banner banner banner
От темперамента к характеру
От темперамента к характеру
Оценить:
 Рейтинг: 0

От темперамента к характеру


Хотя Мартин Лютер Кинг (1929–1968) проповедовал ненасилие, он умел и гневаться. Кинг говорит нам, что когда справедливость и здравый смысл требуют гнева, кротость есть ошибка, заблуждение, грех. «Если бы вы знали, – пишет он в 1963 году, – что злобная толпа, когда ей этого захочется, может линчевать вашу мать и отца или утопить ваших сестер и братьев, если ей взбредёт такой каприз; если бы вы видели, как исполненные ненависти полицейские с полнейшей безнаказанностью оскорбляют, пинают, жестоко избивают и даже убивают ваших друзей и соседей; если бы вы помнили, что подавляющее большинство из 20 миллионов ваших братьев-негров задыхаются в нищете среди изобилия окружающего общества (…). Вот тогда бы вы поняли, почему больше ждать нам невмоготу. Наступает время, когда чаша терпения переполняется, и люди не желают больше быть повергнутыми в пучину несправедливости, где они испытывают разъедающее душу чувство отчаяния»[3 - Martin Luther King, Jr., “Letter from Birmingham Jail,” Liberation: An Independent Monthly, 8, no. 4 (1963): 10–16, 23.]. Вот он, праведный гнев, подогревающий мужество и заставляющий действовать.

Упражнение. Узнай своего врага. В тебе слишком мало благородных чувств и эмоций? Или, скорей, слишком много необузданных страстей?

5. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Cправедливость – привычка воздавать каждому должное. Мы воздаём каждому должное, когда практикуем добродетели общения (правдивость, искренность, эмпатия и любовь) и строим общее благо, великодушно исполняя свои семейные, профессиональные и социальные обязанности.

Межличностное общение

– Правдивость, искренность, простота

– Эмпатия, дружба, радость

– Любовь и милосердие

Общее благо

– Трудолюбие

– Семейственность

– Гражданственность

Справедливость – не только политическое или юридическое понятие. Это личная добродетель, стабильное качество характера. Без справедливых людей нет справедливого общества.

Справедливость требует благоразумия, т.е. способности определять, на что именно конкретный человек имеет сейчас право. Чем выше наше понимание человека, тем вернее наше понимание справедливости. Если человек для нас – обезьяна, воздать ему должное – значит воздать ему то, что должно обезьянам. Но если человек для нас – личность, т.е. существо свободное и трансцендентное, воздать ему должное – значит любить его.

Справедливость требует мужества: нужна сильная воля, чтобы воздавать человеку должное не время от времени, а всегда.

Несправедливый человек служит самому себе. Его лидерство – обман и предательство.

Жером Лежён (1926–1994), французский генетик, открывший в 1958 году хромосомную природу синдрома Дауна, упражнялся во всех аспектах справедливости. Он был настоящим тружеником: в 38 лет он стал самым молодым профессором медицины во Франции и возглавил первую в стране кафедру фундаментальной генетики. Он был примерным семьянином: воспитывал пятерых детей, посвящал семье много времени. Лежён был активным гражданином: он участвовал в многочисленных телевизионных дебатах на тему человеческой жизни, защищал нерождённых детей перед трибуналами и парламентами всего мира, лично встретился с Брежневым и поделился с ним информацией о последствиях атомной радиации для человеческого рода. Лежён заботился о тысячах детей с синдромом Дауна и об их родителях. Его научные открытия привели его к убеждённости в безусловном достоинстве каждой человеческой жизни. Он говорил: «Если закон настолько ошибочен, что заявляет, будто эмбриональное человеческое существо не является человеческим существом, то это не закон, а грубое манипулирование общественным мнением. Никто не обязан принимать выводы науки. Кто-то может сказать: “Я отвергаю всякое научное открытие, я предпочитаю быть не знающим”. Это определённая точка зрения. Я бы даже сказал, что это политкорректная точка зрения во многих странах, но это точка зрения мракобесов, а мракобесия наука терпеть не может». Лежён отстаивал достоинство науки не только в Европе, но и в СССР: он защищал советских учёных от нападений генетика-шарлатана Трофима Лысенко. Он воздал должное своей семье, своей родине, всему человечеству. Он воздал должное 50 миллионам жизней, уничтожаемых каждый год в клиниках нашей планеты. Лежён не только строил общественное благо – он тактично практиковал добродетели межличностного общения. Он был настолько правдивым, эмпатичным и убедительным, что его оппоненты были обескуражены, когда он выступал публично. Лежён был справедливым человеком: он воздал должное Богу и людям.

А как выражается справедливость в бизнесе? Питер Друкер, основатель теории менеджмента, отвечает: «Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом. Сделать так, чтобы благо для общества стало благом для предприятия, совсем непросто: для этого требуются упорный труд, высочайшая квалификация менеджмента, высокое чувство ответственности и широкий кругозор. Но если менеджмент действительно хочет быть ведущей группой общества – это правило должно стать для него путеводной звездой». Вкладывать финансовые ресурсы в социальное и культурное развитие, а не только в максимально прибыльный вид бизнеса – справедливость по Друкеру.

Упражнение. Узнай своего врага. Это дефицит твоего межличностного общения? Или твоё равнодушие к общему благу?

6. ВЕЛИКОДУШИЕ

Великодушие – это устремлённость сердца, воли и разума к великому. Это добродетель людей, осознающих своё достоинство, свои таланты и способности, и утверждающих их делами. Великодушие – это созерцание, приведённое в действие.

Великодушие (греч. мегалопсихия, лат. magnanimitas) чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради других. У этого термина есть и другое значение: великодушен тот, кто считает себя достойным совершить великое. Здесь мы понимаем «великодушие» только в этом последнем значении.

Созерцание

– Осознание собственного достоинства

– Осознание своих сил и талантов

– Личная «Мечта»

Действие

– Утверждение собственного достоинства

– Утверждение своих сил и талантов

– Личная «Миссия»

Великодушие – это идеал, основанный на доверии к человеку, на убеждённости в изначальном его величии. Великодушие в большей степени, чем любая другая добродетель, побуждает человека к действию и потому является высшей формой человеческой надежды.

Великодушие – не гордыня. Чем больше мы осознаём своё собственное величие, тем острее мы должны осознавать, что величие есть дар Божий. Наши способности, даже те, которые мы приобрели в результате собственных усилий, в итоге являются Божиими дарами.

Великодушный человек ищет не признания, а величия. Малодушный же человек нуждается в признании, только оно может компенсировать в нём отсутствие чувства собственного достоинства. Малодушный убеждён, что он стоит столько, сколько говорят люди. Он хочет профессионального признания любой ценой. Он суетится, мечется, ибо боится остаться без признания. Человек с чувством собственного достоинства не нуждается в признании. Он знает себе цену. Его внешние поступки – всего лишь продолжение его внутреннего богатства.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)