banner banner banner
Москва купеческая. Как купцы себе и нам столицу построили
Москва купеческая. Как купцы себе и нам столицу построили
Оценить:
 Рейтинг: 0

Москва купеческая. Как купцы себе и нам столицу построили

В 1923 году музей пополнится картинами из коллекции Сергея Щукина и будет переименован в Государственный музей нового западного искусства, который просуществует вплоть до 1948 года. Тогда же в особняке начнет работу Академия художеств СССР (сейчас Российская академия художеств).

После закрытия музея картины и произведения искусства, собранные Морозовым и Щукиным, поделят между собой Эрмитаж и Пушкинский музей…

Морозовы через Финляндию выехали в Швейцарию, где получили паспорт для своей несовершеннолетней дочери. Затем они добираются до Великобритании, где на их счетах в банках продолжают храниться деньги. Ранее их использовали для закупки оборудования Тверской мануфактуры. Теперь они должны были обеспечить семье новую жизнь.

Новым домом для Морозовых становится Франция. В 1920 году Иван Абрамович даст свое единственное интервью швейцарскому журналисту, который в том числе задаст вопросы о намерениях Морозова создать новую коллекцию искусства. Несмотря на финансовые возможности, Иван Абрамович эту идею отвергает.

Состояние здоровья Морозова из-за всех переживаний и трудностей резко ухудшилось. В 1921 году семья отправилась на отдых в Карлсбад (сейчас Карловы Вары), где у сорокадевятилетнего Ивана Абрамовича случился сердечный приступ. Спасти его не удалось.

Он был похоронен на Городском кладбище Карлсбада, но спустя непродолжительное время его могила была потеряна. Долгие годы о ней не было никаких известий, пока местный краевед не обнаружил скромную плиту с каменным крестом, находившуюся в крайне запущенном состоянии.

Иван Абрамович Морозов – один из самых известных и выдающихся русских коллекционеров и меценатов, благодаря которому мы сегодня имеем возможность приходить в музеи и любоваться мировыми шедеврами. Его коллекция была собрана с такой тщательностью, что мы вправе предполагать в нем редкий дар – видеть шедевры. Что бы это ни было – насмотренность или врожденный вкус, но Иван Абрамович умел понимать суть картин и безошибочно определять их будущую значимость.

Жена-балерина и неизвестная коллекция. Михаил Рябушинский

Особняк Зинаиды Морозовой / Михаила Рябушинского. Ул. Спиридоновка, 17

Все мы знаем коллекции Ивана и Михаила Абрамовичей Морозовых, братьев Третьяковых и Щукиных. Сейчас они составляют ценнейшую часть собрания многих российских музеев. Но слышали ли вы когда-нибудь о коллекционере Михаиле Павловиче Рябушинском? Он собирал картины российских и французских художников, владел экспонатами, о которых мечтали другие коллекционеры, планировал в будущем передать свой особняк и коллекцию в дар городу. Но после революции память о нем постепенно стиралась. И в наши дни Михаила Павловича часто знают только как одного из братьев Рябушинских, наследников семейного дела.

Семья Рябушинских

Семья Рябушинских берет свое начало из Калужской губернии, где в начале XVIII века родился крестьянин Денис Кондратьев. Первую часть своей жизни он относился к Свято-Пафнутьевскому Боровскому мужскому монастырю, при котором работал стекольщиком. Затем он перешел в категорию экономических крестьян.

Категория экономических крестьян появилась в результате реформы императрицы Екатерины II о секуляризации церковных земель. Около двух миллионов человек перешли в ведение коллегии экономии. Для них натуральный оброк (барщина) был заменен на подушный денежный оброк.

Сын Дениса Кондратьева, Яков, родился в 1733 году, работал резчиком по дереву и занимался мелкой торговлей. Он был женат, в браке родились три дочери и четыре сына, двоих из которых семья отправила в Москву для работы в качестве мальчиков в торговой лавке. Сыновьям Михаилу и Артемию было на то время 12 и 14 лет соответственно. Сложно представить, насколько подросткам, впервые оказавшимся так далеко от дома, было сложно начинать новую жизнь. Но братья были полны решимости преуспеть.

Уже в 1802 году (Михаилу на тот момент исполнилось 16 лет), братья вступают в третью гильдию московского купечества и начинают вести дела по торговле тканями самостоятельно. Причиной такого быстрого взлета могло стать сильнейшее желание добиться успеха в большом городе и оправдать надежды родителей, а также выгодная женитьба старшего брата Артемия. Скорее всего, можно говорить о совокупности этих факторов.

После переезда в Москву братья переходят в старообрядчество. Как и в случае их быстрого финансового успеха, мы можем только догадываться об истинных причинах подобного развития событий. Принадлежность к раскольникам могла принести финансовую выгоду – среди старообрядцев была развита взаимовыручка, ведь на помощь государства они рассчитывать не могли. Молодым и перспективным оказывалась финансовая помощь, и для кого-то это был весомый аргумент в пользу смены веры. Говоря о Михаиле и Артемии, нельзя забывать, что они выросли вблизи Свято-Пафнутьева монастыря рядом с Боровском, где были похоронены активные деятельницы раскола сестры Феодосия Морозова и Евдокия Урусова (в девичестве Соковнины). Это могло оказать на мальчиков влияние еще в детстве.

Так или иначе, переход в старообрядчество состоялся. Тогда же братья меняют фамилию с Денисовых (по имени дедушки) на Рябушинских, взяв за основу название слободы Ребушинская, в которой они выросли.

Собственное дело братьев стабильно развивается вплоть до 1812 года, который ознаменовался Отечественной войной. Опасаясь скорого прихода войск Наполеона, Рябушинские уезжают из Москвы. Вернувшись год спустя, они обнаруживают, что их склады с товаром сгорели и были разграблены. Не имея возможности «объявить капитал» (для вступления в гильдейское купечество необходимо было раз в год показать наличие определенной суммы), братья переходят в мещанское сословие.

Купцов, которые не могли по каким-либо причинам в конце года «объявить капитал», то есть показать наличие у себя денег, достаточных для вступления в одну из купеческих гильдий, называли «разгильдяями». В современном понимании это человек, который проявляет себя в делах безответственным, нерадивым, неаккуратным. Вполне вероятно, что эти качества часто приводили к потере купцами денег. Но нашего героя, Михаила, можно назвать «разгильдяем поневоле».

Зачем вообще нужно было становиться купцом? Вступать в ту или иную купеческую гильдию было необходимо, чтобы осуществлять коммерческую деятельность. Достигая определенного оборота в своем деле, предприниматель получал специальное купеческое свидетельство и платил государству налог.

Первое деление на гильдии случилось в 1721 году при Петре I, который издал специальный указ о разделении городского населения (не входившего в аристократию) на две гильдии. К первой относились «банкиры, знатные купцы, докторы, аптекари, иконники, живописцы» и другие. Ко второй – «торговцы мелочным товаром, ремесленники, резчики, столяры, портные».

В 1742 году количество купеческих гильдий выросло до трех (с 1863 года вновь останутся только две гильдии). Для вступления в гильдейское купечество необходимо было «объявить капитал» и раз в год в период с 1 ноября по 1 января уплатить гильдейский взнос. Сумма зависела от гильдии и города (в Санкт-Петербурге и Москве взносы были больше, чем в менее крупных городах).

Михаил Яковлевич устраивается приказчиком к купцу Сорокованову и следующие годы будет работать в качестве наемного сотрудника. Возможно, что его посещали мысли попробовать заново открыть собственное дело, но обстоятельства жизни ограничивали желания. К этому времени Михаил Яковлевич женился на Евфимии Скворцовой, у супругов рождались дети, которых нужно было содержать, и средств для начала самостоятельной торговой деятельности просто не хватало.

Новая попытка построения бизнеса

Спустя 10 лет купец Сорокованов уходит на покой. Свое дело он, однако, передает не наследникам-сыновьям, а трудолюбивому приказчику Рябушинскому. В 1844 году Михаил Яковлевич полностью выкупит лавку своего бывшего хозяина. Помимо непосредственной торговой деятельности, Рябушинский активно ездит по деревням Московской губернии и скупает товар у местных производителей. Труд этот был тяжелый, изматывающий. Но доверить закупку товара Михаил Яковлевич никому не решался.

В преддверии своего 60-летнего юбилея Рябушинский откроет небольшую фабрику по производству шерстяных и шелковых изделий в собственном доме в Голутвинском переулке, который он ранее приобрел для проживания семьи. Вначале она была оснащена 140 ручными станками, но спустя 10 лет фабрика разрастается и модернизируется. На ней появляются паровая машина и самые современные ткацкие станки, выписанные из английского Манчестера.

На фабрике производили самые разные ткани – от простой хлопчатобумажной до эксклюзивного шелка круазе. Для реализации продукции были приобретены несколько лавок в Холщовом ряду Гостиного двора в Москве.

В 1850-х годах появится текстильное производство и в родной Калужской губернии. В селе Чуриково недалеко от Малоярославца будет построена мануфактура на 200 станков с паровым двигателем.

Первое здание фабрики Рябушинских

К моменту своей смерти в 1858 году Михаил Яковлевич уже был купцом первой гильдии и обладал состоянием в 2 миллиона рублей (особенно впечатляюще эта сумма выглядит, если вспомнить, что во второй раз собственное дело Рябушинский начинал, имея капитал всего в 1000 рублей). Фабрику и недвижимость Михаил Яковлевич собирался завещать своей жене Евфимии, но она скончалась раньше него. Семейное дело унаследовали сыновья Павел и Василий.

Второе поколение Рябушинских

Наибольший вклад в процветание семейного бизнеса сделал Павел Михайлович, средний сын. Первенец Михаила Яковлевича Иван еще при жизни отца был исключен из семейного дела из-за женитьбы на «несогласованной» девушке. После свадьбы с Натальей Дементьевной Гавриловой Иван получил от отца лавку и небольшую сумму на первое время для начала собственного дела. Отношения с отцом возобновились только после смерти Натальи Дементьевны.

Александра Степановна Овсянникова

Павел же надежды отца вполне оправдывал – с подростковых лет работал в семейной лавке, вникал в тонкости бизнеса и женился на Анне Семеновне Фоминой, внучке священника Рогожской старообрядческой церкви и проповедника Ястребова, который в свое время оказал большое влияние на Михаила Яковлевича.

Семейного счастья, однако, в этом браке не было. Разность характеров и отсутствие взаимопонимания привели к охлаждению отношений. Существовала и еще одна причина неудовлетворенности Павла Михайловича – отсутствие наследника. У супругов родились шесть дочерей и сын, но он умер в младенчестве. Ситуация усугублялась еще и тем, что у старшего брата Ивана также родились только две дочери, а младший Василий, отвечавший в семейном бизнесе за торговое направление, вообще женат еще не был. Таким образом, дальнейшая судьба семейного дела находилась под вопросом.

После 16 лет брака Павел решился на развод, и следующие 20 лет он прожил холостяком. Дочери в возрасте от 6 до 13 лет остались с ним. Впоследствии он отдаст их на обучение в хорошие пансионы. Большую часть жизни Павла Михайловича в это время занимали деловые вопросы, ну а в качестве отдыха он предпочитал культурные мероприятия – посещение театров и музыкальных концертов.

Время шло. На семейном совете было принято решение искать невесту для младшего брата Василия. Вскоре подходящая кандидатура нашлась в Санкт-Петербурге. Ею оказалась дочь «хлебного короля» Степана Тарасовича Овсянникова Александра. Для знакомства и сватовства в столицу отправился Павел. Василий был человеком замкнутым, светские мероприятия не посещал и вести разговоры с девушками не привык. Во избежание неловких ситуаций со столь щекотливым вопросом решил разобраться Павел, фактически глава семьи.

Приехав в дом Овсянниковых и познакомившись с Александрой, Павел (вот нарочно не придумаешь) влюбился в нее и предложение руки и сердца сделал от собственного имени. Несмотря на то, что жених был на 32 года ее старше, восемнадцатилетняя Александра Степановна согласилась.

Павел Михайлович Рябушинский

В этом оказавшимся на удивление счастливом браке родилось 16 детей – 7 дочерей и 9 сыновей, последний раз Павел Михайлович стал отцом в возрасте семидесяти лет. Младенчество пережили 5 дочерей и 7 сыновей, один из мальчиков, Борис, скончался в возрасте 7 лет. Вопрос с наследниками раз и навсегда был решен. А Василий Михайлович, кстати, так и не женился.

Не получивший систематического образования Павел Михайлович (его отец считал, что самые полезные знания можно получить работая в лавке) много времени уделял поиску лучших учебных заведений для своих детей. Мальчики учились в гимназиях и продолжали свое образование в Практической коммерческой академии и европейских университетах, а девочки получали образование дома, изучая, помимо общих дисциплин, искусство и иностранные языки.

Семь взрослых сыновей! Это означало, что Павлу Михайловичу было кому передать семейный бизнес, несмотря на то что некоторые наследники избрали для себя другой путь.

Николай, Федор и Дмитрий, хотя и оставались пайщиками предприятий Рябушинских, сконцентрировались на других занятиях. О жизни Николая Павловича вы можете прочитать в отдельной главе этой книги. Чем же занимались остальные?

Федор Павлович Рябушинский

Федор, чья жизнь оборвется в возрасте 24 лет от скоротечной чахотки (так раньше называли туберкулез), в 1906 году приобрел «Товарищество Окуловских писчебумажных фабрик», развивая новые сферы семейного бизнеса. Но настоящей его страстью была география. Слабое здоровье помешало ему самому стать исследователем и путешественником, однако, прослушав после окончания гимназии университетский курс лекций по географии, этнографии и антропологии, в 1908 году он решился на организацию большой научной экспедиции для исследования природных ресурсов и потенциала Камчатки. Его поддержало Русское географическое общество, и так называемая Экспедиция Рябушинского, в результате которой была получена ценная информация, использовавшаяся учеными долгие годы, состоялась.

К сожалению, Федор Павлович поехать в экспедицию не смог, его болезнь как раз активно проявила себя, и в 1910 году он скончался. Вместо него в путешествие отправился брат Дмитрий. Во время плавания на корабле он наблюдал за птицами и был поражен их способностью держаться в воздухе, несмотря на порывы ветра. В это время у него впервые возникла мысль занятья аэродинамикой, которая станет главным делом его жизни.

В семейном имении Кучино в 1905 году Дмитрий Павлович построил первый в России Аэродинамический институт. Он представлял из себя двухэтажное деревянное здание с башней; на первом этаже находилась аэродинамическая труба, а в башне – прибор для проведения экспериментов.

После революции Дмитрий Павлович передал институт новой власти и, только убедившись, что дело его жизни будет продолжать свою работу, присоединился к семье. Его жена, Вера Сергеевна, и дети, несмотря на все сложности дороги, сумели добраться до Франции. В Париже он продолжил свою научную деятельность, стал профессором Сорбонны, членом-корреспондентом Французской академии наук, одним из основателей Русского высшего технического училища.

Дмитрий Павлович Рябушинский

Остальные братья, включая героя этой главы Михаила Павловича, занимались семейным бизнесом, активно развивали его и, самое главное, находили в этом счастье и удовлетворение.