Книга Вера и Деятельное Мышление - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Кудрявцев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вера и Деятельное Мышление
Вера и Деятельное Мышление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вера и Деятельное Мышление

Деятельное мышление неявно скрывается в понятии вера (в одном из основном значении слова), и людям не было никакого смысла писать о деятельном мышлении, поскольку его заменяли словом вера и одним из значений (следствий) слова дух: “Если мы живем духом, то по духу и поступать должны” [Гал. 5, 25].

Также, изучая другие книги, надо осознавать, что их авторы понимают под словами ум и разум. В этой книге ум и разум являются синонимами, как и в Евангелие на церковнославянском языке (смотрите [Мк. 12, 29–33]).

Наиболее общую и общепризнанную философскую концепцию слова вера, которую встречал, заключается в том, что Вера – имя Божие [4, О Божественных Именах][19]. Основная идея имени заключается в следующем. Хотя Бог превыше всякого имени, но мы можем познавать Бога через приличествующее Богу имена. Имена относятся не к какому-то лицу Троицы, а ко всей божественности, то есть ко всей Троице, во всей ее целостности, всеобщности и полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применимы ко всей целостности всецельной и полной божественности. Примеры имен – Добро, Красота, Любовь, Вера.

Слова Иисуса Христа – никто не благ, как только один Бог [Мк. 10, 18], для живущих людей означает в первую очередь, что Добро есть имя Божие. Поэтому в русском языке от слова благ, благость происходят слова, которые передают значения от имени Добро. Отметим, что в английском языке имя Добро – это Good, но прямой перевод слова good на русский язык как хороший обесценивается словом отличный из системы образования.

Имя Вера определяется как постоянное утверждение верующих, истиной их и им истину утверждающее в непреложном тождестве. Так что верующие имеют простое знание истины. Итак, вера подтверждает нам нашу истину и несет нам истину, причем Небесная Истина совпадает с нашей истиной по всем свойствам в нашем мире. Вера еще сравнивается с чистым и необманчивым знанием сущих. Далее говорится, что того, кто уверовал в Истину по священному Слову, ничто не отгонит от очага истинной веры, у которого он способен сохранить постоянной недвижимую и непреложную тождественность, то есть такой человек может стоять в истине, которая совпадает с Небесной Истиной по всем свойствам в нашем мире. Когда мы не верим в какую-нибудь Истину по священному Слову, например, не храним совесть чистой, доброй, то можем потерпеть ужасное кораблекрушение в вере и прийти к превратному уму.

Святителю Иоанну Златоусту[20] приписывается[21] естественная характеристика троичности имени Веры: “Вера имеет начало от Отца, идет через Сына, исполняется в Духе Святом”. Святой царь и пророк Давид[22] пишет, что все дела Бога в вере сделаны[23] [Пс. 32, 4].

Посмотрим на некоторые отрывки из Нового Завета.

• Новый Завет нас учит, что Бог есть Любовь, Дух Святой – Дух истины, Бог всемогущ. Бог нас любит, поэтому надо верить своему деятельному мышлению и тем самым попечение возложить на Бога.

• Без Господа Иисуса Христа мы не можем ничего делать: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” [Ин. 15, 5]. В частности, мы не можем даже подумать без Иисуса Христа, Апостол Павел так об этом пишет: “Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога” [2 Кор. 3, 4–5].

• А вот причина, почему мы не можем ничего делать без Иисуса Христа. В Евангелие от Иоанна [14, стихи 6, 11 и 20] сказано, что Иисус Христос в Отце, Отец в Иисусе Христе, мы в Иисусе Христе и Иисус Христос в нас: “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас”. К сожалению, своими грехами мы отдаляемся от Бога вплоть до ада. Апостол Павел пишет: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек[24] Христос Иисус” [1 Тим. 2, 5].

Апостол Павел называет тайной, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, что Христос в нас: “Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно” [Кол. 1, 24–29].

Апостол Павел пишет: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” [Рим. 5, 1–5]. Мы нашей верой – мысленной силой от Бога, верой в Господа нашего Иисуса Христа оправдываемся и имеем мир с Богом, а через Иисуса Христа, Который в нас и мы в Нем, получаем доступ к благодати через веру; благодать начинаем понимать в нашем мышлении и начинаем ей хвалиться, понимаем и хвалимся надеждой славы Божией, начинаем понимать, что любовь Божия излилась на нас Духом Святым (Духом истины), а бывает это, по словам Апостола Павла, через скорби, терпение и получение жизненного опыта.

В послании к Евреям сказано: “И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца” [Евр. 3, 5–6]. Итак, люди сравнены с домом Бога, Иисус Христос с Сыном в доме Бога, то есть Он в нас, если веру в это, дерзновение и упование твердо сохраним до конца.

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что Бог благоволил открыть в нем Сына Своего [Гал. 1, 15–16].

• Апостол Павел так пишет: “Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов” [1 Кор. 2, 16], но “Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” [Ин. 15, 6], а отдаляемся мы от Бога своими ошибками, грехами, всяким злом.

• В послании к Евреям [Евр. 8, 10–12] напоминаются слова Святого пророка Иеремии[25]: “Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более”. Эти слова включают в себя уже приведенные слова Святителя Василия Великого о том, что у нас есть риза, покрывающая безобразие нашего греха, и она есть вера в Господа Иисуса Христа и, в частности, в наш ум Христов. Слова ближнего о Боге – это лишь знание, возможно очень ценное и жизненно необходимое, но каждый верит в свой ум, ибо Бог вкладывает в него Свои мысли и нас учит. Иисус Христос на эти слова Святого пророка Иеремии сказал, что мы должны обучится тому, чему Бог нас учит и хочет нас научить: “У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” [Ин. 6, 45].

Иисус Христос говорит подобное народу и ученикам Своим: “А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос” [Мф. 23, 8–10].

• Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: “Всякий поступай по удостоверению своего ума” [Рим. 14, 5]. Это закон для всех поступков. Интересно отметить, что контекст этих слов – человек должен думать, что ему кушать, и Апостол Павел дает знания для принятия решения о еде в четырнадцатой главе послания. Далее в стихах 22–26 пишет “Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь”. Итак, человек задал себе вопрос, получил устойчивый ответ, то не осуждай себя в том, что избрал. Если сомневаемся, то, вообще говоря, осуждаемся, надо еще подумать, помолиться и деятельно задать этот же вопрос себе нужное количество раз, чтобы прекратить сомневаться. Тайна написана в Евангелие и в других книгах Нового Завета, объяснена в святоотеческом предании, и мы должны покориться вере (нашей мысленной силе от Бога), уразуметь и уверовать в написанное. Краеугольный камень – это то, что Иисус Христос есть Господь Бог.

• Живем мы по вере, и вдруг к нам пришел успех, благодарность, слава, то в таком случае надо вспомнить слова Иисуса Христа, как нам поступать: “Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать” [Лк. 17, 10], а Апостол Павел так пишет: “хвалящийся хвались Господом” [1 Кор. 1, 31] и “Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры” [Рим. 3, 27].

• Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит, что тот, кто скажет “безумный” брату своему, подлежит геенне огненной [Мф. 5, 22], то есть это смертный грех, поскольку каждый человек имеет ум Христов, в нем Иисус Христос и он в Иисусе Христе, и еще раз, мы не знаем, как на самом деле устроен человек, Мир, чтобы говорить “безумный”.

• Апостол Иоанн Богослов пишет: “Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная” [1 Ин. 5, 20]. Книга как раз и пытается рассказать о второй части единого подарка, дарованном нам, людям, – о новом (обновленном) нашем разуме.

Перед тем как описать влияние света на разум, важно ввести определение смысла для лучшего понимания действий света. Хотя смысл является объектом изучения соответствующих разделов философии и лингвистики, придерживаться общепринятого определения смысла не будем. Итак, пусть есть мысль, тогда ее смыслом назовем процесс в человеке, в результате которого получается новая мысль, связанная с ней, которая также называется смыслом[26]. Процесс может быть явным действием ума, когда человек думает, а может быть скрытым процессом обработки информации. Важные смыслы мысли (например, смыслы словосочетания) – это значения. Смыслов любой мысли бесконечно много (неограниченно конечным числом), в самом деле, самих мыслей бесконечно много, и можем сравнить исходную мысль с любой другой мыслью, и появится некоторый смысл. Каждый смысл имеет свою ценность, но проблема в том, что нам не всегда известно, а чаще вообще непонятно, что сейчас ценно, будет ценно, а что нет. Также при большом потоке информации, знаний у нас нет времени искать смыслы, да и время имеет свою большую ценность, поэтому важнейшая часть познания происходит в результате скрытых процессов смыслообразования в наших сердцах (по поводу сердца смотрите раздел “Душа, дух и сердце”). Например, увидели, услышали что-нибудь, то какие смыслы в уме автоматически появятся? Насколько они правильны или ошибочны?

Если человек отказывается разумом искать смыслы в неочевидных вопросах, то он во многом отказывается думать и познавать, в лучшем случае он только учит наизусть, а потом через некоторые время скрытые процессы дают ему некоторое познание. Другая крайность заключается в том, что человек начинает искать особые смыслы, связанные со злом, тем самым познавая зло, например, относящиеся к заговору в широком смысле слова, а это может его привести к серьезным психическим заболеваниям, поскольку познание зла с ошибками или с неправильным отношением к понятому злу обрушает нервную систему и мышление. Поэтому необходим самоконтроль[27] при поиске смыслов.

Итак, между утверждениями в сердце человека существуют сложные взаимосвязи из-за смыслов.

Человек мыслит следствиями и аналогиями. Следствие – это когда из первого “объекта” (первого набора мыслей) как-то следует второй “объект” (второй набор мыслей). Аналогия – это когда первый “объект” каким-нибудь образом аналогичен второму “объекту”. Таким образом, на процесс нахождения следствий или аналогий можно посмотреть, как на поиск смыслов. Например, из мысли о хорошей погоде может последовать мысль о времяпровождении на свежем воздухе, а для нахождения формулировки нового утверждения можно пытаться связать уже известные его смыслы с другими утверждениями, ища аналогии.

В качестве другого примера рассмотрим процесс обучения новому правильному знанию. Основные положительные цели для учащегося состоят в том, чтобы запомнить знание на нужное время, понять его как-нибудь или освоить. Конечно, освоение материала является лучшим результатом обучения, но на это может потребоваться время, которого может и не быть, и по факту приходится делать выбор, как изучать материал. Основных путей познания два: повторение – мать учения и прописывание утверждений в сердце путем нахождения смыслов с другими уже понятыми знаниями в сердце.

По поводу первого пути можно сказать следующее. Поскольку в человеке происходят скрытые процессы смыслообразования, то повторение – это повышение активности нужных процессов. Например, ежедневное чтение Евангелия, Нового Завета – это путь к его освоению. Слова Евангелия будут прописываться как смыслы к нашим мыслям, событиям в жизни, не говоря о том, что будут приходить новые правильные смыслы прочитанного текста. Также хорошо понятно следующее явление. Предположим, что учились знанию, и перед нами лежал очень хорошо написанный текст[28] о нем, специально для нас, но когда прочитали текст, то все сразу не освоили, хотя все понятно. Со временем приходит свет и делает знание для нас очевидным. Отметим, если текст для нас недостаточно идеальный, то очевидность появляется только после уразумения дополнительных знаний к тексту (например, не были достаточно поняты в свое время).

Теперь по поводу второго пути. Если в результате активной работы ума найдены ключевые смыслы (они могут быть индивидуальными для каждого человека), то знание станет понятым или освоенным (очевидным). Должно быть неудивительным, что часто приходится проводить целые исследования для нахождения ключевых смыслов с уже имеющимися знаниями.

Также на заповедь о субботе (для христиан это, как правило, воскресенье и праздничные дни) – посвящать ее Богу, можно посмотреть с точки зрения света. Когда время посвящаем Богу, мы получаем еще и действия света нас просвещающие.

Отметим, что действия света во время бездействия и активного мышления являются различными, в первом случае акцент идет на (знания) человека, а во втором случае – на поддержку мышления.

Теперь внимательно посмотрим на свойства света, и какие он дает действия.

♦ Свет неотделим от мысли. Свет является основой смыслообразования, а значит работы сердца и ума человека. Хорошо виден процесс настройки сердца и ума светом, когда начинаем вникать, погружаться в проблему, знание.

♦ По поводу алгоритмического света смотрите раздел “Вера, шестьсот шестьдесят шесть и алгоритмическая природа”.

♦ Иисус Христос говорит, что свет обличает зло (ошибки, грехи), а тот, кто не стремится жить по правде, возлюбил не свет, а тьму [Ин. 3, 19–21].

♦ Свет отгоняет неведение и обман, обновляет мыслительные силы. Свет собирает разумное к единовидному истинному знанию, то есть отвращает от многих мнений, различных точек зрения и представлений [4, О Божественных Именах].

♦ Апостол Павел говорит, что свет делает обнаруживаемое явным, ибо все, делающееся явным, свет есть [Еф. 5, 13]. Святитель Василий Великий аналогично пишет, что свет дает очевидность правильному знанию (усиление мысленной силы)[29].

Отсутствие достаточной очевидности может быть хорошей почвой для ошибок, особенно в сложных вопросах. Поэтому, часто, следует ждать свет, а бывает необходима помощь ума, например, для исследования вопроса, нахождения элементарных непонятных утверждений и их изучения, чтобы появился нужный свет.

♦ Свет просвещает каждого человека [Ин. 1, 9].

♦ Священномученик Дионисий Ареопагит следующим образом пишет о божественном мраке[30]. Божественный мрак есть неприступный свет, в котором “живет” Бог. Поскольку Бог выше человеческой природы, в частности, нашего познания, то в божественном мраке человеку можно только созерцать, в нем исчезает наше познание о вещах. Также божественный мрак скрывается при всяком (человеческом) свете от сильных усилий нашего ума в познании вещей. Таким образом, созерцать в божественном мраке можно только верою, признавая происходящее. Созерцание в божественном мраке – высокая форма духовной жизни. Почти любой человек может оказаться в божественном мраке, например, когда его Бог избавляет от верной смерти, достаточно вспомнить количество жертв автокатастроф и сколько людей избежали аварий. Почему дар созерцания в божественном мраке – это удел избранных Богом? В ответ можно сказать следующее: кому много дано, с того много и спросится [Лк. 12, 48], а вы сможете соответствовать дарам, изменяться и много отдавать?

Очень популярна медитация, понимаемая как состояние расслабленной сосредоточенности, в котором идет отрешённое наблюдение за происходящим. Опасности медитации заключается в возможной ошибочной трате времени, а самая большая опасность – это принятие ошибочных утверждений религиозного характера, когда медитация становится частью духовно-религиозной практики. Иисус Христос заповедует всегда молиться и не унывать[31] [Лк. 18, 1], таким образом, молитва без медитации должна быть в основе духовной жизни человека.

♦ Иисус Христос говорит: “Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием” [Лк. 11, 36]. Отсюда следует, что если есть темень, то она будет и в теле. В частности, это говорит о том, что ошибки, грехи вызывают не только духовные болезни, но и всегда телесные болезни (ошибочные действия в теле), включая, нашу смерть.

♦ Иисус Христос спрашивает: “Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?” [Лк. 11, 35]. Блаженный Феофилакт на эти слова пишет о том, что речь идет прежде всего о свете ума, то есть мы должны оценить все происходящее в наших умах, в частности, наши активные знания на предмет соответствия тьме или свету. Любое отрицание какого-нибудь свойства света говорит о наличии тьмы, которая также может не давать понять, что нужно делать для ее отгнания.

Как нам снискать разум, мудрость, мысленную силу? Начало мудрости – страх Господень, как сказал Святой царь и пророк Давид [Пс. 110, 10]. Слово “страх” (греч. φόβος) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος), но означало уважение. Бог есть Любовь, поэтому испытывать страх перед Богом нельзя. Апостол Иоанн Богослов пишет о страхе: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” [1 Ин. 4, 18]. Святой царь и пророк Соломон[32] написал, что страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка, и чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение [Прем. 17, 11–12]. Итак, мы должны испытывать уважение к Богу, зная все вышеизложенное о нашем уме и не желая оскорбить Бога греховным помыслом, поступком.

Молитесь Богу о даровании мудрости. Апостол Иаков пишет: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” [Иак. 1, 5–7].

Просите у Бога Святаго Духа (Духа истины), ярким образом об этом говорит Иисус Христос: “И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” [Лк. 11, 9–13].

Церковные богослужения и все семь церковных таинств нам даруют еще и мудрость.

Таинство крещения делает человека членом Церкви и прощает ему все его грехи, ошибки, это лечит душу и, как следствие, человек умнеет.

Таинство миропомазания дополняет таинство крещения и совершается сразу после него, как бы соединяясь с ним. На человека сходит благодать Святаго Духа.

Таинство исповеди, особенным образом, прощает грехи.

Таинство елеосвящения (соборование), помимо того, что лечит болезни, прощает забытые, неосознанные грехи, ошибки.

Таинство причащения – величайший дар, данный людям. Вот как о нем написано:

• “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек” [Ин. 6, 53–58];

• Святой царь и пророк Соломон писал о таинстве причащения и о разуме более чем 900 лет раньше, как таинство было учреждено: “Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума"” [Притч. 9, 1–6]. Этот отрывок входит в Паримийник и читается на вечерних богослужениях перед Богородичными праздниками.

На таинстве венчания совершается великая тайна единения двух душ. Бог подает супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, то есть меняет им и разум для совместной жизни.

На таинстве священства через святительское рукоположение на избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

На отпевании Церковь молитвенно ходатайствует об усопшем, испрашивая у Бога прощения его грехов (и следовательно, разума его душе) и дарования ему упокоения в Небесном Царстве.

Для мудрости нужно еще и правильное знание.

Знание, разумение, а потом вера

Посмотрим на слово вера в другом очень популярном и важнейшем значении. В человеческом мышлении сначала идут знание и его разумение, а затем должны возникнуть правильно составленные вопросы, выводы, которые надо задать деятельному мышлению и поверить устойчивым ответам, которые придут (если придут). Вопросы могут быть и такими: “Может быть не надо задавать никаких вопросов, и знание останется в памяти, как информация?” и “Является ли знание вредным, что его надо сразу отбросить, забыть?”.

Святитель Василий Великий таким образом об этом писал: “Что прежде – знание или вера? А мы утверждаем, что вообще в науках вера предшествует знанию; относительно же нашего учения если кто скажет, что веру предваряет знание, то не спорим в этом, разумея, впрочем, знание, соразмерное человеческому разумению. Ибо в науке должно прежде поверить, что буква называется «альфа» и, изучив начертание и произношение, потом уже получить точное разумение, какое значение имеет буква. А в вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и оное собираем из рассматривания тварей. Ибо познаем премудрость, и могущество, и благость, и вообще невидимая Его (ср. Рим. 1, 20), уразумевая от создания мира. Так признаем Его и Владыкою своим. Поскольку Бог есть Творец мира, а мы часть мира, то следует, что Бог и наш Творец. А за сим знанием следует вера, за таковою же верою – поклонение” [3, письмо 235, К нему же, [отвечая] на другой вопрос (227)].