Акции Оружейной палаты, как и акции владельцев пиратских судов, охотно покупали, поскольку почти каждый житель Мальты вкладывал свои деньги в пиратские походы. Купцы, священники, монахини, крестьяне получали от корсаров или от Оружейной палаты долговые обязательства и тем самым обеспечивали себе фиксированный процент от стоимости награбленного имущества. Акционеры могли рассчитывать только на то, что оставалось после компенсации всех затрат. Получалась своеобразная азартная игра, которая очень импонировала богатым судовладельцам и рыцарям.
Несмотря на то, что формально два флота существовали как бы параллельно, они часто использовали одних и тех же моряков. Если поначалу капитанами были только члены ордена, то потом среди капитанов появились лица, не входившие в орден. Команды набирались из мальтийцев, французов, итальянцев, испанцев и др. Bo время войн все капитаны и рядовые служили в военно-морских силах ордена за плату. Кроме того, к боевым действиям привлекались и частные суда за определенную плату.
Районом пиратско-корсарских действий ордена обычно был район между Египтом и Константинополем, а также Северная Африка. Немногим мальтийским капитанам удалось захватить по-настоящему богатый приз (добычу) или получить огромные выкупы за пленников. По большей части в их руки попадали торговые суда, перевозившие какие-то объемные грузы (древесину, мрамор и пр.). Гораздо большую ценность представляли невольники. При этом корсары не брезговали похищением греков как на континенте, так и на островах.
Особенно ценные грузы перевозились караванами под контролем военных кораблей Османской империи, но чаще всего корсары не трогали эти караваны, оставляя их военно-морским силам ордена. К тому же на такие нападения отваживались лишь самые дерзкие капитаны, например, Темерикорт (Темерикур) Габриэль Д’Абос и его брат Максимилиан Темерекур, мальтийские рыцари, промышлявшие в Средиземном море в 1646–1672 гг. Братья-французы вместе пиратствовали начиная с 1963 г. Каждый из них командовал фрегатом с более чем 20 пушками.
Братья грабили греческие острова, а также объединялись с другими корсарами для нападения на конвои Османской империи, совершавшие рейсы между Александрией и Стамбулом. B 1664 г. братья вместе с большим парусным кораблем под командованием Эксрайнвилля захватили четыре судна из конвоя близ Родоса. B 1669 г. они вместе с 11 другими меньшими кораблями остановили конвой из Александрии, который охраняли семь больших военных кораблей с 60 или 70 пушками. Корсары и пираты в результате нападения захватили один галеон и несколько небольших торговых судов. B 1668 г. братья и еще два рыцаря отразили в гавани Ниос нападение османского флота, причинив нападающим большой ущерб. B 1671 г. после смерти Максимилиана Габриель и четыре других корсара отбили атаку 50 османских галер. B следующем году, отступая с боями от триполийских кораблей, Габриель потерпел крушение на берегу Африки и попал в плен, его привезли в Адрианополь, долго убеждали принять ислам, а когда он все-таки отказался, казнили[38].
Мальта с ее небольшим населением умудрилась содержать столько судов и кораблей, сколько содержал мусульманский Алжир. Были годы, когда пятая часть всего населения Мальты плавала на пиратских кораблях, а остальные занимались их обслуживанием.
K XVII в. число пиратов и корсаров на Мальте заметно сократилось, так как мощные европейские державы (Франция, Испания и др.) стали активно защищать свою морскую торговлю. Судовладельцы и капитаны вынуждены были дать обещание не нападать на христианские суда. Выполнение этих обязательств, подкрепленное санкциями в виде крупных денежных штрафов, практически поставило крест на мальтийском пиратстве. Кроме того, во избежание нападения пиратов и корсаров многие мусульманские купцы стали перевозить свои товары на греческих и французских судах. Тогда корсары объявили о своем праве производить обыск в порту или вблизи него, а также на любом корабле и судне с целью проверки наличия мусульман или имущества, принадлежащего мусульманам. Мальтийцы обычно держались подальше от хорошо вооруженных голландских и английских кораблей и примерно с 1640-х годов стали реже нападать на венецианцев. Ho они по-прежнему грабили мусульман на французских судах, а также евреев и греков – подданных Османской империи. Поскольку ни одна европейская держава не брала под свою защиту этих подданных Османской империи, они решили искать защиты у Папы Римского. Великие магистры длительное время покровительствовали корсарам и пиратам, базировавшимся на Мальте, хотя Папа Римский неоднократно призывал, в том числе издавая специальные буллы, прекратить такую поддержку. B конце концов настойчивые требования Папы и французского правительства привели к тому, что мальтийские рыцари примерно с 1740-х годов существенно уменьшили свою поддержку пиратов.
Атаки пиратов и мальтийских рыцарей вблизи Святой земли (Палестины) вызвали ответные меры османов против христианских паломников. B 1647 г. Великий магистр запретил разбойничьи рейды в непосредственной близости от Палестины и Сирии. Многие корсары с Мальты проигнорировали этот запрет, однако орден отчаянно нуждался в финансовой поддержке Франции, поэтому в 1673 г. вышел еще один декрет Великого магистра: на этот раз пиратам запрещалось обыскивать французские суда.
Мальтийские пираты и корсары, включая мальтийских рыцарей, продолжали грабить греков, и здесь великие магистры находили самые разнообразные уловки для того, чтобы обойти запретительные папские буллы. Поскольку Оружейная палата являлась органом религиозного ордена, греки имели формальное право оспаривать эти решения Палаты в Риме. Bo избежание апелляций такого рода корсары теперь предпочитали плавать не под флагом ордена, а под личным флагом Великого магистра или под флагом других государств[39].
C начала 1740-х годов орден выдавал лицензии корсарам только с правом ведения боевых действий против берберских судов. Ho и эта мера оказалась недостаточной, чтобы покончить с пиратством мальтийских рыцарей в Леванте. Несколько больших корсарских кораблей действовало под флагом Монако. Нередко капитаны, имевшие лицензии от ордена на действия у берегов Северной Африки, совершали нападения на греческое побережье, оправдываясь тем, что «сильные ветры» снесли их на 500 миль в сторону. С 1764 по 1788 г. корсары атаковали там не менее 45 торговых судов и еще 8 в Леванте. Только оккупация Мальты французскими войсками Наполеона в 1798 г. положила конец «священной вой не» мальтийских рыцарей против мусульманского мира[40].
Помимо пиратских и корсарских действий мальтийские рыцари и рыцари других орденов, например флорентийские рыцари ордена Святого Стефана, занимались тем, что состязались друг с другом в том, кто захватит более богатый приз. B начале XVII в. рыцари ордена Святого Стефана захватили очень крупные призы, обогнав в этом мальтийских рыцарей. Однако их мальтийские «коллеги» сумели сравнять счет благодаря рыцарю Буабадрану, который в 1644 г. пленил любимую жену турецкого султана, который в ответ предпринял вторжение на Крит. Мальтийцы помогали венецианцам удерживать его до 1669 г. Состязания рыцарей двух орденов продолжались с переменным успехом до 1697 г.
Духовный и военный орден Святого Стефана, существовавший с 1562 до 1749 г., был основан во Флоренции герцогом Козимо I де Медичи. Устав был заимствован у мальтийских рыцарей (разница заключалась в том, что рыцари ордена Святого Стефана имели право жениться). Флорентийцы носили белые одеяния с красными крестами и проходили некоторое подобие «действительной службы» в течение трех лет. Она включала и походы на военных галерах, принадлежащих ордену. Как правило, флорентийские герцоги допускали в него только отпрысков богатых благородных фамилий. Хотя многие рыцари рассматривали орден как общественный клуб, некоторые из них сумели сколотить немалое состояние, участвуя в пиратско-корсарских морских походах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Основным боевым кораблем славянских пиратов на Балтике была «лодья», длина которой составляла 25 м, ширина 7,5 м, грузоподъемность доходила до 200 т. «Лодья» имела мачту с большим богато орнаментированным холщовым парусом. Экипаж состоял из 40 и более человек. «Лодьи» конца Средневековья имели 2–3 мачты с общей площадью парусов до 500 кв. м (Окорокова A., Базанов И. Древнерусское судостроение // Морской флот. 1991. № 9, C. 62–63).
2
Samsonowicz H. Hanza wladczyni morz. Warszawa, 1958. S. 21.
3
Маховский Я. История морского пиратства. Тула, 1993. С. 39–40.
4
Samsonowicz H. Hanza wladczyni morz. S. 22–24.
5
Маховский Я. История морского пиратства. С. 42.
6
Там же.
7
Витальеры (от нем/ Vitalienbruder) – «братство кормильцев» (подробнее см.: Маховский Я. История морского пиратства. C. 66).
8
Вендские города (от слова «венды» – немецкого названия славян) – города западных славян; фризы – жители Фризии (Фрисландии); лифляндцы – жители Лифляндии, как называлась область в Южной Прибалтике, населенная в древности племенами ливов, издавна связанных со славянами; кашубы – западнославянская народность, обитающая в Поморье. Подробнее см.: Там же. С. 43, 44–45, 46, 48.
9
Гребельский П. Пиратские истории. СПб., 1994. C. 8.
10
Каминка А. И. Наши законы о крушениях и о помощи на водах. СПб., 1891. С. 18–32.
11
Гребельский П. Пиратские истории. С. 25–26.
12
Каминка А. И. Наши законы о крушениях и о помощи на водах. С. 33–34.
13
Веникеев E. B., Артеменко Л. T. Пенители Понта. Пиратство в Черном море. Симферополь, 1992. С. 57.
14
Снисаренко А. Б. Эвпатриды удачи. Л., 1990. C. 405.
15
Веникеев E. B., Артеменко Л. Т. Пенители Понта. Пиратство в Черном море. С. 58.
16
Там же.
17
Михаил Палеолог – основатель династии византийских императоров Палеологов (1261–1453). Михаил был никейским императором с 1259 г. (подробнее см.: Всемирный биографический энциклопедический словарь / гл. ред. А. П. Горкин. М., 2000. С. 572).
18
Веникеев E. B., Артеменко Л. T. Пенители Понта. Пиратство в Черном море. С. 61.
19
Там же. С. 62.
20
Там же. С. 61–62.
21
Там же. С. 63–65.
22
Там же. С. 67–72.
23
Цит. по: Бурмистрова Л., Мороз В. Пираты, флибустьеры. M., 2000. С. 86.
24
Инициатором Первого крестового похода на Восток был Петр Амьенский (Петр Пустынник), подхвативший призыв папы (подробнее см.: Всемирная история в датах и событиях («Ларусс») / пер. с фр. В. Румянцева. М., 2002. С. 161).
25
Годфрид Бульонский (1060–1100) – герцог Нижней Лотарингии, один из руководителей Первого крестового похода 1096–1099 гг., первый правитель (с 1099 г.) Иерусалимского королевства (подробнее см.: Всемирный биографический энциклопедический словарь. C. 203).
26
Подробнее см.: Мерьен Ж. Энциклопедия пиратства / пер. с фр. Е. Печерской. M., 1999. С. 68.
27
Там же. С. 69.
28
Подробнее см.: Рыцари-госпитальеры // Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов / пер. с англ. М. А. Корженевский. M., 1998. С. 500–501.
29
Галиот/Галлиот // Там же. С. 106.
30
См.: Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. C. 15.
31
Подробнее о нем см.: Галерные рабы // Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов / пер. с англ. М. А. Корженевский. М., 1998. С. 102–104.
32
Тургут Рейс // Там же. С. 565–566.
33
Подробнее см.: Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. С. 17, 257.
34
Ла Валетт, брат де Жан Паризо // Там же. С. 217.
35
Айдин Рейс – берберский пират и корсар // Там же. С. 20.
36
Османы // Всемирный биографический энциклопедический словарь / гл. ред. А. П. Горкин. М., 2000. C. 564; Османская империя // Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов / пер. с англ. М. А. Корженевский. М., 1998. C. 406–407.
37
Подробнее см.: Родосские рыцари // Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов / пер. с англ. М. А. Корженевский. М., 1998. С. 495–496.
38
Там же. С. 552.
39
Мальта // Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов / пер. с англ. М. А. Корженевский. М., 1998. С. 326–329.
40
Мальтийские рыцари // Там же. С. 330–332.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги