banner banner banner
От темперамента к характеру
От темперамента к характеру
Оценить:
 Рейтинг: 0

От темперамента к характеру


Флегматик поймёт нас, если в общении с ним мы будем рациональны и спокойны, сангвиник – если улыбнёмся и пошутим, меланхолик – если вдохновим его, холерик – если бросим ему вызов.

Самосовершенствоваться

Наш темперамент тянет нас в определённом направлении: холерик склонен делать дела – ему трудно заботиться о людях; меланхолик склонен созерцать высокие идеи – ему трудно действовать; сангвиник склонен делиться своими чувствами – ему трудно доводить до конца свои проекты; флегматик склонен вырабатывать процессы и системы – ему трудно мечтать о высоком. Темперамент уравновешивается добродетелью: холерики, практикующие смирение, заботятся о людях; меланхолики, практикующие смелость, действуют; сангвиники, практикующие выносливость, завершают начатое дело; флегматики, практикующие великодушие, способны мечтать.

Путём воспитания характера мы учимся делать противоположное тому, что даётся нам естественно, ведь то, что даётся нам естественно, очень часто, далеко от совершенства. Холерику, например, естественно гневаться. Воспитывая в себе добродетель самообладания, он учится управлять гневом. На первую реакцию (биологическую) он ответит второй реакцией (духовной).

Мы призваны выявить недостатки нашего темперамента и преодолеть их практикой добродетелей. Каждый идёт к совершенству по определённому пути. Этот путь определяется темпераментом.

Упражнение. Пройди тест на темперамент (alexhavard.ru).Ответь на вопросы, не бойся результата: речь не о твоём характере, не о твоих добродетелях, и не о том, как ты обычно поступаешь в конкретных ситуациях. Речь о твоей первой (биологической) реакции на внешние стимулы. Если у тебя получится распознать свою первую реакцию, можешь быть уверен в точности результата.

2. БЛАГОРАЗУМИЕ

Характер состоит из добродетелей. Главные добродетели – благоразумие, мужество, самообладание, справедливость, великодушие и смирение.

Благоразумие – привычка принимать верные решения. Благоразумие позволяет нам воспринимать ситуации во всей их сложности и принимать решения в соответствии с этим восприятием. Благоразумие составляют обдумывание и решение.

Обдумывание

– Проникай в реальность

– Не обманывай самого себя

– Спрашивай совета

Решение

– Не бойся ошибиться

– Воплощай свои решения

Благоразумие – не хитрость, а привычка принимать верные решения, т.е. решения, соответствующие не какому-то заранее предустановленному шаблону, а конкретной и объективной реальности.

Если вместо того, чтобы принимать решения, соответствующие реальности, мы «перестраиваем» реальность так, чтобы она служила нашим интересам, эмоциям или страстям, мы никогда не сможем практиковать благоразумие.

Благоразумие требует смелости (нужно смотреть в глаза реальности и не бояться ошибок), трудолюбия (нужно исследовать эту реальность) и смирения (нужно спрашивать совета).

Если мы лишены благоразумия, мы будем либо вечно откладывать решения на потом, либо вечно принимать неверные решения.

Во время войны за независимость США (1775–1783), Джордж Вашингтон постиг реальность: у него не было достаточно солдат и оружия, чтобы выиграть войну против англичан традиционным способом. Обдумав ситуацию, он решил вести партизанскую войну. Поступи он иначе, Америка, возможно, и по сей день оставалась бы колонией Великобритании.

Традиционный пример неблагоразумия – поведение фарисеев в Евангелии. После того, как Христос исцелил слепорождённого, они должны были понять: «Этот человек был слепой от рождения, он обрёл зрение, значит исцеливший его – святой». Однако ослеплённые своими страстями (завистью и ненавистью) и личными интересами (жаждой власти и денег), фарисеи грубо извращают реальность: «Иисус – грешный, грешные не творят чудеса, значит “слепорождённый” никогда не был слепым». Фарисеи руководствуются не реальностью, а предрассудком, сформированным гордыней.

Упражнение. Узнай своего врага. Твой враг – это твое равнодушие к истине, реальности, фактам, заставляющее тебя вечно принимать неверные решения? Или, скорей, твое навязчивое желание определённости, очевидности, несомненности, мешающее тебе вовремя принимать решения?

3. МУЖЕСТВО

Мужество – это смелость и выносливость. Мужественный человек умеет рисковать и держаться курса. Он непредсказуем в своей смелости (смелость порождает творчество), но предсказуем в своей выносливости (выносливость порождает верность).

Выносливость

– Не отступай перед лицом противостояний.

– Убедись, что твоё упорство – не ослиное упрямство.

Смелость

– Научись рисковать.

– Убедись, что твои цели и средства благоразумны и справедливы.

Мужество – это проявление не всякой воли, а воли праведной; не всякой силы, а силы благой. Террорист может быть сильным, но он не может быть мужественным. Мужество – добродетель, т.е. сила, несущая добро и устремлённая к добру. Мы мужественны, если наши цели и средства благоразумны и справедливы, т.е. не противоречат достоинству человеческой личности.

В выносливости укоренены добродетели стойкости и верности. Верность – качество человека, проверенного временем: обстоятельства меняются, но не изменяются его решения. Верный человек прочен – он не растворяется, не испаряется, не испепеляется на перепутьях жизни.

Если в тебе мало мужества, твои слова пусты: ты не в состоянии воплотить их в жизнь. Ты не приступишь к действию, а если всё-таки приступишь, скоро отступишь – под давлением людей или событий. Кто доверял тебе, потому что «ты казался умным», перестанет доверять. Без мужества нет лидерства.

У Герба Келлехера (1931–2019), соучредителя и бывшего генерального директора авиакомпании Саутвест Эйрлайнз, была мечта: сделать авиаперелёты доступными для всех, дать простым людям шанс побывать там, где они раньше не бывали, дать им возможность испытать то, о чем раньше не могли и мечтать. К 1971 году в Техасе существовали авиакомпании, обладающие монопольными правами. Эти монопольные права Келлехер сознательно и смело решил уничтожить на благо пассажиров. В последующие 4 года, в попытке избавить себя от конкуренции, взбешённые монополисты подали против него 31 иск. Келлехер храбро сражался и выиграл все суды.

Александр Солженицын (1918–2008) – потрясающий пример выносливости в литературе. Он пережил войну, тюрьму, ссылку, рак, все виды государственные травли, покушение на свою жизнь и вынужденное изгнание из своего отечества. Репутация Солженицына была высока в Советском Союзе и за границей, пока он ограничивался критикой Сталина, как, например, в ранней работе «Один день Ивана Денисовича» (1961). Книга понравилась Хрущёву: чтобы оправдать и утвердить свою власть, он как раз вёл кампанию против культа личности Сталина. Книга понравилась и западным интеллектуалам, которые восхищались Октябрьской революцией, но наивно считали, что Сталин предал её. В своих последующих трудах Солженицын ясно показал, что он не принимает не только Сталина, но и Ленина, и Октябрьскую революцию. В результате он подвергся новым гонениям не только со стороны советского режима, но и со стороны легионов западных интеллектуалов, симпатизировавших делу революции. Когда Солженицын оказался в фактической ссылке на Западе, он встретился сначала с непониманием, а потом с ненавистью за отказ следовать господствующим в либеральном мире материалистическим трендам и лозунгам. Растущая армия его очернителей, неспособных принять правомочность мировоззрения, противоположного своему собственному, вскоре объявила его врагом всякой свободы и прогресса. К либеральной, как и к социалистической критике, Солженицын остался совершенно безразличен.

Упражнение. Узнай своего врага. Не умеешь рисковать? Или, скорей, не умеешь упорствовать?

4. САМООБЛАДАНИЕ

Самообладание – это привычка говорить «да» хорошим эмоциям, и «нет» – плохим эмоциям.

Люди, как и животные, испытывают позитивные эмоции, такие как желание и удовольствие, и негативные эмоции, такие как отвращение, грусть, страх и гнев. Эмоции животных не имеют моральной окраски. Эмоции человека хороши с нравственной точки зрения, если побуждают к добру; плохи, если толкают ко злу. Гнев, который я испытываю, когда кто-то хочет отнять у меня жену, хорош; гнев, который я испытываю, когда муж замужней женщины отказывается отдать мне свою жену, плох.

Обуздание плохих эмоций

– Нечистые желания и чувства (зависть, жадность, похоть)

– Неправедный гнев (плод гордыни)

Оживление хороших эмоций

– Благородные желания и чувства (любовь, благодарность, радость, раскаяние, прощение, сострадание)

– Праведный гнев (в ответ на несправедливость)

Мы должны учиться говорить «да» тому, что возвышает нас, и «нет» – тому, что нас порабощает.

Самообладание требует смирения – смирения признаться, что помимо благородных чувств мы можем испытывать и плохие, разрушающие нас эмоции.

Самообладание создаёт в сердце человека место для величия и служения. Напротив, человек, помешанный на власти, деньгах или чувственных наслаждениях, теряет чувство миссии и солидарности. Для несдержанного человека жизнь – не задание, не общее дело, а совокупность ощущений. В его сердце нет места для других, нет места для лидерства.

Самообладание обуздывает плохие эмоции, но оживляет хорошие эмоции. Мы призваны совершать добро не только посредством своей воли, но и посредством своего сердца, своих чувств, своих эмоций, своей плоти. Мы призваны наслаждаться добром. Восточная нирвана, стоическая апатия, платонический спиритуализм, кантовский морализм и религиозный пуританизм – вот учения, не постигающие роли и значения эмоций в жизни человека. Человек, который перед лицом несправедливости сдерживает свой гнев, вместо того, чтобы дать ему волю, никогда не достигнет совершенства. Праведный гнев – здоровая, благородная реакция на зло и несправедливость. Праведный гнев стимулирует мужество. А вот лицемерная кротость ведёт к трусости. В этом отношении евангельский Христос нанёс смертельный удар развоплощённым доктринам: Он страшился, смущался, гневался, испытывал любовь, жалость и сострадание. Он радовался и плакал.