Полтора десятилетия назад вышла книга Ю. У. Фохт-Бабушкина «Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология» (СПб., 2001). В ней рассказывалось о возродившемся в 1950-е годы после двадцатилетнего перерыва научном направлении, изучающем функционирование искусства в обществе, о его судьбе, достижениях и неудачах. Однако ранний этап этой науки освоен плохо, и чтобы успешно двигаться вперед, надо, помимо прочего, хорошо знать прошлое, его достижения и промахи. Без спокойного и многостороннего освоения былого нет будущего. И у любой науки, и у любого общества. В середине 1930-х годов конкретно-социологические исследования попали под запрет по идеологическим соображениям, власть свела их на нет как опасный источник информации о реальных процессах в обществе, декларировавшем коммунистическое строительство. В результате долгого освоения нескольких тысяч единиц периодических изданий и сборников удалось найти немалое число забытых исследовательских материалов, что позволило расширить представление о наработанном российскими социологами в первые десятилетия ХХ века. Выявленный исследовательский материал позволил обозначить четыре основных направления работ тех лет:Особенности социального функционирования в стране различных видов искусстваМесто и роль искусства в повседневной жизни определенных социально-демографических групп населенияХарактеристика публики различных видов искусства: художественной литературы, кино, театра, изобразительного искусства, музыкиМетодические поиски. Этому кругу вопросов и посвящена предлагаемая монография.