• Какие мои целевые показатели реально достижимы?
• Какие мои целевые показатели действительно амбициозны?
Скорее всего следует выбрать амбициозные целевые показатели.
1.4. Этапы разработки и реализации стратегии развития личностиКакие основные этапы разработки и реализации стратегии развития личности?
Рассмотрим этапы разработки и реализации стратегии развития личности (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Этапы разработки и реализации стратегии развития личности
Всего 13 этапов, которые детализируют цикл Дёминга: планируй, выполняй, контролируй, актуализируй.
Этап 1. Стратегический анализ внешней и внутренней среды личности, влияющей на её деятельность.
Этап 2. Принятие личностью решения по разработке и реализации стратегии развития личности. Например: весьма часто личность задумывается о необходимости разработки своей стратегии развития на определённом этапе жизненного пути: в процессе учебы, например, в школе, в среднем или высшем учебном заведении, в процессе трудовой деятельности, после выхода на пенсию, или, например в кризисные, тяжёлые периоды жизни.
Этап 3. Стратегическое планирование деятельности личности. Например: для разработки вашего личного плана действий вам необходимо чётко определить:
Во-первых, что, где и когда вам надо сделать лично или во взаимодействии с кем-то.
Во-вторых, вам следует ответить на вопрос: «Как я планирую реализовать те или иные действия?».
В-третьих, вам необходимо определить необходимые ресурсы, для реализации запланированных действий.
Этап 4. Организация реализации стратегических планов личности. Например: Лучшая организация начинается с ежедневной оценки своей текущей деятельности и планированием своих действий на следующий день.
Скажите себе, сегодня я сделал то-то, завтра я должен сделать следующее …
За неделю (месяц) я сделал то-то, на следующей неделе (в следующем месяце) я должен сделать следующее …
За год или за пять, десять лет я сделал то-то, в следующем году, в следующие пять, десять лет я должен сделать следующее …
Этап 5. Построение мотивации исполнения стратегических планов личности. Например: Ваша личная мотивация не должна быть основана только на материальных благах, ваша личная мотивация, прежде всего, должна быть основана на духовном, на всестороннем развитии, на приближении к благородным целям вашей жизни.
Этап 6. Всестороннее обеспечение реализации стратегических планов личности.
Этап 7. Координация деятельности участников реализации стратегических планов личности.
Этап 8. Взаимодействие участников реализации стратегических планов личности. Например, взаимодействие с членами вашей семьи, вашей команды.
Этап 9. Контроль за ходом реализации стратегических планов личности.
Этап 10. Учет результатов реализации стратегических планов личности.
Этап 11. Сравнение полученных результатов с плановыми, оценка степени их достижения.
Этап 12. Выявление и анализ причин отклонения полученных личностью результатов от запланированных.
Этап 13. Регулирование хода исполнения стратегических планов личности и коррекция ранее принятых решений.
Итак, на определённом этапе жизненного пути каждый человек оценивает пройденный путь и определяет или корректирует свои цели, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Ваша личная стратегия, ваша личная стратегическая карта помогут вам более рационально достигать личных целей.
Идя по жизни, меняется человек, не меняются лишь вечные ценности:
Бог, Любовь, Жизнь, Добро, Милосердие, Правда, Патриотизм, Честь, Достоинство, Мужество, Справедливость, Красота, Дружба и другие вечные ценности.
Не сомневаюсь, что, прочитав стихи Берег жизни, Белое и чёрное и другие, представленные в данной книге, и ответив на поставленные в них вопросы, ВЫ, уважаемые читатели, вновь задумаетесь о вечных ценностях.
В жизни каждого человека бывают мгновенья, которые меняют мироощущение, миропонимание, меняют самого человека.
У каждого своя река жизни, свой берег жизни. И надо не пройти мимо берега жизни, где сохранишь ЛЮБОВЬ! Любовь к Богу, Любовь к семье, Любовь к Родине.
Берег жизни
Владимир Абрамов
Берег жизни манит познаньем,Что ты узнаешь, достигнув его?Может он даст тебе новые чувства,Может заставит подумать о том:Что ты познал, а что не изведал,Что тебя ждёт, если бросишь ты всё,Что так привычно и так повседневно,Что не даёт тебе то, что ты ждёшь?Что же ты хочешь, а что отвергаешь,И почему не находишь ответ?Может быть надо подумать и взвесить,Что тебе дорого, что вовсе нет?Может привычное вовсе не главное?Может быть надо всё в корне менять,Или пойти по дороге познанья,Или смириться, или восстать?Вновь мы уходим к берегу жизни,Вновь мы стремимся к заветным мечтам,Вновь мы выносим судьбы испытанья,Вновь познаём и меняем себя.Кем же нам быть в этом сложном мире?Как сохранить Любовь?Как не пройти мимо берега жизни,Который приносит Добро.Как не пройти мимо берега жизни,Где сохранишь Любовь.Посмотрите на эти фотографии и вспомните о тех удивительной красоты местах нашей любимой Родины, где ВЫ, уважаемый читатель, были или мечтаете вновь побывать.
Берег жизни (Рис.1.3 – 1.29).
Рис. 1.3. Берег жизни
Рис. 1.4. Берег жизни манит познаньем
Рис. 1.5. Что ты узнаешь, достигнув его?
Рис. 1.6. Может он даст тебе новые чувства,
Рис. 1.7. Может заставит подумать о том:
Рис. 1.8. Что ты познал, а что не изведал,
Рис. 1.9. Что тебя ждёт, если бросишь ты всё,
Рис. 1.10. Что так привычно и так повседневно,
Рис. 1.11. Что не даёт тебе то, что ты ждёшь?
Рис. 1.12. Что же ты хочешь, а что отвергаешь,
Рис. 1.13. И почему не находишь ответ?
Рис. 1.14. Может быть надо подумать и взвесить,
Рис. 1.15. Что тебе дорого, что вовсе нет?
Рис. 1.16. Может привычное вовсе не главное?
Рис. 1.17. Может быть надо всё в корне менять,
Рис. 1.18. Или пойти по дороге познанья,
Рис. 1.19. Или смириться, или восстать?
Рис. 1.20. Вновь мы уходим к берегу жизни,
Рис. 1.21. Вновь мы стремимся к заветным мечтам,
Рис. 1.22. Вновь мы выносим судьбы испытанья,
Рис. 1.23. Вновь познаём и меняем себя.
Рис. 1.24. Кем же нам быть в этом сложном мире?
Рис. 1.25. Как сохранить Любовь?
Рис. 1.26. Как не пройти мимо берега жизни,
Рис. 1.27. Который приносит Добро.
Рис. 1.28. Как не пройти мимо берега жизни,
Рис. 1.29. Где сохранишь Любовь.
Первым этапом разработки и реализации стратегии развития личности является этап анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение двух её составляющих:
1) внешней среды личности;
2) внутренней среды личности.
Задача стратегического анализа внешней и внутренней среды личности, влияющей на её деятельность, заключается в том, чтобы из различного рода данных составить общую картину состояния личности, выявить тенденции её развития и предоставить себе (личности) объективный информационно-аналитический материал для принятия наиболее правильных решений.
Целеполагание личности – определение конечного состояния на определенном этапе жизненного пути или желательного результата личности, достижение которого представляется ценным и побуждает личность к развитию.
Например, стратегический выбор личности может включать в себя следующие положения:
• стремление быть настоящим Человеком;
• стремление развиваться в интересах личности, семьи и Родины;
• созидательная деятельность для лучшего настоящего и будущего;
• определение приоритетных направлений своего развития, развития членов семьи, своих учеников и др.
Стратегический выбор – предмет умозаключений личности исходя из своей собственной системы ценностей. Какой системы ценностей? Предлагаю ВАМ, уважаемые читатели, ответить на этот вопрос самостоятельно.
Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие.
Роль анализа состоит в том, чтобы вовремя заметить ростки нового в вашей жизни, оказав им все возможности быстрого роста и развития. Например, развитие искусственного интеллекта даёт Вам возможность использовать результаты этого развития для решения Ваших благородных актуальных задач.
Хозяйство, экономика, как и человечество вообще, долговечны, а отдельные экономические явления, предметы и объекты смертны. Диалектику жизни и смерти метафорично выразил С. Маршак в следующих строках (60 лет советской поэзии. – М.: Худож, лит., 1977. —Т. I. – С. 95.):
Все умирает на земле и в море,Но человек суровей осужден,Он должен знать о смертном приговоре,Подписанном, когда он был рожден.Но, сознавая жизни быстротечность,Он так живет наперекор всему —Как будто жить рассчитывает вечностьИ этот мир принадлежит ему.Но следует всегда помнить о бессмертии души человеческой. Вспомним наследие Фёдора Михайловича Достоевского о бессмертии души человеческой.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные высшие идеи, которыми живет человек, лишь из нее одной вытекают. Бессмертие, обещая вечную жизнь, тем крепче связывает человека с землей, ибо только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель на земле»8.
В процессе стратегического анализа состояние личности исследуется, например, по следующим направлениям:
1. Эффективность действующей стратегии развития личности.
2. Сильные и слабые стороны личности, возможности и угрозы.
3. Конкурентоспособность личности (по личным качествам, по знаниям, умениям и навыкам и др.).
4. Устойчивость конкурентной позиции личности по сравнению с основными конкурентами.
5. Стратегические проблемы личности.
Уважаемый читатель, постарайся ответить самому себе на следующие вопросы:
1. Какая эффективность моей личной стратегии развития?
2. Какие у меня сильные и слабые стороны? Какие у меня возможности? Какие опасности, угрозы и вызовы меня окружают?
3. Какая у меня конкурентоспособность по личным качествам, по знаниям, умениям и навыкам?
4. Какова устойчивость моей конкурентной позиции по сравнению с основными конкурентами?
5. Какие у меня стратегические проблемы?
Ответы на данные вопросы помогут Вам более подробно провести анализ внешней и внутренней среды жизнедеятельности.
Уместно вспомнить следующие источники опасности, окружающие личность.
ПРИРОДА. Природные стихии, катаклизмы (эпидемии и др.).
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ. Несовершенство и неисправность техники и технологий.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Отрицательные характеристики отдельных людей:
• незнание;
• неумение;
• беспечность;
• безответственность;
• злой умысел;
• отрицательные духовно-нравственные качества;
• психические расстройства и т.п.
Социальные явления:
• терроризм, экстремизм;
• коррупция;
• агрессивный милитаризм;
• националистический и религиозный фанатизм;
• сепаратизм;
• экономический кризис;
• организованная преступность, духовно-нравственная и моральная деградация части общества и т.п.
Контрольные вопросы и задания1. Сформулируйте и поясните определение стратегии развития личности.
2. Сформулируйте и поясните основные разделы стратегии развития личности.
3. Сформулируйте и поясните определение миссии, ценностей, видения, стратегических целей и задач личности.
4. Поясните переход к целевому состоянию личности.
5. Сформулируйте и поясните этапы разработки и реализации стратегии развития личности.
6. Проведите стратегический анализ внешней и внутренней среды, влияющей на Вашу деятельность. Составьте общую картину Вашего состояния, определите тенденции Вашего развития для принятия наиболее правильных решений.
7. Разработайте свою личную стратегию развития по следующей форме.
1. Результаты реализации предыдущей личной стратегии.
2. Стратегический анализ:
2.1. Стратегический анализ внешней среды личности, влияющей на её деятельность;
2.2. Стратегический анализ внутренней среды личности, влияющей на её деятельность.
3. Миссия и ценности, видение, стратегические цели и задачи личности.
4. Приоритетные направления развития личности.
5. Целевые показатели деятельности личности.
6. Этапы, методы и средства (инструменты) реализации личной стратегии.
7. Ожидаемые результаты реализации личной стратегии в различных аспектах жизнедеятельности:
• Здоровье: питание, режим, спорт, …
• Духовность: вера, творчество, литература, музыка, …
• Отношения: любовь, семья, друзья, коллеги, …
• Призвание: служба, работа, профессия, …
• Развитие: обучение, саморазвитие, …
• Отдых: хобби, путешествия, …
• Обеспеченность и другие направления жизнедеятельности.
Прочитав книгу, ответив на поставленные в ней вопросы и выполнив представленные в ней задания, вернитесь к разработанной Вами личной стратегии развития и скорректируйте её с учётом Ваших новых знаний, умений и навыков.
Глава 2.
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ. Первый вариант личной стратегической карты
Время бесценно, а жизнь коротка.
Л.Н. Толстой
До рассмотрения первого варианта личной стратегической карты следует уточнить отдельные понятия.
Что понимают под ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
Во-первых, это ОБРАЗОВАННЫЙ человек, который обладает знаниями из разных сфер жизни.
Во-вторых, это ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЙ человек.
В-третьих, это НРАВСТВЕННО ЗДОРОВЫЙ человек.
И, в-четвёртых, это ТРУДОЛЮБИВЫЙ человек, который постоянно развивается в различных сферах жизнедеятельности.
Это необходимые, но не достаточные требования к всесторонне развитому человеку.
Всесторонне развитый человек ценит, бережёт и следует в своей жизни традиционным ценностям. Вновь вспомним, что традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Что относят к традиционным ценностям?
К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России9.
Уместно вспомнить и о незыблемых традициях защитника Родины.
История русской армии написана кровью на полях сражений, её страницы – летопись самоотверженного служения Родине. Военная служба издавна пользовалась на руси особым почётом, это был необходимый этап для каждого настоящего мужчины, надёжного защитника своей страны и родного очага. За свою богатую историю русская армия одержала немало крупных побед, многие из которых стали судьбоносные для страны, оказали огромное влияние на развитие мирового военного искусства10.
Главной основой ратного труда являются мужество, верность долгу, честь и безграничная любовь к Родине.
Верность воинскому долгу проявляется в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины, готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.
Чувство патриотизма – основа всех лучших духовных качеств российских воинов.
К основным боевым традициям армии нашей Родины относятся11:
• любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;
• верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
• героизм, стойкость и мужество;
• самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
• личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;
• взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;
• уважение к командиру и его защита в бою;
• верность союзническому долгу;
• отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;
• гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.
Приведите примеры соблюдения незыблемых традиций защитника нашей Родины.
«Бессмертны подвиги героев. Они живут в памяти поколений и их свершениях, становятся символом бесстрашия, горячей любви к Родине, готовности к её защите. Их истоки – в самом народе, его истории, его созидательной энергии. История России богата примерами героизма. Из глубины веков дошли до нас имена чудо-богатырей, стоявших насмерть во время нашествия Батыя, воинов, разгромивших немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере. Боевыми наградами отмечены тысячи героев Отечественной войны 1812 года, обороны Севастополя в Крымской войне. Массовый героизм русских людей, вставших на защиту Отчизны во время Первой мировой и Великой Отечественной войн, живёт и будет всегда жить в памяти потомков.
Как и наши великие предки, сегодняшние защитники Отечества, участвующие в специальной военной операции, своим примером показывают, что такие ценности, как благородство, бескорыстие, преданность государству, никогда не утратят значения и всегда будут служить надёжной опорой сильной, великой России. В полной мере это относится и к тем, кто сейчас решает важные государственные задачи и борется с последователями неонацизма.»12.
«Есть такая профессия – Родину защищать», – эта фраза из знаменитого фильма советских времен «Офицеры» уже давно стала крылатой. На протяжении сотен и тысяч лет Русь всегда славилась своими воинами-защитниками. О них слагали легенды и былины, их воспевали в песнях, их отвагой, воинским искусством, способностью к самопожертвованию восхищались даже враги. И неважно, какое имя носила на тот момент страна – …, Великая Русь, Российская империя, СССР или Россия – во все времена эту землю населяли гордые и мужественные люди, для которых понятия Род и Родина были первостепенными. Воинский долг почитался у них одним из самых священных, а мерилом всего в жизни служила чистая Совесть, да и как могло быть иначе, ведь под всеми этими понятиями лежала такая древняя основа, что ее истоки теряются в глубине тысячелетий.
«Русские не сдаются», «русские своих не бросают» – эти фразы сегодня как нельзя лучше характеризуют наших защитников13.
2.1. Первый вариант личной стратегической картыКак сформировать личную стратегическую карту?
Рассмотрим первый вариант личной стратегической карты (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Первый вариант личной стратегической карты
Этот вариант предполагает рассмотреть пять ключевых аспектов:
1. Быть человеком.
2. Семья.
3. Работа.
4. Общество и государство.
5. Всестороннее развитие.
Для каждого аспекта жизнедеятельности необходимо определить стратегические цели и ключевые показатели эффективности или ключевые показатели деятельности.
Переходим к рассмотрению первого ключевого вопроса: «Что значит быть человеком?».
2.2. Что значит быть человеком?Для того, чтобы считать себя настоящим человеком, мы должны иметь такие качества, как, доброту, честность, патриотизм, достоинство, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и другие.
Человек – это существо, способное к состраданию.
Человек способен к чистым и искренним чувствам.
Человек может пожертвовать собой ради близких.
Невозможно оставаться человеком, когда думаешь только о себе и собственной выгоде.
Поэтому быть человеком – нелегкий труд, и не каждый, кто рожден человеком, остается им на протяжении всей жизни.
Внимательно наблюдайте за собой, изучайте себя и, если возникнут сомнения, обращайтесь к Богу, к Учителям Мудрости.
Спросите себя, к примеру: как бы действовал Учитель Мудрости на моем месте?
Каждый день работайте над собой, развивайтесь, познавайте себя и молитесь с вниманием и с сокрушением сердца своего.
Вопрос личности тесно связан с вопросом реализации человека, раскрытия его творческих способностей.
Человек может быть представлен одновременно в виде индивида (единичного представителя человеческого рода), индивидуальности (совокупности характерных особенностей и свойств индивида) и личности (носителя социальных свойств)14.
Жить вне общества человек не может. Человеческая форма существования – социальная. Человека делает человеком не столько биология, сколько его социализация.
Так что же делает из нас людей? Наша социальная адаптация, принадлежность к некому человеческому сообществу, наша рефлексия по отношению к событиям жизни и наше стремление к постоянному развитию и творческой реализации. Вспомним, что Рефлексия – это способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.