banner banner banner
Сердце Часовщика
Сердце Часовщика
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сердце Часовщика

Сердце Часовщика
Магнус Спрингс

Гениальный часовщик из мира стимпанка ищет лекарство от смертельной болезни для своей дочери, но волею судеб оказывается втянут в политические игры, развязывая гражданскую войну.

Магнус Спрингс

Сердце Часовщика

Глава 1.

Шварцталь был городом контрастов, словно огромный, запущенный часовой механизм, где шестеренки разных размеров вращались хаотично, создавая какофонию звуков и запахов.

В центре города, величественно возвышались роскошные особняки аристократов, с величественными башнями, огромными садами и фонтанами, внутри которых регулярно происходили знатные приемы и балы. Из их окон лились струи света, озаряя темные улицы и отбрасывая длинные тени от массивных ворот. В садах щебетали паровые птицы, сделанные из золота и драгоценных камней, а на фонтанах играли водные струи, высекая радужные брызги в темноте.

За этими особняками, за высокими стенами и железными воротами, прятались тесные, закопченные кварталы бедняков. В них стояли старые каменные дома, с тесными комнатами и дырявыми крышами. Улицы были узкими, грязными и покрыты толстым слоем смога, который исходил от фабрик и паровых машин. По ним бродили уставшие люди, их лица были покрыты пылью и отчаянием. В темноте светились лишь редкие керосиновые фонари, отбрасывая жуткие тени, как от призраков, и освещая лишь небольшие участки дороги.

Над Шварцталем непрерывно висели клубы дыма и пара, которые исходили от фабричных труб и паровых машин. Этот дым смешивался с запахом машинного масла, горелого угля и металла, создавая неприятную атмосферу. В этом запахе чувствовалась не только тяжесть труда, но и отчаяние жителей, которые не могли избежать этого зловонного воздуха.

Шум города был непрерывным и громким. Грохот паровозов, свист паровых машин, стук молотов в кузницах, крики торговцев на рынке – все это сливалось в неумолимый ритм промышленной жизни. В этом шуме не было места тишине и покою, он отражал беспокойство и безнадежность жителей Шварцталя.

Шварцталь был городом противоположностей, где роскошь аристократов соседствовала с бедностью простых людей. В нем было все: и красота, и уродство, и надежда, и отчаяние.

Город был «производственной столицей» страны. Именно здесь было совершено множество открытий, которые изменили весь мир. Тут добывались полезные ископаемые, строились машины и механизмы. Это был наиболее механизированный город страны – даже искушенные умы ученых из далекого Ориента порой завидовали такой степени механизации.

Солнце, ныне редкий гость в Шварцтале, проснулось рано и осветило туман, что висел над городом плотной, непроницаемой пеленой. Снизу доносился едва слышный гул механизмов: город проснулся…

На площади Производственного района кипела жизнь. По мощеным улочкам спешили рабочие, их лица были усталыми, одеты они были в простую рабочую одежду, потертую и измазанную маслом. В воздухе витал запах паровой машины и ржавеющей стали.

Центром площади был рынок. Сотни павильонов из железа и дерева утопали в море людей, шуме и запахах. Здесь можно было купить все: от свежего хлеба до паровых игрушек. Это, конечно, не бутики Аристократического района, в которых прилавки ломились от разнообразия, но тоже ничего.

На одном из павильонов стоял автоматон-продавец. Он был сделан из желтого металла, украшен механическими цветами и блестящими шестеренками, что вращались на его груди. В его глазах горели яркие лампочки, а рот был закрыт тонкой мембраной, через которую он мог произносить слова.

– Свежие овощи из садов Вальдхаузена! – громко провозглашал автоматон железным голосом. – Капуста, морковь, картофель! Все по низким ценам!

Покупатели обращались к нему, задавали вопросы о цене, о качестве товара. Автоматон отвечал спокойно и уверенно, и его речь была чёткой и внятной. Он был частью жизни Шварцталя, ничем не отличаясь от человека, кроме своего механического тела. Таков был технический прогресс.

Рядом с ним стояла старая женщина, с морщинистым лицом и усталыми глазами. Она продавала клубнику и яблоки.

– Как хорошо, что у меня есть помощник, – сказала она автоматону. – Ты такой работяга, никогда не жалуешься, никогда не устаешь.

Автоматон улыбнулся, и в его глазах засверкали лампочки.

– Я здесь, чтобы служить людям, – ответил он. – И очень рад помогать вам.

Женщина улыбнулась в ответ. Автоматоны – это часть Альт-Терры, часть их жизни. Они работают на фабриках, в мастерских, в магазинах. Они убирают улицы, доставляют почту, добывают металлы. Они становятся помощниками, друзьями, членами семьи. Однако они не могли полностью заменить людей, ибо создание автоматонов – достаточно затратное и долгое дело. Кроме того, технология находилась на стадии развития. Поэтому, как правило, они выполняли самую простую работу.

В далеке раздался громкий свисток. Это был сигнал к началу рабочего дня на фабрике. Люди поспешили занять свои места у паровых машин, а автоматоны-рабочие уже ждали их, готовые к новому дню труда.



Мастерская Игната дышала теплом раскалённого металла и тихим тиканьем сотен часов. Запах машинного масла смешивался с ароматом крепкого чая, который он всегда заваривал, работая над очередным заказом. Но сегодня в его руках была не очередная прихоть богатого бездельника, а тончайшие золотые шестерёнки, рубиновые клапаны и медные пластины, которые должны были стать сердцем – сердцем его дочери Анны.

Анна, бледная и хрупкая, как фарфоровая кукла, лежала на кушетке в углу мастерской. Её собственное сердце билось слабо, словно боялось потревожить тишину. Врачи разводили руками – медицина была бессильна. Но Игнат, гениальный часовщик, отказался сдаваться. Если человеческое сердце так похоже на сложный часовой механизм, то почему бы не заменить его идеальным, вечным творением?

Мастерская превратилась в священный храм. Игнат, забыв о сне и еде, проводил дни и ночи, склонившись над верстаком. Слабый свет керосиновой лампы выхватывал из полутьмы инструменты, отточенные до остроты бритвы, крошечные тиски, увеличительные стекла. На столе лежали пинцеты с алмазными наконечниками, молоты, колбы с различными маслами и техническими жидкостями. Под столом же располагались ящики с расходными материалами и деталями, а напротив – открытие современной науки – паровая кузня с небольшой наковальней.

"Анна, моя дорогая, – шептал Игнат, глядя на ее бледное лицо, – скоро ты будешь снова бегать и смеяться." Он вкладывал в каждую деталь сердца всю свою любовь и надежду.

Сердце создавалось словно драгоценное украшение, каждая деталь вытачивалась, полировалась и подгонялась с невероятной точностью.

Сначала Игнат выковал из меди корпус, по форме напоминающий настоящее сердце. Он использовал тончайшие золотые листы для создания клапанов – четыре искусных лепестка, способных открыть и закрыть путь крошечным рубиновым цилиндрам, имитирующим желудочки.

Мелкие шестерёнки из серебра, соединённые платиновыми цепями, образовывали сложный механизм, отвечающий за ритмичные сокращения сердца. Игнат работал с помощью лупы, его пальцы, грубые от старой работы, двигались с невероятной ловкостью. Основная функция сердца легла на центральную шестеренку с 39 зубьями. Она была бережно отлита из бронзы, а затем заточена микроточилом при помощи увеличительного стекла и микрометра.

Каждый элемент проверялся и перепроверялся. Мастер использовал миниатюрные пружины и балансиры, чтобы обеспечить плавность хода и избежать лишней нагрузки на хрупкий механизм. Одна из вспомогательных пружин никак не хотела вставать на свое место, постоянно норовя выскочить из корпуса изобретения, однако вскоре сдалась и покорно поддалась усилию мастера.

Многие дни и ночи провел гениальный часовщик в своей небольшой мастерской. Ювелирная работа требовала невероятной точности, ведь любая, даже самая незначительная ошибка, могла помешать задумке Игната. Параллельно мастер выполнял различные заказы на ремонт часов, парочайников и музыкальных шкатулок. Как-то раз кто-то даже притащил механического пароосла – у того отказали задние конечности. Несмотря на то, что мир давно шагнул в эпоху пружин и пара, человечество еще не придумало способа обойтись без еды и воды, потому Игнат был вынужден продолжать свою работу.

И вот, наконец, оно готово – сердце часовщика. А если быть точнее, то будущее сердце Анны. Работая на шестеренках, пружинах и энергии пара, оно могло стать спасением для дочери гениального мастера. Медное тело сердца переливалось под светом ультрафиолетовой лампы, а изнутри слышался тихий, но четкий мерный стук. Стеклянное «окошко» на корпусе изделия позволяло видеть все, что происходит внутри – отчетливое движение механизмов, вращение зубчатых колес, амплитуду сгибания и разгибания пружин. Такое изделие и впрямь походило на настоящее человеческое сердце.

Глава 2.

5 лет тому назад Анну сразил недуг, который жители Шварцталя прозвали "бледной лихорадкой". Болезнь пришла внезапно, словно холодный ветер с гор, окутав узкие улочки промышленного района, где ютилась мастерская Игната. Так началась пандемия.

Сначала заболевали дети. Их кожа становилась прозрачно-бледной, глаза тускнели, а движения замедлялись, словно куклы, у которых заканчивается завод. Взрослые страдали реже, но болезнь протекала у них тяжелее, подтачивая силы и превращая крепких работяг в стариков. Вирус поражал сердце. С каждым днем сердце человека, зараженного белой лихорадкой, билось все тише, а кожа становилась все бледнее.

Врачи были бессильны. Они разводили руками, бормоча что-то про некачественный воздух, загрязненный выбросами фабрик, про неизвестный вирус, поражающий сердце. Никакие лекарства не помогали. Люди угасали медленно, но неуклонно, как свечи на сквозняке. Правительство Альт-Терры решило ввести крайние меры – самоизоляция, ограничения на въезд и выезд, усиление контроля границ. К несчастью для всех, оказалось слишком поздно.

Анна заболела в десять лет. Она всегда была маленькой хрупкой девочкой, с бледной кожей и большими, любопытными глазами. Болезнь поглощала её постепенно, забирая силы, радость и детскую живость. Игнат, видя, как угасает его единственная дочь, был готов на всё, чтобы спасти её.

Он не согласился с беспомощностью медицины. Будучи часовщиком, он привык разбираться в сложных механизмах, находить причину поломки и устранять её. Человеческое сердце тоже механизм, хоть и гораздо более сложный, пусть и состоит не из шестеренок и стали. Игнат был уверен, что сможет исцелить сердце своей дочери, даже если придется заменить его совершенно новым.

Детство Анны целиком и полностью проходило в стенах мастерской ее отца. Игнат занимался ее обучением грамоте и счету, а также рассказывал и показывал основы своего ремесла. В определенный момент Анна заинтересовалась часовыми механизмами и до болезни даже была своеобразным оруженосцем-подмастерьем. Пытливый ум, ловкость рук ови острое зрение, передавшиеся ей от ее отца, всячески способствовали ее развитию в этом нелегком деле. Каждый день она наблюдала, как ее отец ловко орудовал пинцетом и увеличительным стеклом, вдыхая жизнь в старые потрепанные карманные часы клиента, или пробуждая очередного «севшего» автоматона. И не существовало для Анны более интересного занятия, чем наблюдать за движениями отца.

Да, детство дочери мастера-часовщика отличалось от того, что обычно было у других детей. Однако оно было наполнено любовью и радостью – отец создавал для нее замысловатые механические игрушки, а перед сном читал ей рассказы о истории мира, гениальных изобретателях и машинах, которые были способны покорить небо и землю. Пусть у Анны почти и не было близких друзей, она была довольна такой жизнью.

Судьба жены Игната окутана печалью и тайной, о которой он очень не любит говорить. Никто не знает, что произошло с Марией. Ходили слухи о том, что ее сразила болезнь, кто-то же говорил, что виной всему была врачебная ошибка. Анна знает немного – крупицы, собранные по обрывкам фраз, вздохам и меланхоличному взгляду отца, когда он смотрит на старую, пожелтевшую от времени фотографию молодой женщины с глубокими и добрыми голубыми глазами.

Ее звали Мария, и в тяжелый момент его жизни именно она подарила ему надежду. На их свадьбу он соорудил для жены подарок – уникальное ожерелье – серебряный медальон с часовым механизмом внутри, тиканье которого должно было напоминать о его любви. Они мечтали, как и все, о загородном доме, о большой семье и детях. К сожалению, не всем мечтам суждено сбыться, и судьба распорядилась иначе.

Мария умерла при родах. Горе сломило одинокого отца, однако со временем ему удалось восстановиться.

Фотография жены по сей день стоит на самом видном месте мастерской, напоминая о былом.

Глава 3.

Движимый идеей спасения дочери, часовщик пришел к созданию сердца. Теперь, спустя столько лет, оно лежало перед ним на столе. Наконец, настал момент истины. Он глянул в окно. Темнело, и неудивительно – стояла середина ноября. Ночь старательно пыталась окутать город, но мастерская Игната оказалась для нее неприступной крепостью. «С этого дня все изменится» – подумал Игнат про себя. Он несколько раз повернул ключ завода по часовой стрелке и замер в ожидании. Раз, два, три… Однако ничего не происходило. Игнат ужаснулся. Он поворачивал ручку завода еще и еще, но безрезультатно. Мастер впал в уныние, его мир рухнул, ведь теперь он не сможет спасти дочь, которая и была его миром. По его щеке покатилась слеза. Он не смог запустить собственное творение – вопреки всем законам физики и механики, оно не работало.

– Не может быть, – еле слышно сказал он. – вероятно, ошибка в схеме… Я должен попробовать еще…