Валерий Краснобородько
Солдат Великой Отечественной
Глава 1
Воздушный шарик, кем-то выпущенный, взлетает высоко верх и охватывает панораму небольшого, но уже по-весеннему, зелёного, провинциального городка. Вскоре, медленно опускается, к спешащим по своим делам жителям, идущим, по чистому тротуару. И вдруг, застывает, у лица пожилого человека, очень преклонных лет. Замирает, на мгновение, и не спеша отступает. Словно, камера оператора, берёт его крупным планом. Старик, в сером стареньком, но наглаженном костюме, с наградными планками и орденами на груди, шагает прямо на него.
Старик шёл без спешки и лишней суеты. И в каждом его шаге, чувствовалась уверенность в себе и твёрдость характера, вперемешку с желанием, исполнить данное обещание свой внучке. Маршрут ему хорошо знаком, поскольку, не раз отводил Марину в школу. И опоздать, в принципе, было невозможно. Да и времени у ветерана ещё минут двадцать в запасе оставалось. Поэтому, он с живым интересом, разглядывал городские улочки и переулки, ведь всё реже и реже, ему приходилось бывать в центре города. И вот так, долго и неспешно, бродить по ним, наслаждаясь тёплым, майским утром и вдыхать сладкие ароматы весны. Семидесятой, мирной весны!
«Годы уже не те. Как-никак, девяносто семь лет, месяц назад исполнилось. А так хочется, сбросить с плеч, хотя бы десяток другой годков, и махнуть на природу, подальше загород, с друзьями-однополчанами, как раньше! Но сначала, парад и встреча друзей-однополчан! Потом, выезд на природу… Сто грамм, наркомовских, да под шашлычок… Так делали раньше, когда ещё был жив Толик Приблуда, Семён… Поликарп Петрович… Но их, уже нет в живых. Пусть, земля им будет пухом!» – размышлял ветеран, шагая по центральной улице, своего родного города.
В это прекрасное, майское утро, ноги, сами несли вперёд. Ведь, близился самый дорогой для него, и всего бывшего Советского Союза праздник 9 мая – День Победы. Выцветшие, за долгие годы, глаза ветерана, были наполнены блеском жизни и ярких, но тяжёлых воспоминаний своей далёкой юности. Они с любопытством бегали по новеньким, недавно построенным, многоэтажкам и по старинным усадьбам, что затесались среди них. И, по снующим туда-сюда людям. Примечая, все изменения с тех далёких лет…
Шарик, увлекаемый, очередным порывом ветерка, разворачивается и как будто, смотрит глазами ветерана. Фиксируя сравнения, произошедших изменений, за семь десятилетий и соглашаясь, кивает головой: «Ты прав, дружище!»
Страна, готовилась к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На каждом шагу, молодые люди, раздавали Георгиевские ленточки. Рабочие, коммунальных служб, вешали плакаты с поздравлениями и благодарностью ветеранам. На чёрном, новеньком асфальте, наносили свежую разметку. Сердце старика, пело и трепетало, от чувств, охвативших его, несмотря даже на страшные слова, сказанные ему вчера доктором, в городской поликлинике.
Глава 2. Городская больница
Городская больница. Ветеран заходит во врачебный кабинет, где за столом сидит тучная женщина, неопределённого возраста – врач, Лариса Фёдоровна, с невероятно сильной завивкой на голове, времён Советского Союза. Он проходит, и скромно садиться на стул. Внимательно смотрит на доктора.
Врач, поднимает взгляд с бумажек, перед ней на стуле, сидит пожилой человек, это наш герой, и он, чему-то застенчиво улыбается. Лариса Фёдоровна, хорошо знала Михаила Семёновича Сергеенко, ветерана войны и никогда не унывающего, и ни на что не жалующегося старичка. И не знала, как начать разговор.
– Милая, ну что там? – спокойно спрашивает Михаил Семёнович, первым нарушая тишину кабинета.
– Михаил Семёнович, – вздыхая, отозвалась женщина-врач, стараясь держаться спокойно, хотя за долгие годы работы в поликлинике, научилась, ко всему относиться совершенно спокойно, как к чему-то постоянному и обыденному. Но, именно этого человека было, почему-то, ей очень жаль. И она, тянула время, как могла. Надеясь найти способ, как смягчить предстоящий разговор, поскольку понимала, избежать его всё равно не удастся, – всё немножко хуже, чем вы предполагали…
– Что? Не доживу, до ста лет?! – отвечая, пациент с интригой, прищурился и добродушно улыбнулся ей в ответ.
– Весёлого, тут мало…, – вздыхая, отвечает доктор.
– Ладно! – старик махнул рукой, таким образом, заканчивая прелюдию, и стал серьёзным, – Не тяните кота, за интересные подробности, в смысле за хвост! Лариса Фёдоровна, говорите, как есть.
– Понимаете, – она, очередной раз осеклась, мельком взглянув на бумаги, потом перевела взгляд на ветерана, но натолкнувшись, на его решительный и бесстрашный взгляд, наконец, решила, не тянуть «кота за… интересные подробности» и закончить фразу на одном дыхании: – Михаил Семёнович. Всё очень серьёзно. У вас рак. Понимаете…
Старик, улыбнулся уголком рта, и ответил на удивление совершенно спокойным, даже чуточку весёлым, как ей показалось, голосом:
– Ничего, прорвёмся! Милая, можно водички? – обратился старик, к молоденькой медсестре, в коротком, до бесстыдства, белом халатике. – Сестричка, не бросишь старика-то?
– Ну, что вы! – девушка, набрала из кулера воды, в одноразовый, пластиковый стакан, и подала пациенту. При этом сочувственно улыбнулась и продолжила, – Сейчас, знаете, такие технологии…
Ветеран, всплеснул руками, и весло рассмеялся:
– Внучка! Какие технологии! Мне 97… А, вовремя войны, когда, во мне было почти столько же, только килограммов, вот такая же девчушка, как ты, вытащила меня с передовой! На одних руках! Волоком. Во как. А ты, технологии… Кх… Кх… Она, без всяких технологий… Спасла мне жизнь, без всяких технологий! А я, за неё и других таких же девчат, и родителей наших, бил фашиста! Благодаря ей, у меня есть дети и внуки, а это, поверь мне старику, в жизни самое главное. Понимаешь? – он поставил пустой стакан на стол, – Смысл жизни, в самой жизни. Будущая жизнь, вот, где прячется смысл жизни! – он откашлялся, поднял голову и жизнерадостно улыбаясь, продолжил, – Рак, а что рак?! Войну победили, и рак победим! Возьмём, всё от жизни, что нам причитается, а костлявой старухе оставим то, что останется! Так что, не вешать нос, медсестрички!
Ветеран, подмигнул Ларисе Фёдоровне, внимательно слушавшей его речь и, не беря со стола никаких своих бумаг, направился к двери. И уже, взявшись за белую, пластиковую дверную ручку, резко, по-военному, развернулся на каблуках и, глядя на врача в упор, спросил, голосом, полным желания, ещё немного пожить, но не для себя, а для кого-то другого из будущего или закончить, что-то очень нужное и полезное:
– Сколько, мне осталось?
– Чего?! – растерялась Лариса Фёдоровна. Вот секунду назад, этот пожилой человек, демонстрировал полное пренебрежение к смерти, а спустя минуту, уже в его взгляде пылала надежда, словно, она одна и могла, или продлить его жизнь, или отобрать. И от этого, женщине, стало совсем не по себе. Даже, растерялась на мгновение, – Ну, не знаю… Бывает, по-разному…
Медсестра, так и замерла, посередине кабинета с чьей-то медицинской картой в руках, от такой резкой перемены настроения у пациента, и теперь, с любопытством наблюдала за продолжением разговора, глядя, то на старика-ветерана, то на своего врача.
– Вы, не поняли, Лариса Фёдоровна, до Дня Победы, дотяну или нет? Не хотелось бы омрачить своей смертью великий праздник.
При этих словах, в глазах Михаила Семёновича, появилось столько надежды, что врач, сама чуть не пустила слезу. Но быстро собралась, и с поддельной уверенность ответила, естественно, завышая срок его оставшейся жизни.
– Да. Да конечно! И, доследующего тоже… А может и дольше…
– Не-е…, – замотал головой ветеран. И вновь, на его лице, появилась простодушная улыбка. – Это дочка, уже много! Нам, главное, день простоять, да ночь продержаться… Ну, до свиданья вам! Всего хорошего. Бог вам в помощь! А я, значит, пойду…
Сергеенко вышел в коридор, плотно закрыв за собой дверь. В кабинете остались врач, медсестра и звенящая тишина. Они, не отрывали взгляда, от того места, где только что стоял ветеран. И каждая из них, думала о старике и его силе воли, в стремлении жить. Пока в кабинет, не влетела, очень толстая женщина. Тётка размахивала во все стороны, своей большой потрёпанной, кожаной сумкой и полным продуктами пакетом, в одной руке, и плащом, в другой. И было не совсем понятно, то ли, она уже отбивалась от людей, сидевших за дверью, то ли пока угрожала им, помешаете – врежу! При этом она, так зычно гаркала, в сторону расшумевшейся за дверью очереди, тем самым, вернула медиков в реалии современной, городской жизни.
– Чёго вы разгавкались, как собаки брехливые?! Я токмо спросить! Чё, глухие, чи шо? А то я могу, слух-то живо поправить! Я же сказала, что только спросить! – тётка, хабалисто кричит в ответ на людей.
Глава 3
Шарик, под порывом бокового ветра, вырвавшегося из переулка, отнесло в сторону. Но вскоре, встречным потоком, перелетел через дорогу и вновь оказался около ветерана в сером костюме, с наградными планками, и начищенными до блеска орденами на груди, играющими в лучах утреннего, весеннего солнца, идущего по улице родного города.
– Здравствуйте! – остановил нашего героя, мужчина средних лет, держа семилетнего сына за руку. Мальчуган, вторя своему отцу, приветствовал пожилого человека.
– Здравствуйте! – кивая головой, ответил ветеран.
– С Днём Победы! С праздником Вас! Спасибо отец, что выстояли, и смогли разбить фашиста и дать нам возможность, жить в мире! – мужчина, искренне приклонил голову перед ветераном, мальчик внимательно смотрел на отца.
– Спасибо, и вас с праздником! – отозвался Михаил Семёнович. – И вас с праздником! – при этом, ловко выудил из кармана шоколадную конфету «Кара-Кум» и протянул её, малышу. – Держи!
– Спасибо! – ответил он, беря сладость.
– На здоровье, внучок! – ветеран, обратился к отцу малыша, – Я смотрю, – проницательный взгляд старика, окинул незнакомца и прошёлся с ног до макушки, – тельняшечку-то, не прячешь?! Тоже, маленько, из кипящего котла жизни, хлебнул?
– Есть такое дело! – улыбаясь, ответил незнакомец. – Карабах, Чечня.
– Да храни тебя Бог, Славянин!
– Дай Бог здоровья и тебе отец.
С эти словами, они разошли в разные стороны.
Ветеран твёрдо знал, куда и зачем идёт. В его шагах, чувствовалась сила и уверенность в нужности своего поступка.
По странному стечению обстоятельств, или по повелению свыше, воздушный шарик возвращается вновь к Михаилу Семёновичу.
Вот показалось четырёхэтажное здание школы, построенное в начале восьмидесятых, около которого, разбиты, руками самих школьников, несколько аккуратных и ухоженных клумб. В них, уже зацвели тюльпаны. Слева и справа от центрального входа благоухали и наполняли, весенний день, яркими цветами и ароматами. Это была школа №17. Школа, в которой училась его самая младшенькая правнучка – Марина.
Михаил Семёнович, слыл человеком старой закалки, и считал, опоздания плохой чертой характера. Поэтому, был пунктуален и пришёл, как раз к началу урока. Конечно же, в глубине души, очень боялся опоздать, но из принципа (считая, что движение – это жизнь) отказался от автобусов и такси, зато, на всякий случай вышел на двадцать минут раньше. Его, как ветерана, первый раз в жизни, пригласили в школу, на урок Мира в честь Дня Победы. И от этого, он сильно волновался, желая подавить своё неоправданно сильное волнение, решил пешком прогуляться по городу и настроится на нужный лад. И ещё этот шарик, белый, с праздничным салютом на боку, сопровождал его всю дорогу. Едва, Сергеенко, подошёл к школе, налетел внезапный и сильный порыв ветра, и увлёк за собой шар в голубое небесное море. Ветеран, остановился, проводил его взглядом, мысленно желая ему счастливого пути.
Глава 4. Месяц назад
Школьный класс. Идёт урок. Ученики десятого класса, что-то пишут в своих тетрадках. Зазвенел долгожданный звонок на перемену. В коридоре, послышался, нарастая с каждой секундой, детский гомон и топот младших классов. Старшеклассники же, стали подниматься с мест и собирать свои рюкзаки.
– Так! Десятый «б», а куда мы, так торопимся? – строго спросила учительница русского языка и литературы, по совместительству классный руководитель десятого «б», Ирина Петровна
– Так всё, уроки закончились! – воскликнул, светловолосый парнишка. Складывая всё, что лежало на столе, в рюкзак. Сам, то и дело, погладывал на симпатичную, темноволосую девушку, сидевшую на соседнем ряду.
– По домам! – отвечает на вопрос, второй худощавый юноша.
– У нас, есть ещё один, нерешённый вопрос! – строго и громко произносит Ирина Петровна, и встаёт со своего места, одёргивая лёгкую кофточку.
– М-м-м! – нехотя отозвался весь класс.
– Десятый «б», не так всё страшно! Можете, не скулить! – улыбаясь, говорит классный руководитель, а ученики возвращаются на свои места, – Близится девятое мая. У нас, два варианта! Первый: мы идём к братской могиле и на курган Славы…
– Не-е! – дружно запротестовал класс.
– Что мы там не видели! – воскликнул рыжий парень, доставая телефон из кармана.
– Каждый год, туда ходим… – подтвердил худощавый.
– Тогда, вариант второй! – понимая, кивнула головой учительница. – Надо, к нам в гости, пригласить ветерана. Кто это сделает? Можно, пригласить и труженика тыла, и узника лагерей… Ну, смелей, ребята! Это могут быть, ваши дедушки, бабушки, соседи…
– Давайте, я! – вызвалась Марина Сергеенко, внучка Михаила Семёновича Сергеенко. Девушка, на удивление, увлекается изучением истории своей страны и в частности, своей семьи. Она, единственный член семьи, кому дедушка, рассказал всю свою биографию, в том числе, про дни войны. И даже те, о которых не знали ни жена (бабушка Марины – Евдокия Егоровна), ни дети (родители Марины, её дядя и тетя).
– Давай, Марина! Кого, ты пригласишь? – Ирина Петровна с интересом спросила, зная увлечения своей ученицы.
– Хочу, пригласить своего прадедушку, – искренне, ответила Марина, – Михаила Семёновича Сергеенко. У него, удивительная история! Я бы сказала, невероятная! Всем, будет интересно послушать!
– Хорошо. Вот теперь, можете быть свободными! – Ирина Петровна, согласно кивает головой.
Одноклассники, поняли, что вопрос решён, в одно мгновение, сорвались с мест, и быстрыми шагами рванули к выходу. В классе, осталась Марина со своей подругой Светланой Белянской и ещё два парня.
– Ирина Петровна, – обратилась она к учительнице, чуть с опаской, – хочу, вас сразу предупредить, что мой прадед, очень строгий и с принципами…
– Как ты? – глаза, светловолосого мальчишки, горели ярким огнём первой любви, но пока односторонней.
– Да, Паша. Только хуже! – в ответ, Марина скорчила мордашку.
– Ты, попал чувак! – с сочувствием, худощавый похлопал по плечу друга.
– Ничего. Главное, чтобы, пришёл на урок! – уверенно ответила Ирина Петровна.
– За это, можете не переживать! – с полной ответственностью, предупреждает Марина преподавателя. – Он у меня, любит ходить пешком. И может сказать, неласковое слово, если ему предложить, вызвать такси…
– Он у тебя что, за здоровый образ жизни? – улыбаясь, спрашивает Ирина Петровна.
– Да. Считает, что движение, это жизнь, а отсутствие её – смерть.
– Спасибо, Марина. Я приму к сведению. Значит, ждём Михаила Семёновича, к первому уроку… Не забудешь?
– Нет! – потом, честно призналась. – Если честно, я его уже пригласила! Просто, вам, сразу не сказала. Думала, что у вас свои планы.
Ирина Петровна, посмотрела на Марину, и так же честно, ответила:
– Честность, за честность! Мне, директор, столько подкинула работы! – классный руководитель покачал головой и похлопала по стопе каких-то журналов и книг. – С приближающейся переаттестацией школы, просто голова идёт кругом! Об этом уроке, некогда даже и подумать! Я, в глубине души, надеялась, чтобы кто-то из вас, приведёт своего ветерана. Так что, Марина, это ты меня выручила.
– Тогда, договорились! До свиданья, Ирина Петровна.
– До свиданья! – опрощалась Светлана Белянская.
– Девчонки, вас проводить? – Паша, обратился к девчонкам и, не оборачиваясь, попрощался с учительницей, – До свиданья, Ирина Петровна.
– Ну, проводи! – ответила Света, глядя на свою подругу.
Глава 5. Восьмое мая
Михаил Семёнович, шёл по коридору школы, по-старому, вытертому сотнями ног, паркету, лежавшему на полу с момента открытия школы. Возле класса, своей внучки Мариночки, его встречала, в строгом, но праздничном костюме, невысокого роста, симпатичная женщина средних лет. Ирина Петровна, её классный руководитель. В глазах учителя, читалась тревога и переживание. Ведь, она, вопреки предупреждению Марины, хотела прислать за ветераном такси, или своего мужа на машине, но ветеран, как и предупреждала Марина, наотрез отказался и от того, и от другого. Сказав при этом, что если к дому, где он живёт, подъедет машина такси, то при всём своём уважении к ней, она сама, будет вести этот урок. Учительница не обиделась, на столь жёсткий отказ, поскольку Марина, заранее предупредила о принципиальном и твёрдом характере, своего любимого деда.
Но когда ветеран, бодро зашагал по школьному коридору, все её опасения отошли в сторону, и глаза заблестели от радости и волнения. Михаил Семёнович Сергеенко степенно вошёл в класс.
Ирина Петровна последовала за ним.
Старшеклассники выглядели по современным меркам, вполне по-праздничному. Но сидели за партами, с лёгким пренебрежением и тоской, о потерянном времени, посмотрели на вошедшего старика. Лишь, одна Марина Сергеенко, со своей подругой Светланой Белянской, смотрели на него с благоговением. Они, знали прошлую жизнь этого несгибаемого человека, не очень любящего говорить, о своей прошлой жизни. Если б не собственное желание Марины, узнать о Великой Отечественной войне, как можно больше, то так бы, наверное, и не узнала, что её родной дед – настоящий герой! И то, что он рассказывал про войну, оказалось неизвестным многим родственникам. От чего, Марине, захотелось, чтобы историю своего прадедушки, услышали, как можно больше людей, в том числе и её одноклассники. Ведь в ней, читались, миллионы судеб Советских граждан. И об этих страшных днях, той войны, должны знать и их правнуки. Вот она и решилась, предложить своей классной руководительнице, Ирине Петровне, пригласить, для выступления на уроке Мира, Михаила Семёновича. А он, к её удивлению, согласился сразу и без уговоров.
Взгляд ветерана, пробежался по лицам учеников, сидевшим за партами. И они, не выражали особого интереса к происходящему. Воспринимали как данность, нужно просто отсидеть, и всё.
За спиной ветерана, звучит празднично и строго голос учительницы:
– Сегодняшний урок начался. И посвящён он, 70-летию Победы Советского народа над фашистской Германией и её союзниками. Мы все, знаем, о тех далёких и трагических днях, лишь понаслышке. Но сегодня, у нас в гостях, дедушка Марины Сергеенко, Михаил Семёнович Сергеенко! Поприветствуем гостя! Он прошёл войну, от первого до последнего дня!
Школьники встали, произнеся что-то вроде «здрасьте» и вернулись на свои места.
В классе, послышалась возня и клацанье телефонов. Ветеран внимательно, и без спешки, оглядел школьников, повернулся к своей внучке и подмигнул ей.
– Ребята! Давайте, внимательно послушаем, нашего уважаемого гостя! – строго, закончила свою вступительную речь учительница, Ирина Петровна. Намекая, что нужно убрать телефоны и внимательно выслушать гостя.
Михаил Семёнович, нарочито медленно, перевёл взгляд с Ирины Петровны на школьников, сидевших за партами напротив него, чтобы дать им возможность, приготовится к беседе и самому перевести дух и собраться с мыслями. Ему казалось, что от сильного волнения, пересохло во рту, и стоит открыть его, то слова, застрянут там навсегда. Но к его большому удивлению, этого не произошло.
– Ребята… Ребята, давайте сейчас, сделаем так… Вы, задаёте мне вопросы, а я попробую на них ответить. – Произнёс первые слова ветеран. Возня и шёпот, переговаривающихся детей, стал нарастать. – И, пожалуйста, как говорил, мой знакомый одессит, «Сделайте мне, тишину! Я имею мысль!», и спрячьте телефоны в портфели.
– В смысле? – недоумённо и возмущённо выкрикнул рыжий ученик, со среднего ряда, сидевший вальяжно раскинувшись на стуле за последней партой, то и дело, что-то набирая в своём «айфоне».
– На коромысле! – резко и жёстко, осадил его гость.
– А как же, общение?! – понизив тон, спросил всё тот же юноша.
– Рыжик, если не заметил, мы и так общаемся! – подмигнул, наглецу и выскочке, Михаил Семёнович, сменив гнев на милость. – А то, что ты называешь общением, этот по-другому называется… Я б тебе сказал, да тут женщины… Кончай, словоблудием заниматься!
В классе хохотнули.
– Ну и как? – не унимался школьник. – Как, называется?
– Плевком в душу! – ветеран, не сводил взгляда с парня. И под его тяжёлым взглядом, парень опустил глаза. – Вот если сам, по доброй воле, не положишь телефон, то выйдешь сюда, на моё место, и будешь, вместо меня, всему классу рассказывать, полную историю Второй мировой войны. А я, проконтролирую! Кстати, когда она началась? – как бы невзначай, спросил ветеран, и с хитрецой во взгляде, посмотрел на собеседника. – Если ответишь правильно, то можешь быть свободным. Я, лично, освобождаю тебя от этого урока! Ирина Петровна, вы же, не возражаете, если я тут у вас, немного покомандую?
– Я, только «за»! – строго и с укоризной смотрит на ученика. – За одно, и проверим знания, да Сарычев?
– Ого! Так, нечестно! – десятиклассник, заёрзал на стуле. – Вы, сразу валите! Я, должен, сначала подготовиться.
– Валю?! Кого валю? – Михаил Семёнович огляделся по сторонам. – Да нет, Сарычев, вроде бы, все сидят на стульях… Никто не валяется… Но если надо, повалю, одной левой! А пока, просто спрашиваю.
– Прямо, как на экзамене… Блин! – недовольно вздыхая, пробурчал Сарычев.
– А как, ты хотел?! – ветеран посмотрел на ученика, и серьёзно спросил, – Думаешь там, на фронте, у нас было время подготовиться? Вот тебе, сколько годков сейчас?
– Семнадцать, а что? – рыжий Сарычев, с интересом поднимает взгляд на старика.
– В сорок первом, вот такие же, как ты мальчишки, аккуратно подделав год рождения в своих документах, уже стояли со мной, плечом к плечу в строю с винтовками в руках, и дрались насмерть. Без всякой подготовки. Схватывая, так сказать, всё на лету.
– И пулю, тоже… налету… – с сарказмом произнёс десятиклассник.
– Да и пулю. Кто осколок. А кто, и под фашистским танком погибал, с гранатою в руках… – ветеран сделал глубокий дох и выдох, – Но перед этим, он успел уложить нескольких фрицев и, умирая, подорвать вражеский танк! – он вновь, перевёл взгляд на ученика. – А ты, что сделал для своей страны? А? Кроме того, что стираешь пальцы об экран своего крутого телефона?
– Ладно, я убрал! – показывая руки, ответил Сарычев.
– Молодец! – похвалил Михаил Семёнович рыжика, ещё раз взглядом окинул класс, – А ответ, на мой вопрос, прост. Началась она, в сентябре 1939 года. Учите историю! Если хотите жить в своей стране. Кто знает прошлое, тот правит миром… Ладно. Продолжим. Извините, Ирина Петровна, мы немного отвлеклись! – произнёс Михаил Семёнович, поворачиваясь к учительнице, – Если, все телефоны убраны, – по классу прокатился лёгкий шорох, одноклассники его внучки, прятали в сумки телефоны, – то я, слушаю ваши вопросы!
Ветеран, не торопил детей. Он понимал, что нужно дать детям время, собраться с мыслями. После непродолжительной паузы, с первой парты поднялась рука.
Ирина Петровна, показывая рукой, на поднявшую рука ученицу:
– Давай, Терещенко! – разрешила учительница, и сама украдкой, посмотрела на Марину Сергеенко, как девочка реагирует на такую перепалку. Но та, сидела спокойно, и по её поведению, Ирина Петровна поняла, что Марина, прекрасно знает, что её прадед, справится и сам. И облегчённо выдохнула.
Терещенко, вставая, зацепила рюкзак, тот упал. Девушка, быстро его подняла и, задала свой вопрос:
– А вам, там, ну… на войне, страшно было? – немного стесняясь, спросила с накрученными волосами девушка, не сводя глаз, с многочисленных наград ветерана.
Губы, Михаила Семёновича, тронула улыбка.
– Тем, кому страшно не было, давно в земле лежат… Они, все погибли, в тяжёлых боях, заслонив собой своих родных и землю нашу. Кто страха не испытывал, тот гиб первым… – улыбка сошла с губ, – Кто геройски, а кто и по глупости… Страшно… Очень страшно. Страх на войне, человека жить заставляет… И мне, было страшно. Пуля ведь, всегда прилетает, когда ты её не ждёшь, не слышишь, не боишься… Но, не страх на фронте самое страшное! – он посмотрел на девочку задавшую вопрос, – А ежедневное… точнее сказать, ежеминутное ожидание своей смерти. И вот это, действительно, давит и ломает человека… Даже, самого смелого и отчаянного головореза. На войне, смерть ходит прямо у тебя за спиной, и держит, свою костлявую руку, около вашего сердца, и студит его, своим смертным холодом. Как только, человек поддался этому чувству, всё, считай готов. Похоронка придёт домой.