Книга известного петербургского драматурга и прозаика Бориса Голлера, автора пьес и прозы о событиях и людях декабря 1825-го, о Грибоедове, Пушкине, Лермонтове, демонстрирует нам как бы другую ветвь творчества автора «Ста братьев Бестужевых», «Венка Грибоедову», романа «Возвращение в Михайловское» и др. Эта ветвь – эссеистика, посвященная, в основном, литературе той же эпохи и главным произведениям ее. Центр книги – трилогия, включающая в себя «опыты драматических изучений» (как автор, следуя пушкинскому термину, называет сам жанр своих работ) – о «Горе от ума», «Евгении Онегине», «Герое нашего времени». Третья часть трилогии – «Лермонтов и Пушкин», состоит из двух фактически самостоятельных частей, вторая из которых посвящена двум дуэлям – Пушкина и Лермонтова – и существующей, по мнению автора, трагической, а в чем-то мистической связи между ними. Открывает книгу повесть «Петербургские флейты». Это была первая проза автора (1983 г.), она составляла третью, прозаическую часть трилогии о семье Бестужевых (вполне самостоятельную) и увидела свет в Пушкинском номере журнала «Звезда» в 1999 году. В книгу включены также два эссе: «Послание от Феллини» и «Парадокс об авторе и театре», обращенные к проблемам кино и театра XX века и, отдельно, драмы как рода литературы в современном театре.