Пришёл, значится, капитан на мост и говорит: «Ты что, не знаешь разницу, когда судно нормально стоит, а когда реально тащит якорь? Это ж должна быть постоянная скорость хотя бы узел не менее пяти минут подряд!»
Закончив отповедь словами вроде: «Вот убьют, тогда звоните», капитан ушел отсыпаться дальше.
Сейчас я принял ночную вахту. Мы проехались ещё дальше, ветер и волны всё такие же сильные.
Что мне сказал третий: звонить капитану, когда мы окажемся в полумиле от подводного кабеля у нас по корме (сиреневые линии на фото); не писать в журнал силу ветра больше 5 по Бофорту (хотя у нас 6-7), потому что мы тогда – ВНИМАНИЕ – официально не имеем права стоять на якоре.
Не всё я ещё знаю о море. Каюсь!
Заметка двенадцатая. Мы пришли сегодня в порт
23.02.2023
Порты – это такая мерзкая штука, где много работы и почти нет сна (из современного толкового словаря морских терминов, несуществ. изд.)
Раньше ведь как оно было – утомлённые подвигами моряки после сильнейших штормов, после накачивания мышц об тросы и паруса, после самозабвенных попоек в свободное время на борту, после солевых ванн для кожи причаливали к долгожданной земле, и тут начиналась нега. Тюки с яствами и заморскими товарами разносили грузчики, а матросов и даже офицеров отпускали на берег. Стоянка могла длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, и обеспеченные мужчины получали от жизни всё что можно: ужин в дорогущем ресторане, путешествия по неизведанным краям, а некоторые даже триппер (хотя большинство предпочитало об этом молчать). Поговаривали, что любого моряка обязательно ждёт девушка. Причём, в каждом порту, и возможно, даже не по одной.
Но былое величие профессии смыло волной времени, и теперь нам остались едва различимые следы на песке.
Итак, худший вариант портовой стоянки для экипажа контейнеровоза в ролях.
Действие первое. Где-то в море. Агент, Капитан, Дед, Офицеры
АГЕНТ: Помните, вам надо было причалить завтра днём?
КАПИТАН: Да.
АГЕНТ: Так вот, забудьте. Волосы назад – и чтобы уже к 5 утра подобрали лоцмана!
КАПИТАН: Что?
ДЕД: Что?
ОФИЦЕРЫ: Ну ёперный театр!
Действие второе. На подходах к порту. Те же и Лоцман.
ЛОЦМАН: Наш вам с кисточкой по радиосвязи!
КАПИТАН: Чего ему надобно?
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Чего тебе надобно?
ЛОЦМАН: Я тут пораньше освободился. Может, подъедете за 20 минут до назначенного времени?
КАПИТАН: Говори «да».
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Да, конечно.
ЛОЦМАН: Вот и славно. Буду ждать. Чмоки!
КАПИТАН: Мы его, конечно, обманули, только неча такой бред предлагать!
Действие третье. Лоцманская станция. Те же и Матрос.
КАПИТАН: Пф, мы пришли к назначенному времени, а его до сих пор нет. К чему это всё было?
МАТРОС: *усердно рулит*
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Вижу лоцманскую лодку.
КАПИТАН: Ну иди, встречай.
ЛОЦМАН (взойдя на мостик): Полный вперёд!
КАПИТАН: Есть полный вперёд!
ЛОЦМАН: Да не полный вперёд, а курс ноль восемь ноль!
КАПИТАН, ВТОРОЙ ПОМОЩНИК И МАТРОС (хором): Понятненько…
ЛОЦМАН: Через 20 минут подойдут буксиры.
КАПИТАН: Буди всех.
Действие четвёртое. Швартовые станции, носовая и кормовая. Те же и Буксиры.
ТРЕТИЙ ПОМОЩНИК (заспанно): Экипаж носовой швартовой станции готов!
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК (чуть менее, но тоже заспанно): Экипаж кормовой швартовой станции готов!
КАПИТАН: Берите буксиры.
БУКСИРЫ: *тупят и не подходят*
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ПОМОЩНИКИ (одновременно): *подзывают буксиры жестами, сперва приличными*
НОСОВОЙ БУКСИР: *очухивается и подходит вплотную*
КОРМОВОЙ БУКСИР: *продолжает тупить вдалеке*
ТРЕТИЙ ПОМОЩНИК: Носовой буксир закреплён!
КАПИТАН: Отлично! Что там на корме?
КОРМОВОЙ БУКСИР: *нехотя подходит ближе, но всё равно на отдалении*
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Пока никак.
КАПИТАН: Ну так позови его!
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Уже звал, ни в какую.
КАПИТАН: Сейчас скажу лоцману.
ЛОЦМАН: *повелевает в рацию на местном наречии*
КОРМОВОЙ БУКСИР: *наконец перестаёт тупить*
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Кормовой буксир закреплён!
Действие пятое. У причала. Те же и Швартовщики
КАПИТАН: Первым подаём шпринг!
НОСОВЫЕ ШВАРТОВЩИКИ: *отсутствуют*
ВТОРОЙ ПОМОЩНИК: Кормовой шпринг на пушке!
КАПИТАН: Отлично! Нос, что у вас?
ТРЕТИЙ ПОМОЩНИК: Никого нет.
КАПИТАН: Как никого? А ты везде посмотрел?
НОСОВЫЕ ШВАРТОВЩИКИ: *появляются*
ТРЕТИЙ ПОМОЩНИК: А вот, вижу!
КАПИТАН: Так и знал!
НОСОВОЙ ШПРИНГ: *производит звук выстрела дробовиком*
ТРЕТИЙ ПОМОЩНИК: Мы сильно стравили конец, и его, похоже, перерубило подрулём.
КАПИТАН: Ну, вытаскивайте его, вяжите петлю и подавайте ещё раз.
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ПОМОЩНИКИ (спустя время): Все концы закреплены!
КАПИТАН: Отдать буксиры!
КОРМОВОЙ БУКСИР: *держит трос под натяжением, при этом упорно сигнализируя, чтобы его отдали*
ЭКИПАЖ КОРМОВОЙ ШВАРТОВОЙ СТАНЦИИ: *крутит пальцами у виска и подзывает буксир жестами, уже не очень приличными*
ЛОЦМАН: *ранее сошёл по трапу, не дожидаясь окончания швартовки, так что в сцене не участвует*
КОРМОВОЙ БУКСИР: *совершает гениальный манёвр, чуть не разорвав трос, но подходит ближе*
МАТРОСЫ: *отдают буксирный конец и шумно выдыхают*
Заметка без номера
26.02.2023
Нам дали замечательную линию через Тихий океан: немного Азии, Мексика, Панама, Перу, Чили, даже Новая Зеландия! Все уже подготовились. Я проложил курсы и посчитал дистанции, дед посмотрел на дистанции и посчитал топливо, повар посмотрел на нас, пожал плечами и пошёл готовить для ударников морского труда. Мы даже примерно понимали, когда и откуда мы поедем домой (в моём случае, в будущее «домой», но это нюансы).
Мы успели пройти два порта, взяли ящики в том числе уже и на Мексику, как вдруг вчера нежданно-негаданно пришло письмо: «Уважаемые, в Шанхае у вас будет полная выгрузка, а потом вы просто пойдёте на якорь. Судно уходит с линии».
Как сказал капитан: «Я сначала подумал, что спросонья не догоняю, а потом вчитался – и действительно»!
Больше всего мне жаль двух вещей: проделанной большой работы (теперь этими курсами разве что подтереться) и, блин, уверенности, что я спишусь в Гонконге 17 июля.
Теперь у нас опять полная неизвестность. Запасаемся провизией и будем торчать на приколе, пока не придумают, куда нас послать.
Заметка тринадцатая. Драматическая
03.03.2023
По совету одного хорошего друга, писателя и сценариста Олега Бондарева, я взялся за чтение книги Александра Митты о драматургии. Один из основных принципов оной – эмоциональные качели от счастья к несчастью и наоборот. Проще говоря, драматические перипетии. Особенно хорошо ими владел Шекспир. Вот Ромео из интереса посещает бал врагов – семейства Капулетти. Напряжение растёт. Вот он увидел Джульетту и тут же влюбился. Резкий переход к счастью. И тут же он узнаёт, что им не быть вместе, потому что она тоже Капулетти. Стремительное падение к несчастью. И так далее, и тому подобное.
Драма всегда оперирует крайностями, выдёргивая людей из привычного мира, чтобы раскрыть их как можно полнее.
Как ни странно, морская профессия делает ровно то же самое, доводя людей эмоционального склада (вроде меня) до катарсиса чередой перипетий.
Посудите сами, драмы у нас разворачиваются не хуже Шекспировских!
– У вас новая линия! – сообщили почтовые человечки в компьютере. – Да ещё какая: вы очень быстро уйдёте из надоевшей Азии, чтобы совершить турне по Мексике, Панаме, Чили и Перу. А ещё забежите в Новую Зеландию. И все поедут домой ровно когда хотят.
На судне чуть ли не праздник, все счастливы, обнимают друг друга и смотрят в будущее с надеждой.
– Но вам бы судно привести в порядок, пока оно пустое! – пищат вдогонку почтовые человечки с индусским акцентом. – Значит так, все рядовые работают с 6 до 18 каждый день, а офицеры инспектируют корпус.
И якорная стоянка уже испорчена, ощущение радости засосало водоворотом событий.
– Зато нам оплатят сверхурочные! – в один голос обнадёжили себя филиппинцы и в сущности были правы. Надбавка к зарплате очень стимулирует.
– Кхе-кхе, – робко вмешиваются почтовые человечки. – Мы тут посчитали, что имел место дикий перерасход денежных средств, поэтому сверхурочные надо урезать вдвое. Да, уже после того, как их отработали.
Опять жёсткая перипетия, ведущая к отчаянию.
– Внутренний аудит переносится на неопределённый срок! – вещают почтовые человечки с досадой в голосе. Им только дай повод засунуть свой нос поглубже куда не надо.
Офицеры громко выдыхают, рядовые улыбаются во все тридцать два – потому что вокруг ходят не буки надутые, а нормальные человеки.
– Новая линия отменяется, бросайте якорь на неопределённый срок! – тут же добавляет фрахтователь. – С заменами пока тоже швах, само собой.
Мир вокруг сереет, солнце прячется за тучи, жизнь – боль. Понурые моряки вопрошают небеса, сколько ещё несчастий выпадет на их голову.
Единственное отличие от настоящей драмы в том, что катарсис (читайте: очищение через страдание) наступает не у зрителей.
А у судна, правильно!
Экипаж, страдая, приводит его в порядок, откланивается и уезжает по домам, чтобы следующая труппа продолжала развлекать стального гиганта.
Ну и, как написано выше, ещё катарсис наступает для людей эмоционального склада. Такова уж наша натура. Остальные же просто пожимают плечами и расходятся по рабочим местам.
А нам с этим жить.
Заметка четырнадцатая
"Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нужды разрастающейся бюрократии" (с) Айзек Азимов
07.03.2023
В работе второго помощника основное – это, конечно, навигация. Карты, вахты, корректура и прочее сопряжённое. Однако, стоит чётко разделять два понятия: маршруты (или как мы их ласково зовём – дороги) и планы переходов. Если первое – это непосредственная прокладка, то второе – бумажные пляски вокруг неё. В нашем мире мало просто начитаться лоций и Адмиралтейского свода радиосигналов (особенно 6 том – коммуникация с береговыми службами и линии доклада на подходе или выходе из порта), а потом нарисовать красивенный безопасный курс, чтобы ни в берег не вдолбаться, ни потопить буи. Надо ещё заполнить здоровенную форму, на что подчас уходят катастрофические объёмы времени.
Во-первых, для каждого плеча нужно вручную на карте отыскать минимальную глубину. В зависимости от протяжённости перехода и детализации карты, это может длиться часами. И всё равно в итоге окажется, что где-то да накололся, потому что в глазах начинает рябить.
Во-вторых, нужно на каждом плече снять наименьшую точность данных карты. Вбить осадки, планируемую скорость, среднюю высоту прилива, расписать, какие публикации нужно использовать, – и на выходе получить расчёты, которые сводятся к простому GO и NO GO – то есть, можно ли при таких вводных пройти безопасно от точки до точки, или нет.
Согласитесь, звучит колоссально. Так было когда-то давно. Со временем форму для плана перехода начали перегружать слабо относящимися к навигации данными, как, например, уровнем охраны для каждого плеча. Не сильно вдаваясь в подробности – это после 11 сентября 2001 года США решили, что пароходам и портам нужны антитеррористические меры и здорово усложнили морякам жизнь.
Совсем недавно в план добавили ещё страничку, в которой нужно делать почасовые расчёты глубины под килём для стоянки в порту. Ума не приложу, к чему это: судно изначально не могут послать в порт, где нет оборудованного под его габариты причала.
Но вчера я открыл для себя венец наглости. 1 марта вышла 28(!) ревизия формы, в которой появилась огромная портянка для заполнения данных касательно порта назначения. Скажите на милость, как название агентирующей конторы позволит безопасно преодолеть тысячи морских миль? Или указание типов швартовых концов на борту. Или любая другая совершенно случайная информация, которую с нас нынче требуют.
Самое смешное, что прошлую ревизию ввели не так давно, и я думал, какое-то время поживём спокойно.
А теперь представьте: у вас на линии 10-20 переходов, и каждый нужно перебить в свежую версию формы, а потом появляется ещё новее и ещё лучше! И так по кругу. И легче они не становятся, только больше и больше нагромождения никому не нужной информации.
Недавно даже лоцман устал от нашей бюрократии. Я ему всё подсовываю и подсовываю бумажки на подпись, и он уже вопрошает: «Сколько можно?»
Самый цимес в том, что в других конторах план перехода занимает 2 странички. У нас в среднем – 15. И лоцманская карта обычно всего лишь на одном листике. У нас же – один только лоцман должен подписать 3 разных документа. И мы подписываем в довесок ещё 3, на одном из которых приходится зарисовывать манёвр, с помощью которого судно причаливает или наоборот – отходит. А главное, это нереально повышает бдительность на мостике. Ведь старпом занят художествами, вместо реальной помощи капитану!
В общем, выговорился. Вышло слегка занудно, ну да и так тому и быть.
Заметка четырнадцатая (ревизия 2)
09.03.2023
Я вам вчера немного рассказал о нашей бюрократии, а сегодня случился просто анекдот!
В преддверии замечательного внутреннего аудита мы как ошпаренные носимся и проверяем… нет, не корпус. Нет, не компас. Нет, не комингс. Нет, не ко…, а всё, морские слова на ко- закончились! (если нет, коллеги, молю, не бейте!)
Проверяем документы, конечно же!
Сердце моё вчера было неспокойно, и я решил сверить ревизию перечня бумажных публикаций. Онлайн-система документооборота, как обычно, лежала (а что ей, стоять?) и была недоступна.
Гусары, молчать!
Поэтому я посмотрел в свежескачанные старпомом архивы. И конечно – вместо моей занюханной 13-й версии в ходу была уже целая 18-я! Это вам не Apple, тут всё гораздо круче.
Я всё перепроверил, перенёс данные и распечатал свежие бумаженции, поместив их затем в правильную папку.
Сейчас обнаружил, что онлайн-система с документами уже не лежит и доступна.
Гусары, я сказал, молчать!
Шутки ради посмотрел ревизию перечня публикаций – а там уже целая 20-я! Как у Пушкина: «Не по дням, а по часам»!
Открыл, начал переносить данные.
Знаете, что изменилось с 18 версии?
Перечень расставили по алфавиту.
Заметка пятнадцатая. Мухожук
10.03.2023
Когда капитан уже пересиживает на борту месяц, но при этом впереди ещё месяц, а то и два сверху (ну так вышло), происходит вот что.
Я: Нам бы вытащить из сейфа просроченные лекарства.
КЭП: Завтра, ок?
Завтра
КЭП: …
Я: *занят работой*
Послезавтра
Я: Нам бы вытащить из сейфа просроченные лекарства.
КЭП: Ок
Далее весь день
КЭП: …
Другая история
Я: Нам бы заказать публикации, которые у нас должны быть по всем требованиям.
КЭП: Ок
Через пару дней:
Я: Нам бы заказать публикации, которые у нас должны быть по всем требованиям.
КЭП: Ну что ты напоминаешь, я всё помню.
Все эти дни и далее
КЭП: …
Ещё история
Я: Нам бы сдать просроченные лекарства в каком-то из ближайших портов.
КЭП: А что, у тебя их уже так много? Не потерпит?
Я: Ну не так, чтобы много.
КЭП: Вот и славно.
После десяти и более напоминаний подписать план перехода
КЭП: Не клади мне никогда на стол бумаги на подпись. Я помню, что план надо подписать.
Ещё пара следующих дней
КЭП: …
P. S. Обычно я привык, что с работой тормошат меня. Я, бывает, долго раскочегариваюсь и просто не спешу делать всё и сразу. Но сейчас происходит совершенно обратная история, и мне это не нравится. Это как посмотреться в зеркало после бессонной ночи, полной выпивки и жалости к себе, а потом долго удивляться, что там делал какой-то кривой мужик. Жду, когда капитан провернёт фокус Ельцина.
Заметка шестнадцатая. Районы-кварталы, жилые массивы. Я – мухожук, мухожук красивый
21.03.2023
В продолжение прошлой темы.
Капитан у нас шо-то явно устал и перегрелся.
Вчера на дневной вахте он уже подумал, что я ку-ку как навигатор! Суть в чём: есть такая штука – AIS, автоматическая идентификационная система. С любого объекта она передаёт его данные типа названия, позиции, курса, скорости. На радарах эти цели отрисовываются треугольничками, почти как в фильмах показывают, но не так прикольно.
И вот, AIS есть не только у пароходов или лодочек, но и, например, у рыбацких меток, которыми они утыкивают сети. Днём можно ориентироваться по мелким буйкам визуально, а когда ночь или туман – радар в помощь. Ну и выглядят лодки и метки на радаре почти одинаково, только, пожалуй, от лодок эхо-сигнал мощнее, само собой. А так – треугольники да точки где-то рядом с ними. Первое – AIS, второе- то, что ловит антенна радара.
Значится, шли мы в кромешном тумане, только по радару и смотришь, кого объезжать. Я уже полчаса бегал между экранами (у нас 2 радара с разной длиной волны, так удобно заодно перепроверять, где помеха, а где нет) и объезжал всякие лодки да сети. Кэп подошёл к правому радару, а там мелко-мелко эхо-сигналом бьётся метка (я знал об этом и спокойненько шёл себе вперёд).
А он как начал: «Ты чего прямо едешь? Ты что, слепой? Уже в полумиле впереди». Я спокойно говорю: «Я знаю», а он ставит матроса на штурвал и командует резко отвернуть. В общем, героически спасает нас от фантома. Я уже понял, что он принял эхо от сети за лодку, но решил не спорить и не мешать ему убедиться, как он неправ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги