banner banner banner
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
Оценить:
 Рейтинг: 0

С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®


Сегодня имя «Оскар» как термин является зарегистрированным товарным знаком AMPAS на всех языках, кроме итальянского[56 - В итальянском языке термин «Оскар» используется в общем для обозначения любой награды или церемонии награждения, независимо от того, в какой области.].

Правила «Оскара»

С первой церемонии, вот уже почти сто лет назад начали устанавливаться гласные и негласные правила «Оскара».

Большинство правил разрабатывала сама Академия, но некоторые подсказывала и жизнь. Например, запечатанные конверты, чтобы публично раскрывать имена победителей в моменты инаугурации, появились в 1941-м году. Потому что на предыдущей церемонии в 1940-м газета «Лос-Анджелес таймс» (the Los Angeles Times) злоупотребила доверием – объявила победителей ещё до начала церемонии.

Путаные или усложнённые правила раздражали и критиков, и зрителей, и прочую общественность, кто не должен был разбираться, к примеру, в кинотехнологиях, или придуманных академиками терминах. В чём была разница премий за костюмы в чёрно-белом и цветном кино? Или по каким критериям отличались «выдающаяся» и «лучшая» кинокартины? А зачем надо было ассистентов режиссёров поощрять отдельно от режиссёров?

Премия «Оскар» за лучший фильм (Academy Award for Best Picture), присуждаемая c самой первой церемонии ежегодно, считается самой престижной наградой Академии. Но она же – одна из самых спорных категорий.

Номинально вручается продюсеру или продюсерам фильма, на деле – часто обезличенно, т. е. студиям. А на практике это были и режиссёры, умевшие добывать деньги и управлявшие процессами кинопроизводства, особенно на этапе до внедрения Студийной системы.

Т. к. представление и правила кого считать и в каком количестве продюсерами у академиков менялось не динамически, а колебалось в разные стороны, диспут о справедливости и полноте наград этой категории следует вести от начала, с 1929-го.

Та же самая беда в категории «Лучший иностранный фильм». По правилам Академии премия и номинации в данной категории присуждаются как и за лучший фильм – продюсерам фильма.

Как отражение действительности – в данном томе двухтомного справочника как «С „Оскаром“ и рядом» присутствуют две персоны – Льюис Майлстоун и Сергей Бодров-старший – кто активно поработал на получивших соответствующие оскаровские номинации кинопроектах как продюсер, а номинации за продюсеров получили продакшн-компании.

Впрочем, про правила выбора номинантов, определения победителей и проведения церемонии все забывают, когда наступают моменты истины. Они начинаются с представителей PwC, когда они, двое, находящиеся за кулисами сцены с полным комплектом конвертов победителей, по поручению передают запечатанный конверт с именем победителя в руки назначенному представителю киноиндустрии или паре. Данный конверт вскрывается публично уже на сцене по определённому регламенту, и фамилия победителя объявляется её зачитыванием со вложенной открытки. Процедура повторяется по количеству присуждаемых наград и соответствующих конвертов.

В своей политике, доводимой до широкой общественности, нынешняя Академия старается реагировать на вызовы времени и ожидания зрителей и сообщества кинематографистов. В первую очередь американских, но и про мир не забывая. По крайней мере, под флагом стремления к лучшим целям подаётся каждое изменение в своде правил и законов Американской академии кинематографических искусств и наук, ведающей всеми делами «Оскара». Что не снимает с Академии ответственности за излишнюю громоздкость норм и требований, и где-то даже вмешательства в процессы создания художественных произведений, особенно касательно рекомендаций как снимать кино, чтобы претендовать на «Оскар».

«Оскар», про и контра

В большом количестве аналитических материалов, опубликованных по всему миру или хранящихся в библиотеках и архивах, прослеживается двойная жизнь «Оскаров» с самого их начала.

Уже на второй оскаровской церемонии разгорелся публичный скандал, так как все победители в ту ночь либо входили в судейскую коллегию, либо имели с ней тесные связи.

Да что там скандалы в прессе по сравнению с личными трагедиями! После спора о праве собственности на «Оскар» за фильм «Касабланка» («Casablanca», 1942) в категории «Лучший фильм» (Best Picture) главный продюсер фильма Хэл Уоллис (Hal B. Wallis) уволился со студии Warner Brothers.

Так и появились официальная и неофициальная истории вручения премии «Оскар». К уже упомянутым выше авторитетным источникам стоит добавить глубокое исследование в виде книги:

«Спрятано за Оскаром» («Behind the Oscar»), автор – Энтони Холден (Anthony Holden), 1993, издательство – Simon & Schuster, NY, США.

Какими бы вожделенными ни были «Оскары», их часто высмеивают за то, что не связаны с фильмами, которые на самом деле смотрят зрители.

Редкие победы кассовых фильмов типа «Бен-Гур» («Ben-Hur», 1959; см. главу СЭМ ЦИМБАЛИСТ) или «Титаник» («Titanic», 1997) вытесняются в глазах широкой общественности фильмами, которые им не интересны. А, с другой стороны, мейнстримовые фильмы «не заходят» академикам.

? Историческая справка. Самый яркий пример – всегда первый. «Симаррон» («Cimarron», 1931) Фильм, много в чём первый, начиная с того, что первым получил более шести номинаций на премию «Оскар» (подробнее см. главу ЛУИС ЗАРЕЦКИЙ), принёс одно время голливудскому мейджору R.K.O. колоссальные убытки для тех времён. Кто-то даже подсчитал сумму потерь – пять с половиной миллионов долларов[57 - С учётом инфляции в долларах 2023-го года это более 60 миллионов долларов.]. Вдвойне обидно, что «Симмарон» (1931) остался единственным собственным фильмом студии R.K.O., получившим «Оскар» в категории «Лучшая кинокартина года».

«Симмарон» (1931), первый фильм, номинированный на все основные премии «Оскар», получил отличные критические отзывы, но был выпущен в кинопрокат в один из самых мрачных отрезков Великой депрессии (the Great Depression), когда финансовая система государства сильно и масштабно пошатнулась, а цены на билеты скачкообразно поднялись в цене (см. том 1 и далее).

Борьба и единство противоположностей. Многогранные реалии и качели жизни.

С премией «Оскар» – аналогично. Курирующая её профессиональная организация – это и авторитетный арбитр киноиндустрии в области «совершенства», и достаточно «забюрокраченная» организация, которая временами склоняется к внутреннему фаворитизму, а не в сторону оценки заслуг перед зрительской аудиторией, общественностью и киноиндустрией. Вполне обоснованным представляется утверждение, что «Оскар» присуждается не людям, а студиям и звёздам, которые знают «правила игры».

Последнее особенно касается периода Студийной системы. Даже в её последние дни, к примеру, режиссёры-постановщики оставались на побегушках у руководителей студий, как бы обидно это ни звучало, потому что топ-менеджеры знали, как и за что надо получать оскаровские награды. В таких условиях действий «по правилам» всё же находились талантливые и изворотливые и изо всех сил и с разной степенью успеха наполняли свои жанровые проекты личным и социальным смыслом.

В конце концов, преданная, платящая публика по всему миру и сами творцы заслуживают большего учёта их мнений.

На излёте периода Студийной системы, «золотого века» Голливуда новая киностолица США решила отдать дань уважение кинопремии, большинство наград и номинаций которой за время существования к тому моменту досталось представителям киноиндустрии Западного побережья. И пусть вас не смущает имя компании, производившей фильм художественный фильм про кинопремию «Оскар», основные игровые сцены снимались в самом сердце Голливуда – в павильонах квартала Paramount Studios на углу авеню Мелроуз и улицы Гауэр:

• полнометражная чёрно-белая драма «Оскар» («The Oscar», 1966), режиссёр-постановщик – Рассел Роуз (Russell Rouse), продакшн-компания – Greene-Rouse Productions;

? русское участие в фильме: Игорь Дега (https://dmsd.online/post/2020/04/11/IgorDega-KinoBlog-RuKinoStarz) – в эпизодической роли, Джозеф Руттенберг (https://dmsd.online/post/JosephRuttenberg-KinoBlog-RuKinoStarz) – оператор.

Фабула фильма. Голливудский актёр Фрэнки Фейн (Frankie Fane) наконец-то пробился на вершину голливудской славы. Пока он готовится получить свой «Оскар» за лучшую мужскую роль, его близкий друг вспоминает их совместную жизнь в безжалостной борьбе Фрэнки за восхождение вершину, а также людей, через которых последний переступил, чтобы добраться туда.

Главную роль сыграл североирландский (опять!) актёр Стивен Бойд (Stephen Boyd), а в целом попытка снять кассовое кино не удалась.

Можно искать причины провала в неправильно потраченном бюджете. Бюджет фильма, большой для драмы (3 миллиона долларов), в основном грохнули на гонорары и костюмы. Что, в принципе, не удивительно, ведь в актёрский состав и съемочную группу вошли 69 номинантов на премию «Оскар», 20 из которых являлись её лауреатами. Или сетовать на слабый сценарий, или на недостаточность страсти у режиссёра.

Корневая же причина проглядывается в другом. Про себя любимого Голливуду наверняка хотелось гламура, а не правды жизни.

Один из наиболее мягких рекламных слоганов фильма гласил:

? Из первых уст. «Мечтатели и интриганы… жулики и грезовидцы… все борются за высшую награду!»[58 - «The Dreamers and the Schemers… the Hustlers and the Hopefuls… all Fighting for the Highest Award!»]

Кому захочется на такое смотреть? Только и остаётся, что под пол провалиться. Вот фильм и провалился сам.

Чтобы избежать скандала, продюсер и режиссёр фильма публично заявляли, что в сценарии и на киноплёнке с фильмом нет ни одного реального члена киноиндустрии. Для зрителей этот диклеймер оказался неким квестом, когда по определённым мимическим приёмам и жестам из арсенала актёров и актрис они пытались угадать настоящих «голливудчан».

«Оскар» (1966) открывается архивными кадрами прибытия звёзд, снятыми за пределами реальной церемонии вручения премии «Оскар», причём идентификация года этого события зрителями максимально затруднялась приёмами монтажа[59 - Впоследствии стало известно, что это 37-я церемония вручения премии «Оскар» 1965-го года; в тот год фильм «Моя прекрасная леди» («Моя прекрасная леди», 1964) с Одри Хепбёрн (Audrey Hepburn) в главной женской роли получил награду в категории «Лучший фильм».].

Фильм также ценен тем, что местами съёмок стали культовые для Голливуда участки в округе Лос-Анджелес, включая угол Роксбери-Драйв и Бенедикт-Каньон в Беверли-Хиллз, Норт-Формоза-авеню в Лос-Анджелесе и концертно-выставочный центр «Сивик Аудиториум» (Civic Auditorium) в Санта-Монике[60 - Место проведения оскаровских церемоний в 1961—1968 гг.].

Продакшн-компания фильма поблагодарила AMPAS за помощь в создании фильма словами и в титрах.

По всем косвенным признакам Академия осталась недовольна фильмом «Оскар» (1966), но двумя оскаровскими номинациями некоторых его создателей на следующий после премьеры год всё-таки отметила: их получили художник-постановщик Хэл Перейра (Hal Pereira) и художник по костюмам Эдит Хэд (Edith Head) за работу над фильмом в своих соответствующих категориях (Best Art Direction-Set Decoration, Color и Best Costume Design, Color).

? Из любопытного. Существует мнение, что именно фильм «Оскар» (1966) побудил Академию зарегистрировать «Оскар» как торговую марку, и одним из побудительных мотивов стало намерение осуществлять жесткий контроль над тем, как и когда организация упоминается в творческих проектах.

Получается, AMPAS поблагодарить поблагодарила, но на будущее учла – с репутацией играть, себе дороже. И «Оскару» тоже.

С тех пор прошло 57 лет. За это время в США появился лишь ещё один полнометражный игровой фильм только с именем Оскар в названии. Но криминальная комедия «Оскар» («Oscar», 1991) с Сильвестром Сталлоне (https://dmsd.online/post/SylvesterStallone-KinoBlog-RuKinoStarz) в главной роли к наградам «Оскар» не имеет никакого отношения, кроме… общей этимологии имени/ника.

60+ ПЕРСОН

Книга-справочник «С „Оскаром“ и рядом» в первой редакции содержит краткие биографические данные о шестидесяти одном зарубежных (эмигрировавших) кинодеятелях, родившихся на территории Российского государства (Российской империи, Советской России, СССР или Российской Федерации), кто когда-либо или получал кинопремию «Оскар», или номинировался на неё.

Полезные ссылки (линки) проекта Ру КиноСтарз, в том числе линки на видео и посты КиноБлога с более подробными биографиями – в конце каждой справочной биографии.

Обобщающая статистика – в разделе «ОСКАР». СТАТИСТИКА.

Информация дополняется и обновляется в режиме онлайн по мере поступления новых сведений из заслуживающих доверия источников.

RU-60+ персон: