banner banner banner
Сборник сочинений ЕГЭ по литературе
Сборник сочинений ЕГЭ по литературе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сборник сочинений ЕГЭ по литературе


Свобода, воспринимаемая как личная независимость, в равной мере оказалась необходимой и самому Пушкину, и дворянину Гриневу, и Пугачеву, и народу.

Определяющим в человеке становилось не социальное, политическое, а личностно-психологическое. Именно то, что в основе поведения людей, по Пушкину, лежат интересы, позволяющие объединить всех – дворян и крепостных, без различия идейно-интеллектуального уровня, степени свободолюбия. Поэтому, в одиночестве размышляя каждый о своем, Гринев и Пугачев – в одной кибитке:

«– Какова калмыцкая сказка?

– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления…»

О чем думали? О чем размышляли?

Голова моя, головушка…

Как одинок бывает русский человек в своем неведении будущего! Трагедия его духовного одиночества в том, что, по словам философа Федорова, нацелен русский в будущее и живет им, поэтому настоящее представляется ему «тщетным», как писал Чаадаев. Да, «прошлое Руси темно, настоящее тщетно, а будущего у нее нет»…

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости…

Уникальность пушкинского текста в том, что автор нигде не говорит открыто об одиночестве «русской головушки», но так пронзительно звучит эта тема и в старинной народной песне, и в откровенных раздумьях Гринева, и в зорком, понимающем взгляде из-под бровей Пугачева!

Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую…

«Перекладинка кленовая» уготовлена и Гриневу, и Пугачеву. Вот над чем думают герои, когда едут в кибитке: о безмерном одиночестве русского человека в пространстве степи, в неизвестности и безликости истории…

Еще петельку шелковую. Гринев, потомственный дворянин, одинок и беззащитен в своей судьбе и раздумьях, потому что у пугачевцев он на подозрении как заступник за Машу,

дочь их врага, повешенного капитана Миронова, у правительства – как друг Пугачева.

Для русского дворянина и офицера XVIII века Петр Гринев совершает преступление: он выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю. Однако в стане восставших действуют свои законы. Пугачевцы равнодушны к человеческой трагедии юного офицера, хотят расправиться с ним.

Гринев арестован, приведен на суд. Судьи видят в нем не человека, а политического преступника, связанного с бунтовщиками. Молодой дворянин совершенно одинок: даже родной отец называет его «ошельмованным изменником». Трагизм одиночеству придают ожидаемая позорная казнь,

бесчестие за измену дворянскому званию, этике. В этом отношении прав великий Пушкин, утверждающий, что человеческим судьбам, соприкасающимся с бесчеловечными законами политической системы государства, грозит смертельная опасность. Что спасет Гринева? «Честь смолоду» – внутренняя уверенность в своей человеческой правоте. Спасти юных героев – Петра Гринева, Машу Миронову, может лишь человечность, добрый человек, поступающий не так, как велят ему политические соображения, а внутреннее чувство.

Пугачев развеселился: «Долг платежом красен, – сказал он, мигая и прищуриваясь./…/

– Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! – О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

– Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

Пугачев, разбойник, самозванец, душегуб, спасает Гринева, Машу Миронову, помогает Савельичу, становясь «отцом родным».

– Что ж? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

В милости своей он едва ли не одинок, непоследователен, потому что отступает от принципов, которые считает справедливыми его окружение.

Отступление от установленных законов и есть проявление человечности: преодоление себя вопреки стереотипам эпохи. Для Пушкина важно противопоставить «жестокому веку» гуманность, человеческое достоинство, «честь смолоду». Истинная гуманность, прогрессивность исторического лица измеряется степенью его человечности. Пугачев не только «разбойник», но и глубоко состадающий другим, переживающий человек. Он отважен, но «игрушка» в руках «енералов», которые вскоре предадут своего «государя».

Пугачев это знает – и в этом трагедия и одиночество его личности.

Пушкин видит роковую неизбежность исторического хода событий и одиночества человека в «буране» времени:

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь /…/. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне…

«История души человеческой» Печорина – героя 1830-х годов XIX века.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», – так определяет автор свою главную задачу в «Предисловии к журналу Печорина».

Исключительным вниманием к внутреннему миру человека Лермонтов как бы выражает протест против официальной политики нивелирования личности, нравственного отупления ее. Кроме того, активность человека могла проявляться лишь в сфере духовной жизни в то страшное время.

Судьба Печорина – это судьба и трагедия поколения: 1830-х годов. Трагизм положения передовой дворянской интеллигенции, обреченной в эпоху николаевской реакции на бессмысленное существование, – главная проблема романа. В характере Печорина нашло отражение основное противоречие эпохи: стремление лучших людей сохранить свою индивидуальность, критически переоценить общественные идеалы и свои собственные взгляды, стремление к активной творческой деятельности и, с

другой стороны, невозможность в эпоху реакции осуществления всего этого. В результате судьба лучших людей была обречена на бездеятельность разочарование, бесцельное существование приводили к нравственному опустошению личности.

Главное противоречие характере Печорина – это противоречие между глубиной его натуры и ничтожностью его поступков.

Печорин – дворянин-аристократ, он, как можно предположить, находится в противоречии с обществом. Герцен писал, что «не домогаться ничего, беречь свою независимости не искать места – все это, при деспотическом режиме, называется быть в опозиции» (Литературное наследие 2005, с.88). И мы не увидим Печорина на общественном поприще, добивающегося чинов и карьеры, славы. Этим отчасти объясняется и то, что активность repoя сводится к «действию пустому». Печорин вступил в жизнь, когда новые идеалы, отвечающие задачам исторического раз вития, еще не сложились.

Белинский охарактеризовал его как «человека с сильной волей, отважного, не бледнеющей никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без всякой цели» (Белинский 2000,54).

В первой части повести «Бэла» о Печорине мы узнаем из простого человека, штабс-капитана Максима Максимыча: «Славный был малый… только немножко странен». Максим Максимыч уловил главную особенность характера Печорина – его противоречивость, но не мог понять и объяснить: с одной стороны, Печорин смел, не боится ни дикого зверя, ни мести горцев, ни начальства, с другой стороны, он может испугаться стука хлопающей двери, может плакать, как ребенок. Печорин умеет разбираться в людях, понимает их, но, несмотря на ум, проницательность, образованность, играет судьбами Бэлы, Азамата, Казбича, чтобы развеять скуку. Это, безусловно, есть проявление эгоизма героя.

Во второй повести «Максим Максимыч» Печорина встречает

повествователь, близкий по уровню знаний, образование к герою человек, и дает ему более глубокую характеристику, рисует психологический портрет, в котором опять подчеркивается странность и противоречивость натуры

героя («крепкое телосложение» и «удивительная худоба его бледных пальцев»; «походка была небрежна и ленива»; «когда он опустился на скамью… положение его тела изобразило какую-то нервическую слабость», по лицу ему можно было дать и двадцать и тридцать лет).

Главное в портрете – глаза: «Они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», – делает вывод повествователь.

Так кто же Печорин – злодей или глубоко несчастный человек?

Ответ читатель находит в трех следующих повестях, объединенных под одной обложкой «Журнал Печорина». В нем герой сам рассказывает о себе и своей жизни. Если выстроить повествование в хронологической последовательности, то станут понятными жажда деятельности Печорина, его интерес к жизни и людям, влечение к опасностям в повести «Тамань». О Печорине нельзя сказать категорически: положительный он или отрицательный. Натура его противоречива: есть в нем сила и слабость, эгоизм и благородство, ум и ничтожные поступки. На фоне «водяного общества», с его ничтожностью интересов, корыстными расчетами, интригами Печорин выступает как благородный, глубоко страдающий от одиночества человек (один доктор Вернер может говорить с ним на равных). Особенно разителен контраст между Печориным и Грушницким, человеком беспринципным, недалеким, играющим роль «разочарованного героя».

Постепенно интерес к загадочной, «не испорченной цивилизацией жизни Кавказа пропадает у Печорина. В «Бэле разочарование в любви к «дикарке». В «Фаталисте» – апатия героя усиливается, а в «Максим Максимыче» у героя пропадает интерес не только к окружающему его миру и людям, но и к собственной своей жизни (сцена прощания с Максим Максимычем).

Ранее, разрушив жизнь контрабандистов, он говорит о полном равнодушии к жизни, в его словах – тоска и печаль от сознания того, на что идут богатые силы его натуры, – лишь на то, чтобы приносить несчастья окружающим.

Виноват ли Печорин в том, что растерял «необъятные силы своей души»? Да, виноват! Сам герой сознает свою вину: «Но я не угадал своего назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я

вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

Автор осуждает героя за то, что тот не сумел в трудное время остаться достойным преемником предшественников – декабристов (в отличие от доктора Вернера, сумевшего найти цель в жизни). Мысль о том, что судьба человека во многом зависит от него самого, подтверждает заключительная повесть романа « Фаталист»: как бы ни складывались жизненные обстоятельства человек, если он хочет оставаться личностью, должен и преодолевать. Вина Печорина перед самим собой – еще одна сторона трагедии «лишнего человека».

Тема дружбы в романах И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»