banner banner banner
Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности предприятия
Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности предприятия
Оценить:
 Рейтинг: 0

Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности предприятия


отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, банки, спорт, культура, образование и т. д.;

сферы рынка: внутренняя, международная.

Наряду с предпринимательством, принципы и методы маркетинга используются и в некоммерческой деятельности государственных и общественных организаций.

В становлении и развитии маркетинга можно проследить определенную закономерность и выделить этапы. Ф. Котлер называет эти этапы концепциями, указывая, что, несмотря на то, что некоторые из них появились давно, они обоснованно применяются в современной действительности.

Рассмотрим эти концепции.

Концепция совершенствования производства. Согласно данной концепции, если товар успешно сбывается на рынке необходимо расширять его производство, для того, чтобы за счет увеличения числа продаж получить больший объем прибыли. Предприятия, придерживающиеся этой концепции, совершенствует свои технологии, сокращают за счет этого издержки производства, чтобы в последствии снизить цены.

Концепция совершенствования товара. Она сформировалась под воздействием рыночных сил, таких, как вполне законное желание покупателей приобретать более надежные и более функциональные вещи. Менеджеры таких компаний фокусируются на товаре, его потребительных свойствах, их цель – производство высококачественных товаров и их постоянное совершенствование.

Концепция интенсификации коммерческих усилий и стимулирования сбыта (сбытовая концепция), согласно которой потребители без воздействия со стороны организации не будут приобретать выпускаемую ею продукцию. Данная концепция поспособствовала развитию рекламы и послепродажного обслуживания. Ее особенно часто используют производители товаров пассивного спроса (потенциальный покупатель не задумывается о таких товарах). Компания- поставщик должна придерживаться агрессивной политики продаж (сбыта) и интенсивно продвигать на рынке свои товары. Согласно данной концепции потребителей необходимо уговаривать совершить покупку, и поэтому каждая компания должна иметь в своем распоряжении арсенал инструментов сбыта и продвижения товаров и стимулирования покупок. В современной экономике производство развивалось с учетом того, что большинство рынков являются рынками покупателей, и продавцам приходится бороться за каждого потребителя. Покупателей буквально засыпают различными предложениями о продажах. В результате в общественном мнении маркетинг отождествляется со сбытом и рекламой товаров. Но маркетинг, основанный только на агрессивных кампаниях по продажам, очень рискован. Такой маркетинг предполагает, что покупатель, которого уговорили сделать покупку, будет доволен товаром; а если нет, то он уж никак не будет делиться своим разочарованием с близкими или знакомыми, или жаловаться в отдел по работе с потребителями, забудет об этом случае и еще раз приобретет тот же продукт. Но такие предположения ошибочны. Исследования показывают, что неудовлетворенный потребитель передает отрицательные оценки товаров 10 и более своим знакомым; а, как известно, плохие новости распространяются быстро (особенно в Интернете).

Концепция интегрированного маркетинга. Главная идея состоит в том, что только учет в потребительных свойствах товара нужд и потребностей покупателей может обеспечить им приемлемый сбыт. Ее суть сводится к планированию и производству только того, что люди, безусловно, купят, а не к попыткам продавать то, что предприятие умеет производить. Эта концепция предполагает тщательное исследование рынка как совокупности реальных и потенциальных покупателей с целью выявления их истинных нужд и потребностей и последующую разработку товара под эти нужды и потребности. Фирма, по мнению Ф. Котлера, «интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности».

Концепция социально-ответственного маркетинга. Согласно которой каждый предприниматель в стремлении получить для себя какую-либо выгоду, что вполне естественно, должен делать это так, чтобы не причинить всеми своими действиями, своими товарами какого-либо ущерба ближнему, обществу и природе, т. е. учитывать социальные и этические аспекты бизнес- деятельности. Данная концепция требует сбалансированности трех факторов: прибыли фирмы, потребностей покупателей и интересов всего общества.

Еще одна концепция, автором которой является Ян X. Гордон маркетинга, и которую в нашей стране развивает О. А. Третьяк, называется маркетингом партнерских отношений. Важнейший тезис этой концепции заключается в том, что самым главным активом предприятия являются не основные фонды (здания, сооружения, станки, машины, механизмы и др.), не товары и товарные марки, патенты, ноу-хау, не человеческие ресурсы с их интеллектуальным потенциалом при безусловной важности каждого из них, а партнерские отношения, ибо в отличие от перечисленных выше хорошие партнерские отношения гарантируют компании и долгий срок жизни, и низкий уровень риска, и возможность увеличения прибыли в долгосрочной перспективе. Исходя из этого под маркетингом партнерских отношений понимается непрерывный процесс совершенствования вместе с клиентами потребительных свойств товаров, создания новых ценностей, а затем совместного получения и справедливого распределения выгоды от такого рода взаимодействия между всеми участниками процесса. По этой концепции получается, что обычный покупатель, потребляющий товар фирмы, может стать ее партнером в части совершенствования данного товара, его развития или создания принципиально нового товара. Кто как не потребитель лучше всего может постичь функциональные характеристики товара, их недостатки, увидеть возможные пути их устранения? Но чтобы потребитель сделал это, фирма должна предложить сотрудничество своим покупателям, которое и превратит их в партнеров фирмы. Безусловно, маркетинг партнерских отношений отнюдь не ограничивается рассмотрением в качестве партнеров только одних обычных покупателей. Категория «партнеры» рассматривается в ней чрезвычайно широко. Партнерами могут стать и транспортно- экспедиторские компании, и поставщики сырья, полуфабрикатов, и различные посредники.

Концепция ориентированного на стоимость маркетинга. Данную концепцию описывает Питер Дойль, по мнению которого, основное предназначение маркетинга сводится к максимизации акционерной стоимости компании и в конечном итоге к увеличению доходов, получаемых ее инвесторами. Это требует применения в обосновании маркетинговых стратегий и оперативных решений финансовых категорий и показателей. Если компания, увеличивая свою акционерную стоимость, начинает выплачивать большие, чем прежде, дивиденды, то будет расти и цена акций, а вместе с тем и авторитет компании среди покупателей, поставщиков, посредников. Другими словами, будут крепнуть и партнерские отношения.

Таким образом, маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена, это производство того, что люди, безусловно, купят, а не попытка продать то, что предприятие способно производить. Маркетинг как концепция управления предприятием, ориентированная на овладение рынком, возник за рубежом, и, следовательно, в ходе экономической реформы необходима его конвертация в структуру российской ментальности и инфраструктуру. Сказать, какая из концепций наиболее эффективна, нельзя, так как применение той или иной из них определяется множеством специфических свойств товаров, рынков их реализации, поведением конкурентов, влиянием ряда внутренних и внешних факторов и т. д. Следует отметить, что в рамках деятельности даже одного предприятия для разных товаров может использоваться разные концепции.

1.2 Маркетинговая деятельность и способы ее совершенствования

Анализ учебной, научной и периодической литературы по проблеме исследования показал, что среди специалистов в сфере маркетинга нет единой точки зрения относительно трактовки понятия «маркетинговая деятельность».

Так, первый подход – деятельностный. По мнению приверженцев подхода, маркетинговая деятельность – это вид управленческой деятельности, которая направлена на достижение стратегических целей организации, ее развитие, увеличение финансовых и стоимостных показателей. Данный подход представляется вполне корректным, однако, стоит отметить, что в нем не указаны следующие положения – маркетинговая деятельность направлена не только на достижение каких-то финансовых показателей. Она позволяет также работать с репутацией компании, улучшая ее.

Второй подход – комплексный. Он трактует сущность маркетинговой деятельности как комплекс определенных мероприятий.

Так, приверженцы второго подхода указывают, что маркетинговая деятельность – это комплекс мероприятий, который направлен на исследование определенных вопросов.

К таким вопросам приверженцы второго подхода относят анализ рынка, анализ поведения и потребностей представителей целевой аудитории, анализ поведения конкурентов, анализ конкурентоспособности продукции и предприятия и т.д.

К мероприятиям, входящим в данный комплекс, также относится:

определение ассортимента продукции или услуг, который удовлетворял бы потребности представителей целевой аудитории и был бы ими востребован;

установление цены на таком уровне, чтобы обеспечить покрытие всех затрат, получение прибыли предприятием, а также чтобы эта цена не отпугивала покупателей;

планирование мероприятий, направленных на привлечение покупателей и стимулирование сбыта и т.д.

Третий подход – концептуальный, обращает внимание на необходимость следования концепции маркетинга. Так, приверженцы этого подхода указывают на то, что главная концепция маркетинга – это предлагать те товары и услуги, которые отвечают запросу потребителей, а не формировать у потребителей запрос на товар или услугу, предлагаемую предприятием, искусственно. Данная концепция утверждает, что товары и услуги, созданные под нужды потребителей, всегда будут пользоваться спросом. В этом случае усилия, предпринимаемые компанией по продвижению товаров и услуг, гораздо ниже, чем усилия, направленные на искусственное формирование потребности.

По мнению приверженцев четвертого подхода, маркетинговая деятельность представляет собой инструмент, позволяющий наладить взаимодействие между компанией и потребителями, вести диалог с ними, узнавать об их потребностях. Этот диалог также может вестись и с представителями общественности, поскольку зачастую на репутацию компании, а значит, и товара, могут оказывать влияние различные общественные организации, СМИ и органы власти.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)