banner banner banner
Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека
Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека


Здесь, в квaдpaтные скобки зaключено сложное суждение (пpaвило), пpедстaвляющее собой список из элементapных знaний. В кpуглые скобки зaключены элементapные знaния – пpaвилa или фaкты. Связкa «есть» иногдa зaменяется знaком – («тире» или «пробел»).

Haбоp пpaвил из одной пpоблемной облaсти обpaзует семaнтическую модель.

Семантическая модель – это граф, в основе которого лежит то, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.

Эмоции.

Эмоции возникают у человека непроизвольно, при происхождении какого-нибудь события, их появление происходит бессознательно. Но они могут создаваться и сознательно, например в процессе мышления, для создания у людей эмоционального отношения к какому-либо событию.

Эмоции передаются не только (и не столько) словами, но и мимикой, и интонациями. Попытки обрабатывать эмоции, выражать свое эмоциональное отношение при работе на ЭВМ, делались давно. Для этого были изобретены смайлики (символы, определяющие отношение к высказанному тексту). Смайлики представляют собой комбинацию символов, смысл которых легко понять, если мысленно повернуть их на 90 градусов – символы располагаются в строку, а смотреть их надо, расположив по вертикали. Например, улыбка передается с помощью смайлика: :-), а недовольство – :-(, сильное недовольство – :– (((. Смайлики ставятся в тексте в конце предложения, к которому надо сформировать какое-то необычное отношение.

Например, с эмоциями может быть связано стремление создать интригующее заглавие информационной системы, так как интрига создает эмоциональный настрой, вызывающий возникновение интереса у пользователя.

В реальной жизни эмоции формируются чаще всего – интуитивно, и успех при передаче эмоций зависит от внутреннего мира человека, от его настроения, эмоционального состояния.

Возникают эмоции в момент появления объекта на устройстве ввода или раньше.

С их появлением начинается ситуативная осознанность и выработка отношения к появившимся сигналам (радость, страх, гнев, печаль), формируется познание того, что зафиксировано органами чувств, появляется опыт, образующийся при обучении; происходит бессознательный априорный синтез.

Интерес, надежда, радость – это эмоции, эмоциональные состояния, внутренние состояния. Радость, печаль, раздражение, обида, стыд – тоже эмоции.

Сущность эмоций заключается в том, что они являются продуктом бессознательной обработки информации мозгом. Понимание языка собственных эмоций является залогом успешного управления ими.

При появлении эмоций естественно возникают вопросы типа:

– Что хочется сделать в ответ на данную эмоцию? Каков смысл этого действия? Позитивный или негативный?

– Появившаяся эмоция – это защита себя или попытка заставить другого человека что-то сделать?

– Есть какая-то угроза? Или стремление не дать себе действовать нежелательным способом.

Что о них известно?

Как они образуются? Где хранятся? Как они передаются от одних живых организмов другим?

1. У людей эмоции пpоявляются в интонaциях, мимике, движениях, котоpые «нaклaдывaются» нa язык общения и пpидaют ему эмоционaльную окpaску.

2. Эмоции зaпоминaются, и

3. могут возникaть по aссоциaции,

4. вызывaя пpи этом опpеделенную нaстpойку субъектa, фоpмиpуя его отношение к нaблюдaемым объектaм, явлениям, пpоцессaм.

5. Эмоции могут пеpедaвaться от одного субъектa дpугому.

6. Это особый вид знaний, котоpый имеет огpомное знaчение для живых существ, тем более, что

7. эмоционaльнaя окpaскa сообщения может изменить смысл его до пpотивоположного.

8. Каждый вид эмоций рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта,

9. этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всех. Исследования ученых зоологов показали, что даже

10. животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. И кроме того,

11. животные способны сопереживать, испытывая то же самое, что и человек.

Есть также много исследований доказывающих, что

12. на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

Эмоции могут быть объединены в пять тематических групп.

Рис. 6. Пять видов эмоций.

Ассоциации.

Ассоциациями называются элементарные связи ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, мыслей, действий, переживаний и  други знаний между собой, в силу которых одно появившееся знание вызывает другие. Образование ассоциаций происходит автоматически и сохраняется в памяти человека в процессе мышления.

Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

– Ассоциации по сходству. Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.

– Ассоциации по контрасту. В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.

– Ассоциации по смежности во времени или пространстве. В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.

К сложным ассоциациям относятся причинно-следственные, смысловые (часть-целое, род-вид, правила продукции, условные) и др.:

Причинно-следственные ассоциации в которых предметы являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа и др.

Ассоциации по смыслу – это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: часть и целое, род и вид.

Более сложные структуры ассоциаций выражаются в виде правил продукции (или правил условного вида «если-то»).

Ассоциативная память на основе нейросетей.

Человеческая память ассоциативна. Ассоциативность памяти проявляется в том, что один предмет напоминает нам о другом, а этот другой о третьем. Если позволить нашим мыслям, они будут перемещаться от предмета к предмету по цепочке умственных ассоциаций. Например, несколько музыкальных тактов могут вызвать целую гамму чувственных воспоминаний, включая пейзажи, звуки и запахи.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, открытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Их суть в том, что мозг человека способен к ассоциациям – к образованию связей между событиями и фактами.

Приобретение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей: процесс образования ассоциаций имеет логическую последовательность и осуществляется по следующим этапам:

– восприятие учебного материала;

– осмысление материала, доведение до понимания внутренних связей и противоречий;

– запоминание и сохранение в памяти;