banner banner banner
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
Оценить:
 Рейтинг: 0

С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®


    ? Справка. Ник «Оскар» официально стал использоваться Академией для статуэтки только с 1939-го года.

В справочниках следует опираться на факты. Американский журналист, критик, сценарист, а впоследствии ещё и продюсер Сидни Скольский[48 - Сколски – транскрибации фамилии на русский при произношении.] (Sidney Skolsky) – первый, кто вынес имя «Оскар» в печать, 17 марта 1934 года опубликовав в своей колонке в газете «Нью-Йорк Дейли Ньюс» (New York Daily News)[49 - Первая в США ежедневная газета в формате таблоида; начала издаваться в 1919-м году в Нью-Йорке и существует до сих пор; первоначальное название – «Иллюстрированные ежедневные новости» (the Illustrated Daily News); точно также называлась сначала и газета «Лос-Анджелес Таймс» (the Los Angeles Times), один из главных пресс-осветителей «Оскара».] отчёт о шестой церемонии вручения наград Академии. При описания главных наград Голливуда он написал «эти статуэтки называются „Оскарами“».

С одной стороны, неважно, что отчётное сообщение Сиднея Скольского означает, что имя «Оскар» уже использовалось до выхода из печати тиража газеты «Нью-Йорк Дейли Ньюс». Ведь более ранних печатных упоминаний, или в виде переписки от руки, или записей на киноплёнку не известно.

Но сегодня Академия всё равно не признает, что это был самый первый случай, когда их премия была названа в печати «Оскаром».

Да уж, ситуация скользская. Совсем как по русскому смыслу фамилии Сидни Скольского.

? Версия. Возможно, такое неприятие связано не только с признанием, что невозможно докопаться до истины в данном вопросе, но и с тем, что по утверждению самого Скольского использование им этого термина имело шутливо-уничижительный оттенок. Суть старой водевильной шутки «Выкуришь сигару, Оскар?» (см. далее) заключалась в том, что награда Академии за заслуги в виде безымянной статуэтки была немногим лучше, чем безделушка сомнительной ценности.

В этом плане Уолт Дисней (Walt Disney) – более позитивная для Академии фигура. Многие наблюдатели той же оскаровской церемонии в 1934-м году, которую на следующий день преподнёс в печатном виде Сидни Скольский, заявляли, что во время речи после вручении премии «Оскар» за короткометражный мультфильм «Три поросёнка» («Three Little Pigs», 1933) Уолт Дисней назвал статуэтку «мой маленький „Оскар“».

? Версия. Если так, выходит, «Оскар» как никнейм для статуэтки уже «гулял» в 1934-м году в кулуарах местной киноиндустрии, а одного из создателей будущего голливудского мейджора Disney можно назначить первым, кто публично использовал имя Оскар в положительном свете для фигурки.

Спустя 40 лет Скольский опубликовал свои мемуары, использовав знаменитую в своё время заключительную фразу из своей колонки в качестве названия автобиографии.

«Не поймите меня неправильно, я люблю Голливуд» (Don’t Get Me Wrong, I Love Hollywood), автор – Сидни Скольский, 258 стр., издательство – G. P. Putnam’s Sons, США, 1975.

По прошествии без десяти лет полувека трудно полагать, что его напечатанные слова являются истинными воспоминаниями, а не «дополненной реальностью». Поиск истины в них с присвоением медали за «придумывание» имени Оскар для статуэтки невозможен, но яркость речи творчески талантливого человека подталкивает поделиться длинной цитатой. Это скорее рассказ, словно погружающий в атмосферу и праздника, и какой-то домашней суеты шестой оскаровской церемонии, состоявшейся в зале приёмов «Фиеста рум» (Fiesta Room) уже известного вам лос-анджелесского отеля «Амбассадор»:

?  Из первых уст. «Это был мой первый вечер вручения премии „Оскар“, когда я дал золотой статуэтке имя. Я не пытался сделать это легитимным. Снобизм этой конкретной премии „Оскар“ меня раздражал. Я хотел сделать золотую статуэтку человеком. … Было полпервого ночи, когда я наконец прибыл в офис Western Union на бульваре Уилкокс, чтобы записать и сохранить свою историю. Я слушал разговоры об Академии, индустрии и приёме с семи тридцати… Там я был со своими записными книжками, пишущей машинкой, чистыми листами бумаги и этим чувством Чендлера[50 - Имелся ввиду американский и в будущем британский писатель и сценарист Рэймонд Чендлер (Raymond Thornton Chandler), набравший к тому времени популярность своими детективами, сюжеты которых разыгрывались в лос-анджелесских локациях.]. Ты знаешь, как люди могут тебя обидеть. Слово было толпой людей. Я бы показал им, действующим так высокомерно и могущественно ради своей награды. Я бы дал ей имя. Имя, которое сотрёт их фальшивое достоинство. Мне срочно нужно было волшебное имя. Очень быстро! Я вспомнил водевильные представления, которые видел. Комики, разыгрывавшие дирижёра оркестра в партере, спрашивали: „Не хочешь ли сигару, Оскар?“ Руководитель оркестра тянулся за ней; комики начинали пятиться с комичными ужимками. Публика смеялась над Оскаром. Я начал стучать по клавишам… „Награды АКАДЕМИИ были встречены с одобрением Голливуда, разногласий практически не было… Академия сделала всё возможное, чтобы результаты были честными, и объявила, что голосование продлится до 8 часов вечера банкетного ужина… Потом многие актёры опоздали и потребовали права голоса… Итак, голосование продолжалось до 10 часов или в течение двух часов после того, как урны должны были быть запечатаны… Именно Кинг Видор изрёк: „В этом году голосование на уровне“… Что заставило всех прокомментировать прошлые годы… Хотя Кэтрин Хепбёрн не присутствовала на вручении „Оскара“, её постоянная спутница и девушка, с которой она живёт в Голливуде, Лора Хардинг, была там, чтобы для разнообразия услышать, как Хепбёрн получает порцию аплодисментов…“ В течение следующего года в колонках, когда речь шла о премии „Оскар“, я использовал слово „Оскар“. Через несколько лет имя „Оскар“ стало общепринятым. Оно оказалось волшебным именем».

Цитата из книги Сиднея Скольского

«Не поймите меня неправильно, я люблю Голливуд»

Любители конспирологии, которых в последнее время развелось, запустили версию, что история внедрения ника «Оскар» – это чуть ли не заговор некой верхушки правителей премии. Мол, им выгодно подогревать неразбериху ради ещё большего интереса к ежегодному событию. Такая точка зрения выгодна самим конспирологам, ибо по классике – любые теории заговора строятся таким образом, что принципиально не могут быть ни опровергнуты, ни поддержаны. Почему? Конспирология базируется на… вере, которая интерпретирует аргументы против и за существования заговора как свидетельства его реальности. Логически цикличная ошибка в виде «пони бегает по кругу».

«Зачем же тогда автор книги отвлёкся на конспирологическую гипотезу?» – спросите вы.

Сочувствующие ей могут увидеть дополнительные знаки в том, что именно шестая церемония назначения и вручения кинопремий «Оскар» стала предвестником новой.

Дело в том, что она:

? была проведена после годичного перерыва

(в 1933-м церемония «Оскар» не проводилась),

? растянула базовую оценочную шкалу с года до более чем полутора лет (17 месяцев), когда оценивали фильмы, выпущенные в периоде 01.08.1932—31.12.1933 гг.

И после неё вручение премий сместилось по шкале оценочного времени ровно на предшествующий календарный год, а по дате – на календарное число конца зимы/начала весны.

Шестая оскаровская церемония стала началом, образно говоря, длительного стресс-теста для Академии и ценности «Оскара». На отсутствие Кэтрин Хепбёрн на вручении обратил в 1934-м году внимание читателей «считающий себя первым напечатанным автором ника для статуэтки».

Неприсутствие на получении награды в категории «Лучшая актриса в главной роли» (Best Actress in a Leading Role) за участие в съёмках фильма «Ранняя слава» («Morning Glory», 1933) оказалось только началом. Она 12 раз «переплюнет» Эмиля Яннингса своим отсутствием на церемониях «Оскара»: 8 раз как номинантка и 4 раза как лауреат.

Отмеченная 12 раз в одной и то же категории, за лучшую женскую роль, Кэтрин Хепбёрн никогда лично не получала ни одного из своих трофеев. В отличие от Яннингса, не являлась на оскаровские церемонии из убеждений.

И надо отдать должное самой Академии. Академики узнали о такой её особенности довольно быстро. Ведь это сама Хепбёрн заявила:

?  Из первых уст. «Для меня призы – ничто. Моя премия – это моя работа».[51 - «As for me, prizes are nothing. My prize is my work.»]

Узнали, однако продолжили обращать внимание на её творчество в кино.

А Кэтрин Хепбёрн продолжила давать шанс получения премий за «себя любимую» своим подругам или позволять Академии отправлять присуждённых ей «Оскаров» по почте на адрес.

Вероятно, Сидни Скольский уже и не осознавал[52 - В последние годы жизни у него наблюдались болезнь Паркинсона и атеросклероз, он умер 03.05.1983 г.], когда 29 марта 1982 года на 54-й оскаровской церемонии «Первой леди кинематографа» (First Lady of Cinema) /«Великой Кейт» (Great Kate) присудили последний в её жизни «Оскар», за роль в фильме «На Золотом пруду» («On Golden Pond», 1981).

Всё-таки Сидни Скольский как один из ведущих репортёров своего времени – символичная фигура для ника «Оскар» и американского кинематографа в целом. Своим перемещением (в 1932-м году он сменил Нью-Йорк на Лос-Анджелес), он построил мост прославления в общенациональном и мировом масштабе и для «Оскара», и для обеих киностолиц США, прошлой и нынешней. Рассказывая об индустрии развлечений из Голливуда, он сообщал об этих всех знаменитостях и местной «кино-кухне» через прессу в Нью-Йорке/Нью-Джерси.

НА КРУГИ СВОЯ

После смерти Сиднея Скольского его вдова передала его бумаги в дар библиотеке Академии. К тому времени библиотека уже как 12 лет носила имя-фамилию другого претендента на изобретение ника «Оскар» для теперь знаменитой статуэтки – Маргарет Херрик (Margaret Florence Herrick), а сама Херрик ушла в мир иной на 7 лет раньше Скольского.

? Справка. Имя Маргарет Херрик (the Margaret Herrick Library) библиотека AMPAS носит с 1971-го года; основана в 1928-м году; располагается в г. Беверли-Хиллс, округ Лос-Анджелес; занимает здание по последнему адресу с 1991-го; первоначально располагалась там же, где и офис AMPAS – в отеле «Рузвельт».

Версию с библиотекарем Академии (1936—1943), а затем исполнительным директором Академии (1945—1971) Маргарет Херрик можно изучить во множественных редакциях в других источниках.

Об этом, в частности, подробно рассказывает Эмануэль Леви (Emanuel Levy) в своей книге:

«Всё об Оскаре: история и политика премии Оскар»

(All About Oscar: The History and Politics of the Academy Awards);

400 с., издательство – Continuum Intl Pub Group, США, 2003; ISBN – ?0826414524.

Встречались и обсуждали ли Херрик и Скольский статуэтку так, как описывает это Леви – расплывчатое прошлое[53 - Если коротко: Маргарет Херрик приписывают 1931-й год, когда она ещё не работала в Академии и носила фамилию первого супруга – Гледхилл (Gledhill), но придумала ник «Оскар».]. А вот архивные бумаги Скольского с помещениями, где в своё время работала Херрик, встретились.

? Версия. Всё-таки необходимо досказать «бразильскую версию» про заметку от 05.12.1933 г. Когда будет доказано, что она действительно написана и опубликована легендарным журналистом Релманом Морином (Relman George Morin), придётся, как говорится, переписать если не историю, то эту главу точно. Хотя выглядит немного странным, что лауреат Пулитцеровской премии (the Pulitzer Prize) при жизни ни разу не заявил об этой публикации. Конечно, он мог быть и выше всяких споров о первенстве в присвоении имени «Оскар» оскаровским статуэткам, но всё же…

НАКОНЕЦ-ТО

Термин «Оскар» стал использоваться и для названия премии в начале 1950-х годов, которая официально называлась «Премия за заслуги перед Академией кинематографических искусств и наук (the Academy of Motion Picture Arts & Sciences Award of Merit», а на табличку первой строкой гравировалась короткая запись «Первая награда за заслуги» («First Award for Merit») и далее для «для такого-то/такой-то» ("… to…").

Официально церемония вручения премии «Оскар» была переименована в честь знаменитой статуэтки, которую получают победители, в просто «Оскар» (The Oscars) совсем недавно, в 2013-м году, когда прошло:

? 74 года с церемонии, когда статуэтку стали официально называть «Оскар»,

? 79 лет с печатной заметки Сидни Скольского и благодарственной речи Уолта Диснея,

? 84 года с первой церемонии вручения премий.

Долгий путь. Как полнометражный фильм, если год брать за минуту.

? Из первых уст. В интервью для независимой новостной платформы «Врап» (TheWrap)[54 - Это не ошибка, пишется слитно как бренд, в переводе с английского «wrap» означает «обёртка».] сопродюсер «Оскара» 2013-го года Нил Мерон (Neil Meron) обосновал решение так: «Мы проводим ребрендинг… Мы не называем это „85-й ежегодной церемонией вручения премии Оскар“, ибо такое название – несколько затхлое. Теперь это называется „Оскар“».[55 - «We’re rebranding it. … We’re not calling it «the 85th annual Academy Awards,» which keeps it mired somewhat in a musty way. It’s called «The Oscars.»]

А может это и хорошо, что долго? За всё время премия «Оскар» накопила три с лишним тысячи статуэток в активе вручений и как бы впитала славу всех этих кинематографистов, кому великих, а кому не очень, не важно. Так вслед за именем статуэтки название и кинопремии стало своего рода эпонимом, когда хочется верить, что имя Оскар, выбранное для них, принадлежало когда-то знаменитому человеку.