Грохот, который она устроила при входе в квартиру, разбудил старую храпевшую домохозяйку.
Домохозяйка, аккуратная строгая немка, что-то недовольно бормоча резко встала с кресла так, что опрокинула салфетку, на которой были сложены письма.
Настя бросилась подбирать письма и вдруг наткнулась на письмо Николая Алексеевича.
Понимая, что это что-то важное, так как это сосед по имению из России, она открывает письмо.
Настя смотрит на штемпель, письмо уже лежит целую неделю и даже больше.
Настя отчитывает домохозяйку по-немецки. На шум прибегает собачка, которую мы видели в начале фильма. У всех уже нет никакого сомнения, что в первых кадрах фильма они видели именно Настю.
НАСТЯ
Почему вы мне не дали этого
письма?
ДОМОХОЗЯЙКА
Но я вам давала, вы его не стали
читать. Оно уже неделю лежит здесь.
Сцена 19. интерьер
Настя читает письмо. (Голос Николая Алексеевича)
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Свет наш, Анастасия Романовна, пишет Вам сосед Ваш,
граф Николай Алексеевич Галинский
по просьбе Вашей матушки. Совсем
плоха она стала после того, как Вашего
папеньки не стало. Просит Вас она
приехать. Просит меня она также Вам напомнить последнюю волю Вашего батюшки покойного, чтобы объединились Вы, Анастасия Романовна, с сыном моим
Максимом брачными узами.
Всё нам спокойней будет, соседи ведь.
Сын мой, однако же, Максим Николаевич,
будучи к службе военной призван,
находился вдали от дома. Давеча же
я письмо от него получил, что ему отпуск по случаю ранения дали на месяц».
Она меняется в лице, опускает письмо вниз, продолжая его держать в руке, с тоской смотрит в окно.
Она также была не очень довольна тем, что ее вызвали из Европы исполнять последнюю волю её отца, и она как законопослушная дочь должна ехать в Тьмутаракань из Европы, чтобы обвенчаться с соседским воякой.
Сцена 20. экстерьер
Она также, но по-своему, вспоминает встречу с Максимом на рождественском утреннике. Упитанный, неуклюжий, дурашливый мальчишка, который уронил ее в снег, за что ее нянечка потом наказала.
Сцена 21. интерьер
Она – европейская образованная барышня должна будет жить с неотесанным провинциальным барином, какой ужас! Но дочерний долг превыше всего. Она с грустью покидает Европу, последний раз дышит свободным европейским воздухом, пишет прощальные письма своим ухажерам. (Пока Настя выводит вензеля на французском – в кадре потешные ухажеры, льющие слезы об отъезде Настеньки в немного ускоренном темпе).
Сцена 22. экстерьер
Последний раз из окна кареты смотрит на городские прелести Европы.
Сцена 23. экстерьер
А пока она ехала, время медленно тянулось для Максима в его имении. Он с верным денщиком Фёдором сидел в засаде смотрел, как деревенские девки купались в речке, как белые кувшинки играли в рассветных лучах, как утренние туманы нависали над летним полем,
валялись на солнышке в земляничных полянах. Молодость, природа – и море бушующих гормонов.
Сцена 24. экстерьер
На экране появляется карета, но нет, это не Настенькина карета, это карета важной государственной особы. И эта особа – дама, это – Екатерина Дашкова. Она едет в Петербург.
Но дороги в России всегда были проблемой.
Колесо кареты сломалось, и придворные дамы вынуждены сделать остановку.
Молодой повеса, ради забавы наблюдающий за окрестностями из подзорной трубы, увидел это происшествие. А дамы прехорошенькие будут, может быть, это и Настя, но только с другой стороны карета подъехала.
Некоторое время он наблюдает за дамами, рассматривая некоторые подробности их одежды и поведения.
Дамы потихоньку справили свою нужду, привели себя в порядок.
Кучер осмотрел колесо, понял, что делать нечего,
распряг лошадей, взял одну и поехал на поиски помощи, а дамы остались одни.
Сцена 25. экстерьер
Максим вскакивает на коня и скачет навстречу приключениям.
Его верный денщик Фёдор еле успевает за ним.