Наиболее характерными из них являются: нарушения порядка ведения реестра расходных обязательств, нарушения при формировании обоснований бюджетных ассигнований, применения бюджетной классификации, и другие.
Особое внимание Счетной палаты было сфокусировано на особенностях планирования федерального бюджета и его сбалансированности, оценке обоснованности проектируемых расходов, их антикризисной направленности, перераспределении средств, приоритетности дополнительных расходов.
По результатам проверок исполнения бюджета выявлено 1 216 фактов нарушений на сумму 74,9 млрд рублей (8,5 %), среди них превалируют нарушения при предоставлении и использовании субсидий юридическими лицами (32,8 млрд рублей).
3. Межбюджетные трансферты
Такие нарушения носят системный характер,
К ним относятся в том числе факты нарушений:
– порядков, правил и соглашений о предоставлении субсидий,
– связанные с несоблюдением условий предоставления субсидий,
– недостижением получателями субсидий показателей,
– непредставлением отчетов,
– недостаточностью проводимой работы по обеспечению взыскания в доход бюджета остатков субсидий прошлых лет.
Кроме того, выявлены нарушения на сумму 1,0 млрд рублей в части несоблюдения целей, условий и порядка предоставления подведомственным учреждениям субсидии на иные цели, а также осуществления контроля за их использованием.
Значительное число нарушений, которые также выявляются на системной основе, составляют нарушения при предоставлении межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов (3,4 млрд рублей).
В большей степени это: нарушения в части ненадлежащего контроля главных распорядителей средств федерального бюджета за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашениями, которые могут снижать эффективность мер государственной поддержки регионов.
4. Государственное задание
Нарушения при формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений зафиксированы в объеме 0,5 млрд рублей.
На регулярной основе выявляются нарушения в части ненадлежащего осуществления ведомствами государственных задач и функций (30,9 млрд рублей), нарушения, допущенные главными администраторами доходов федерального бюджета по исполнению бюджетных полномочий (3,1 млрд рублей).
5. Нарушения в сфере государственных закупок
Выявлен 641 факт нарушений в этой сфере на общую сумму около 20 млрд рублей (2,3 %).
В структуре нарушений по закупкам превалируют нарушения, связанные:
– с внесением изменений в контракты с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации (10,1 млрд рублей);
– с неприменением мер ответственности к недобросовестным исполнителям контрактов (8,1 млрд рублей);
– с невыполнением условий контрактов (1,1 млрд рублей).
В рамках мероприятий Счетной платы также были рассмотрены вопросы ценообразования в сфере закупок; нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной(максимальной) цены контрактов, составили 0,4 млрд рублей.
6. ФАИП
в ходе проверок Счетной палатой выявлен ряд нарушений при реализации федеральной адресной инвестиционной программы, препятствующих эффективности инвестиционных расходов бюджета.
Указанные проблемы приводят к увеличению сроков или к невозможности осуществления строительства, увеличению его стоимости, перераспределению значительных объемов средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, а также повышению итоговой стоимости объектов.
В этой области установлено 104 факта нарушений на сумму 15,3 млрд рублей (1,7 %), из них значительную часть составляют нарушения порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной(муниципальной) собственности или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (5,8 млрд рублей).
7. Государственное имущество
Выявлено 331 нарушение на общую сумму 0,9 млрд рублей (0,1 %). Преимущественно эти нарушения, связанные с ненадлежащим осуществлением полномочий собственника имущества унитарного предприятия.
Нарушениями системного характера, не имеющими денежного выражения, остаются нарушения в части неоформления права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, вторичных прав на объекты капитального строительства и земельные участки, а также прав оперативного управления, хозяйственного ведения, прав пользования (постоянного (бессрочного) пользования, аренды). Кроме того, выявлены факты распоряжения федеральным недвижимым имуществом без согласия собственника и без оформления договорных отношений на право пользования
с арендаторами помещений, не осуществлена государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества.
8. Неэффективное использование средств и иные нарушения
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой были зафиксированы 48 нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств и иных ресурсов, на сумму порядка 12,3 млрд рублей (1,4 % общей суммы).
Счетная палата также выявила 1 019 фактов прочих нарушений и недостатков на общую сумму 19,9 млрд рублей (2,3 %).
Динамика выявляемых топ-3 нарушений
в 2020 – 2022 годах
Таблица №1 (млрд рублей)
Как видно из представленных данных, в топ-3 нарушений есть разные динамики:
– снижение выявляемых нарушений в сфере закупок;
– стабильное количество выявляемых нарушений при формировании и исполнении бюджета. Они занимают, в среднем, 35% от общего количества выявляемых нарушений;
– рост суммы и количества выявляемых нарушений в сфере бухгалтерского учета.
Таким образом, данные три нарушения занимают примерно 48% от количества выявляемых нарушений, а по сумме в 2022 году составили 90% от всех выявляемых нарушений.
На основании чего в рамках внутреннего финансового аудита (контроля) целесообразно, в первую очередь, акцентировать внимание на выявлении и исключении данных групп нарушений.
Примеры типовых нарушений из представлений и отчетов по результатам контрольных мероприятий за 2020 – 2022 годы
Нарушения в сфере государственных закупок
Общие основы аудита закупок
Счетная палата России на основании статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) проводит аудит закупок.
При проведении аудита в сфере закупок Счетная палата в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона № 44-ФЗ.
В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.