Владимир Линдер, Илья Васильев, Эльмира Айнулова, Аркадий Фатеев
Россия на 64 клетках. История великих шахматных чемпионов
Светлой памяти наших учителей:
российского шахматного историка Исаака Максовича Линдера,
блистательного математика Светланы Константиновны Тихомировой,
Мухамет-Шарифа Мингалиевича Субханкулова,
Юрия Андреевича Капустина.
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
К читателям книги «Россия на 64 клетках»
Дорогие читатели!
В России умение играть в шахматы традиционно связывали с выдающимся интеллектом и стратегическим мышлением. Будучи не только спортивным состязанием, но и народно любимой игрой, шахматы давно и прочно вошли в историю нашей страны, став самостоятельной частью русской культуры.
Шахматная игра упоминается ещё в русском эпосе, где фигуры на черно-белой доске двигал былинный герой Садко. Почитателями шахмат в разное время были Иван Грозный и Петр I, для которого эта игра являлась метафорой политики и дипломатии. В годы Великой Отечественной войны за игрой в шахматы наши солдаты и офицеры не только отвлекались от тягот фронтового быта, но и оттачивали тактическое мышление. В 1944 году Самуил Маршак, вдохновившись успехами Красной Армии на фронте, отразил в своем стихотворении победу в битве за Днепр в виде выигранной шахматной партии:
«Огнем прорвали мы в поляхРяды немецких линий.Был на Днепре объявлен шах,И будет мат в Берлине.»Под обложкой книги, которую вы держите в руках, собраны биографии людей, создавших России образ самой «шахматной» страны. Уверен, что знакомство с судьбами великих шахматистов подарит вам много удивительных открытий, связанных с этой игрой.
С. Е. Нарышкин, председатель Российского исторического обществаПредисловие
В 2023 году мне посчастливилось стать участником замечательного проекта – документального сериала «Россия на 64 клетках. История чемпионов». Создатели сериала ставили перед собой целью приобщение самого широкого зрителя к удивительному миру сражений и битв, разворачивающихся на шахматной доске. Надеюсь, погружение в историю жизни и творческих достижений легендарных отечественных шахматистов, таких как Александр Петров, Михаил Чигорин, Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов и других, стало для многих зрителей настоящим подарком судьбы.
Важность этого проекта еще и в том, что он во многом основан на редких архивных источниках, позволяющих по крупицам воссоздать атмосферу и контекст эпохи, в которой творили наши чемпионы. История шахматного движения в России насчитывает 150 лет. Наша страна удерживала у себя шахматную корону в течение почти всего XX века. С появлением такого явления, как «советская шахматная школа», развитие главной интеллектуальной игры вышло на новый виток. В нашей стране, как ни в одной другой, шахматы стали частью национальной культуры. Поэтому в современных условиях документальный сериал о великих отечественных шахматистах, о вкладе нашей страны в историю шахмат как нельзя более актуален.
Понимаю, что зрительское восприятие не равно читательскому, что каждый формат, каждый «язык» имеет свои ограничения. Поэтому я был рад узнать, что на основе сериала «Россия на 64 клетках. История чемпионов» подготовлена книжная версия проекта. Уверен, что она найдет своего читателя.
Сергей Карякин, чемпион мира по быстрым шахматам и блицуРоссия на 64 клетках
История шахмат как увлекательное путешествие, которое длится вот уже полторы тысячи лет. Эта древняя игра стала настоящим культурным феноменом. Менялись названия и правила, облик и ходы фигур. Но популярность шахмат лишь росла, а в середине XX века достигла высшей точки. Рожденные в Индии, завоевавшие Восток и Европу, шахматы именно в России стали поистине всенародной игрой. Именно в России впервые в мировой истории государство увидело в шахматах одно из средств интеллектуального развития молодежи и поддержало советское шахматное движение.
Шахматы – это и искусство, и спортивная игра, и поистине универсальное средство для ежедневного досуга. Именно в России шахматы впервые были признаны культурным явлением, таким как литература, живопись или музыка. Каждый находит в них что-то свое. Поэт XIX века Федор Глинка писал:
Как в шахматы играть, так в свете должно жить,И чтоб хождение твое в нем было прочно,Смотри, чтоб с умыслом – и даже не нарочно —На клеточку чужую не ступить.Гениальные русские поэты, писатели, музыканты, художники, ученые оказывались во власти шахмат, которые называют царицей игр. Например, граф Лев Николаевич Толстой говорил: «Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты».
Для многих известных русских писателей и поэтов XX века шахматы были любимой игрой. Им посвящали романы, рассказы, стихи и поэмы Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров, Василий Аксенов и Владимир Высоцкий. А Владимир Набоков, сам составлявший шахматные задачи и написавший художественный роман о шахматном вундеркинде «Защита Лужина», видел в шахматах тот необходимый атрибут, без которого жизнь невозможна: «У нас есть шахматы с тобой, Шекспир и Пушкин. С нас довольно».
Композитор Сергей Прокофьев, страстно любивший шахматы, называл их «музыкой мысли». А Дмитрий Шостакович считал эту игру главным стимулом музыкального творчества. «Шахматы очень люблю: в них сочетаются искусство и наука. Они дают мне отдых и вдохновение», – говорил он.
Благодаря невероятному смешению интересов шахматных профессионалов с профессиональными музыкантами, скульпторами, художниками, писателями происходило какое-то магическое сближение их родственных душ.
Не случайно квартира гроссмейстера Алаторцева превратилась в клуб московской интеллигенции. Там собирались музыканты Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, скульпторы Рукавишниковы, шахматисты Василий Смыслов и Юрий Авербах. Еженедельник «Дело» писал: «Только в СССР шахматы стали частью национальной культуры; больше нигде в мире они не были социокультурным феноменом».
Известный лозунг «Шахматы в массы», которому вот уже почти сто лет, сегодня вновь набирает силы. Российская шахматная федерация и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко реализуют международную программу «Шахматы в музеях». В Клубе имени Ботвинника проводятся экскурсии по уникальному Музею шахмат. Шахматная игра становится обязательным предметом в российских школах. Экс-президент РШФ Александр Жуков, будучи сам квалифицированным шахматистом, считает: «Шахматы дисциплинируют, развивают логическое мышление, помогают просчитывать различные варианты в любой сфере деятельности. Благодаря им лучше усваиваешь информацию и четче ее структурируешь. Они помогают учиться и принимать важные жизненные решения».
С 2006 года в Москве, в Государственной публичной научно-технической библиотеке, действует уникальный Центр шахматной культуры и информации. Возглавляет его гроссмейстер Николай Кралин, единомышленником которого в течение 15 лет был старейший гроссмейстер мира Юрий Авербах.
Однако шахматы были популярны на Руси еще в былинные времена. Шахматные сражения упоминаются в сказаниях о боярине Ставре Годиновиче, новгородском гусляре Садко, богатырях Илье Муромце и Михайле Потыке. Умение играть в шахматы даже приравнивалось к богатырской доблести. В былине «Михайло Потык» говорится: «Как тут они наставили дощечку-ту шахматну, Начали они по дощечке ходить-гулять». Исаак Линдер комментировал эту цитату: «Шахматы – это не скучные деревяшки, а это жизнь, боевая, увлекательная, живая. Вот что хотел сказать и прекрасно сказал одной строкой народный певец».
Да и старинные пословицы говорят, что одной из любимых забав в Древней Руси была игра в шахматы: «Шахнет, да махнет, ан и вся игра», «Шахнул ему – с поля долой», «Шаханья много, да мат один», «В шахматы играть – своих оберегать».
На Руси любовь к шахматам вышла в народ из княжеских и царских палат. Иван Грозный проводил за игрой долгие часы. Как пишут некоторые историки, и умер он за шахматной доской во время партии с Борисом Годуновым.
Многие путешественники-иностранцы XVI–XVII веков рассказывали о популярности шахмат в Московском государстве. О ней упоминает англичанин Турбервиль, который побывал в русской столице в 1568 году. Он писал: «Очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый сумеет дать вам шах и добавить мат; их искусство проистекает из большой практики». Римский и курляндский послы, заезжие гости из Праги, Венеции и Парижа тоже писали в мемуарах, что русские «весьма способны к шахматам».
По примеру царей и в боярских семьях начали практиковать полезную детям «прививку» шахматами с раннего возраста. Во всяком случае, «мастерам грамоты», как тогда называли преподавателей, уже не возбранялось учить этой игре. Исаак Линдер писал: «Еще маленьким царевичам покупали и доставляли в хоромы комплекты шахматных фигур. По сохранившимся документам можно узнать, что семилетнему Алексею Михайловичу купили в Овощном ряду деревянные шахматы и доски за три алтына две деньги, а для четырехлетнего царевича Петра Алексеевича живописец Иван Салтанов расписывал красками, серебром и золотом маленькие шахматцы».
Для Петра I шахматы стали любимым занятием в часы досуга – царь не забывал о них даже во время военных походов. Специально для него изготовили мягкие дорожные кожаные шахматницы. Все его придворные и фавориты – без исключения – должны были обучаться этой игре.
Неплохо играла и Екатерина II. По ее указанию в Царском Селе и подмосковном Покровском дворце были установлены столики с шахматами. Увлекался игрой и ее фаворит Григорий Потемкин. Об этом упомянул в своей эпиграмме фельдмаршал Суворов, который и сам был большим любителем шахмат: «Одной рукой он в шахматы играет, другой рукою он народы покоряет».
В первой половине XIX века шахматы завоевали популярность у дворян, а потом и у разночинной интеллигенции. В России появились первые шахматные мастера: Александр Петров и Карл Яниш, в начале 1850-х годов – Илья Шумов, братья Сергей и Дмитрий Урусовы. Были изданы первые шахматные книги. В 1853 году в Санкт-Петербурге было создано Общество любителей шахматной игры – первый официально разрешенный правительством шахматный клуб в России.
Первые мастера заложили фундамент отечественной шахматной школы, подготовили почву для деятельности Михаила Чигорина и его сподвижников. А в начале XX века успехи молодого Александра Алехина вдохновляли тысячи любителей шахмат России.
Революция 1917 года изменила страну. Шахматы из забавы горстки интеллектуалов стали поистине народной игрой. В середине 1920-х в Советском Союзе начался настоящий шахматный бум. Массовая шахматная организация опиралась на профсоюзы и советы физкультуры, выделявшие для развития шахмат необходимые средства. Во многих школах создавались шахматные кружки.
Удивительно верную мысль о будущем отечественных шахмат высказал Александр Алехин после победы в первом чемпионате Советской России в 1920 году: «Дальнейшее существование шахмат возможно лишь в случае, если государственные организации будут о них заботиться и руководить ими».
В 1924 году в Москве состоялся III Всесоюзный шахматный съезд. Он собрал 160 делегатов и проходил под лозунгами «Шахматы – орудие интеллектуальной культуры» и «Дорогу шахматам в рабочую среду». Председателем Всесоюзной секции был избран Николай Крыленко. Шахматами увлекался и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Надежда Крупская вспоминала, что, когда будущий вождь был в ссылке в Шушенском, он вырезал шахматные фигуры из коры. В поэме «Владимир Ильич Ленин» Маяковский, рассуждая о важности различных игр, был предельно краток:
Скажем,мне бильярд —отращиваю глаз,шахматы ему —они вождямполезней.Сеанс одновременной игры в шахматы чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки с членами правительства в Кремле стал ярким подтверждением «шахматного безумия», охватившего всех в дни проведения первого московского турнира 1925 года, о котором Всеволод Пудовкин снял фильм «Шахматная горячка».
Широкому распространению шахмат способствовало проведение еще двух международных турниров в Москве с участием Капабланки и его предшественника на шахматном троне, Эмануила Ласкера. В СССР появились свои талантливые мастера – Петр Романовский, Михаил Ботвинник, Александр Ильин-Женевский, Владимир Алаторцев. В первенстве профсоюзов 1935 года участвовало уже 700 тысяч шахматистов. Тогда же в Москве начала издаваться первая в мире шахматно-шашечная газета «64».
К началу Второй мировой войны советская шахматная организация превратилась в одну из крупнейших в мире по числу квалифицированных шахматистов: в ней насчитывалось семь гроссмейстеров и 50 мастеров. Во время войны советские шахматисты сражались на фронте или трудились в тылу, в боях или в блокаде Ленинграда погибли десятки талантливейших спортсменов. Оставшиеся в живых выступали в госпиталях перед ранеными, читали лекции, давали сеансы одновременной игры и даже организовывали турниры.
После Великой Отечественной войны началась уникальная эстафета побед советских шахматистов в состязаниях на первенство мира и в большинстве Всемирных шахматных олимпиад, а также в исторических командных битвах XX столетия. Среди них – радиоматч СССР – США в 1945 году, матчи сборной СССР против сборной мира в 1970-м и 1984-м.
«Равенство возможностей, провозглашенное советской системой, именно в шахматах реализовывалось в полной мере. “Поэт в России – больше, чем поэт”. Шахматист в СССР тоже был больше, чем шахматист. Ведущие гроссмейстеры становились объектами обожания, не уступая по популярности даже космонавтам», – писал еженедельник «Дело».
Именно в СССР зародилась традиция проводить крупные шахматные соревнования в музеях, на сценах дворцов культуры, театров и концертных залов, что подчеркивало особое значение игры.
После смерти в 1946 году четвертого чемпиона мира Александра Алехина из 12 следующих чемпионов мира восемь представляли нашу страну. Борьба за первенство в 1950–1960-х годах неизменно заканчивалась победой советских спортсменов. Шахматный патриарх Михаил Ботвинник невозмутимо отбивал попытки сбросить его с трона.
В 1960 году на шахматный олимп ворвался 24-летний Михаил Таль, в 1960–1970-х годах страну прославляли Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов.
В годы многолетнего противостояния Анатолия Карпова с Виктором Корчным, а затем его беспрецедентного соперничества с Гарри Каспаровым интерес к шахматам во всем мире поднялся до невероятных высот. Владимир и Исаак Линдеры писали: «В начале 1990-х государственная поддержка, долго служившая опорой всему советскому спорту и шахматам в частности, существенно сократилась. Но шахматная жизнь России сумела остаться на плаву и приспособилась к новым реалиям. Накопленный опыт мощнейшей шахматной школы страны и сегодня продолжает приносить свои плоды».
И хочется верить, что среди мальчишек и девчонок, которые сегодня увлеклись шахматами, в ближайшие годы вырастут и наберут силы те, кто, как чемпион мира 2006 года Владимир Крамник и вступившие в бой за мировую шахматную корону Сергей Карякин и Ян Непомнящий, вернут шахматную славу нашей стране.
Александр Петров. Первый шахматный мастер России
Александр Петров был ровесником своего тезки – Александра Пушкина, оба они родились в 1799 году, обоим было суждено сыграть важнейшую роль в развитии отечественной культуры. Один стал основоположником современного русского литературного языка, а другой – совершил многочисленные открытия в шахматах.
Первая половина XIX века была знаменательным периодом в развитии отечественной культуры. Основатель реалистического направления в литературе поэт А. C. Пушкин, создатели литературной критики В. Г. Белинский и национальной музыки М. И. Глинка, родоначальники реализма в театре М. С. Щепкин и живописи П. А. Федотов, создатель новой геометрии блестящий математик Н. И. Лобачевский – все они выступали носителями новых, прогрессивных идей в литературе, искусстве, науке.
Развитие шахмат, замечательно соединивших в себе элементы науки, искусства и спорта, всегда было неразрывно связано с состоянием и уровнем культуры. Поэтому вполне закономерно, что одновременно с Пушкиным, Глинкой и другими родоначальниками национальной культуры выдвинулся и первый русский шахматный мастер Александр Дмитриевич Петров. Для его творчества были характерны исключительное дарование, богатая фантазия, глубина и научность шахматных исследований, удивительная многогранность интересов.
Петрову было суждено пройти жизненный путь от канцеляриста в Комиссии прошений в Санкт-Петербурге до тайного советника в Варшаве, от начинающего шахматиста до признанного всем шахматным миром сильнейшего мастера России.
Уже с детства окружающая обстановка способствовала развитию у мальчика интереса к шахматам: в них хорошо играли его отец и дед.
Когда Александру исполнилось четыре года, он получил в подарок от деда резные шахматы. Заметив привязанность ребенка к ним, отец решил обучить его игре. Мальчик быстро усвоил правила и уже в семь лет «играл изрядно». В 1804 году семья Петровых переехала в Санкт-Петербург, и Александр был определен в частное учебное заведение Каменского. Сам Петров вспоминал: «Из ранних лет моего детства более всего осталось в моей памяти: песчаные берега реки Великой <…> и резные шахматы, подаренные мне на именины дедушкой по матери Иваном Алексеевичем Соколовым, когда мне было четыре года. Шахматы эти были первыми моими игрушками».
Для развития шахматных способностей Петрова переезд в Санкт-Петербург оказался несомненно удачным обстоятельством. В российской столице шахматы получили распространение со времен Петра I. Сначала они культивировались лишь в сравнительно узком кругу дворянства и чиновничества. Но постепенно круг любителей расширялся. Русские шахматисты стали интересоваться и теорией шахмат, которая в то время еще только зарождалась.
Дед Петрова по материнской линии, чиновник Министерства юстиции Иван Алексеевич Соколов, был известным в столице шахматистом, в квартире которого собирались сильнейшие любители шахмат. Для него каждый, кто хорошо играл в шахматы, был желанным гостем. Внука он игре не учил. Говорил, чтоб сам разбирался в хаосе шахматных комбинаций и тогда толк будет. В первой партии дал мальчику в качестве форы ладью и обыграл.
«Днем и ночью я занимался только разбором играной партии и забывал школьные свои уроки. Я, ложась в постель и закрыв глаза, играл по памяти, пока усталость и сон не погружали меня в забвение», – вспоминал Петров.
Через год Саша играл с дедом на равных. В 14 лет он выиграл матч у одного из сильнейших шахматистов Санкт-Петербурга писателя-драматурга Алексея Копьева – 4:2.
В продвижении по службе молодому чиновнику канцелярии Александру Петрову способствовал его каллиграфический почерк. Он переписывал все докладные записки императору, и тот не раз выражал начальникам шахматиста свое удовольствие. При этом Петров мог шутки ради так подделать сложнейшую царскую подпись «Александр», что от оригинала ее было не отличить. Петров был призван к ответу и дал клятвенное обещание, что во веки веков не станет подписываться под руку государя.
В начале 1820-х Петров был представлен петербургскому генерал-губернатору, участнику Отечественной войны 1812 года, М. А. Милорадовичу – по словам Петрова, «страстному охотнику до шахматной игры». «Я был представлен ему как непобедимый игрок… Однажды я показал ему мою шахматную задачу “Бегство Наполеона из Москвы в Париж”. Задача эта чрезвычайно понравилась графу».
Милорадович пригласил Петрова поехать с ним в Павловск к императрице Марии Федоровне. Патриотическая задача произвела впечатление. Она была замечательна искусным символическим отображением на шахматной доске реальных событий. На диаграмме поле a1 обозначает Москву, h8 – Париж. Белые фигуры – российское войско, черный король – Наполеон. Остроумными нападениями белые кони (казаки атамана Платова) гонят черного короля в Париж, где на 14-м ходу ему объявляется мат.
Впоследствии эта задача была напечатана во французском журнале «Паламед». Но наиболее широкую международную известность получили его теоретические исследования о новом дебюте (Русская партия, или защита Петрова), который, пройдя испытание временем, и в начале XXI столетия остается в арсенале ведущих гроссмейстеров мира.
Петров в России и за рубежом был известен и как блестящий литератор. Его рассказы «Сцены из жизни шахматных игроков», напечатанные в середине 1840-х в журналах «Отечественные записки» и «Иллюстрация», пронизаны тонким чувством юмора. Вот лишь некоторые цитаты: «Шахматных игроков почитал своими братьями, но поступал с ними немилостиво…», «Почтеннейшие любители! Берегитесь пить чай с сухарями во время шахматной игры, задумавшись над третьим ходом…», «Король его, как Карл XII, был всегда впереди…».
Не оставил Петров без внимания и шашечную игру, подготовив «Руководство» к их основательному познанию. Петрова поражало, что, достигнув высот мастерства в более трудной для расчета комбинаций игре, в шашки он проигрывал. «Простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам», – говорил он.
За год до восстания декабристов и в год, когда победитель Наполеона Император Александр I отправился в очередное путешествие по России, на этот раз на восток страны, на Уральские заводы, в Санкт-Петербурге случилось крупнейшее наводнение. Пушкин в «Медном всаднике» описывал его так:
Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась…Из-за этого наводнения 1824 года чуть не утонул весь тираж книги «Шахматная игра…» мастера Александра Петрова, напечатанный в известной санкт-петербургской типографии Николая Греча. Эта книга стала своеобразной энциклопедией шахматных знаний первой половины XIX века. Тираж первого издания составил 300 экземпляров.
Политический и литературный журнал «Сын Отечества» писал: «Надеемся, что книга Петрова удовлетворит ожидания любителей и доставит приятное и безвредное занятие в часы отдохновения, будет способствовать изгнанию карточных и других игр, в занятиях которыми гибнут нередко деньги, здоровье и спокойствие!»
Успеху книги способствовала и литературная одаренность автора: история шахмат рассказана живо, в книге есть много запоминающихся аналогий, сравнений, эпитетов, причем многие цитаты актуальны и сегодня и применимы не только к шахматам: «Всякий ход должен иметь причину и цель», «Гораздо лучше самому атаковать, нежели ожидать атаки», «Уметь сыграть конец, значит уметь играть», «Не терять присутствия духа, хладнокровно встречать опасность и стараться оную отвратить».
Приобрести монографию Петрова стремился каждый серьезно увлекающийся игрой в шахматы. Книга была в собраниях Тургенева и Чернышевского. А в библиотеке Пушкина находятся даже два экземпляра петровского учебника. Один из них с дарственной надписью: «Милостивому Государю, Александру Сергеевичу Пушкину. В знак истинного уважения. От издателя». О неравнодушии поэта к шахматам свидетельствуют и известные строки из поэмы «Евгений Онегин»:
Уединясь от всех далеко,Они над шахматной доской,На стол облокотясь, поройСидят, задумавшись глубоко,И Ленский пешкою ладьюБерет в рассеянье свою.В 1831 году Пушкин, который в то время активно участвовал в выпуске оппозиционной «Литературной газеты», привлек к сотрудничеству Петрова: в номере от 1 апреля были напечатаны шахматные рассказы Александра Дмитриевича, правда, без подписи.
В письме своей жене Наталье Николаевне 30 сентября 1832 года Пушкин писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после». Играть юная Наташа Гончарова училась по книге Петрова.
Ольга Сергеевна, старшая сестра Пушкина, была хорошо знакома и даже дружила – несмотря на двадцать лет разницы в возрасте – с Александрой Погодиной, будущей женой Петрова. И, как следует из ее письма мужу в феврале 1836-го, союз этот весьма одобряла: «Кстати, я в восторге, что м-ль Погодина выходит замуж».
4 ноября 1837 года на квартире Петрова в Санкт-Петербурге состоялось историческое собрание Петербургского общества любителей шахматной игры. Среди его членов были не только шахматные мастера и теоретики, но и известные государственные деятели, политики, писатели и военные. Многие из гостей были друзьями и Пушкина. А граф Михаил Виельгорский стал последним шахматным партнером перед гибелью поэта на дуэли в феврале этого года.