Дмитрий Синельников
Молодой Шерлок
Бледная тень из мглы встает
Василий Васильевич Васьвась был шестиклассником и очень увлекался детективными рассказами. В первом классе он прочитал большинство произведений о Шерлоке Холмсе, кроме повести «Собака Баскервилей». Через пару лет он прочел три книги анонимного немецкого писателя о Нате Пинкертоне, а также три рассказа об одном из первых детективов в истории литературы – Огюсте Дюпене. Этим летом он загуглил «Самые лучшие детективные романы» и открыл сайт, на котором был топ-десять лучших детективных романов в истории, по мнению автора. На десятой строчке находилось название, которое привлекло внимание Васи: «Убийство по алфавиту». Вася загуглил аудиовариант этого романа. Автором его оказалась Агата Кристи, роман был двенадцатой по счету книгой в серии о бельгийском детективе Эркюле Пуаро. Вася прослушал несколько рассказов о нем и впечатлился: по его мнению, Эркюль Пуаро был самым лучшим детективом в истории. Лучше даже, чем Шерлок Холмс. Последний роман об Эркюле Пуаро Вася дослушал в начале сентября. Через неделю некоторые школьники, в основном из начальной школы, стали находить маленькие бумажки, на которых был написан следующий текст:
«Я, Василий Васильевич Васьвась, – новый школьный детектив. Моя контора находится в шестом классе. Прием заявок на расследования начинается после первого урока в старших классах: всю неделю – после девяти сорока, а по пятницам – после восьми сорока пяти. Заявки принимаются в течение всех перемен, а потом, после обеда, – для шестиклассников, с половины третьего до пяти часов вечера, когда я иду домой. За расследование я беру следующие суммы: за следствие по краже – от пятидесяти до пятисот рублей, за дела об убийстве – от тысячи до трех тысяч. Конкретная сумма зависит от серьезности случая и обговаривается со мной.
Vasvas_448_rus-vasvas@yandex.ru – моя электронная почта. Номер телефона: +7 945 332-31-33».
Скоро он принялся разбрасывать эти листовки по коридору среднего и старшего звена. Все ученики, которые знали Васю, стали насмехаться над ним. Хоть он и был отличным математиком, но на роль детектива, который рыщет по всей школе и рассматривает опечатки пальцев, не подходил, потому что у него имелись небольшие проблемы со зрением. Но все-таки Вася верил, что сможет расследовать преступления, которые произойдут в школе.
– А откуда преступления возьмутся в школе? – интересовались у него.
– Cам видел, как Мартин из моего класса своровал у какого-то первоклассника зефир. А это только часть ежегодных правонарушений, которые совершаются в школе. В основном они происходят в начальных классах, но иногда и среди старшеклассников тоже, – отвечал Вася.
Семнадцатое ноября, пятница, последний день во втором модуле первого триместра.
Последним уроком в этот день в шестом классе была математика. Вася очень ее любил, поэтому подготовился заранее. Вдруг в дверь кто-то постучал. Вася вскочил с места и встал в стойку «смирно»: он думал, что это Миронова, учитель математики. Но в класс, боязливо оглядываясь, вошел застенчивый первоклассник или второклассник.
– Где Василий Васьвась? – с дрожью в голосе спросил он.
– Что ты тут, черт подери, делаешь?! – грубо отозвался Мартин, который в тот момент сидел за партой и играл в телефоне, что в первой половине дня было строго запрещено с шестого класса.
– Я тут, – отозвался Вася и подошел к мальчику. Тот отступил назад и с испугом посмотрел снизу вверх на Васю, который был почти в два раза выше, чем, как оказалось впоследствии, третьеклассник. Детективу пришлось наклониться, чтобы их лица были на одной высоте. Их глаза встретились: у мальчика они были синие, волосы ярко-рыжие, лицо все в веснушках. Сам он был тонок, как тростинка, и с застенчивым выражением лица. Все его тело показывало, что его владелец очень пуглив, часто переживает большие потрясения.
– Чего хотел? – мягко поинтересовался Вася. Он старался заручиться доверием мальчика. Тот с запинками начал объяснять, зачем он пришел к шестиклассникам.
– У меня украли телефон, – квакающим голосом произнес он. Говорил третьеклассник так тихо, что Вася еле это расслышал.
– Хорошо, – кивнул Вася. – И ты хочешь, чтобы я его нашел?
– Да.
– А кто его украл?
– Не зна-аю, – по голосу мальчика легко было понять, что у него трясутся поджилки.
– То есть ты отошел на минуту, потом пришел и обнаружил, что телефона нет на месте?
– Нет.
– А как тогда все произошло?
Третьеклассник запнулся, пару раз что-то мекнул и с испугом посмотрел на Васю.
– Чтобы я раскрыл преступление, ты должен все мне рассказать в мельчайших подробностях, чтобы я в совершенстве понял ситуацию, которая сложилась у тебя, и раскрыл загадку.
Несмотря на ласковый голос Васи, мальчик все равно продолжал неуверенно топтаться на одном месте, опустил голову и затрясся всем телом. Васе пришлось положить руку ему на плечо, чтобы успокоить, а потом доверительным тоном произнести:
– Если в этой загадке фигурирует какой-то твой секрет, то будь уверен: я его никому не расскажу, – мальчик поднял голову и вопрошающе посмотрел на Васю.
– Точно никому не расскажешь?
– Точно. А теперь говори. Сначала назови твое имя.
– Саша, – тихим голосом ответил третьеклассник.
– Хорошо, Саша, теперь рассказывай, что у тебя произошло. Не упускай из виду никаких фактов, даже если они кажутся тебе не относящимися к данному делу: в расследовании все нужно учесть. Ну, давай.
Саша пару секунд помялся, глубоко вдохнул, медленно выдохнул и начал рассказывать:
– Я по телефону начал недавно смотреть фильм, ужастик. В основном я смотрел его на переменах. Четвертым уроком был английский язык: ненавижу его, глупый, ненужный предмет. Сегодня было вообще скучно: мы переводили нудный текст о том, как англичане любят мерзких собак – мешки со слюнями. Мне стало тоскливо, поэтому за пятнадцать минут до конца урока я попросился в уборную. Вышел, закрылся в кабинке – ну, как закрылся: просто плотно закрыл дверь. Я сидел в девятой кабинке, в которой пару недель назад сломался замок, так что ею никто не пользуется.
– А ее еще не чинят? – удивленно спросил Вася.
– Ее начинали чинить, – стал объяснять Саша, – но строители больше поломали, чем починили. Потом они все-таки сделали как было, но их прогнали, а сейчас не могут найти другую бригаду.
– Понятно, – кивнул Вася. – Что дальше?
Саша опустил голову.
– Я начал смотреть тот самый фильм. – Вася только слегка кивнул и подбадривающе посмотрел на мальчика: он прекрасно понимал, что творится у него в душе, а тот продолжил: – Я каждые две минуты проверял, сколько времени, потому что хотел пойти в класс за три минуты до конца урока. Последний раз я посмотрел на электронные часы, – он показал их. Это были Apple Watch двадцать первого года производства. – До конца оставалось семь минут, а еще через две дверь в кабинку распахнулась. Знаешь, что передо мной предстало?
– И что же? – поинтересовался Вася.
– Передо мной стояла фигура – вся белая, колыхалась, как привидение. От нее исходил леденящий холод. Привидение произнесло: «Ты идиот» и ударило меня по лицу так, что я свалился на пол, выронив телефон. А оно подняло мобильник, еще пару раз ударило меня и добавило: «Ты наказан». Затем оно ушло.
У Васи от удивления расширились глаза.
– О! – воскликнул он. – Понятно. А какой голос был у привидения?
– Сначала тонкий женский, а потом – бас. Не могу с уверенностью сказать, к какому полу оно относилось. Но это точно был реальный человек. Я в этом уверен, так как привидение не может ударить: его рука прошла бы через меня.
– Да, это точно был настоящий человек. – Тут прозвенел звонок на последний урок, и Васе пришлось быстро закончить разговор: – Ладно, иди в класс, после обеда останься там. Я начну расследование тут же.
Саша кивнул, тихо поблагодарил Васю и со всех ног побежал в сторону крыла начальной школы, а Вася вернулся на место.
Марта Васильевна была не только учителем математики, но и завучем. Так что у Васи тут же появился план, как можно задержать всех учеников первых четырех классов, чтобы спокойно провести расследование: когда учительница войдет, то он, Вася, попросит ее оставить учеников из начальной школы после обеда в кабинетах. Он объяснит, что произошло, а дальше все будет зависеть от завуча.
Марта Васильевна опоздала на целых пять минут. Она влетела в класс и затараторила жизнерадостным голосом:
– Добрый день, дети! Вы записали число и «Классная работа» в тетради? Нет? Почему? Записывайте быстро, а потом выполняйте триста третий и триста пятый номера: в них надо решить примеры с отрицательными числами.
Вася вскочил, подбежал к учительнице и зашептал ей на ухо. Та перестала говорить, прислушалась, пару раз кивнула, а когда Вася закончил объяснять, медленно и задумчиво ответила: «Ладно, попрошу». Потом она выбежала из класса, и скоро даже шум ее каблуков затих.
– Что ты ей сказал? – с удивлением поинтересовался Анатолий, смотря на дверь, за которой только что исчезла Марта Васильевна.
– Потом объясню, – бросил Вася, садясь за парту, и начал решать заданные примеры. Класс несколько минут посидел в молчании, а затем принялся медленно выводить в тетрадях число. На каждую цифру или букву дети тратили по пять, семь секунд. К тому времени Вася решил все пять примеров из первого задания и уже записывал номер другого.
Скоро Миронова вернулась и начала подсказывать классу, ведь почти никто не мог без помощи справиться даже с половиной задания, кроме Васи, Мартина, Кирилла, Валентины и Маши, которые были лучше остальных в математике.
Учащиеся средней и старшей школы обедали после шестого урока, а начальных классов – после пятого. Им отводилось только двадцать минут, чего еле хватало, чтобы съесть все, что им подавали. Еда в этой школе была хорошая, что для русских школ большая редкость.
Вася поел быстрее, чем другие, а потом с максимальной скоростью помчался в начальную школу, чтобы успеть задать Саше пару вопросов.
Чтобы мой читатель мог решить эту загадку, я расскажу подробно о расположении комнат в крыле начальной школы, которое было почти отрезано от всей школы, как полуостров, редко когда туда входили из основной части. Только учителя и ученики начальной школы приходили туда утром и уходили вечером, да иногда заглядывали старшеклассники, чтобы перекинуться словечком с бывшими классными руководителями.
В этом крыле слева находятся только окна, а возле них несколько кресел, которые полгода назад перенесли с третьего этажа. Дверь третьего класса находилась напротив входа в само крыло. Кабинет третьеклассников был самым большим. Во всех классах можно было с трудом разместить десять парт, а в этом легко расположились тринадцать, а еще ковер, который занимал половину площади, три дивана, роскошные шкафы, в которых можно спрятать где-то двадцать пять взрослых. Так что третий класс по сравнению с другими классными комнатами – царские покои.
В уборной для девочек – десять кабинок и семь раковин, в комнате для мальчиков такая же расстановка: напротив двери – кабинки, а слева – раковины. В кабинетах первоклассников, второклассников и четвероклассников абсолютно стандартное расположение вещей: напротив дверей – учительский стол, перед которым стоит десяток парт, а возле стен – шкафы, цветочные горшки и вспомогательные столы, на которых хранятся некоторые вещи.
Теперь читатель имеет полное представление о крыле начальной школы, и я могу переходить к дальнейшим событиям.
Вася быстрым шагом приблизился к двери третьего класса, постучался и, не дожидаясь ответа, вошел. Все ученики встали: наверное, подумали, что это учитель. Но увидев, что это просто шестиклассник, опустились на места. Классный руководитель третьего класса, Марина Анатольевна, бросила на него вопрошающий взгляд.
– Здравствуйте, – сказал Вася.
– Добрый день, Вася, – поздоровалась Марина Анатольевна, которая прекрасно его знала. Пару раз даже заменяла его классную руководительницу Инну Дмитриевну, когда та уезжала на какие-нибудь экзамены или обучение.
– Можно на пару минут Сашу?.. – только сейчас Вася обнаружил, что не спросил фамилию клиента, но скоро память подсказала нужную, – …Миллера, – закончил он. Тот самый мальчик маленького роста встал со второй парты от учительского стола, подошел к Васе и дал ему вывести себя из класса.
– Мне надо задать тебе пару вопросов, – сказал Вася, когда за ними закрылась дверь.
– Хорошо, но давай быстрее: через несколько минут у нас дополнительное занятие по шахматам, – согласился Саша.
– Я знаю, – спокойным голосом произнес Вася и сел в ближайшее кресло. – Теперь начну. Какого роста был преступник?
Саша на пару секунд задумался, наверное, прикидывая в уме, что ответить.
– Ну-у-у-у, – неуверенно произнес мальчик, – ростом примерно как ты: метр шестьдесят, метр семьдесят.
Вася кивнул и поинтересовался:
– А есть кто-нибудь в начальной школе с таким ростом?
– Есть десять человек, в основном в четвертом классе, – ответил Саша. – И четверо из моего: Максим и Ярослав, два моих ближайших друга, и Мария и Клеопатра, но их нет сегодня. А в четвертом их шестеро, но двоих из них сегодня тоже нет. Зато есть Маша, Наташа, Катя и Аня.
– Ну и последний вопрос, – кивнул Василий. – Это привидение было на каблуках или нет?
– Нет, – тут же ответил Саша.
Вася кивнул, удовлетворенный полученной информацией, над которой надо было подумать, и поблагодарил за нее, хотя на языке крутились еще несколько очень важных вопросов. Они могли пролить некоторый свет на решение проблемы, но он прекрасно понимал, что сейчас не может их задать, так как Миллеру надо идти на занятие. Так что он пошел в класс, чтобы подождать и подумать, но скоро побежал на третий этаж, в кабинет драматического кружка, которым заправляла Галина Андреевна. Ее на месте не оказалось, зато там был великий гитарист Руслан из одиннадцатого класса, у которого на руках было только по два пальца, но он так играл на гитаре, что учитель музыки не могла это повторить.
– Где Галина Андреевна? – обратился Василий к Руслану, который чистил и настраивал гитару. Второе занятие у него было самое нелюбимое. Он постоянно говорил, что во всех звуках, которые издает человек или предмет, есть музыка. Это прекрасно сходилось с высказыванием великого философа Кун-Цзы (в Европе более распространено другое его имя – Конфуций): «Красота есть во всем, но не каждый может ее заметить».
– Она отошла на пару минут, чтобы вернуть Виктору Павловичу щетку для чистки доски, – ответил Руслан. Виктор Павлович был учителем по шахматам и шашкам, чей кабинет находился в противоположной части третьего этажа. Василию было очень интересно, почему Руслан чистит гитару именно здесь, но из вежливости решил не задавать этот вопрос.
В ту же секунду он услышал отдаленные шаги на каблуках, развернулся и увидел возвращавшуюся преподавательницу, которая быстро шла в его направлении и добралась до него через полминуты.
– Добрый день, молодой человек, – произнесла пожилая женщина. Она очень плохо знала Васю, поэтому обратилась к нему не по имени. Он до этого тоже видел педагога из драматического кружка только мельком, поэтому на всякий случай уточнил:
– Вы Галина Андреевна?
– Да, это я. Что хотели, молодой человек?
– Мне надо узнать, кто из девочек из четвертого класса ходит к вам в кружок и может подражать басистым голосам? – поинтересовался Вася.
Учительница сразу поняла, что Вася – полный профан в музыке и во всем, что с ней связано.
– Меня зовут Вася, – сказал он. – Я из шестого класса, одноклассник и ближайший друг Алины. – Алина занималась у Галины Андреевны. Таким образом Вася хотел заручиться ее доверием, что могло помочь, как он сам считал, в будущих разговорах. Он отдаленно был прав: преподавательница сразу выдала ему нужную информацию.
– Ко мне из четвертого класса ходят только четыре девочки, – стала объяснять она, – Маша, Наташа, а также Катя и Аня, – все четверо подозреваемых, – но только Маша и Наташа могут подражать басистым голосам так хорошо, что и не поймешь, что они женщины.
– А Катя с Аней как с этой задачей справляются? – осведомился Вася.
– Очень плохо, – развела руками Галина Андреевна.
– А у Маши и Наташи баритоны? – предположил сыщик.
– Нет, у них альты, – ответила Галина Андреевна.
Вася поинтересовался по поводу третьего класса. Оказалось, что оттуда на музыкальные кружки ходят только Алёна и Надя, но второй нет в школе: болеет и уже не хочет развивать актерские таланты.
– Видите ли, ей приспичило стать физиком, – презрительно выдавила Галина Андреевна.
Никто из третьего класса не подходил, поэтому Вася быстро свернул разговор и побежал к себе в класс. Хотя ученики начальной школы уже вернулись с занятия по шахматам, которое у них длится тридцать минут, но Васе надо было немного проанализировать информацию. Таким образом, Вася еще пять минут ходил по классу, размышляя. Затем он пошел в начальную школу, но начал не с третьего или четвертого класса, а со второго, где было очень много тех, кто занимался в драматическом кружке.
– Здравствуйте, – произнес он, входя в класс. Все вздрогнули: никто не ожидал, что их станут расспрашивать, и все надеялись, он скоро их отпустит, так как они ничем не смогут помочь. – Кто занимается у Галины Андреевны, поднимите руки. – Поднялось пять рук. Вася зажмурился и наугад ткнул рукой. – Тебя как зовут? – спросил он, открывая глаза. Ему выпала маленькая девочка с длинными рыжими волосами, голубыми глазами и очень бледной кожей.
– Меня зовут Анита, – пропищала рыжая кнопка, вставая. Вася улыбнулся и кивнул. Анита последовала за ним в коридор. В этот раз Вася выбрал кресло, а не подоконник, чтобы сесть. Он указал на ближайшее кресло Аните, та послушалась его и села.
– Ты недавно не болела? – начал расспросы Вася. Анита покачала головой.
– Нет, последний раз я пропускала школу в прошлом ноябре, год назад, когда у меня была ветрянка.
Вася улыбнулся.
– Хорошо, ветрянкой лучше болеть в твоем возрасте, тогда она проходит бесследно, а дальше… Ладно, ты в кружок ходишь?
– Да.
– А вы часто испытываете ваши умения по подражанию другим тонам, например, басу?
– На каждом уроке, – ответила Анита.
– Я так понимаю, Маша и Наташа – отвратительные подражатели, а вот Катя и Аня прекрасно подражают. Я имею в виду учениц четвертого класса.
– Нет, что вы! Все наоборот: Маша и Наташа великолепно подражают басистым голосам, а вот у Кати и Ани получается ужасно.
– Хорошо, благодарю, – произнес Вася, вставая и давая таким образом понять, что разговор окончен.
– Домой идти можно? – робко поинтересовалась Анита.
Вася кивнул:
– Да, идите домой. Вы все свободны. Если что, я попрошу телефонные номера у вашей классной руководительницы. – Анита с радостью бросилась в класс, а Вася последовал за ней и объявил, что второклассники без исключения могут идти домой, если за ними придут. Все обрадовались, и половина из них почти тут же ушла, а других потихоньку забрали в течение часа, так что к трем во втором классе никого не осталось.
После этого Вася пошел в третий класс, чтобы продолжить беседу с Сашей. Саша подлетел к нему сразу после того, как его позвали. Пройдя с десять метров, сыщик и клиент сели в кресла.
– Так… – произнес Вася. – Во что было одето привидение?
Александр задумался, а потом медленно произнес:
– Во что-то плотное, совершенно белое, а на голове была накидка с черными полосками: нарисованными ртом, глазами, носом и ушами. А больше ничего я не заметил, так как все остальное было закрыто.
– Ты был в раздевалке для мальчиков, – утвердительно сказал сыщик. Саша кивнул. – Так вот, та «кофта», которая закрывала основную часть тела, по плотности и цвету похожа на шторы в ней?
– Да-а-а… – задумчиво произнес Саша. Вася улыбнулся: он увидел свет в конце коридора.
– Ладно, – произнес он, – пока побудь в школе на всякий случай.
– Хорошо, – вздохнул Саша, встал и пошел в свой класс, а Вася пару минут еще посидел, потом отправился в тренажерный зал, где Амелия Александровна проводила дополнительный урок по волейболу для девятого, десятого и одиннадцатого классов. Занятие уже подходило к концу, так что Васе пришлось ждать всего пятнадцать минут.
Физкультурница была очень молодая, жизнерадостная и очень добрая. Ей было всего двадцать два, и она лишь недавно окончила институт. Она поняла, что Вася что-то хочет выяснить, так что после того, как мальчики и девочки ушли в душ, подошла к Васе и спросила:
– Добрый день, что ты хотел узнать?
– Из душа недавно ничего не пропадало? – напрямую спросил Вася. Амелия Александровна открыла от удивления глаза: Вася недавно болел и вернулся только в среду.
– На той неделе в пятницу пропала штора в женском душе.
– А она похожа на шторы, которые висят в мужском? – уточнил Вася.
– Да, они совершенно одинаковые.
– А у кого-нибудь пропадала какая-нибудь накидка или что-нибудь подобное?
У учительницы от изумления чуть челюсть не упала на пол.
– Да, в тот же день у Марьяны из восьмого исчезла накидка из шкафа, когда у них был урок физкультуры, – Амелия Александровна была классной руководительницей в восьмом классе, так что она знала все новости, какие появлялись в его ближайшем окружении. – А откуда ты все это знаешь? – спросила она с большим интересом.
– Да так, появилась информация, – пожал плечами Вася, уклоняясь от прямого ответа. Потом он встал, поблагодарил учительницу физкультуры, которая смотрела на него с нескрываемым подозрением, за предоставленную информацию и пошел обратно в начальные классы, где собирался продолжить допрос. Но сначала он заскочил в восьмой класс, чтобы узнать их расписание на пятницу. Физкультура у них оказалась третьим уроком, таким образом, в это время в четвертом классе шел второй, так как первый урок в пятницу у старшеклассников имеет нумерацию «ноль».
У четвертого класса вторым уроком в пятницу оказался английский язык, так что и Мария, и Наташа могли с легкостью украсть и штору, и накидку. Васе оставалось узнать несколько фактов, чтобы определить, кто же этот вор.
У четвертого класса предпоследним уроком шел русский язык, но, как Вася успел понять, ту пятницу русский провели первым, а на его место перенесли математику: просто так захотела классная руководительница. У Васи было одно предположение на этот счет.
Вася попросил Марию Николаевну, классную руководительницу четвертого класса, дать показания: кто, когда и на сколько покидал класс во время урока. Оказалось, что и Мария, и Наталия отходили почти в одно время, и обе могли совершить преступление.
Вася был разочарован. Он ожидал, что показания Марии Николаевны поставят точку в данном деле, но преступник был так хитер, что предусмотрел этот вариант и принял меры.
– А кто отошел первым? – уточнил напоследок Вася.
– Они вышли одновременно, – ответила Мария Николаевна. От удивления у Васи чуть рот не открылся.
– А кто первым вернулся?
– Они вернулись также одновременно, – был ответ.
Расследование зашло в тупик: Васе надо было найти факт, который мог указать, кто все-таки это совершил, но пока преступник так ловко маневрировал на краю, так подстраховывался, что у Васи был только один шанс: допросить и Марию, и Наталию. Он прекрасно понимал, что их показания будут почти одинаковы, но никто не отменял психологию… Вася подозревал, что вот тут преступник и ошибется, он был уверен, что невиновный человек будет очень скромным, пугливым и так далее, а вот реальный преступник будет серьезным, хладнокровным, спокойным и твердым, хотя это зависело только от их характера. Если невиновный будет не таким слабым, каким должен был быть, чтобы Вася сразу определил правду, то он пойдет танком с обвинениями на более крепкого с психологической точки зрения человека, который держит себя уверенно. На этом, скорее всего, преступник сломается, выдаст себя и признается.
Первой Вася решил допрашивать Марию: он плохо знал обеих девушек, так что решил пойти в алфавитном порядке и собирался задать только несколько вопросов.
Мария была высокой девочкой с длинными русыми волосами, глубокими карими глазами, непроницаемым лицом. «Наверное, она, – подумал Вася, – скорее всего, это она. Так, о чем ее спросить?» – его мозг заработал с потрясающей скоростью. На конец беседы он придумал пару вопросов, с помощью которых мог узнать ее психологию.
– Ты хорошо шьешь? – спросил Вася.
– Да, превосходно, – ответила Мария. – Но у меня часто бывают ошибки, так что я не могу называться самой лучшей швеей. Лучше меня шьют Катя, Надя и Наташка, но я шью лучше всех мальчиков в нашем классе вместе взятых.