Книга Коричневая тетрадь - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Буглак
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Коричневая тетрадь
Коричневая тетрадь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Коричневая тетрадь

Татьяна Буглак

Коричневая тетрадь

Моим родителям.

Памяти Виктора Хары.

Пролог

Солнечное весеннее утро – чудесное время. Особенно когда позади долгая нудная зима и ещё более выматывающая затяжная и холодная весна. Наконец потеплело, вовсю засветило солнце. Люди, зная, что скоро опять может похолодать, спешили достать из шкафов ветровки и лёгкую обувь. И радовались зелёной дымке на голых ещё деревьях.

Такое утро радовало даже ребят, вынужденных идти в надоевшую за учебный год школу и готовиться к контрольным и экзаменам. Контрольные пройдут, а за ними придёт лето – время свободы, приключений и чего-то неизвестного, но обязательно хорошего.

Спешащие на работу люди с доброй улыбкой провожали взглядами стройную темноволосую девочку, почти девушку в распахнутом коротком плащике и с простым брезентовым рюкзачком на плече. Среднего роста, худенькая и скромно одетая, она привлекала внимание не модной курточкой или косметикой, как несколько идущих рядом сверстниц, а ощущавшимся людьми внутренним светом, энергией и радостью жизни.

– Инка-картинка! – окликнули сзади. Ина обернулась, дружески улыбнулась обгонявшим её ребятам из параллельного класса, задержала шаг и, запрокинув голову, взглянула на растрёпанные вороньи гнёзда. И рассмеялась задорному граю серых сплетниц. Настроение было не просто великолепное, а… сказочное! Частные дома старого квартала словно помолодели, выцветшая зелёная краска стен, казалось, обновилась и сияла изумрудом, кирпичные стены старинных особнячков оттеняли эту зелень красными и жёлтыми тонами. Даже бугристый из-за взламывающих его корней деревьев асфальт сегодня никому не готовил ловушки и падения. Как тут не радоваться жизни?

В старой школе привычно пахло вытертым лаком перил, сдобными булочками и неистребимым запахом мела. Доски для маркеров появились в классах несколько лет назад, но и старые, для мела, никто не убирал, особенно в кабинете истории. Мел никак не хотел сдавать позиции и то и дело напоминал о себе если не белёсыми разводами, то приятным сыроватым запахом, особо остро чувствовавшимся в начале дня.

Ина взбежала по широкой лестнице на третий этаж и вошла в кабинет, улыбаясь одноклассникам. Давно прошло то время, когда она чувствовала себя в этой школе чужой и никому ненужной. Теперь у неё были неплохие одноклассники, двое близких друзей и… А вот это было непонятно. Но поднимало над землёй и обещало что-то… Не сглазить бы.

Школьная жизнь шла своим чередом. Учебной программе нет дела до того, что на улице солнце и весна. Последнее, разумеется, программой учитывается, но совсем не так, как теми, для кого она создавалась. Мир обязательных знаний и домашних заданий существует параллельно с миром утренней свежести, смеха глаз и предчувствия скорой свободы.

Ина была хорошей ученицей, не отличницей и не зубрилой, но учиться любила и умела. И при этом думать о своём, словно не замечая, как рука пишет в тетради, глаза следят за схемами учителя на доске, а язык вовремя отвечает на вопросы, причём правильно отвечает. Девочка не выглядела человеком не от мира сего, она на самом деле активно жила, присутствовала в классе и на переменах, но почему-то это происходило словно вне её сознания.

Вот наконец и большая перемена, когда можно сбежать вниз, в просторную столовую, купить ароматных булочек и… Да, он тоже был здесь.

Часть 1. Радик

Глава 1. Новенький

В первый учебный день после зимних каникул в школе всегда шумно и бестолково. В коридорах возникает странное ощущение. Словно здесь только что была сказка, а теперь она ушла, уступая место будничным заботам и делам.

Ина – худенькая темноволосая девочка немного выше среднего роста – Поднялась по широкой лестнице со старыми деревянными перилами и вышла в просторный коридор с дверями по одной стороне. У больших окон зеленели в кадках разлапистые растения, на которых кое-где ещё висели ёлочные игрушки и поблёскивала мишура.

В классе уже ничего не напоминало о праздниках. Знакомые лица, приветливые и немного отстранённые. Школьные приятели, но не друзья. Даже с Дашей, спокойной и доброжелательной, Ина так и не подружилась по-настоящему. Хорошо, что Иры и Кати нет – они ещё не вернулись из поездок. Обе королевы класса давно оставили её в покое, но иногда всё-таки делали мелкие пакости. Королевы не любят самостоятельных, им нужна покорная свита.

Инка-картинка, привет!

Она оглянулась и рассмеялась, увидев Никоса и Дона. Единственные настоящие друзья в классе. Жаль, сидят на задней парте, а она всё также одна, на третьей.

Ина достала тетрадь и задумалась, стоит ли уходить из театрального кружка в новый, который при поддержке Юлии Максимовны организовал Антон Борисович, учитель истории. Он всегда помогал Юлии Максимовне с постановками и каждую неделю читал в театральном кружке небольшие лекции по истории и обычаям разных народов. И наконец смог создать свой кружок, который будет сотрудничать с театральным.

Ине в театральном кружке было одновременно интересно и скучно. Скучно потому, что у неё не было таланта актрисы, даже на маленькие роли служанок её не брали. Интересно же потому, что можно было что-то делать своими руками, иногда даже ставить бои на мечах или шпагах, а Ина это умела. Вот и перед Новым годом она помогала поставить все драки в «Новых приключениях Кота В Сапогах» и даже сыграла крохотную роль стражника, совсем без слов. Это у неё получалось.

Но намного интереснее было слушать Антона Борисовича. И помогать Юлии Максимовне искать картинки, по которым потом шились театральные костюмы и делались декорации. Антон Борисович всегда выделял Ину и жалел, что она учится не у него. Он преподавал в старших классах, на полставки. А у Ины была вредная и мало знающая Тамара Олеговна. Которая недавно не смогла найти на контурной карте Францию. И орала на весь класс, потому что все смеялись.

Ина снова подумала о театральном кружке. Ей казалось, что уходить из него – предавать Юлию Максимовну. Но два кружка и две спортивные секции – очень много. Исторический кружок будет заниматься только по субботам, что очень удобно. И чуть позже театрального, чтобы можно было немного помогать и там. Два дня в неделю секции, один на кружок и иногда тренировки с мечом у Кирилла. Это намного легче, да и интереснее. Самбо и плавание, конечно, не для побед или разрядов, можно иногда и пропустить. Но и бросать не хочется. Потому что тогда может что-то забыть из приёмов. Ине же этого совсем не хотелось. Училась она не для того, чтобы забывать.

– Ина, можно тебя? – окликнула её на перемене Юлия Максимовна.

– Да?

– Ты прости… Вот что я хотела предложить. У нас в кружке для тебя мало работы, а времени ты тратишь много. Антон Борисович тебя хвалит и просит отпустить к нему. Если хочешь. Ты всегда можешь приходить к нам.

Ина с благодарностью взглянула на завуча:

– Спасибо!

– Ты не бойся, я понимаю, что тебе у нас не очень интересно. В этом нет никакого предательства. И я буду рада, если ты поможешь с поиском информации по новому спектаклю.

– Какому? – с ещё большей благодарностью в голосе спросила Ина.

– Мы хотели поставить одну забытую сейчас пьесу. Возможно, ты видела фильм. Но он не так снят, как мы хотим поставить. Нам нужны средневековые костюмы и декорации, и пьесу мы чуть сократим. Я объясню на занятии. Надеюсь, ты на него зайдёшь, пока исторический ещё не заработал. Беги, а то на урок опоздаешь.

Ина, ещё раз поблагодарив завуча, побежала в кабинет. И краем глаза увидела незнакомого парня. Наверное, новенький. Высокий, черноволосый, широкоплечий. Очень красивый. Ине вспомнилось слово «грациозный». Так иногда в старых книгах писали о настоящих аристократах и принцах.

Ина рассмеялась. Вот уж чего ей не нужно, так это принцев! Но парень всё же очень красивый.

***

На следующий день одноклассницы только и говорили, что о новеньком. Всегда найдётся кто-то, кто раньше всех что-то узнает и расскажет другим. Парень учился в десятом классе и был на полтора года старше Ины, потому что пошёл в школу почти в восемь лет. Звали его Радислав, и, как шушукались девчонки, был он княжеского рода.

Ина удивилась тому, что почти не ошиблась. Князь, надо же! Настоящий, а не из тех, кто любит покупать себе фальшивые титулы. Интересно: сто лет прошло, как в стране нет дворян, а память сохраняется. Но ведь и у Ины в семье помнят о прошлом, ведут свой род с восемнадцатого века. Правда, они мещане, а этот Радислав – князь.

В среду Ина снова увидела новенького. Он пришёл в театральный кружок и с интересом слушал объяснения Юлии Максимовны о новом спектакле. Ина тоже слушала, потому что об этой пьесе не знала. В кружке существовало правило: осенью ставят что-то детское, чтобы можно было показать на новогодних утренниках. Эти спектакли они показывали не только в своей школе, но и в других, даже по местному телевидению один раз, но ещё до того, как Ина переехала в этот город. А весной в кружке ставили что-то более серьёзное. Сейчас Юлия Максимовна выбрала совсем необычную пьесу, только немного сократила её, переделав так, чтобы не требовалось много людей.

Вскоре Ина поняла, что в этом спектакле её помощь будет совсем не нужна. Если только немного посидеть на сайтах по истории костюма. Но зачем? Ина давно уже нашла отличные книги по этой теме, даже с выкройками. И отдала файлы Юлии Максимовне. Значит, ходить в кружок ей незачем.

Потом стали обсуждать главные роли. Как всегда, с мужскими возникли проблемы. Их в пьесе было много, больше, чем женских. И переодеть девочек не получилось бы. Слишком роли сложные. Только на одного подошла девушка из выпускного класса – высокая и немного нескладная. Как раз такая, как надо. А вот главные роли…

– Радислав, попробуй ты, – предложила Юлия Максимовна.

Ина оглянулась на парня. Он сидел за задней партой так тихо, что о нём все забыли. Но теперь плавно и красиво поднялся.

Через три минуты все согласились, что роль принца Патрика написана как раз для него. А потом оказалось, что Радислав ещё и отлично поёт и играет на гитаре.

Ина улыбнулась. В театральном кружке появилась настоящая звезда. И в школе тоже. Поклонницы новенькому обеспечены.

Ина возвращалась домой по плохо освещённым заснеженным улицам старинного частного сектора и почему-то грустила. Вроде всё у неё отлично. Вот на каникулы приезжала из Москвы подруга Мирослава. В классе у неё есть два надёжных друга. И вне школы есть друг, такой, которому завидуют одноклассницы. Кириллу было уже почти тридцать. Невысокий крепкий парень, уже два года как вернувшийся из армии, где служил по контракту, теперь работал в какой-то мастерской и заочно учился в магистратуре. И обещал, что осенью постарается устроиться в их школу учителем физики. Кирилл был, наверное, самым надёжным другом Ины. Названым братом – это раньше называлось так. Год назад он женился на очень хорошей девушке и теперь они ждали ребёнка. Ина радовалась тому, что у Кирилла всё хорошо. Но… Он был другом. А Ине внезапно захотелось другого.

Она вспомнила странную тетрадь, которую читала два года назад. Тетрадь, неожиданно как появившуюся на чердаке их дома и также неожиданно исчезнувшую до того, как Ина успела её дочитать.

Риана и Ари́с. Риане ведь тоже было пятнадцать, когда она познакомилась с Арисом. Нет, немного больше, как раз шестнадцать исполнилось. А Ине шестнадцать будет в мае. Совсем небольшая разница.

Ина снова грустно улыбнулась. Девчонки из её класса давно уже имели парней или безответную любовь, обсуждали старшеклассников и актёров и посматривали на Ину как на ребёнка. Ине же никто пока не нравился. С Никосом и Доном она просто дружила, как и они с ней. Одноклассники казались скучными. Они говорили о компьютерных играх, о мопедах, машинах, боевиках и иногда о девчонках, но и только. В параллельных классах было то же самое. Мирослава рассказывала, что в Москве, в прежнем классе Ины, похожее, только ещё модные клубы в теме. И всякие гаджеты, о которых здесь говорят немного меньше, потому что для местных они слишком дорогие.

Ина не была не от мира сего. Она отлично разбиралась в компах и сама могла переустановить винду или написать небольшую программу. Иногда моделировала что-то в 3d и отлично справлялась с Фотошопом. Но играми не увлекалась. Зачем? У неё и так много интересного. Она занимается плаванием и самбо, Кирилл учит её фехтованию. Два лета подряд они с дедушкой Гришей, Кириллом и его младшим братом Ромкой ходили в походы. Не очень сложные, только чтобы поучиться ставить палатку, разжигать костёр и ориентироваться в лесу. Но это было интересно. Ина пыталась рассказать о походах в школе, но одноклассники не стали слушать. Только Никос вздыхал, что ему нельзя в поход. А Дон никогда не бросал троюродного брата в одиночестве.

Ина подумала, что дело не только в интересах. Вот Машка совсем ничем не интересуется, но за ней мальчишки бегают. Потому что она с ними флиртует. И симпатичная. Ина не переживала за свою внешность, отлично понимая, что совсем не дурнушка. Но чего-то ей недостаёт. Не красоты и не ловкости в движениях. Чего-то в характере. А чего?

***

В субботу было первое собрание исторического кружка. Кого-то из ребят Ина знала по театральному, кого-то видела в школе, но тому, что в него придёт Радислав, удивилась. И обрадовалась. С новыми людьми всегда интересно общаться.

Антон Борисович объяснил расписание встреч и предложил порядок занятий. Сначала короткие лекции для театральщиков – их кружок в это время как раз заканчивал репетиции. Потом будут обсуждаться вопросы по истории культуры и цивилизации, затем небольшие доклады от желающих. Ина обрадовалась. Зубрить даты и историю войн скучно, а вот узнать, как раньше жили люди, о чём думали, что их окружало – это намного интереснее.

– Ина, ты можешь к следующему занятию подготовить небольшой доклад по средневековым представлениям? Рассказать, кто такие бродячие артисты, жонглёры, как к ним относились?

Ина, чуть удивившись, согласилась. Антон Борисович ведь знает, что она быстрее доклад по рыцарям сделает, а тут артисты. Но это надо для пьесы.

– Радислав, а тебя я попрошу подготовить заметку по придворному этикету. Ты не против?

Радислав тоже согласился. Ина снова, как и на занятии в театральном, удивилась его красивому голосу. Но если он на полтора года старше её, то и голос у него совсем не мальчишеский.

***

Учёба, занятия в спортивных секциях и кружке шли своим чередом. Ина нашла много материалов по бродячим артистам и жонглёрам, потом ещё и сама заинтересовалась. Оказывается, ничего красивого и благородного в жизни бродячих комедиантов не было. Их даже могли убить и убийцу бы не наказали. Потому что бродяги вне закона, и если у них нет покровителя, то и защиты никакой. А если жить при дворе какого-нибудь знатного рыцаря, то нужно угождать ему и бояться, что он рассердится и прогонит, а то и сам убьёт. Актёров, бывало, даже запрещали хоронить на кладбищах.

Радислав отлично играл на репетициях. Некоторые сначала посмеивались, потому что роль почти без слов: «там играть нечего». Но Ина понимала, что это как раз сложно. Играть лицом, взглядами – тут нужен настоящий талант. У Радислава или, как его все вскоре стали называть, Радика, он был. Очень большой талант. Радик оказался прирождённым актёром.

И отличным докладчиком, как вскоре выяснилось. Он был умён, умел находить интересные материалы, поднимать на собраниях кружка сложные темы, чем радовал Антона Борисовича. Темы эти всегда касались чести и достоинства. О чём бы ни говорили в кружке – о средневековой Европе или древнем Востоке – Радик умело добавлял что-то к словам учителя.

Ина оказалась права. Внешность Радика, его мягкий глубокий голос, красивые движения привлекали к нему внимание всех девчонок в школе. А если ещё учесть умение красиво и точно говорить…

Ина не была его поклонницей. Она не искала его взглядов, не бегала за ним на переменах, не обсуждала его каждую свободную минуту. И даже нечасто думала о нём. У неё было много своих дел. Но почему-то радовалась, когда он обращался к ней с каким-нибудь вопросом или придерживал дверь, если они выходили из школы вместе. И ещё у Ины теплело на душе, когда она слушала его доклады о благородстве и чести людей.

К середине февраля исторический кружок стал не менее важным для школы, чем театральный. Антон Борисович смог организовать небольшую открытую лекцию для всех желающих. На ней было несколько объединённых одной темой докладов, и Ина оказалась одной из лучших, как и Радик.

***

– Ина, погоди.

Она обернулась. Её догонял Радик.

– Ты хорошо на встрече доклад прочитала. Нравится история?

– Нравится. И литература.

– Мне тоже. Ты где живёшь? Может, вместе поедем?

– Я недалеко живу, в той стороне. Пешком быстрее.

– Жаль. Я поболтать хотел. Извини, моя маршрутка.

Ина проводила Радика взглядом. Красивый стройный парень подбежал к маршрутке и, обернувшись, помахал Ине на прощание. Чёрные слегка вьющиеся волосы его выбились из-под шапки, синие глаза горели на удлинённом лице с правильными, аристократическими чертами и едва заметной полоской усиков над чётко очерченными губами. Настоящий князь из старинных романов…

Ина вздохнула и пошла домой. Надо ещё продуктов купить, бабушке Валере с обедом помочь, уроки сделать. Хорошо, что баба Валера с тех самых пор, как они переехали к ней, совсем не болеет. А ведь ей уже безумно много лет.

***

– Ба, а ты как с прадедушкой познакомилась? – неожиданно для себя спросила Ина. И замолчала, вспомнив, что баба Валера с мужем развелась вскоре после рождения Рисы – бабушки Ины.

Баба Валера внимательно посмотрела на Ину. Красивая у неё правнучка. Талантливая, умная, самостоятельная. Умнее многих, кто старше её лет на десять. Но при этом иногда ведёт себя как ребёнок. И совсем не обращает внимание на мальчиков. За всё время, как Ина с родителями переехали к бабе Валере, она ни разу не говорила, что ей кто-то нравится. И вот теперь наконец спросила о таких вещах.

– Обычно познакомились. Мне двадцать три, ему уже за тридцать. Войну прошёл. Тогда парней мало было, вот я и не отказала. Он красивый был, очень. За ним многие бегали. Меня счастливой считали. Но у него характер тяжёлый оказался. После войны-то понятно. И избалованный. Если красивый да здоровый – и сейчас за такими бегают. Тогда же тем более. Капризный, хотел, чтобы всё по его делалось. Не любил никого, как я потом поняла. Просто хотел красивую жену. Вот мы и развелись.

Ина грустно смотрела в окно. Зря она спросила бабу Валеру.

Бабушка села рядом, обняла её и тихо спросила:

– Нравится кто-то?

– Не знаю… Только… Он точно не друг. Не как Никос с Доном. Не знаю.

– Ну и не спеши. Живи как всегда. Это ведь мне с мужем не повезло. А Рисе с Васей и твоей маме с папой – совсем наоборот.

– И Кириллу с Машей.

– Да, Маша хорошая. И Кирилл тоже. Надо им подарок для малыша искать. Скоро много чего им потребуется.

***

В субботу Радик снова вышел из школы вместе с Иной.

– Может, погуляем немного? Погода хорошая. Тебе в ту сторону? Давай провожу.

Ина была не против. Но и не очень хорошо понимала, о чём с Радиком говорить. Об истории – они только что два часа о ней говорили. О книгах? Ему это вряд ли будет интересно – то, что читает она. О спортивных секциях Ина почему-то в школе никому не рассказывала. О плавании некоторые знали, потому что Ина получала призовые места на небольших соревнованиях. А вот о самбо она молчала. Ещё пристанут с вопросами. Или не поверят. Худенькая и узкоплечая девочка совсем не вяжется с самбо.

– Ты, я слышал, плаванием занимаешься? А на скалодром не ходишь?

Ина удивлённо взглянула на Радика.

– Скалодром? Нет. Мне это неинтересно. И плаваю я больше по привычке. Люблю воду.

– А я на скалодром хожу. Развивает координацию. И самостоятельность. Привыкаешь надеяться только на себя. Ты почему в театральный перестала ходить? Мы же там познакомились.

– Я там два года была. Но мне в историческом интереснее. У меня нет таланта актрисы. А ты хороший актёр.

Ина сказала это и испугалась. Вдруг Радик подумает, что она ему понравиться хочет? Его ведь за эти два месяца все уже захвалили, особенно девчонки.

– Спасибо. – Он ответил спокойно, мягко. И искренне. Но Ина почему-то почувствовала лёгкий укол. Словно нечаянно задела тонюсенькую, невидимую глазом колючку кактуса. Колючка не впилась, но было неприятно. Почему? И сразу же это ощущение прошло.

– Ты раньше в театральном занимался? – спросила Ина, чтобы отвлечь внимание Радика от невольного комплимента.

– Нет. У нас его не было. Я в музыкалку ходил, на домбру и вокал. Гитары там не оказалось, только домбра. А вокал – предки настояли. Пока голос не стал ломаться. Тогда бросил. И домбру. Гитара лучше.

– А что такое домбра?

– Что-то вроде… Ну, лютни, например. Только звучит иначе. Народный инструмент.

– Значит, и на лютне смог бы сыграть? Для спектакля?

– Нет, там сложнее. По-другому звучит, надо переучиваться… Ну всё, пока. Вон остановка, моя маршрутка едет.

Ина снова, как в прошлый раз, проводила его взглядом и пошла к дому. Что-то было странно. Но что? Радик говорил искренне, легко, не пытался понравиться. Но почему появилось ощущение лёгкого укола?

И всё-таки на душе Ины было тепло и светло.

Глава 2. Спектакль

– Ина, привет! – помахал ей Никос. – Иди к нам, мы тебе место заняли. Или насмотрелась уже на репетициях?

– Спасибо!

Ина села рядом с друзьями, поймав колючий взгляд обеих классных королев. За эти два с половиной года они так и не простили ей выдуманного ими «увода» Никоса. И Ира, и Катя были уверены, что если бы не Ина, Никос выбрал бы одну из них. Разумеется, каждая думала о себе. Никос об этих выдумках знал и иногда намеренно дразнил королев, правда, следя, чтобы они снова не начали вредить Ине.

Ина отлично знала, что Никос и Дон никогда не обращали внимания на королев класса. Знала она и то, какие девочки им на самом деле нравятся. Сначала они говорили ей это по секрету, теперь же встречались с ними открыто. И сейчас заняли места и для них тоже. Ине их подруги нравились. На год младше, спокойные, добрые, заботливые. Никосу это было особенно важно.

– Вы когда в санаторий? – тихо спросила она у Никоса.

– Завтра. Вернёмся в мае, после праздников.

– Значит, в школе уже не увидимся?

– Нет, завтра вечером на поезд.

– Тогда удачи тебе! И Дону!

Никос нашёл её ладонь и сжал, безмолвно благодаря за поддержку.

Весёлые и вроде бы компанейские братья пришли в класс всего за год до Ины и тоже не особо близко сходились с одноклассниками. На то была серьёзная причина. Ина единственная из класса знала, что крепкий и весёлый Никос серьёзно болел. Из-за этого он каждый год ездил в санаторий. Ему разрешили ходить на физкультуру, поэтому о секрете парня никто не подозревал. Многие даже завидовали, что он постоянно на курортах бывает. И Дон вместе с ним. Но Никосу требовался сопровождающий, а взрослые часто брать отпуска не могли. Поэтому уже три года отправляли братьев вдвоём. Учителя о болезни Никоса, разумеется, тоже знали, но ничего не говорили. А если что и проскальзывало, то в классе не обращали внимания. У каждого свои дела, свои интересы и друзья.

– Тихо вы! – шикнул кто-то за спиной. – Спектакль начинается!

Ина несколько раз была на репетициях, но не всего спектакля и в обычном классе, а не на сцене актового зала. Поэтому теперь с интересом стала следить за вроде бы хорошо знакомым сюжетом.

Ребята играли великолепно, так, словно они настоящие актёры, а не школьники из кружка. И король с королевой, и капризная принцесса, и канцлер с женой. Когда же появился принц Патри́к – Радик – Ина забыла, что это только спектакль. Немой принц, легко и пластично двигаясь, выражал самые сложные оттенки чувств, мысли, словно самим собой читая стихи. Громадные синие глаза говорили всё лучше любых слов.

Потом Ина смеялась неуклюжести другого принца, которого играла девушка из выпускного. И радовалась за бродячих комедиантов. Но когда появлялся Радик – забывала, как дышать. И не только она. Все зрители на премьере были поражены талантом Радика.

Ина хотела после спектакля зайти к артистам, чтобы поздравить их, может, даже посидеть с ними, ведь была там своей. Но когда затихли аплодисменты, поняла, что у неё не хватит сил даже просто улыбаться. Хорошо ещё, что не разревелась в самом конце, смогла сдержаться.

Она протолкалась к Юлии Максимовне.

– Спасибо вам! И всем! Поздравьте их от меня. Я не смогу. Голова сильно разболелась.

Юлия Максимовна поняла её состояние:

– Хорошо, Ина. И тебе спасибо за помощь. Мы тридцать первого снова играть будем, приходи.