banner banner banner
Организация деятельности по обращению с опасными отходами
Организация деятельности по обращению с опасными отходами
Оценить:
 Рейтинг: 0

Организация деятельности по обращению с опасными отходами

Организация деятельности по обращению с опасными отходами
Надежда Лаврова

Рассмотрено право собственности на отходы, изложены методы расчета нормативов образования отходов, рассмотрен процесс инвентаризации и разработки ПНООЛР, описан порядок заполнения раздела «Отходы» в ДВОС, представлен расчет платы, описан порядок оформления отчетности, рассмотрена процедура лицензирования, дана инструкция по заполнению отчета по программе ПЭК через личный кабинет, рассмотрены вопросы обращения с коммунальными отходами, организации сбора и временного накопления опасных отходов.

Организация деятельности по обращению с опасными отходами

Составитель Надежда Лаврова

Фотограф https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-srqnj/download

© https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-srqnj/download, фотографии, 2024

ISBN 978-5-0062-9198-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

Тема 1.1 Федеральное законодательство в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в РФ

Основная задача природоохранного законодательства – это законодательно установленное регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Объектами природоохранного законодательства являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, атмосферный воздух, памятники природы, особо охраняемые территории и др.

Вершиной системы природоохранного законодательства Российской Федерации является Конституция РФ, в которой декларируется право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причиненного ему загрязнением, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ. Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указано, что земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Качество окружающей среды обеспечивается экологической безопасностью производства, нацеленной на снижение техногенного воздействия на природу и минимизацию экологических рисков. Прежде всего, это происходит за счет экологически и экономически рационального управления природоохранными и ресурсосберегающими сторонами деятельности предприятий и организаций. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются.

В 2012 году Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющие долгосрочную стратегию экологизации экономического развития страны.

В данном документе представлены основные механизмы обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, в числе которых:

– предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

– внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

– создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

– поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

– установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

– обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г.№176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» оценка состояния экологической безопасности осуществляется с использованием следующих основных индикаторов (показателей):

– объем образованных отходов I, II, III, IV, V, класса опасности на единицу валового внутреннего продукта в отдельности по каждому классу опасности;

– доля утилизированных и обезвреженных отходов I, класса опасности в общем объеме образованных отходов I класса опасности;

– доля утилизированных и обезвреженных отходов II класса опасности в общем объеме образованных отходов II класса опасности;

– доля утилизированных и обезвреженных отходов III класса опасности в общем объеме образованных отходов III класса опасности;

– доля утилизированных и обезвреженных отходов IV класса опасности в общем объеме образованных отходов IV класса опасности;

– доля утилизированных и обезвреженных отходов V класса опасности в общем объеме образованных отходов V класса опасности;

– доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов (в том числе объектов размещения отходов).

Таким образом, видно, что из 20 основных индикаторов состояния экологической безопасности 11 индикаторов связано с обращением с отходами, поэтому обращение с отходами приобретает особое значение для реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.

Экологическая безопасность должна быть обеспечена на всех стадиях жизненного цикла объектов и этапах технологического цикла отходов в процессе:

– проведения исследований и обосновании разработки;

– разработки;

– производства;

– транспортирования;

– эксплуатации (включая применение и хранение);

– капитального ремонта (только для объектов, подлежащих капитальному ремонту);

– ликвидации (с утилизацией инертных частей и удалением опасных частей).

Соблюдение экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления неразрывно связано с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, которыми являются:

– охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

– научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

– использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

– комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

– использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

– доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

– участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

– уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;