Книга Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора - читать онлайн бесплатно, автор Бао Лин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора
Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора

Если же Шэнь человека достигает более высокого и сильного состояния, то сам человек обретает возможность более тонкого чувственного восприятия, разум его становится более мудрым и вдохновенным, приобретая способности, выходящие далеко за рамки обыденных. При этом разум может как понимать явления, до того находившиеся за пределами его понимания, так и управлять ими. Такой человек может развить в себе способность ощущать мир Инь, то есть духовный мир, или мир тонких энергий, оставшихся после смерти живых существ, или даже общаться с этим миром.

Шэнь находится в верхнем даньтяне (там, где находится гипофиз), поэтому его можно укрепить, или сохранить и защитить, концентрируясь в этой точке. Помни, когда разум человека распыляется на мелочи и смущён, его Шэнь начинает скитаться без цели. Эмоциональный разум, или Синь, способен поднять Шэнь, но он также может привести Шэнь в смущение, вынуждая его покинуть своё место.

Необходимо постоянно использовать свой мудрый разум И чтобы контролировать Шэнь, потому что Шэнь – это сила, которая поддерживает жизнь, являясь управителем Ци. Когда Шэнь силён, то сильна и Ци. Если Шэнь ослаблен, то такой же слабой будет и энергия Ци. При этом тело начинает быстро увядать и стареть. С другой стороны, Ци поддерживает деятельность Шэнь, наполняя его энергией, помогая ему оставаться ясным, сильным, проницательным.

Шэнь – это духовная часть существа, рождаемая и управляемая разумом. Именно разум порождает волю, которая сохраняет Шэнь в крепком состоянии. Мозг является проявленной основой Шэнь. Питая свой мозг, мы питаем Шэнь. Для этого мы должны научиться трансформировать врождённую энергию Цзинь и приобретённую Цзинь в Ци, которая поступает в мозг, питая его и наполняя его энергией.

Состояние жизненного духа отражается в глазах. Если Шэнь сильный, глаза человека ясные, говорят, что в них есть блеск. Если же Шэнь повреждён, то и глаза человека становятся поблекшими. Однако из всех трёх сокровищ, трёх цветков – Цзинь, Ци и Шэнь, именно Цзинь – сущность, семя, эссенция, являются наиболее важным фактором, потому что она рождает Ци и Шэнь.

Люди, которые понапрасну растрачивают свою Цзинь, начинают рано стареть: у них рано седеют волосы, становясь тонкими и редкими, у них начинают шататься и выпадать зубы, в пояснице и ногах появляется ощущение онемения, слабости и холода при физическом напряжении, или даже кашле и смехе, происходит излитие мочи и семени у мужчин.

К сожалению, количество и свойства изначальной энергии Цзинь зависят только от состояния тела и духа родителей в момент зачатия ребёнка. Единственное, что мы можем сделать – это как можно дольше сохранять её, чтобы затем превращать в Ци.

Ты должен научиться сберегать изначальную Цзинь в месте её обитания – в почках, укрепляя их ежедневными практиками. Кроме того, ты не должен растрачивать изначальную Цзинь понапрасну, а должен научиться превращать её в Ци только по мере необходимости.

Как я уже говорил, Цзинь делится на изначальную и приобретённую. Изначальную Цзинь, наследуемую от родителей, называют Цзинь Воды за её качества и поведение. Она является более важной, это «чистая Цзинь». Твоё имя – Иньюань – означает «соответствующий изначальному», или «находящийся в согласии с изначальным». Это означает, что ты всегда должен находиться в согласии со своей изначальной энергией Цзинь.

Приобретённую энергию Цзинь, получаемую из пищи и воздуха, называют за её характер Цзинь Огня. Она зависит от качества и количества употребляемой пищи и воздуха. Если качество энергии Цзинь Огня плохое, то тело разрушается и стареет. Чтобы иметь хорошее здоровье и сохранить молодость, нужно всегда серьёзно относиться к качеству этих основных источников.

Конечно, существуют практики, когда бессмертные могут в своём теле преобразовывать некоторые яды или бесполезные вещества в пищу и затем в энергию Ци. Но это больше исключения и проверка своих способностей внутренних алхимических преобразований.

Сейчас же, я хочу рассказать тебе о Цзинь Воды, которая невосполнима.

– Но если её нельзя восполнить, то что тогда с ней можно делать?

– Цзинь Воды можно регулировать.

– Но как?

– Существуют специальные практики для сохранения и преобразования Цзинь Воды. Эти практики наиболее важны и должны выполняться по несколько раз в день. Некоторые из них должны стать твоим образом жизни. Первая из них – это защита мест обитания Цзинь.

– Да, я помню, ты говорил, что место хранения Цзинь – это почки.

– Правильно, Цзинь Воды хранится в почках. Когда говорят о месте хранения Цзинь Воды, то имеют в виду внутренние почки, которые находятся под последним ребром сзади, или просто почки, а также внешние почки, то есть яички. Внутренние почки тесно связаны с внешними почками.

Когда находящаяся во внутренних почках Изначальная энергия Цзинь превращается в Первичную Ци, часть её расходуется на питание внешних почек и на образование Нефритовой Ци (гормонов – собственно тестостерона – примечание переводчика). Если внутренние почки ослаблены, они не могут образовывать достаточное количество Первичной энергии Ци и, соответственно, внешние почки не могут образовывать достаточное количество Нефритовой Ци (гормонов). Такие мужчины становятся вялыми и ленивыми, у них не растёт борода и усы, часто они становятся жирными, как утка в клетке. Они не следуют добродетелям и их души разрывают постоянные страхи, они могут стать лживыми, изворотливыми, и могут предать тебя в любое время.

Стихия почек – это вода, сезон – зима. Почки боятся холода, потому что холод приводит к снижению Ци в почках, поэтому важно защищать область почек, чтобы избежать утечки Ци из тела. Для этого нужно носить одежду по сезону, не допуская переохлаждения поясницы. Именно поэтому нужно научиться самому правильно завязывать себе пояс, не полагаясь на слуг.

Иногда для согревания почек можно использовать тепло собственных рук, положив ладони на область поясницы. Как бы ты ни устал, никогда не садись на холодные камни, всегда предохраняй промежность от переохлаждения. Там находится начальная точка заднесрединного канала Хуэй Инь. Войдя через эту точку в канал, холод мгновенно достигает почек, и Ци может легко покинуть сосуд почек, как если бы в обычном сосуде появилась дырка.

Солёный вкус укрепляет почки, но избыток солёного вкуса ослабляет почки.

В холодное время года женьшень и имбирь могут благотворно влиять на Ци почек, укрепляя её.

Чувство страха разрушает почки подобно холоду. Но страх возникает в разуме. Нужно понять, что страх не решает никаких проблем. Ты должен поворачиваться лицом к своим проблемам и находить их решения. Но если, всё-таки, страх успел проникнуть в почки до того, как ты успел это осознать и справиться с ним, то разрушительное его действие ты можешь уменьшить путём преобразования страха в нежность. С другой стороны проявления нежности укрепляют почки. Именно поэтому нежность супругов даёт им много сильных и здоровых детей.

Что касается внешних почек, то для них губителен как холод, так и избыток жара. Они должны быть в сухом тепле, но прохладнее чем само тело. Как артерии, так и вены внешних почек не должны быть пережаты, так как они очень нежные и не любят длительного сдавливания. Каждый день они нуждаются в уходе и специальных упражнениях.

– А ты мне покажешь эти упражнения?

– Да, ты должен их знать. Но сейчас я хотел бы рассказать тебе ещё немного о Цзинь.

Дети беззаботно играют ни о чём не думая, и Цзинь свободно плещется до поры до времени вокруг них, но настаёт момент, когда ребёнок осознаёт себя в этом мире, и тогда он становится уязвимым для тех, кто питается чужой Ци. Существует много способов защиты, и даже дети их знают, передавая их во время детских игр, которые уходят корнями в далёкое прошлое.

Но я тебе расскажу другие, секретные, которые передаются лишь посвящённым.

Ты уже достаточно взрослый, чтобы узнать их. Ты уже выходишь из возраста маленького Будды и покинул женскую половину. Теперь ты входишь в другую половину Дворца, доселе для тебя закрытую.

Отныне ты будешь одеваться как я, и будешь вставать вместе со мной. Вместе мы будем заниматься по утрам секретными практиками. И однажды, совсем уже скоро, произойдёт то, о чём ты будешь потом вспоминать всю свою жизнь. Светлая энергия Цзинь придёт к тебе и возвестит твоё новое рождение. Рождение мужчины. Тогда силы твои утроятся, и ты сможешь выполнять практики железной рубашки наравне с воинами.

– Хорошо, – ответил наследник, – а сейчас можно я пойду к Мэй? Она обещала приготовить мне сладкие рисовые пирожки…

– Мы вместе выйдем в беседку, и нам подадут еду.

– А пирожки нам принесут сюда?

– Хорошо, я попрошу, чтобы их принесли сюда.

– А Сюэ придёт спать ко мне в комнату?

– Нет, здесь не будет больше ни Мэй ни Сюэ, ты будешь спать один.

– Но по ночам ходят лисы, они могут забрать меня и положить в мою кровать деревянную куклу… Сюэ всегда спала со мной в комнате. Я не хочу к лисам.

– Я буду спать в соседней комнате, и нас будет охранять стража.

– Но лисы могут обмануть стражу и притвориться ночными бабочками.

– А мы поставим по углам красные фонари и зажжём благовония. Они будут отгонять злых духов.

– А если они всё равно придут?

– Тогда ты громко крикни, и я приду и прогоню их.

– А если они захотят забрать и тебя?

– Тогда мы вместе попадём к лисам.

Малыш задумался и долго молчал, но потом вдруг оглянулся вокруг и прошептал отцу на ухо.

– Хорошо, если придёт лис, я возьму меч и проткну его насквозь.

Ши засмеялся, но потом серьёзно ответил.

– Настоящий воин спокойно преодолевает трудности независимо от того, предвидел он их или нет.

А тем временем в беседке уже всё было подано.

В чайнике из исинской глины томился люаньский чай («лю-ань» – «шесть спокойствий», из сортов чая провинции Аньхуэй). В золотых пиалах остывал, исходя паром, чёрный рис, а на блюде лежали жареные кусочки судака, маринованного в соевом соусе с кунжутным маслом, посыпанные мелко рубленым имбирём и молотым душистым перцем. В фарфоровой с позолотой вазочке был салат с кусочками чёрной редьки, но с мягким слабосолёным вкусом, таким что никто и не смог бы отгадать, из чего он был сделан. Но на то повар и был мастером, чтобы загадывать такие загадки.

«Ни в кислом, ни в солёном, ни в горьком нет настоящего вкуса. Настоящий вкус неощутим…»

Глава 3. Предназначение

Солнце ещё только решило потянуться своими первыми мягкими лучиками, ещё огромная луна была нежной и ясной на высоком небосводе, готовая уступить свое место дневному светилу, а малыш уже проснулся и открыл глаза. Незнакомая комната удивила его, и он стал вспоминать все события вчерашнего дня.

Персиковый меч висел на своём месте, и лисы ночью не приходили, а, возможно, их спугнули охранники у входа. Однако свечи погасли, и на душе было как-то тревожно. Малыш встал и пошёл к отцу в комнату. Забравшись к нему на кровать, он обнял Ши, и снова сладко засопел у отца под боком. Ши не стал его ни прогонять, ни будить. Ему было приятно чувствовать этот маленький родной комочек. Кроме того, он прекрасно осознавал, что последний раз он позволяет сыну чувствовать себя маленьким. Однако самому ему не спалось.

Вновь и вновь он вспоминал пронзительный взгляд Темурджина и понимал, что этот воин с его немыслимо огромным войском может вернуться в любую минуту.

Он вспоминал пустыню, терракотовых воинов, последний взгляд Учителя и неравный бой… А робкая случайная птичка своим свистом напомнила ему стон песка великой пустыни…


Песок… Безмолвный и бесконечный…

Песок…

Песок тысячелетий… Песочные часы случайно рассыпались. И песка так много, что не хватит и бесконечности, чтобы весь этот песок пустыни пересыпался в другую половинку…. Время остановилось. Много песка. Но это обман. Кони кочевников также быстры, как и их стрелы…


Где сейчас этот пустынный хан, где сейчас его войско? … Насколько хватит этого хрупкого мира? Успеет ли подрасти его наследник? И какие наследники будут у Темурджина? Сможет ли он договориться с ними?

Богатства Поднебесной сказочно огромны. Нельзя полагаться на взгляд противника. Улыбка и восхищение, доброе расположение духа – сколько времени они смогут охранять спокойствие в Поднебесной. Всё меняется в этом мире, и доброе расположение духа может закончиться, да и сам хан может погибнуть от руки противников или своих соплеменников, жаждущих власти и его части добычи. Насколько крепка его власть теперь? А если и крепка, то сколько ему ещё отмерено в этом мире? Да и будут ли дети его следовать за ним?

Мысли Ши были прерваны мягким толчком в бок, видимо малыш во сне дрался с лисами. Ши решил разбудить его, чтобы вместе заняться утренними упражнениями.

– Просыпайся, уже утро, солнце скоро встанет, и мы пропустим время для занятий.

Малыш сладко потянулся и сказал.

– Я хочу играть.

– Твои игры теперь изменились, ты будешь играть в другие игры. Малыш стал серьёзным и даже немного приоткрыл рот от удивления. Ши продолжил.

– А теперь запомни, если ты проснулся, то, значит, пришло время занятий тайцзицюань. Тело должно соединиться с источником жизни. Каждый новый день, как новый мир, где всё впервые.

Им принесли воды, чтобы умыться, они облачились в лёгкие шёлковые одежды и вышли на площадку для занятий тайцзицюань. Там их уже ждал мастер тайцзицюань.

– Это – Мастер Ли. Он будет учить тебя боевым искусствам. А сейчас мы просто встретим рассвет и поможем солнцу овладеть этим миром.

Ши повернулся лицом на восток, встречая солнце, и начал форму из двадцати четырех упражнений вместе с Мастером Ли. Малыш делал упражнения вместе с ними, прилежно повторяя все элементы.

Он собирал земную Ци, небесную, перемешивал их, «толкал гору», «ловил за хвост дракона», собирал кисти рук в «клюв», и мягко разворачивался по всем направлениям света, тщательно отмеряя углы поворота стоп. От старательности и напряжения он даже забыл про дыхание. Мастер Ли заметил это и стал дышать громко, чтобы малыш смог повторять за ним вдохи и выдохи. Когда он закончил упражнения, он повернулся к наследнику лицом и произнёс.

– Я слышу – и забываю. Я вижу – и помню долго. Я делаю – и понимаю.

На террасе уже стояли фрукты, рис, закипала вода для чая. Ши закончил форму глубокой медитацией. Мастер Ли продолжил занятия, взяв в руки меч. Ши жестом пригласил сына последовать за ним на террасу. В тени резной самшитовой беседки на мягких подушках расположились отец и сын.

– Я надеюсь, что сегодня ты продолжишь занятия каллиграфией так же успешно, как и вчера.

– А можно мне пойти с тобой?

– Но тебе надо учиться. У тебя есть предназначение.

– Что это такое?

– В жизни не бывает ничего случайного, всё идёт по законам предназначения. Ты должен стать императором. Это – твоё предназначение. И ты должен выбрать его сознательно.

– Но я не хочу быть императором.

– Другого пути у тебя нет, и тебе надо выбрать этот путь. Самому, чтобы быть осознанным.

– Но я не хочу быть императором…

Ши ничего не ответил и задумался, молча глядя как большая красно-фиолетовая с большими желтыми пятнами на нижних крылышках бабочка садится на едва распустившийся алый цветок магнолии. Отстраненно он спросил:

– Почему?

– Мне хорошо, когда император – ты…

В горле Ши появился комок смеха и радости, готовый выйти вместе со вздохом.

Он мог бы начать рассказывать сыну, что когда-нибудь он станет старым и немощным, и его должен будет заменить он, его сын, управляя всем и вся… Но что-то в нём перевернулось, какая-то степень свободы открылась в новом измерении света…

История полна примеров борьбы за власть, когда братья убивали друг друга и родителей в стремлении властвовать над всеми, а этот малыш и не помышлял о власти. Может, он ещё просто мал? Но нет, что-то подсказывало Ши, что этот малыш мудр не по годам. Произнеся эту фразу, малыш дарил своему отцу жизнь и защиту, покой и уверенность. Что может быть ценнее для отца, чем доверие сына?

– Хорошо, ты не хочешь быть императором. Но твоё предназначение может быть тем, которое было дано Да Мо.

(Да Мо – Бодхидхарма – примечание переводчика. В случае с Да Мо ни у кого не возникало вопросов. Почему он не остался принцем во дворце. Но в случае с Иисусом Христом всегда задают вопрос, если он всё мог и знал, то зачем были эти мучения? Но это и была его миссия. И что есть три дня мучений, по сравнению с годами, проведенными Да Мо в монастыре.)

– А что такое предназначение?

– Предназначение – это твоя тайная миссия на земле. У каждого человека есть такая миссия. Но только не каждый хочет и может о ней думать. Но, даже поняв свою миссию, многие становятся глухи и слепы, и продолжают избегать своего предназначения. Не каждый готов на себя взять смелость следовать своему предназначению. Миссия – это одновременно и шанс, и тяжёлая ноша. Шанс выйти в высшие сферы бытия и перевоплощений, и, с другой стороны – это ноша постоянного принятия решений, постоянного выбора между ценностями. В зависимости от ситуации ценности могут меняться.

Например, когда ты должен будешь защитить свою землю, ты пошлёшь тьму тьмущую воинов на смерть. Но в другое время, ты остановишься и отпустишь из плена прекрасную бабочку, залетевшую в хрустальную вазу, разбив её. И, в то же время, возможно, тебе придётся казнить вора, укравшего стеклянную вазу.

– Как же определить свои ценности?

– Взойди на точку своего предназначения – и ты сам сможешь определить свои ценности осознанно. И тогда, опираясь на них, планировать события своей жизни, разрешая только правильным мыслям заполнять твой мозг, который будет контролировать эмоции и все ощущения тела.

– А что мне нужно сделать, чтобы взойти на точку предназначения.

– Ты должен погрузиться в медитацию, и слушать своё сердце.

– И всё?

– У медитации должна быть цель.

– Что есть цель?

– Цели есть свои и чужие, ложные и истинные, ближние и дальние, главные и второстепенные.

– Но, всё-таки, что же есть цель?

– Например, если ты не знаешь своего предназначения, то тебе нужно просто задать вопрос и медитировать, и тогда ответ придёт к тебе, и ты узнаешь своё предназначение. В этом случае цель твоей медитации – узнать своё предназначение.

– Но как я могу понять, что ответ уже пришёл? И что означает медитация?

– Для того чтобы это узнать, тебе нужно остановить время.

Чтобы остановить время, тебе нужно пройти следующий путь.

Погрузиться в своё тело, осознать его через бесконечное множество ощущений, которые сопровождают всплеск эмоций.

Но когда ты овладеешь своими эмоциями, тебе следует также освободиться и от мириад мыслей, разрывающих твой мозг, но и это ещё не всё. Ты должен научиться вставать над теми событиями, в которые тебя вовлекает жизнь, и видеть их с точки зрения тех ценностей, которые вызывают у тебя сердцебиение. И когда ты определишь их для себя, ты сможешь понять своё предназначение.

– И всё? Так просто?

– Почти всё. И совсем не просто.

– А что будет, когда я узнаю своё предназначение?

– Ты сможешь жить согласно своему предназначению.

– А что это значит для меня?

– Когда ты будешь жить согласно своему предназначению, ты и в самом деле будешь слышать, как на вершине горы растет персиковое дерево, и как на его ветвях расцветает цветок бессмертия, и как шмель гудит в степях далеко за другой стороной великой пустыни.

– А тайцзицюань – это тоже медитация?

– Да.

– А какие цели я могу ставить?

– Ты можешь просто вылечить недомогание, снять усталость, набрать энергии. Можешь получить решение коана. А можешь просто управлять всем миром. Миром Ян и миром Инь, путешествуя во времени. Всё в твоих руках.

Так и замыкается круг, великий круг познания себя в медитации, когда ты останавливаешь время. Всё начинается с тела и всё к нему возвращается.

– А почему ты сказал «взойти на точку предназначения»?

– Потому что понимать и знать мы можем многое. Мы можем знать, что огонь опасен. Но когда мы находимся в горящем доме, мы действуем и мыслим согласно обстоятельствам. «Взойти на точку предназначения» – это всё равно, что быть в горящем доме. Это значит действовать и мыслить, находясь внутри. К тому же, для того, чтобы у тебя хватило сил для действий, тебе надо быть центрированным, находиться в точке, в центре. А точнее, ты должен будешь уметь помещать все три ума в один, или все три даньтяня в один, нижний. Ты должен будешь научиться концентрировать свое внимание, быть центрированным, собирать и структурировать энергию в нижнем даньтяне, по много раз в день выполняя алхимические практики и медитации. Даже выполняя тайцзицюань, ты должен всегда помнить об этом, ибо это – великая практика, и это одна из её главных целей: собирание и структурирование энергии в нижнем даньтяне.

– А почему ты сказал «три ума в один»?

– Потому что у человека есть три ума. Один ум находится в голове. Это тот ум, которым мы мыслим логически и решаем задачи. Второй ум находится в нашем сердце, он близок к тому, что называют эмоциональным разумом. Бывают такие задачи, где логика бессильна, тогда нам помогает наш второй ум. Но он зависит от нашего умения контролировать свои эмоции. Когда в голове нет мыслей, когда эмоции успокоены, тогда мы можем обратиться к мудрейшему уму, который находится в нижнем даньтяне. Только он один соединён с источником энергии. Только он точен, как снежный барс во время охоты.

– А что, любой человек может стать повелителем, если будет тренироваться?

– Каждый человек может стать повелителем, но не каждый способен одолеть этот путь, чтобы стать повелителем. И не каждый имеет такое расположение звёзд. Иногда бывает, что ребёнок, рождённый в бедной и низкой семье, по стечению обстоятельств имеет прекрасное расположение звёзд. Тогда он имеет возможность, но это может остаться всего лишь возможностью.

Каждый их простых смертных более свободен, чем ты. К ним тоже приходит время для выбора. Но у них есть право отказаться от этого пути, у тебя же его нет. Ты должен либо пройти этот путь, либо умереть. И ты должен будешь пройти его сам. Я ничем не смогу тебе помочь. Ты должен знать только одно. Я люблю тебя, и я приму твой выбор так, как если бы его я сделал сам.

– А я смогу стать повелителем? Не потому что я наследник, и не потому, что мне так предначертано звёздами, а истинным повелителем, смогу?

– Я думаю, что сможешь. Но этот путь не так прямолинеен, как ты думаешь. И тебе, возможно, придётся оставить свой дом, семью и решать шесть коанов.

Коан первый – быть мужчиной в этом мире.

Коан второй – быть отцом.

Коан третий – быть Учителем.

Коан четвёртый – быть правителем.

Коан пятый – стать бессмертным и обрести Дао.

Коан шестой – стать властителем мира живых и мёртвых, мира Ян и мира Инь.

– А что такое Дао?

– Что есть Дао? Это путь. Пока мы живы, мы идём по этому пути. Возможно, мы не осознаём куда, зачем, но каждый движется во времени и пространстве, отмечая путь мгновениями, запечатлёнными в памяти.

Хуан-ди, Жёлтый император, – постиг Дао и вознёсся на небеса.

Кань-пэй обрел его и взошёл на гору Куньлунь.

Фэн-и обрел его – и отправился в странствие по рекам и потокам.

Цзаньу постиг его – и воссел на горе Тайшань.

Чжуань-сюй обрёл его – и поселился в обители Сокровенного Дворца.

Юй-цян обрёл его – и воссел на пределе Севера…

Ши замолк, улыбаясь и смотря в окно на бело-розовую орхидею в залитом солнцем саду. Какие-то нежные воспоминания захватили его. Из какого-то далёкого и прекрасного сна.

– А дальше?

– Лао цзы – постиг Дао и ушёл в вечность.

Ши посмотрел на сына, всё ещё пребывая в своих воспоминаниях. Потом он хитро улыбнулся, взял сына на руки вопреки всем предписаниям и прижал к себе. Затем поставил его рядом с собой, встал, всё ещё загадочно улыбаясь чему-то, взял сына за руку и повёл его к дворцовой стене, где когда-то он сам часами стоял, всматриваясь вдаль, в ожидании беспощадного неприятеля.

Было уже ближе к полудню, и город дышал мирными будничными заботами. Разноцветие одежд горожан завораживало взгляд. Небо было пронзительно-синим и глубоким. Птицы будто вспыхивали на нём яркими чёрными точками. Лёгкий ветерок трепетал в складках шёлковых одеяний. Повелитель Поднебесной Ши и его сын Иньюань стояли в мягкой тени бойницы на дворцовой стене и молча смотрели вдаль, в сторону городских ворот.

Только каждый из них видел нечто своё в далёком мираже пространства. Наконец, Ши прервал молчание, и, как будто и не было этой большой паузы, продолжил.

– И вот теперь, когда ты знаешь, что есть Путь для тех, чьи заслуги известны, готов ли ты идти по этому Пути? Или можно спросить по-другому: готов ли ты идти по этому пути осознавая это?