banner banner banner
Иерусалим. Взлет и крушение Великого города
Иерусалим. Взлет и крушение Великого города
Оценить:
 Рейтинг: 0

Иерусалим. Взлет и крушение Великого города


В 63г.д.н.э. после трехмесячной осады город был взят римлянами под предводительством Помпея, однако храмовые сокровища остались в неприкосновенности. Известно, что Gnejus Pompeius Magnus в 67г.д.н.э., с войском и кораблями отправился к Киликии – главному гнезду пиратов, взял Антикраг, Краг, разорил базы пиратов, захватил около 400 кораблей, истребил до 10.000 человек и быстро закончил войну в области восточного бассейна. Затем он был назначен наместником Вифинии и Киликии с возложением на него войны против царей Армении – Тиграна, и Понта и Боспора – Митридата. В 66г.д.н. э. Помпей появился в Понте, занял Армению и продиктовал Тиграну условия мира, по которым к римлянам отошли Финикия, Каппадокия, Сирия, Киликия, Софена и Кордуена. В 65г.д.н.э. он прошел по южному Кавказу и смирил албанцев и иберов. Затем в 64г.д.н.э. вернулся в Понт и овладел его городами. В 63г.д.н.э. с прекращением войны им были устроены провинции Вифиния и Понт, Киликия, Сирия. Никаких войн в Палестине в 67—63г.д.н. э. Помпей не вел и тем более не мог создавать у себя в тылу очаг войны. Все его войны шли в Малой Азии и северной Сирии.

Вступивший, с дозволения римлян, в 37г.д.н.э. на престол в Иерусалиме сын идумейского князя Антипатра Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. При этом на завоевание им страны направлялись римские войска из Сирии и Палестины. Октавиан Август назначил его царем, а Антоний расширил его владения, присоединив к ним области Палестины, а затем сделал его вообще главой всей Сирии. Сыну его Антипатру, досталась четвертая часть владений.

Беда Достопочтенный: «О счете времен. 3903г. Птолемей Дионисий, 30 лет… Итак, Помпей, придя к Иерусалиму, захватил город, отворил Храм и, войдя в святая святых, увёл с собой побеждённого Аристовула, а первосвященство утвердил за Гирканом. Затем он назначил Антипатра, сына Ирода Аскалонита, прокуратором Палестины, а Гиркан оставался в должности первосвященника 34 года. Захватив Иерусалим, Помпей обложил иудеев данью.

3966г. Октавиан Цезарь Август, вторым из римлян правил 56 лет и шесть месяцев; от него римские цари называются августами…

В 11-й год Августа, когда в Иудее окончилась власть первосвященников, Ирод, не имея на то никаких прав, а именно, будучи сыном Антипатра Аскалонита и матери Киприды Арабской, получил от римлян власть над иудеями и удерживал её в течение 36 лет.

Дабы не быть случайно уличённым в безродности и чуждости иудейскому семени, он сжёг все книги, в которых писалось о знати иудейского народа и которые хранились в Храме, чтобы ввиду отсутствия доказательств считаться подходящим для царского трона. Кроме того, чтобы смешать своё потомство с их царским родом, он, прогнав Досиду, женщину из Иерусалима, на которой он женился ещё будучи частным лицом, и рождённого от неё сына, Антипатра, взял в жёны Мариамну, дочь Александра и внучку Аристовула, брата Гиркана, который был до него царём Иудейским…

В 47-й год правления Августа Ирод, страдая от водянки и кишащих по всему телу червей, умер жалкой и достойной его смертью; поставленный вместо него Августом Архелай, сын Ирода, правил девять лет, то есть до самой смерти Августа. Ввиду того, что иудеи, не вынося более его жестокости, обвинили его тогда перед Августом, он был выслан во Вьенну, город в Галлии, а вместо него с целью уменьшения силы и значения Иудейского царства была назначены с титулом тетрархов четыре его брата – Ирод, Антипатр, Лисий и Филипп; из них Филипп и Ирод, который прежде звался Антипой, были поставлены тетрархами ещё при жизни Архелая».

Юлий Африкан: «Историография. Коротко о делах Гиркана, Антигона, Ирода, Августа, Антония и Клеопатры… Марк Антоний взял под свое господство Азию и прилегающие к ней районы. Тогда же среди иудеев начались протесты против правления Ирода. Но Марк Антоний предал посланцев от противников Ирода смерти и вернул Ироду царство. Впрочем, вскоре после этого Ироду снова пришлось спасаться бегством из Иудеи вместе с первосвященником Гирканом и Фазаэлем, своим братом и снова искать помощи у Антония. Не имея популярности в народе, Ирод вынужден был мечом возвращать себе царство. В конце концов, он одержал победу, и Антигон бежал к парфянам. Там он заручился поддержкой парфянского царя… Ирод же бежал к арабскому царю Малиху. Тот из страха перед парфянами отказал Ироду, и беглец пришел за помощью в Александрию к Клеопатре. Тогда же прошли 185-е олимпийские игры… Когда же к Киликии приблизился

Антоний, Клеопатра поспешила ему навстречу, дабы обезопасить себя и свою страну. Ирода же она оставила в Александрии, поручив ему следить за Египтом в ее отсутствие. Ирод же настоятельно просил ее не оставлять ничего в его владении покамест он не вернет себе свою страну. Клеопатра согласилась и взяла его с собой. Антоний, увидев Клеопатру, без памяти влюбился в нее, и вместе они отослали Ирода в Рим, к Августу, который дал ему в помощь римских солдат в Палестине и Сирии, чтобы те вернули Ирода на иудейский трон…

Через три года они победили Антигона и привели его живым к Антонию. Антоний же провозгласил Ирода царем и также вверил под его начало города Гиппон, Гадару, Газу, Иоппию, Антедон, часть Аравии, Трахонитиду, Аураниду, Сацию и Галаниду, а также Сирию. Октавиан Август и сенат объявили Ирода царем Иудеи…».

Ирод принял роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству, восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями города своей страны. Иерусалим пришел в цветущее состояние и украсился великолепными зданиями (театр, амфитеатр). В то время Иерусалим распадался на верхний город, нижний город или Акру (Сион), храмовый квартал и предместье. В верхнем городе Ирод выстроил великолепный дворец, наружные стены и башни которого отчасти сливались с городской стеной. Позднее этот дворец стал резиденцией римских наместников на время великих праздников. Он построил крепость Антония и с особым великолепием возобновил храм, обильно украсив драгоценными камнями и золотом, соединив его с западными частями города многочисленными мостами. Перестройка началась в 20г.д.н.э., но была закончена в 62—64г. При Архелае возник новый квартал, названный новым городом (Кенополис). Последнее расширение на 30 или 60 га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу третьей стеной, но под нажимом римлян был вынужден остановить ее строительство. В эту эпоху, по словам Иосифа Флавия, Иерусалим имел свыше 200.000 жителей, при окружности в 33 стадии (6,3 км). Площадь современного Иерусалима в этот период достигала приблизительно 2,6 кв. км, а население, 30.000 человек.

Доримские постройки современного Иерусалима не известны точно. Барис (Birah) который был расширен и перестроен Иродом Великим и назван в честь Марка Антония – Антонией, помещается или около медресе ал-Омария или южнее, на месте Мечети Омара. Ученые утверждают, что фактически дворец Хасмонеев еще не найден и не идентифицирован. Все, что говорится по этой части – всего лишь гипотезы, причем отличные друг от друга. Более того, есть доводы, что и Храмовый комплекс, традиционно считающийся детищем Ирода Великого, размеры и конфигурацию которого воспроизводит сегодня Харам аш-Шариф, на самом деле был спланирован и построен при Адриане.

Глава 5 Войны с Римом

Как сообщает Иосиф Флавий, еще Александр Македонский при основании Александрии дал иудеям равные права с македонцами (т.е. завоевателями). Ряд привилегий в Римской империи иудеи получили от Цезаря, эти привилегии были подтверждены Августом. Они были освобождены от подати, им была разрешена посылка дани в Иерусалимский храм (в то время как вообще вывоз золота воспрещался), их собрания контролировались самоуправлением, они имели юридическую автономию (в то время как римское право считалось одним из основных средств унификации империи). Фактически это была экстерриториальность. Только иудейские общины носили название «народа» (laos) и, наоборот, никогда не назывались, как другие национальные общины «сообществом» (synodos).

Тетрахи из идумейской династии правили частями Палестины и Сирии до 102г. Хотя полагают, что Иудея тогда была превращена в римскую провинцию и управлялась римскими прокураторами из Кесарии. Управление Иерусалимом находилось в руках первосвященника и Синедриона.

Беда Достопочтенный: «О счете времен. 3979г. Тиберий, пасынок Августа, то есть сын его жены Ливии, рождённый от её предыдущего мужа, правил 23 года. В 12-й год своего правления он назначил прокуратором Иудеи Пилата. Тетрарх Ирод, который удерживал власть над иудеями в течение 24 лет, основал в честь Тиберия и его матери Ливии Тивериаду и Ливиаду.

3984г. …Агриппа по прозвищу Ирод, сын Аристовула, сына царя Ирода, обвинитель тетрарха Ирода, отправившись в Рим, был брошен Тиберием в оковы, но приобрёл там дружбу очень многих людей, в том числе Гая, сына Германика.

3993г. Гай по прозвищу Калигула правил три года, десять месяцев и восемь дней. Освободив из оков Ирода Агриппу, своего друга, он сделал его царём Иудеи, и тот оставался на троне семь лет, то есть вплоть до 4-го года Клавдия; когда он был поражён ангелом, ему на троне наследовал его сын Агриппа, который занимал эту должность 26 лет, то есть до самого истребления иудеев. Тетрарх Ирод, добиваясь дружбы Гая, по принуждению Иродиады прибыл в Рим, но обвинённый Агриппой, лишился тетрархии и, бежав в Испанию, погиб вместе с горем Иродиады».

Произвол римских прокураторов и нарушение древних прав вызвал осенью 66г. восстание, вскоре превратившееся в настоящую войну. Небольшой римский гарнизон, стоявший в Иерусалиме, был уничтожен, отряды Агриппы II изгнаны из города. Война шла в городах, горах и море. Даже в Риме действовали иудейские мятежники, изгнанные из него императором Клавдием. Во время Иудейской войны иудейские суда занимались пиратством, нанося римлянам значительный урон. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей»; на одной из монет в его честь победы легенда – «Victoria Navalis» (Морская победа). Летом 68г. к стенам Иерусалима подступил римский экспедиционный корпус под предводительством Веспасиана. В начале июля 69г. Веспасиан был провозглашен римским императором. Весной 70 года римляне под командованием его сына, Тита, начали решительное наступление. Яростное сопротивление заставило Тита отказаться от штурма стен и попытаться взять город измором. Осада Иерусалима и бои за город продолжались пять месяцев. Римские легионы наглухо блокировали город. В нем возник сильный голод и от которго погибло 115.880 человек. В 70г. город и храм были до основания разрушены римлянами. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. Вообще легион размещался в Сирии (Кирра), а затем его лагерь был в Айле (Эйлат). Никаких новых укреплений в городе римляне не возводили. После взятия Иерусалима, война ещё продолжалась, последней пала Массада.

Взяв город, Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф. После Иудейской войны появилось латинское выражение – «иудейская дерзость» (De insolentia iudaeorum).

Беда Достопочтенный: «О счете времен. 4021г. Нерон, 13 лет, 7 месяцев, 28 дней… Феста в должности наместника Иудеи сменил Альбин, Альбина – Флор. Не перенеся его распущенности, жадности и прочих пороков, иудеи восстали против римлян; Веспасиан, отправленный против них в качестве начальника войска, захватывает большинство городов Иудеи.

4031г. Веспасиан, 9 лет, 11 месяцев, 22 дня. Он был провозглашён в Иудее императором своим войском и, поручив ведение войны своему сыну Титу, через Александрию отправился в Рим; во второй его год Тит уничтожил Иудейское царство и до основания разрушил Храм, через 989 лет после его основания. Эта война продолжалась 4 года: два – при жизни Нерона и ещё два – после его смерти».

Иосиф Флавий: «На втором году царствования Веспасиана, в З-й день месяца гарпея, Иерусалим был завоеван. Пять раз он был прежде покорен, причем один раз также разрушен. Раз он был взят царем египетским Асохеем, затем Антиохом, после Помпеем, а за ним Сосием сообща с Иродом.

Во всех этих случаях город был каждый раз пощажен; но еще до них он был завоеван вавилонским царем и им же разрушен спустя 1468 лет и шесть месяцев после его основания (2056г.д.н.э.)».

Сам Тит во взятии Иерусалима видел первоклассный военный подвиг. В своей надписи он гордится этим военным подвигом: «Я покорил народ иудейский и разрушил город Иерусалим; до сих пор все полководцы, цари и народы либо безрезультатно осаждали его, либо даже вовсе не решались на него напасть».

Арка Тита

У Иосифа Флавия находим, что город не был полностью разрушен: «Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя – для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три – чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников».

Говоря о том, что Тит разрушил половину города, Евсевий пишет: «когда при правлении Адриана разгорелось второе восстание евреев, была захвачена и уничтожена вторая половина Иерусалима». Хотя считается что «Хроника» была написана до 323г., в целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792г.), а Praeparatio evangelica издан в первый раз Вигери в 1628г.

Но какой город был разрушен не ясно. В 132—35г. Бар-Кохба, поднял восстание против римлян и три года воевал, опираясь на мощные стены Иерусалима. После его разгрома римляне убили более 580 тыс. человек. Оставшееся население они депортировали. Город был перестроен. В Палестине имеются археологические находки, связанные с восстанием.

Как согласуется опора на мощные стены, хотя ранее город и стены были разрушены, историки не говорят. Но, судя по описаниям, имели место две различных страны с двумя разными войнами. Тем более, что Плиний указывал на город Енгаду как второй Иерусалим.

«Естественная история. Книга 5.70.73. Ab occidente litora Esseni fugiunt usque qua nocent, gens sola et in toto orbe praeter ceteras mira, sine ulla femina… infra hos Engada oppidum fuit, secundum ab Hierosolymis fertilitate palmetorumque nemoribus, nunc alterum bustum. inde Masada castellum in rupe, et ipsum haut procul Asphaltite. et hactenus Iudaea est.

На западной стороне, Esseni бежавшие… и под ними был город Engada, второй Иерусалим, пальмовые рощи плодородные, теперь сожжен. Оттуда, Масада крепость на скале, сама по себе также не далеко от Asphaltite. И до сих пор является Иудеей».

Сенека с возмущением замечал: «Обычаи этого преступного народа получили такое влияние, что приняты почти во всех странах: побежденные заставили победителей принять их законы». Действительно, еврейские историки считают, что их агитация как ничто другое, способствовало разрушению римского традиционного уклада.

Рутилий Намациан в поэме «De reditu suo» (416г.), пишет:

За город выйдя, тотчас мы вступили в тенистую рощу,

Между деревьев ее видим пленительный пруд.

Рыбок веселые стаи водились в пучинах прозрачных:

Ярко на солнце блестя, бойко развились они.

Но наслажденье природой внезапно прервал арендатор,

Более злобный к гостям, чем людоед Антифат.

Был он иудеем, ворчливым и злым: никогда с человеком

Вместе не сядет за стол эта проклятая тварь!

Счет представляет он нам за помятые травы и лозы:

Каждую каплю воды в крупную сумму зачел.

Мы проклинаем в ответ непотребный народ иудеев,

Что над собою творит гнусный, бесстыдный обряд,

Глупых теорий источник, с холодной субботой на сердце —

Сердце ж еще холодней самой религии их.

Каждый седьмой они день пребывают в позорном безделье —

Вялый, ленивый их Бог в этом им деле пример.