Книга Двести второй. Сука-Война - читать онлайн бесплатно, автор Савелий Громов . Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Двести второй. Сука-Война
Двести второй. Сука-Война
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Двести второй. Сука-Война

Быт в пионерских лагерях был самый простой, как говорится без изысков. В уличных умывальниках, была только холодная вода, как и в душевых кабинках, которые стояли на берегу реки. Естественные надобности пионеры справляли в деревянных туалетах типа «сортир», которые располагались строго на север, порядка 50 метров и отмечались на плане буквами «Мэ» и «Жо». Внутри был подиум на 12 очков, по шесть очков с мужской и женской стороны. Не знаю как в других пионерских лагерях, но в нашем лагере туалеты изнутри были плотно оклеены вырезками из газет, которые в советское время заменяли туалетную бумагу.

Это были заголовки статей, которые звучали как лозунги и призывы, которых в советских газетах того времени было с избытком.

Вот пионеры и клеили эти лозунги на стенки туалета пока сидели на очке в классической позе «орла» соревнуясь друг с другом в остроумии.

Дело в том, что многие советские лозунги и заголовки статей, размещенные на деревянных стенках деревянного сортира, приобретали новый смысловой окрас и воспринимались уже по-другому, с каким-то детским, слегка диссидентским юмором. Судите сами:

Комсомольцы, если делать – так по-большому!

Сегодня рекорд – завтра норма!

Прекрасны плоды ваши, товарищи!

А ты выполнил план?

Держать высокое напряжение!

Крепнет напор!

Идет чугун!

Накал классовых боев!

Каждая вахта ударная, когда рядом наставник!

Не остановимся на достигнутом!

Справился сама, помоги товарищу!

Твердую позицию заняли товарищи!

Чемпионы на пьедестале!

Наш ответ американцам!

Примечание; Заголовки статей взяты из подшивки советских газет за 1975 год.

Что значили лозунги в жизни советских людей в то время, очень точно отражает народный анекдот тех времен:

Ученые вычислили, что через ТРИ ДНЯ наша планеты будет уничтожена огромным метеоритом. Информация о гибели земли стала достоянием мировой общественности. По телевизору показывают последствия утечки информации о грядущем апокалипсисе.

Америка: массовые самоубийства, погромы, грабежи разгул преступности, в кадрах горят машины, супермаркеты и общественные здания. Одним словом хаос и бедлам.

Показывают Советский Союз: все улицы городов заполнены колоннами людей в праздничных одеждах повсюду митинги и демонстрации трудящихся. Люди идут с радостными лицами, в руках у них цветы и транспаранты. Камера выхватывает крупным планом один из транспарантов в руках людей идущих в колонне демонстрантов.

На кумаче крупным белыми буквами надпись – «ПЯТИЛЕТКУ – ЗА ТРИ ДНЯ!»

Присматривали за пионерами в лагере вожатые и воспитатели, которых набирали из студентов и учителей. Каждый отряд на общем собрании выбирал себе название.

Как правило, это было гордое название: «Альтаир», «Бригантина», «Андромеда», «Алые паруса» и так далее.

Названия отряда выкладывали еловыми и сосновыми шишками на выравненной граблями песочной площадке рядом с крыльцом спального корпуса. Кроме названия, пионеры придумывали девиз отряда, например девиз отряда Андромеда звучал так:

«Сквозь вечность и время летим мы вперед. Мы все – Андромеда, победа нас ждет!»

Девиз отряд «Алые паруса»:

«Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса!»

Отряд «Бригантина» – девиз:

«Друг за друга мы горой, Таков обычай наш морской. Каждое утро улыбкой встречай, Если товарищ в беде – выручай!»

Так же мы сочиняли и разучивали свои «отрядные речевки», или как мы их тогда называли – «кричалки». Отряды пионеров шли строем в столовую, по центральной аллее пионерского лагеря, которая называлась: «Аллея пионеров героев».

В каждом пионерском лагере была такая аллея. Вдоль аллеи стояли стенды с изображениями пионеров героев и описанием их подвигов. Проходя мимо стендов, отряды пионеров прилежно маршировали, вразнобой топая по грунтовой дорожке сосновой аллеи в своих сине-красных кедах и кожаных сандалях фабрики «Скороход» громко горланя свои простенькие речевки, стараясь перекричать другие отряды, идущее в этой веселой беззаботной и шумной колонне детей «Страны Советов».

 Раз-два!

 Три-четыре!

 Три-четыре!

 Раз-два!

 Кто шагает дружно в ряд?

 Пионерский наш отряд!

 Кто устал?

 Не уставать!

 Кто отстал?

 Не отставать!

 Настроение на пять!

 Кто впереди?

 Мы впереди, с барабаном на груди!

–А, кто сейчас помнит этих героических мальчишек и девчонок с «Аллеи пионеров героев»?

–Кто знает и помнит об их подвигах?

Сейчас их сменили герои манго и аниме, а детские сказки современным мальчишкам и девчонкам заменили глюки от синтетических спайсов.


В пионерлагере была свободная форма одежды, пионерский галстук надевали только на линейку или пионерский костер Почетной должностью в пионерском лагере всегда была должность – горниста. Горнисты трубили: подъем, сбор на линейку отбой, призыв на завтрак, обед и ужин.

Подъем – «Вставай, вставай, штанишки надевай!».

Призыв в столовую по ритму был похож на речевку «Бери ложку, бери хлеб и садимся за обед!» (Та-та-Та-та та-та-та. Та-та-Та-та та-та-та).

Жизнь в пионерских лагерях выстраивалась строго по расписанию. Утром ровно в восемь часов звучал горн и всех детей выгоняли на «Утреннюю зарядку».

Зарядку ребята, как правило, не любили. Ну не хотели советские пионеры раздвигать ноги на ширину плеч, поднимать руки на уровень груди и делать махи этими самыми руками под счет:

–Раз – Два!

–Три – Четыре!

–Три – Четыре!

–Раз – Два!

«Утренняя зарядка» всегда проходила под аккомпанемент лагерного гармонист, баянист и аккордеониста, в одном лице, которого, как правило, звали дядя Паша или дядя Саша.

Не знаю почему, но все лагерные баянисты-аккордеонисты внешне были всегда похожи на персонажа советского мультфильма «Тайна третьей планеты» по кличке Весельчак. Тот же дядя Паша был всегда веселым и улыбчивым дядькой, который никогда не расставался со своим любимым инструментом, как кентавр с копытами. У него было большое, круглое лицо с мясистым носом и с тем добродушным выражением в прищуренных веселых глазах, какое свойственно простым и добросердечным людям.

От него за километр разило ядреной смесью дешевого крепкого табака и лошадиной дозой тройного одеколона.


После зарядки дети шли умываться, чистить зубы и выдвигались строем на «утреннюю линейку», которая проходила на плацу, где и находился флагшток с красным флагом.

На линейке отряды пионеров строились на плацу буквой «П». Флагшток всегда устраивался у задней стенки трибуны.

Церемония подъема флага исполнялась следующим образом, следовала команда:

–Дружина, равняйсь!

–Смирно!

–Флаг поднять!

Подъем флага сопровождался барабанной дробью и пионерским салютом. Отдавая салют, пионеры поднимают согнутую в локте правую руку перед собой, так, что рука оказывается чуть выше головы.

Подъем флага доверяли только отличившимся пионерам. Как правило, чести поднятия флаг удостаивались  два человека из дежурного отряда особо отличившиеся во время дежурства. С «Лагерной линейки» ребята строем, поотрядно шли на завтрак.

После завтрака начиналась уборка территории, затем подготовка или участие в конкурсах, смотрах, спортивных мероприятиях, водные процедуры (посещение пляжа), обед, тихий час, полдник, свободное время, ужин.

После ужина начинались танцы в клубе или организовывался пионерский костер, рассевшись вокруг которого ребята пели песни под аккомпанемент одной или нескольких стареньких шестиструнных гитар. Чаще всего в шестиструнные гитары переделывались из из семиструнных гитар.

В конце лагерной смены организовывали – «Большой прощальный пионерский костер». Костер был всегда действительно большим – до трех метров высотой. Дети пели гимн пионеров СССР:

Взвейтесь кострами, Синие ночи!

Мы, пионеры, – Дети рабочих.

Близится время светлых годов,

Клич пионера: Всегда будь готов!


Дети пели пионерские и переделанные отрядные песни, прощались с лагерными друзьями и подругами. Искренне грустили и даже плакали из-за предстоящего расставания.

Кроме пионерских песен в пионерских лагерях часто пели дворовые песни под гитару. Это особый вид советского фольклорного творчества, когда песни исполнялись под аккомпанемент двух гитар, получалось очень красиво. Мальчишки пели песни грустными, дрожащими от накатывающих слез, подростковыми, ломающимися голосами.

Девчонки прямо млели от таких песен, в воздухе появлялся аромат романтики и первой чистой детской любви.

Среди самых популярных песен:

Песня «Иволга»:

Помню, помню, мальчик я босой

В лодке колыхался над волнами,

Девушка с распущенной косой

Мои губы трогала губами.


Иволга поет над родником,

Иволга в малиннике тоскует.

Отчего родился босяком,

Кто и как мне это растолкует?


Песня «Не надо»:

Мы гуляли с тобой, мы бродили с тобой

По аллеям тенистого сада.

Я пытался прижаться к груди молодой,

Ты шептала: Не надо, не надо....


Песня «Тополя»:

Тополя, тополя все в пуху

Потерял я любовь не найду

Потерял я любовь и девчонку свою

Вы постойте, а я поищу…


Песня «Судили парня молодого»:

Среди бушующей толпы,

Судили парня молодого,

Он сам собою был красив,

Но в жизни сделал много злого.


Девчонки, слушая песни, шмыгали носиками, украдкой вытирая свои слезы, сопереживая персонажам этих песен. Лица мальчишек сидящих вокруг костра становились серьезными, как будто в этих песнях рассказывали про их тяжелую жизнь и выпавшие на их долю мучительные страдания. Каждый второй из них сидел с таким выражением лица, как будто хотел сказать: «Не плачьте девчонки! Не буду скрывать – это все про меня! Не надо меня жалеть! Ну, было и было! Как говориться: судьба – злодейка, а жизнь – копейка!»

Или как споет позднее, году так в 2000 товарищ Бон ДЖови: «Итс май лайф»!

It's my life

Это моя жизнь

I ain't gonna live forever

Я не собираюсь жить вечно

I just want to live while I'm alive

Я просто хочу жить, пока я жив.

(«It’s My Life» – сингл группы Bon Jovi из альбома «Crush»)

Была еще одна песня, которая исполнялась на таких посиделках у костра обязательно и слушая которую девчонки плакали, уже не стесняясь своих наивных, но таких искренних детских слез.

Песня называется «Лошади в океане»:

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далеко от земли.


Люди сели в лодки, в шлюпки сели.

Лошади поплыли просто так.

Как же быть и что же делать, если

Нету мест на лодках и плотах?


Плыл по океану рыжий остров.

В море, в синем, остров плыл гнедой.

Им сперва казалось – плавать просто,

Океан казался им рекой.


Но не видно той реки конца и края.

На исходе лошадиных сил

Лошади заржали, возражая

Тем, кто в океане их топил.


Стихотворение «Лошади в океане» Борис Слуцкий написал в 1951 году, после того как один из его друзей рассказал ему реальную историю об американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике. Слуцкий так проникся этой историй, что тут же взял ручку и за несколько минут написал на тетрадном листе это стихотворение. Если бы Борис услышал рассказ о «Конских широтах» мирового океана, которые находятся между 30—35° градусом северной и южной широты, возможно тогда стихотворение «Лошади в океане» было бы написано им еще раньше.

Во времена парусного мореплавания штили вызывали длительные задержки судов в пути именно на этих широтах. Длительные задержки приводили к нехватке пресной воды на кораблях и приходилось выбрасывать за борт несчастных животных, лошадей, которых везли на кораблях из Европы в Новый Свет, происходило это довольно часто. Отсюда и произошло название – «Конские широты».


Одним из веселых детских развлечений в пионерском лагере были бои подушками во время тихого часа. Был еще один детский прикол, когда пацаны по очереди пердели в подушку, особого вредного вожатого, а так как подушки в то время были перьевые, то запахи они впитывали, как губка воду. И когда вожатый ложился головой на подушку, его окутывало облако зловонного запаха.

По ночам пионеры из одного отряда тихонько пробирались в другой отряд, чтобы вымазать спящих соседей зубной пастой, девчонки пробирались в спальню мальчишек и наоборот. Особым шиком считалось выдавить зубную пасту в правую руку спящего, а потом травинкой или перышком пощекотать его лицо. Спящий ударяет себя по лицу рукой с пастой, пытаясь убить назойливого комара и сам же размазывает зубную пасту по своему лицу.

Жути и романтики в пионерских лагерях добавляла традиция рассказывать по ночам страшные истории про: «Гроб на колесиках», «Черную руку», «Красные перчатки», «Черное пятно» и т.д.

Некоторые особо бесстрашные пионеры отваживались на отчаянный поступок – вызов «Пиковой дамы» или духа известного человека, умершего не своей смертью, например Сергея Есенина или Александра Сергеевича Пушкина.

И однажды, когда девочки третьего отряды вызывали дух Александра Сергеевича Пушкина – это сработало!

Вызывали они дух Пушкина через форточку. Необходимо было трижды крикнуть в открытую настежь форточку: «Дух Александра Сергеевича Пушкина, приди к нам!».

В это время остальные девочки сидели вокруг небольшого круглого столика. В тусклом свете свечи и держали свои дрожащие пальчики над закопченным изнутри пламенем свечи чайным блюдцем, на котором была нарисована стрелка. Само блюдце лежало передними на листе ватмана с начертанными на нем по кругу печатными буквами алфавита. В центре листа было всего два словами – ДА и НЕТ.

А в это время с вечерним обходом пионерского лагеря шел вожатый, дежуривший по лагерю. Увидев приглушенный свет в окнах третьего отряда, он подошел к двери. постучал в нее кулаком и зевающим голосом, больше похожим на «загробный» произнес:

– Немедленно погасите свет!

Самая смелая девочка из компании малолетних пионерок-гадалок, дрожащим голосом спросила:

– А кто это?

На что разозлившийся от такой наглости вожатый прорычал хриплым голосом:

– Кто, кто, Пушкин!

Наутро девочки третьего отряда дружно сушили мокрые простыни.

Примечание: У вожатого и, в самом деле, была фамилия Пушкин, только звали его не Александр, а Андрей.

Главными же событиями лагерной смены были, пожалуй: игра «Зарница» и «День Нептуна».

«Зарница» – это военно-патриотическая игра, в ходе которой пионеры делились на две команды, например белые и красные или синие и зеленые. Пришивали погоны, соответствующего цвета на футболку, которые, если их срывал противник, выводили бойца из игры. Дети бегали по лесу и искали спрятанное знамя противника, а так же пытались обезвредить бойцов из отряда противника.

Мы применяли проверенную тактику – ловли на живца. Ребята прятались за деревьями, а самый быстроногий из нас заманивал бойцов противника в ловушку.

Наш быстроногий «Живчик», убегая от преследователя, специально пробегал максимально близко к дереву, где скрывался кто-нибудь из наших бойцов. Противник пробегал мимо дерева, из-за которого высовывалась рука и дальше боец противника бежал уже без погона, иногда даже не замечая этого.


«День Нептуна» – это, пожалуй, самый веселый и самый мокрый праздник в летнем Пионерском лагере. Советский Нептун не был похож на гламурного диснеевского персонажа мультсериала «Русалочка».

Наш Нептун – это лагерный физкультурник в морской тельняшке. С помощью бороды из лыкового мочало и обрывков старых рыбацких сетей превращенный в грозного владыку морей и океанов. В руках он держал свой символ силы и власти над морем – трезубец Нептуна, вырезанный лобзиком из куска толстой фанеры.

Примечание: В СССР мочалку, изготовленную из внутреннего слоя коры липы, она же Лыковое мочало, использовали повсеместно: и в санаториях, и пионерских лагерях, и общественных банях. Как говорил легендарный товарищ Саахов из фильма «Кавказская пленница»: «Кавказ – это и всесоюзная кузница, и здравница, и житница!». Так вот Лыковое мочало и пользовали во всех этих – «кузница, и здравница, и житница», не только потому что оно было чрезвычайно дешевым, но и потому что липовое лыко после распаривания становится мягким и шелковистым, прекрасно очищает кожу и массирует ее, так как поверхность лыка покрыта мелкими ворсинками. И вообще распаренное лыко обильно выделяет фитонциды, отчего лыковая мочалка оказывает на кожу антисептическое и противовоспалительное действие.


Самые красивые девушки вожатые пионерского лагеря в день Нептуна превращались в прекрасных русалок, часть пионеров в водяных чертей и все они составляли свиту Нептуна.

Водяным и правой рукой Нептуна был всегда завхоз дядя Жора, ему можно было и не гримироваться. Дядя Жора был худой, но его круглый пивной живот, водянистые глаза и усы как у кота Базилио целиком соответствовали образу водяного, а узкие треники с вытянутыми коленками и резиновые ласты сполна дополняли этот колоритный образ, делая его одним из самых ярких и неподражаемых персонажей данного праздника.

В свиту Нептуна входили так же пираты и пиратки, не знаю почему, но это всегда были повара и работники столовой. Наряды у пиратов не поражали своим разнообразием, как правило, это были усы или борода изготовленные из того же мочало, тельняшки, резиновые сапоги, повязка на один глаз и бандана из цветастого женского платка, солдатский или офицерский ремень за которой была засунута выпиленная из фанеры кривая турецкая сабля.

Зато эта разношерстная скоморошная публика на детском празднике веселилась больше всех. Пираты все время пытались незаметно пощупать красивых русалок, а те, пытаясь соблюсти приличия перед школьниками, отбивались от домогательств пиратов как могли.

Команда водяных чертей в свите Нептуна была самой многочисленной и самой шумной массовкой, так как состояла из пионеров младших отрядов. Их наряд состоял из черных сатиновых трусов, к которым был пришит кусок пеньковой веревки, заменявший юным чертям хвост. Их тела и лица были густо вымазаны черной ваксой. Плавясь на летнем жарком солнце, вакса придавал коже чертей блеск хорошо начищенных хромовых сапог. На голове у них были рожки, вырезанные из картона и покрашенные черной гуашью. От этой банды малолетних пионеров-чертей безбожно несло ваксой, как от гуталиновой фабрики, на которой как позднее выяснилось, работал дядя кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Примечание: Вакса – черный густой состав из сажи, сала и воска для чистки и придания блеска кожаной обуви

Всех кто за лагерную смену провинился, и попал в «черный список» Нептуна, ждало неминуемое наказание. Черти и пираты, услышав фамилию или должность очередной жертвы из списка Нептуна, выхватывали его или ее из толпы встречающих Владыку морей, тащили к реке и бросали в воду прямо в одежде.

Однажды, даже начальник лагеря полетел в воду, несмотря на угрозы и нешуточное сопротивление.

В список Нептуна попадали не только пионеры, но и вожатые и медицинский и обслуживающий персонал.

Лагерная медичка специально надевала на «День Нептуна» белоснежный накрахмаленный медицинский халат, прямо на голое тело. Видимо, чтобы доставить всем невольным зрителям больше удовольствия.

И когда она выходила из воды, встряхивая свои длинные огненно-рыжие волосы в мокром облегающем ее стройную фигурку халате, ей любовалась вся мужская половина нашего пионерского лагеря. А желающих попасть к ней на прием с синяками, незначительными царапинами и не существующими болезнями резко увеличивалось.

На празднике мы отгадывали загадки и шарады, за что получали шоколадные конфеты и батончики от Нептуна. Пионеры с удовольствием участвовали в спортивных и интеллектуальных конкурсах, а так же в творческих и конкурсах «живых картин».

На этом празднике было действительно весело и смешно, иногда прямо до слез. Заканчивался праздник вечером танцами и песнями под гитару у костра. Притом танцы в нашем пионерском лагере были довольно своеобразные. Они не были похожи на классическое топтание на месте в обнимку по под песню «Зачем топтать мою любовь». Шучу конечно, песня с таким названием группы «Смысловые галлюцинации» появиться значительно позднее, но возможно слова этой песни как раз о таком стиле танца. В нашем Пионерлагере парные танцы выглядели так: Парень клал девушке вытянутые руки на талию девушки, а девушка клала свои вытянутые руки сверху на плечи парня. Движения ног партнеров были синхронными шаг в сторону по кругу с носка на пятку. Пятка правой ноги с носка опускалась на пол, а левая нога поднималась на носок. Сексуальности таким танцам добавляли короткие юбки по моде того времени, движение бедер в такт музыке, при которых эти коротенькие юбки поднимались еще выше обнажая стройные загорелые ноги симпатичных девчонок тем самым будоража воображение юных мальчишек, смотрящих на них влюбленными глазами.

В Советские годы главный критерий качества летнего отдыха в пионерском лагере была среднедушевая прибавка в весе. Дети в пионерский лагерь ехали поправляться. Детей взвешивали вначале и в конце лагерной смены и приростом в весе отчитывались перед вышестоящими инстанциями.

Еще 1924 году замнаркома здравоохранения Зиновий Петрович Соловьев выдвинул концепцию летнего отдыха советских детей: «Вся жизнь и отдых в пионерском лагере должны быть построены так, чтобы способствовать оздоровлению детей».

Был создан новый тип лагеря-санатория, главной задачей которого было вернуть домой здорового и крепкого ребенка. Медицинские обследования, строгий распорядок дня, зарядка, солнечные и воздушные ванны, спортивные игры, купание, тихий час, а самое главное – усиленное питание!

Для полуголодных детей молодой советской страны это было лучшим подарком от советской власти. Среднедушевая прибавка в весе была особенно актуальным показателем и после Великой Отечественной войны для детей переживших эту тяжелую войну. А вот в сытые 1960-е измерение прироста веса детей уже стало предметом веселых шуток. Вспомните восторженные слова товарища Дынина, героя кинокомедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» и его слова: «Общий вес отряда – 865 килограмм. Этак они к концу смены за тонну перевалят! Вот это питание!».

К концу 1980-х в СССР насчитывалось более 40 тысяч пионерских лагерей (не считая школьные лагеря дневного пребывания).

В 1990-е годы после развала СССР в России и других постсоветских республиках началось массовое закрытие пионерских лагерей. Заводы и предприятия сбрасывали с баланса ставшую ненужной в новых рыночных условиях собственность.

В моей жизни и моем сердце огромное место занимает время, проведенное в пионерском лагере. Думаю, что найдется немало людей, которым повезло так же, как и мне родится в самой великой стране – СССР, и чье детство было такое же счастливым и беззаботным. Такого счастливого детства, к сожалению, не будет уже не у наших детей не у наших внуков, хоть с ног до головы обвешай их крутыми гаджетами и модными шмотками.

У нас в области Пионерские лагеря были выстроены в живописном месте близь поселка Боровица Слободского района на берегу небольшой, но чистой реки Быстрица в светлом и чистом сосновом бору.

Располагались они рядом друг с другом, отделял один лагерь от другого забор, в котором, как водится всегда, было много скрытых и явных проходов. Стоило отодвинуть нужную доску, в приметном месте и ты оказывался на территории соседнего пионерского лагеря. Между лагерями всегда устраивались соревнования по футболу и легкой атлетике. Пацанов из соседних лагерей мы знали, так как жили с ними на соседних улицах или даже в одном дворе. Просто родители наши работали на разных предприятиях нашего родного города и все мы попадали в разные Пионерские лагеря, так сказать, по ведомственной принадлежности.

Но это не мешало нам общаться и в лагерях и ни какие заборы и ограничения со стороны взрослых не могли нам в этом помешать.

Пятого июля 1976 года нам с ребятами из пионерского лагеря «Салют», запомнился на всю жизнь. В этот день мы прыгали высокого берега в песок, часть берега обвалилась и на песок вывалился развалившийся деревянный ящик, из которого золотым дождем посыпались царские червонцы и завернутые в кожу драгоценности: золотые часы, серебряный столовый сервиз, золотые цепочки, кольца, перстни с бриллиантами и женские золотые украшения с камнями. Общий вес найденного клада составил больше трех пудов, а точнее почти 53 килограмма.