banner banner banner
Как Юрий Никулин научился смешить зрителей
Как Юрий Никулин научился смешить зрителей
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как Юрий Никулин научился смешить зрителей


И Юрий думал над этим предложением. Думал и о том, чтобы пойти в педагогический институт. Человек ведь не знает заранее, кем ему удастся стать.

Но вот однажды в газете появилось объявление о том, что при Московском цирке есть студия клоунады, которая приглашает желающих сделаться клоунами. Мама Юрия Никулина предпочла бы, чтобы сын всё-таки стал актёром в театре. Но отец предложил рискнуть и попробовать поступить в цирковую студию. Он полагал, что у циркового артиста больше возможностей проявить себя, тогда как театральный актёр слишком зависит от режиссёра.

И Никулин стал держать экзамены в студию при цирке. Здесь желающих поступить тоже оказалось много. Но его приняли.

Получилось ещё, что в тот же день Никулин узнал, что его готовы принять и в студию Камерного театра. Так что он мог даже выбирать, где учиться. И выбрал цирк.

СТУДИЯ КЛОУНАДЫ

Начались занятия. Студентам рассказывали о старых клоунских номерах, а через некоторое время учащимся стали давать роли в цирковых парадах, привлекать к работе в подсадках. Работать в подсадке – значит сидеть в зале и притворяться обычным зрителем. Когда по сценарию клоун должен пошутить над одним из зрителей, артист шутит не над настоящим зрителем, а над человеком, который работает у него в подсадке.

Некоторые студенты не очень хотели идти в подсадку. Бывало, что по сценарию номера человек, работающий в подсадке, получал удар по голове, а потом его выгоняли из зала. Кому-то это казалось обидным. А Никулин готов был выполнять даже такую роль, полагая, что это даёт ему опыт.

Осваивали акробатику. Это было для Никулина нелегко, ведь начинать такие занятия нужно с детских лет, чтобы тело стало тренированным. Но он старался.

Учились жонглировать. Дома Юрий тоже упражнялся в жонглировании кольцами. Из-за этого случайно расколотил любимую чашку отца. Пришлось посуду прятать в шкаф, чтобы не разбить ещё что-нибудь.

Никулин по-прежнему мечтал стать актёром кино. Однажды в цирк пришли работники киностудии. Им были нужны желающие сняться в массовке. Никулин согласился участвовать. Оказалось, что задача массовки – изобразить смеющихся зрителей для фильма о цирке. Смеяться нужно было по команде. После первого дубля Никулину сделали замечание:

– Товарищ, вы плохо смеётесь, ненатурально.

Он постарался смеяться естественнее, но видимо, ему это не удалось. Никулина попросили уйти со съёмки.

В другой раз набирали массовку для фильма «Русский вопрос». Никулин опять записался. Массовка нужна была для того, чтобы показать бегущую толпу. Когда позднее этот фильм вышел на экраны, Никулин пытался отыскать в толпе себя, но так и не разглядел.

НА ЦИРКОВОМ МАНЕЖЕ

Однажды Юрия Никулина попросили заменить в номере заболевшего клоуна. Оказавшись на манеже, Никулин увидел зрителей – и вдруг подумал, что нехорошо будет встать к кому-то из них спиной. А ведь в цирке зрители сидят вокруг манежа со всех сторон! Никулин растерялся и стал поворачиваться то к одной части зала, то к другой. Он должен был произнести свои слова, но уже не мог их вспомнить. Инспектор манежа помог ему:

– Насколько мне известно, вы собираетесь показать нам фокус, но вам надо принести аппаратуру?

– Да!!! – воскликнул Никулин.

– Ну, тогда идите и принесите, – подытожил инспектор.

В конце номера Никулин должен был вернуться на манеж с ведром воды и облить одного из клоунов. Он это сделал. Только по ошибке окатил водой не того артиста.

А потом наступил день, когда Никулин выступал уже с собственным номером – в паре с Борисом Романовым. Клоунаду написал для них отец Никулина. Кое-где зрители смеялись – для первого раза было неплохо. Но на следующий день их номер убрали из программы. Никулин говорил позднее, что это было, наверное, правильное решение: номер не был достаточно хорошим для Московского цирка.

Зато когда знаменитый клоун Карандаш решил отправиться на гастроли в Одессу, он пригласил с собой Юрия Никулина и Илью Полубарова – тоже начинающего клоуна из студии. Выбрал, может быть, по внешности: Никулин был худой и длинный, а Полубаров – маленький и кругленький. Для клоунов хорошо, если внешность у них настолько разная, что вместе они смотрятся смешно.

Настоящее имя Карандаша было Михаил Николаевич Румянцев. Но артист заявлял, что так к нему обращаться могут в домоуправлении, а все остальные должны называть его именем, под которым он выступает в цирке.

Карандашу были нужны помощники для номеров, рассчитанных на двух или трёх клоунов. Например, в «Сценке на лошади» партнёры Карандаша должны были притвориться зрителями, которых Карандаш будет учить скакать на лошади. Парни теряли то кепку, то сапог, а когда один из них сваливался с лошади, то летал вокруг манежа на лонже, прикреплённой к его поясу. Всё это очень веселило публику. Но для того, чтобы изображать неумелых наездников, пришлось всерьёз учиться ездить верхом. Во время первых представлений Никулин по-настоящему боялся и действительно был похож на случайного человека из зала, которого впервые вытащили на манеж. Он запомнил то состояние, в котором был, и позднее изображал испуг уже нарочно. Получалось очень смешно.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)