пальцы ног «поссорились» и смотрят в разные стороны. При этом колени втянуты, спина ровная.



Вторая позиция – ступни находятся на одной линии, но между пятками расстояние, равное длине ступни.



Третья позиция – ступни соприкасаются, закрывая друг друга на половину своей длины.



Пятая позиция – правая ступня ставится к левой. Правый носок расположен около левой пятки и наоборот.



Шестая позиция – ступни прижаты, пятки и пальцы вместе.



Переходим к разминке:

· Ребенок встает на две ноги, он расслаблен. Вначале нужно потрясти ладонью: сперва правой 5—10 секунд, затем левой, а потом обеими также 10 секунд. После расслабляемся. Повторите 2 раза.

· Начните шагать с ребенком на одном месте, то есть маршировать в течение 20—30 секунд, руки на поясе и спина ровная. Постарайтесь поднимать колени выше.



· Ноги на ширине плеч, спина ровная. Наклоняем голову вправо и влево по 8—10 раз, затем выполняем повороты. После наклоняем голову вниз и вверх, но важно ее не опрокидывать, также по 8—10 раз.



· Поднимите оба плеча вверх, руки держите на поясе, а потом опустите вниз. Повторите 8—10 раз. Затем, чередуя, поднимите сперва правое плечо, а потом левое.

· Мельница. Правой рукой рисуем большой круг. Поднимите руку, прорезая воздух впереди и опустите руку назад. Подход по 8—10 раз в каждую сторону.



· Далее повторите с обеими руками, нарисуйте большой круг, подход по 8—10 раз.

· Наклоны из стороны в сторону. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повторяем 10 раз в обе стороны. Наклоны вперед и назад. Убедитесь, что, когда наклоняетесь вперед, спина ровная и под углом 90 градусов. Наклон назад выполняется под углом в 10 градусов. Повторите 10 раз.




· После идет упражнение складка. Руками достаете до пола, колени должны быть прямыми. Если ребенку тяжело дотянуться до пола, посоветуйте ему провисеть в этом положении около 10 секунд.

Переходим к Releve (Релеве):

Releve – в переводе с французского «приподнимать, возвышать». Это самый важный элемент классического танца, подъем на полупальцы. Оно развивает и укрепляет прежде всего голеностопный сустав и помогает удержать стопу на полу в правильном положении при выворотах ног.

Перед началом выполнения мы должны подтянуть весь корпус. Итак, руки на поясе, спина ровная, живот втянут, ноги вместе. В балете эта позиция ног называется шестая позиция. Выполните подъем на полупальцы в среднем темпе 8 раз. Если почувствовали работу мышц и усталость, то встряхните ногой. Сделайте 2 подхода по 8 раз.



Plie (Плие) – с французского переводится как «приседание». Плие бывает двух видов. Demi Plie (Деми плие) – маленькое приседание, не глубокое. Grand Plie (Гранд плие) – большое приседание, глубокое. Агриппина Яковлевна Ваганова пишет, что именно навык хорошего плие делает исполнение балетом, а не просто набором упражнений.



Агриппина Яковлевна Ваганова – это русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Она основоположник теории русского классического балета, автор книги «Основы классического танца» и разработчик собственной методической системы классического танца.

Учим новый термин и правильное выполнение Passe (Пассе) или Retire (Ретире).

Passe или Retire — в переводе с французского «проводить, проходить». Положение одного согнутого колена, носок у колена, выворотная и не выворотная.

· В данном случае мы выполняем не выворотно: согните одну ногу в колене, носок этого колена должен касаться опорной ноги, руки в рознь. Находим равновесие – чем больше ребенок стоит на passe, тем лучше у него будет работать вестибулярный аппарат и мелкая моторика. Выполняйте 8 медленных счетов с правой и с левой ноги.



· Также упражнение на равновесие. Ноги в шестой позиции, руки на поясе, спина ровная. С ровной спиной медленно приседаем, пока ягодицы не окажутся на уровне с пяткой. И также медленно поднимаемся. Повторите 5—6 раз.

· Усложненный вариант: стоя в шестой позиции, поднимитесь на releve и в таком положении медленно присядьте и поднимитесь. Выполняется 5—6 раз.



· Теперь переходим к прыжкам. Руки на поясе, спина ровная, ноги вместе в шестой позиции. Выполняйте 8 раз. Попытайтесь вытянуть стопу и колени в воздухе. Обязательно приземлитесь на согнутые колени, ни в коем случае не на выпрямленные ноги. Это может привести к травме.



· Также поставьте препятствие, то есть невысокую игрушку примерно 20—30 сантиметров, и перепрыгните через нее. Выполняйте 16 раз.



· Шестая позиция ног, выполните прыжок и приземлитесь, ноги в рознь. С этой позиции прыгните и соберите ноги в шестую позицию. Выполняйте 8 раз.

· Аналогичный прыжок осуществите с препятствием: оттолкнитесь с шестой позиции, в воздухе раскройте ногу, перепрыгните через препятствие и приземлитесь в шестую позицию. Выполняйте 16 раз.



· Если ребенку пока тяжело прыгать так, можно оттолкнуться с шестой позиции, раскрыть ножки и приземлиться по бокам препятствия ногами в рознь. Оттуда же отталкиваетесь, переходите в другую сторону препятствия и приземляетесь в шестую позицию. Выполняйте 16 раз.



· Ноги в шестой позиции, руки на поясе, спина ровная. Отталкивайтесь с шестой позиции, колени притяните к животу, стопы вытянуты. Надо приземлиться очень тихо. Повторяете 8 раз.



· Аналогичный прыжок с препятствием. Оттолкиваетесь с шестой позиции, колени притягиваете к животу, перепрыгиваете через препятствие и приземляетесь в шестую позицию. Выполняйте 16 раз.

· И после прыжков обязательно сделайте передышку, то есть поднимите обе руки вверх при вдохе и при выдохе опустите руки в расслабленном состоянии. Это поможет восстановить дыхание. Помните, что после прыжка нельзя садиться на пол, иначе это будет большая нагрузка на сердце.

Переходим на пол:

· Сядьте на коврик или на мат для йоги.

· Ноги вытянуты вперед, спина ровная, руки на поясе.

· Начинаем со стоп. Обе стопы вытягиваем от себя и затем на себя 8 раз. Чередуем, правую стопу вытягиваете, а левую на себя, делаем одновременно 8 раз. Скажите ребенку, чтобы он оторвал пятки от пола, то есть колени должны быть максимально вытянутыми. Стопы разворачиваете в первую позицию, выполняйте 8 раз. То же самое выполните только с одной стопой на себя 8 раз. Постарайтесь сделать так, чтобы пальцы ног коснулись пола, а колени максимально были втянуты.




· Часто случается, что у ребенка появляется горбик на пояснице, то есть ему тяжело дается сесть с ровной спиной. Что надо делать в таком случае и почему же это происходит? Ребенок должен сесть в такую же позу как вначале: ноги вытянуты вперед, руки по обе стороны. Скажите ученику, чтобы он вытянулся вверх, как будто кто-то его тянет за макушку. В этом положении он должен просидеть 8 медленных счетов. Первое время ребенку будет неприятно выполнять это упражнение, но затем вы сами увидите результат. Но это упражнение необходимо начинать делать с 6—7 лет. Причиной возникновения такого горбика чаще всего является сколиоз. Еще это происходит из-за того, что ребенка растягивают только в одну сторону, а другая остается не растянутой. Поэтому необходимо растягиваться в обе стороны.




· Скажите ребенку: «Давай мы с тобой будем красивыми раскрывающимися цветочками». Затем медленно выпрямите спину и держитесь наверху 4—5 секунд, после расслабьтесь. Руки можете положить на ноги или держать на поясе. Объясните, что цветочку надо раскрыться ещё больше и повторите примерно 5—6 раз.



· Выполняем складочку: носочки вытянуты, руки наверх и с ровной спиной складываемся к ногам. Постарайтесь не сгибать колени, тогда будут тянуться подколенные мышцы и связки. Если у ребенка сгибается колено, то проследите, чтобы он складывался не так низко. Однако важно, чтобы подколенные мышцы и связки растягивались. Продержитесь в такой позе 10—15 секунд.



· Также согните одну ногу в колене (она должна лежать на полу), а другую ногу нужно вытянуть. Выполните складку с ровной спиной, удерживаясь на 10—15 секунд. Убедитесь, что не голова касается ноги, а именно живот. Эффект от растяжки будет лишь в том случае, если она выполнена правильно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги