Наука, искусство спорт или игра?
Книга первая
Семён Юделевич
Иллюстратор Александр Семёнович Юделевич
Редактор Любовь Клещёва
© Семён Юделевич, 2024
© Александр Семёнович Юделевич, иллюстрации, 2024
ISBN 978-5-4496-2380-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
НЕКОРОНОВАННЫЕ ЧЕМПИОНЫ И ЧЕМПИОНЫ МИРА
От автора
С шахматами познакомился, будучи школьником младших классов, прошел все ступеньки квалификации от пятой категории до КМС. Ещё школьником выполнил первый разряд. В 1953- 54 г. был чемпионом Дома Пионеров города Молотова (Пермь), играл в финалах первенства города Молотова (Пермь). С 1958 г. живу в г. Озёрске Челябинской области. Был неоднократным чемпионом г. Озёрска. В 2000 г. выиграл первенство Челябинской области среди ветеранов. Участвовал в многочисленных турнирах по переписке, играл в полуфинале первенства СССР. В 1987 г. в г. Сочи в открытом первенстве СССР среди любителей (КМС, I р) – был третьим, получил бронзовую медаль. После окончания турнира играл в сеансе одновременной игры с чемпионом мира М. Талем и победил
С детства партии, шахматные истории завораживали, притягивали, как магнит. С шахматами прошёл по жизни, хотя профессионалом не был. Любовь к древней игре привела к тому, что отпуск старался проводить в городах, где проходили крупные шахматные турниры. Чаще всего это был – г. Сочи, где проводились международные Чигоринские турниры. Наблюдал за игрой Спасского, Петросяна, Таля, Смыслова, Карпова, Каспарова, Корчного.
Идея написать шахматную книгу родилась ещё в 70 годах XX в. Пересмотрел почти всю шахматную литературу на русском языке с 20 -х годов ХХ столетия. Решил довести до читателей, увлекающихся шахматами не только партии великих маэстро, но и их мысли: прямую речь, их высказывания о шахматах и шахматистах, краткую биографию, начиная с некоранованных чемпионов мира до претендентов на шахматную корону.
Весь материал рассчитан на III книги, рассмотрен период с XVIII в. до конца ХХ века.Читателю предлагаю первую книгу.Семён Юделевич.Книга первая
I
1.1. Франсуа Филидор 1726 – 1795 г. А) Биография
Даникан Филидор Франсуа Андре родился 7.09. 1726 г. в г. Дрё близ Парижа, умер 31. 08. 1795 г. в г. Лондоне. Сильнейший шахматист второй половины XVIII в. Шахматный теоретик, кроме шахмат занимался музыкой, один из создателей французской комической оперы. В 1747 г. сыграл матч с Ф. Стаммой +8 —1 = 1. Стамма все партии играл белыми, ничьи ему защитывались, как выигрыш.
В 1749 г. Филидор выпустил книгу « Анализ шахматной игры». В 1755 г. Филидор в Париже победил Легаля (результат неизвестен). Последующие 20 лет жизни посвятил музыке. Партии сыгранные Филидором в пору его творческого рассвета не найдены, известны только 70 партий относящихся к последнему периоду его жизни. Его считают основоположником позиционной игры, первым шахматным стратегом.
Б) Цитаты Филидора
1. Пешки должны продвигаться фалангами.
2. Атаку никогда не следует предпринимать раньше, чем ведущие ее пешки будут основательно подкреплены.
3. Настоящие атаки осуществляются многими соединеными фигурами и редко одной или двумя.
4. Пешки, особенно центральные, теряют часть своей силы при продвижении на 5 – ю горизонталь, так как тогда они легко могут подвергнуться нападению вражеских пешек с 6 – й горизонтали.
5. Чем дальше продвинуты пешки к середине доски – тем больше они способны нападать и тормозить развитие фигур противника.
6. Сдвоенные пешки, связанные с другими и к тому же приближающиеся к центру не составляют невыгоды.
7. Если имеешь слона, владеющего белыми полями, надо располагать свои пешки на чёрных полях, если же слон владеет чёрными полями, пешки нужно располагать на белых полях.
8. Когда имеешь проходную пешку, нужно избавиться от слонов противника. Последние способны атаковать пешки и тормозить их движение лучше, чем остальные фигуры.
9. Всегда бывает выгодно обменять вашу пешку «f» на пешку «е» ибо это приводит к захвату центра и, кроме того, вскрывает линию для ладьи.
10. Пешки – душа шахматной партии: от их правильного или плохого расположения зависит успех атаки или защиты; искусство игры ими решает судьбу партии.
11. с4 – лучшее поле, которое может занять слон в начале партии.
12. Когда у вас есть две центральные пешки, следует их так держать, не продвигая ни одну из них до тех пор, пока противник не предложит вам обмен пешками, чего вы сможете избежать, продвинув атакованную пешку.
В) Взгляд со стороны
1.Он был не только выдающимся шахматистом, но и крупным музыкантом – композитором. Основателем французской комической оперы, написавшим более 20 оперных произведений. Ф. Бондаренко.
2.Особенно ценны его анализы окончаний ладья и слон против ладьи, или ладьи с пешками или другие. Ф. Бондаренко.
3. Великий Филидор учил, что фигуры должны располагаться позади пешек, являющихся «душой позиции». С. Глигорич.
4. Родоначальник современного шахматного искусства знаменитый Филидор – в возрасте 23 – х лет опубликовал свой труд, в котором изложил принципы учения, создавшего эпоху в истории шахматного искусства. Н. Греков.
5. В глазах Филидора пешки – не пушечное мясо, а как он говорил «душа партии». Н. Греков.
6. Французский мастер показал важность методического развития и прочного построения игры: он был первым, кто указал на крупную роль в шахматной партии пешки. Н. Греков.
7. Пешки впереди, фигуры сзади – вот в чём, коротко говоря, был план игры Филидора. Г. Каспаров.
8. Первым маэстро, попытавшимся создать теорию позиционной игры, стал живший в эпоху просвещения и философии рационализма великий Француа Андре Филидор (кстати, известный композитор и друг Дидро.) Г. Каспаров.
9. Традиция не просто выиграть партию, но и объяснить, почему она выиграна, восходит к Филидору. Г. Каспаров.
10. Тонкий эндшпиль, где всё висит на волоске, завися от одного темпа, проведён Филидором, играющим не глядя на доску, подлинно мастерски. Э. Ласкер.
11. В истории шахмат мне не удалось найти не одного примера шахматиста, который настолько опережал бы своё время. Филидор был не только сильнейшим среди своих современников, но и опережал ведущих шахматистов своего окружения на полвека. Б. Ларсен.
12. Непосредственное влияние Филидора на современников было незначительным, чтобы оценить нужно, прежде всего, понять, а великий мастер слишком опередил своё время: многие его мысли были просто недоступны. Я. Нейштадт.
13. Ни одна из партий, сыгранных Филидором в период расцвета его шахматного таланта, к сожалению не сохранилась. Я. Нейштадт.
14. Одна из опер Филидора, так понравилась Екатерине II, что русская императрица пожаловала композитору 600 червонцев. Я. Нейштадт.
15. Класс игры противников Филидора был невысок, даже на склоне лет он играл с ними либо одновременно, и не глядя на доску, либо давал фору, и всё же в отдельных эпизодах борьбы чётко вырисовывается творческий облик выдающегося мастера и реформатора шахмат. Я. Нейштадт.
16. У Филидора и самый искуснейший игрок может ещё учиться… Атака его, самая правильная и обдуманная. А. Петров.
17. Он был величайшим шахматным мыслителем из всех, когда – либо живших на свете, Р. Рети.
18. Филидора можно назвать первым в истории шахматным стратегом. Он постигал игру методом дедукции – от общего к частному – и овладел глубиной позиционного лавирования в век, когда ещё царила безоглядная игра на атаку. М. Тайманов.
19. Ему первому, как великому шахматисту и композитору удалось породнить богиню шахмат Каиссу, с покровительницей песнопений Полигимнией. М. Тайманов.
20. До наших дней дошли только партии сыгранные Филидором либо в сеансах, либо на дачу вперёд. Партии матчей с Легалем и Стаммой, увы, утеряны. Б. Туров.
21. Сам король Людовик XV похвалил псалом для хора, написанный одиннадцатилетним Франсуа, стало ясно, что будущее юного музыканта обеспечено. Б. Туров.
22. Современные шахматы начинаются с Филидора. Его «Анализ шахматной игры» оказал влияние на все последующие учения о позиции. В. Хенкин.
23. Франсуа Андре Даникан Филидор родился 7 сентября 1726 г. в маленьком городке Дрё. Его отцу было 78 лет (по другим источникам 73), а матери – 19. В. Хенкин.
24. Проницательная мысль Филидора опередила время на целое столетие. Его противники не понимали, что «пешечная теория» – всего лишь производная, вторичная главное же уяснение цели, общего плана игры. В. Хенкин
25. Избегая смелых и рискованных ходов он, постепенно мало-помалу стесняя своего противника и разменявшись офицерами, побеждал его пройденною пешкой. М. Чигорин.
26.Мы должны признать Филидора создателем позиционного метода т.е. такого способа игры, который основан не на точном расчёте огромного числа вариантов, а на общих принципах, и правилах. М. Эйве.
27. Характерно, что прославленный Филидор почти всегда играл, давая фору противникам, в этом находили своё отражение и гигантская сила знаменитого французского маэстро и характерное веяние его эпохи. М. Юдович.
28. Свой матч с одним из главных соперником сирийцем Стаммой, Филидор играл в 1747 г., давая ничью вперёд и предоставив противнику право выступки во всех партиях. Результат матча на этих условиях был +8 —2 = 0, а фактически счёт +8 —1 =1 в пользу Филидора. М. Юдович.
Г) Творчество. Дебют слона
СМИТ – ФИЛИДОР
Сеанс, не глядя на доску 1790 г.
1.e2 – e4 e7 – e5 2.Cf1 – c4 Kg8 – f6 3.d2 —d3 c7 – c6 в дебюте слона Филидор всегда готовил продвижение d7 – d5 3…. с6 – объективно сильнейшее продолжение 4.Cc1 – g5 нет затруднений у чёрных и после 4.f4 ef 5.C:f4 d5 ничего не обещает белым так же 4.Kf3 d5 5.ed cd 6.Cb5+ Cd7 к наиболее содержательной игре ведет, пожалуй, 4.Фe2
I. 4…. d5 5.ed cd 6.Ф:e5+ Ce7 7.Cb5+ Kc6II. 4…. Ce7 5.Kf3 d6 (или 5…. d5 6.Cb3 0 – 0)Связывая коня f6 и (в случае h7 —h6) соглашаясь на размен слона, противник Филидора рассчитывает затруднить программный ход d7 – d5
4….h7 – h6 5.Cg5:f6 Фd8:f6 6.Kb1 – c3, если белые не хотели допустить движение пешек ферзевого фланга они могли продолжить 6.a4
6….b7 – b5 7.Cc4 – b3 a7 – a5 8.a2 – a3 на 8.a4 могло последовать 8….b4 9.Kce2 Cc5 10.Kf3 d6
8….Cf8 —c5 9.Kg1 —f3 d7 – d6 10.Фd1 – d2 Cc8 – e6 11.Cb3:e6 f7:e6 12.0 – 0 g7 – g5 Филидор задумал пешечный штурм позиции рокировки. Король остался в центре под прикрытием пешечной цепи.
13.h2 – h3 белые хотят предотвратить вскрытие линии. Угрожало 13…. g4 14.Ke1 h5 и h5 – h4
13….Kb8 – d7 14.Kg3 – h2 Лучше было 14.Ke2, намечая d3 – d4
14….h6 – h5 15.g2 – g3 На 15….g4 белые ответят 16.h4, а на 15….h4 – 16.g4
15….Kpe8 – e7 16.Kpg1 – g2 d6 – d5. При некоронованном короле это связано с риском.
17.f2 – f3. Заслуживало внимание 17.Лae1 и затем e4:d5 или17.ed. Место коня – на g6.
17….Kd7 – f8 18.Kc3 – e2 Kf8 —g6 19.c2 – c3 Лa8- g8 20.d3 – d4 Cc5 – b6 21.d4:e5 Фf6:e5. Предпочтительнее сначала разменяться на d5, сделав это поле недоступным для ферзя чёрных. 22.Ke2 – d4. В случае 22.ed Филидор очевидно, взял бы пешку ферзём. 22….Kpe7 – d7 23.Лa1 —e1 h5 – h4 24.Фd2 – f2. Правильно 24.f4, и на 24….gf 25.Kg4 24….Cb6 – c7? Выигрывала 24….hg 25.Ф:g3 Kf4+25.Kd4 – e2 h4:g3 26.Фf2:g3 Фe5:g3+ 27.Ke2:g3 Kg6 – f4+ 28.Kpg2 – h1 Лh8:h3 29.Лf1 – g1 Лh3:h2+ 30.Kph1:h2 Лg8 – h8+ 31.Kg3 – h5 Лh8:h5+ 32.Kph2 – g3 Kf4 – h3+ 33.Kpg3 – g4 Лh5 – h4X.
1.2. Луи Шарль де Лабурдоннэ 1797—1840.
А) Биография
Луи Шарль де Лабурдоннэ родился 1797 г. Он был внуком известного морского офицера, губернатора острова Иль – де – Франс (остров Маврикий), участника войны против англичан. В 1833 г. Лабурдоннэ окончательно разорился, тогда единственным материальным источником стали для него шахматы. В 1834 г. он встретился с Мак – Доннелем (Англия), в шести матчах – результат +44 —30 = 14 в пользу Лабурдоннэ. Основатель шахматного журнала «Паламед». В 1821 г. выиграл матчи у трёх шахматистов. Д. Кохрена 6:1, у своего учителя А. Дешапеля 7:0.
После победы над Мак – Доннелем, Лабурдоннэ был признан современниками сильнейшим шахматистом мира. Умер в Лондоне 13.12.1840 г.
Б) Цитаты Лабурдоннэ
У меня есть надежда, – что я буду жить вечно. Правда, я прожил жизнь, не особенно почитая церковь, но наши доморощенные философы не смогут разрушить эту мою природную веру.
В) Взгляд со стороны
1. В творчестве Лабурдоннэ, на первый план выдвигалась фигурная игра, но действие фигур не рассматривались изолированно вне связи и взаимодействия с пешечной массой. Пешкам отводилась также важная роль – необходимых помощников проведения плана. В. Алаторцев.
2. В творчестве Лабурдоннэ мы видим глубокое позиционное основание, двухстороннюю стратегию, основанную на законе взаимодействия фигур и пешек. В этом заключался источник его большой шахматной силы. В. Алаторцев.
3. Осторожная, позиционная пешечная игра не находили в нем сочувствия. Л. Бахман.
4. Был ярким гением, какова бы не была позиция противника, Лабурдоннэ неустрашимо проводил сой план, смело и находчиво, борясь за обладание центром. Э. Ласкер.
5. В 1833 г. Лабурдоннэ выпустил в свет свой учебник: «Новейшее начертание в шахматной игре», а в 1836 г. начал издавать первый в мире шахматный журнал « Паламед». В. Панов.
6. Многие партии, игранные Лабурдоннэ с достойным его соперником Мак – Доннелем, лучшим из английских игроков доказывают, что оба они знают игру превосходно. А. Петров.
7. Внешне импульсивный Лабурдоннэ строил партию на глубокой позиционной основе. В. Пимонов.
8. Заслуга Лабурдоннэ заключалась в практической постановке широких принципиальных вопросов, относящихся к стратегии шахматной борьбы. Я. Нейштадт.
9. После побед в Англии Лабурдоннэ был провозглашён соотечественниками, величайшим шахматистом Европы. Я. Нейштадт.
10. Чтобы научиться рассчитывать в уме варианты он рекомендует следить за комментариями к партиям, в начале не передвигая на доске фигур.
Я. Нейштадт.
11. Рубеж, определяющий неизбежный в шахматной борьбе риск от неоправданной авантюры Лабурдоннэ переступал редко. Я. Нейштадт.
12. Идея фигурного форпоста перед изолированной пешкой в упрощённом виде выдвинута Лабурдоннэ. Я. Нейштадт.
13. Лабурдоннэ стал следующим после Филидора шахматистом, безоговорочно признанным современниками сильнейшим в мире. Я. Нейштадт.
14. В качестве секретаря Парижского шахматного клуба Лабурдоннэ получал 1200 франков в год, этой суммы не хватало даже на очень скромную жизнь, и Лабурдоннэ вынужден был каждый день играть на ставку (обычно «по франку» за партию), в кафе «Режанс». Я. Нейштадт.
15. Стратегия Лабурдоннэ во многом зависела от того, каким цветом он играл, французский мастер исходил из убеждения, что преимущество первого хода должно обеспечить перевес в развитии, этот перевес можно использовать как в открытых положениях, так и в закрытых, но чёрными он считал открытую игру рискованной и поэтому в ответ на первый е4 так часто обращался к ходу 1….c5.Я. Нейштадт.
16. Когда был не его ход, он неутомимо болтал и смеялся, если течение партии складывалось для него благополучно, и не скрывал досады, когда счастье ему изменяло. Я. Нейштадт.
17. Игра Лабурдоннэ замечательна постоянством и последовательностью в проведении намеченных планов. Х. Фон дер Лаза.
18. Лабурдоннэ подметил, что захват центра и перевес в развитии открывает путь к блестящим комбинациям. М. Чигорин.
19. Лабурдоннэ происходил из знатной дворянской семьи, но разорился в результате неудачных денежных операций и был вынужден стать шахматистом – профессионалом. Его творчество, в котором искусство комбинаций сочеталось с позиционными методами борьбы, было новой ступенью в развитии шахматной мысли. Шахматный словарь.
20. В 1824 г. француз Лабурдоннэ победил ряд английских шахматистов и был провозглашён «величайшим шахматистом Европы». М. Юдович.
Г) Творчество. Королевский гамбит. Мак – Доннель – Лабурдоннэ. Лондон 1834 г.
1.e2 – e4 e7 – e5 2.f2 – f4 e5:e4 3.Cf1 – c4 Фd8 – h4+ Лучшим возражением на гамбит слона (3.Cc4) признана ныне рекомендация К. Яниша. 3….Kf6 и на 4.Kc3 c6. В план чёрных входит контрудар d7- d5 дающий им отличную партию если 5.Фf3 то 5….d5! 6.ed Cd6 7.d3 Cg4 8.Фf2 0 – 0 9.C:f4 Лe8+ и за пожертвованную пешку у чёрных грозная инициатива.
4.Kpe1-f1 d7 – d6 другая возможность 4….g5
5.d2 – d4 Cc8 – g4 6.Фd1 – d3 Kb8 – c6 7.Cc4:f7+ Мак – Доннель не упускает случая нанести комбинационный удар но, оставляя под боем ладью а8, Лабурдоннэ перехватывает инициативу, неудовлетворительно было 7.C:f4 ввиду 7….Фb6. Правильно 7.Cb5! Cd7 8.Kf3 Фh6 9.Kc3 использовать положение короля на f1 чёрным очень трудно. 7….Kpe8:f7 8.Фd3 – b3+ Kpf7 – g6! 9.Фb3:b7 Kc6:d4 10.Фb7:a8 Kg8 – f6
У белых лишнее качество, но они безнадёжно отстали в развитии, ферзь увяз в лагере противника 11.Kb1 – a3 f4 – f3 12.g2 – g3 на 12.gf решает 12….Ch3 13.K:h3 Ф:h3+ если 12.K:f3 C:f3 и 13….Фh3+. 12….Cg4 – h3+ 13.Kpf1 – e1 Фh4 – g4 14.Cg1 – e3 в случае 14.K:h3 выигрывало 14….f2+! 14….d6 – d5
15.Фa8:a7 Kd4 —c6 16.Фa7: c7 d5 – d4 17.Ce3 – d2 Фg4:e4+ 18.Kpe1 – d1 f3 – f2. Чёрные выиграли.
Позиция после 10 хода чёрных.
1.3. Говард Стаунтон 1810 – 1874 г.
А) Биография
Стаунтон Говард родился в Уэстморленде один из сильнейших шахматистов Европы. В 40-х 50 – х годах XIX века. Автор шахматных учебников 1847 и 1849 гг. Кроме шахмат занимался литературой – шекспировед. Играть начал в 19 лет. В 30 лет выиграл матч у У. Поперта (+10 —5 = 6) В 1841 – 42 гг. сыграл около 600 партий с Дж. Кохраном (выиграл около 400). В 1843 г. проиграл матч Сент – Аману +2 —3 =1. В Париже в конце 1843 г. взял реванш +11 – 6 = 4. Был признан сильнейшим шахматистом Европы. В 1846 г. выиграл матчи у Б. Горвица +14 – 7 = 3 и Д. Гарвица +12 – 9 = 1. В 1851 г. по его инициативе был организован первый в истории международный шахматный турнир. В1851 г. выиграл матч у К. Яниша +7 – 2 = 1. В 1853 г. проиграл матч Х. Фон дер Лазе +4 – 5 = 3. Последние годы играл редко, занимался литературной деятельностью. Умер в Лондоне 22. 06. 1874 г.
Б) Цитаты Стаунтона
1. Весьма желательно решить на практике вопрос о сравнительной силе знаменитых шахматистов. С этой целью мы приглашаем на турнир всех желающих всех стран. Г. Стаунтон.
2. Ферзевый гамбит недостаточно оценён английскими шахматистами. Этот дебют очень интересен и весьма разнообразен, кроме того, он имеет, перед королеским гамбитом преимущество в более верной атаке. Г. Стаунтон.
3. Из всех игр придуманных пытливым умом человека, ни одна не может сравниться по своей увлекательности, содержательности и социальной значимости с шахматами – этой «наукой в игре» как её справедливо называют. Г. Стаунтон.
В) Взгляд со стороны
1. Я никогда не замечал в нём (Стаунтоне) ни малейшего следа досады – это признак великого игрока. А. Андерсен.
2. Прямой, как свечка англичанин сидит, засучив оба больших пальца в жилетные карманы и обдумывая ход неподвижно, иногда в течение получаса смотрит на доску, иногда сотни, раз вздохнёт его партнёр, пока, наконец, решительным и быстрым движением англичанин сделает ход. А. Андерсен.
3. Об игре Стаунтона можно сказать одно он играет строго правильно на развитие, глубоко понимает позицию, хладнокровен, быстро ориентируется. Л. Кизирицкий.
4. Он родился в 1810 г. в Лондоне, как незаконный сын графа Карлайса, то, что он был внебрачным ребёнком, принесло Стаунтону много неприятностей в жизни. О. Неделькович.
5. Стаунтон внёс свой вклад в шахматную литературу, опубликовав несколько произведений. Он продвинул вперёд теорию посредством английского начала и гамбита Стаунтона в голландской защите. О. Неделькович.
6. Стаунтон умер 22 июня 1874 г. от разрыва сердца, сидя, за своим письменным столом, заваленным рукописями. Его отечество потеряло гроссмейстера и писателя, который по всему миру пронёс славу английских шахмат. О. Неделькович.
7. Стаунтон проводит медлительные перегруппировки сил и переходит в наступление, лишь, когда элемент риска сведён к минимуму. Я. Нейштадт.
8. Стаунтону принадлежит идея создания международной шахматной организации. Я. Нейштадт.
9. У английского чемпиона был нелегкий характер, шахматным королям (как королям!) прощается многое. Но повелительный тон и властные манеры, Стаунтона делали общение с ним крайне трудным. Я. Нейштадт.
10. Английский мастер спроектировал новую форму шахматных фигур, получившую название стаунтоновской, о судьбе проекта говорит неписаное правило всех крупных соревнований – играть непременно «фигурами Стаунтона». Я. Нейштадт.
11. В течении восьми лет до первого международного турнира в Лондоне Стаунтон признавался сильнейшим шахматистом мира. Я. Нейштадт.
12. Курьёзны математические вычисления Стаунтона об относительной ценности фигур. Приняв пешку за единицу, он оценил остальные фигуры следующим образом: конь – 3,05; слон – 3,50; ладья – 5,48; ферзь – 9,94. Я. Нейштадт.
13. Перед каждой партией матча Стаунтон принимал холодную ванную, хотя дело происходило зимой (1843 г.). В. Пимонов.
14. Стаунтон был одним из первых, кто настаивал на введение ограничения времени, на обдумывание ходов. В. Пимонов.
15. Говоря о Стаунтоне (который, кстати, был известным шекспироведом и актёром) нельзя не отметить его роли не только как организатора лондонского турнира, но и как, крупнейшего европейского шахматиста первой половины прошлого столетия. Я. Рохлин.
16. Он Стаунтон, предпочитает маневрирование постепенное накопление преимущества, чтобы перейти в техническую стадию партии, в которой он особенно был силён. Б. Туров.
17. Фишер, назвал его одним из лучших аналитиков в истории шахмат, которому ещё до Стейница были известны все тонкости позиционной борьбы. Б. Туров.
18. Когда он, играя чёрными, фианкеттировал королевского слона в закрытых схемах сицилианской защиты, соперники ничего не понимали в его действиях и в итоге оказывались у разбитого корыта. Р. Фишер.
19. Право Стаунтона быть в списке десяти лучших шахматистов всех времён крепко базируется на широте его кругозора, особенно в началах и на величайших ценностях его творческих познаний. Р. Фишер.
20. По своим творческим воззрениям Стаунтон резко расходился с большинством современников, он отказывался решать исход сражения ранними тактическими операциями, рискованными атаками на короля, комбинационными бурями. Главный упор он делал на медлительные позиционные манёвры. Шахматный словарь
21. Ход первый с2 – с4 регулярно стал появляться в соревнованиях второй половины прошлого века благодаря усилиям английских шахматистов, и в первую очередь Г. Стаунтона – отсюда название «Английское начало» Б. Шацкес.
22. Стаунтон особо тщательно разрабатывал закрытые и полу закрытые начала методы позиционной дебютной стратегии в ферзевом гамбите, английском начале, сицилианской защите и даже индийских построениях. М. Юдович.
Г) Творчество. Итальянская партия. Стаунтон – Сент-Аман
Лондон 1843 г.
1.e2 – e4 e7 – e5 2. Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Cf8 – c5 4.c2 – c3 Фd8 – e7 К более острой игре приводит старинный ход 4….Kf6 избранный Сент – Аманом ход современная теория также считает вполне надёжным, только в дальнейшим чёрным необходимо удержать пункт е5 5.d2 – d4 e5:d4 сдача центра приводит к трудной позиции. Правильно 5….Cb6 6.0 – 0 d6
6.0 – 0! Kc6 – e5 сильную атакующую позицию получают белые после 6….dc 7.K:c3 d6 8.Kd5 Фd8 9.b4!
7.Kf3:e5 Фe7:e5 8.f2 – f4! Стаунтон «приглашает» партнёра забрать ладью а1 8….d4:c3+ на 8….Фf6 сильно 9.b4 Cb6 (проигрывает 9….dc+10.bc c2 11.Фc2 Ф:a1 из-за 12.Kc3) 10.e5 9.Kpg1 – h1 Фe5 – d4 если 9….cb 10.fe baФ 11.Фd5! 10.Фd1 – b3 Kg8 – h6 11.Kb1 – c3 у белых пешкой меньше, но они опередили противника в развитии. 11….0 – 0 если 11….Kg4 12.C:f7+ Kpf8 13.h3! (но не 13.Ch5? Фg1+!) и если 13….Фf6 (13….h5 14.Cg6) то 14.Ch5 d6 15.e5 с перевесом.