Книга Корона связи. Вихри во времени - читать онлайн бесплатно, автор Павел Полуян. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Корона связи. Вихри во времени
Корона связи. Вихри во времени
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Корона связи. Вихри во времени

Дело вот в чем. Вселенная устроена так, что белковые структуры и человеческая ДНК – единственный вариант биосубстрата для универсального интеллектуального существа. Разумная жизнь в Галактике синхронно возникла на подходящих планетах, и хотя биосферы отличались, однако на вершине везде оказывались гуманоиды. Братья по разуму генетически одинаковы, но немножко различны: широкоглазые белокожие и черные, желтокожие с узким разрезом глаз – эти возникали на планетах, подобных Земле. Но были и другие случаи:

серокожие маленькие (гномы) – большая планета;

темнокожие огромные (великаны) – маленькая планета;

зеленокожие с рыбьими хвостами (русалки) – планета-океан;

светлокожие с птичьими крыльями (ангелы) – планета с плотной атмосферой и гористо-лесистым ландшафтом.

Понимаю: смешно выглядит сказочная галерея… Ждете, вампиров и оборотней приплету? Так нет. Это легенды – воспоминания о разбойниках, которые надевали маски и шкуры для пущего страха. И есть еще йети – снежные люди – выродки аборигенов. Если бы не Эксперимент, стали бы мохнатые хозяевами Земли, но – не судьба. То есть, вы уже поняли: все расы на нашей планете – поселенцы, пришельцы из космоса. А поскольку скрещивание между ними возможно, потомки колонистов и местных гоминид перемешались, все вместе образуют современный социум. Результаты сожительства рас тысячелетиями фиксировались наблюдателями Системы Контроля, информация передавалась Связистами в Галактический Центр. Сведения введены в интеграционную модель, которую звездные мудрецы осмысляют. И вот мы пришли к главному вопросу: зачем все это затеяно?



Ответ прост.

Исходные расы расселяются в своих звездных владениях – Ареалах, которых двадцать. Там у них техноцивилизации с роботами, компьютерами, звездолетами, – но маячит впереди ПРОБЛЕМА. Что будет, когда Ареалы соприкоснутся? Не приведет ли это к звездным войнам и авторитарным угнетениям? Поэтому и решили поставить Эксперимент: смоделировать интеграцию в пределах одного обитаемого мирка. Посмотреть, как будет протекать взаимодействие разнорасовых. Конечно, ученые ГЦ понимали – модель не во всем соответствует, но целевая функция состояла в сборе данных и тенденций. Сбором информации занимается Система Контроля, а аналитикой – бюро Нооскоп. В Галактике между очагами цивилизаций есть онлайновая меональная связь – Великое Кольцо Разума, о котором рассказал землянам Иван Ефремов (в книге «Туманность Андромеды» он описал электромагнитный диапазон, а про ментальный канал только намекал).[34] Однако заселение Галактики идет медленно, звездолеты летают на досветовых скоростях. Спорадически межрасовые контакты осуществляются благодаря технологии «туннель в метрике» (энергоёмка – используется редко). Но братья по разуму решили потратиться: погасили несколько звезд и посредством серии сверток-разверток пространства, поместили представителей всех рас на удаленной планете Земля. Поселили изначально группы младшеньких – они жили в хижинах вместе с Учителями, обучались охоте и рыбалке, земледелию и скотоводству, считали родиной Землю (им ничего не рассказывали). Когда дети подросли, взрослые ушли, забрав неуместную технику – обустроили местечко в Антарктиде. Так создалась Система Контроля. Колонии располагались по всем материкам. Русалки поселились на мелководьях шельфа. На островах жили пятиметровые исполины-циклопы, но их популяции вымерли – гравитация на Земле оказалась непереносимой (да и «победители великанов» постарались).[35] Плавающие и летающие тоже сошли со сцены, но представители этих рас живут под крышей Системы Контроля, выполняя различные функции. Про серых и про атлантов – особые истории, разъясню позже.







Я лично подозреваю, что были еще какие-то не дожившие до современности колонии, о которых не говорят, дабы не умножать печали. Всем известны черти хвостатые и рогатые, и хотя о хвосторогих в Анналах нет ни строчки, однако наличие таковых в мифологии наводит на мысль. С другой стороны, кентавры – тоже из мифов, но тут типаж предумышленный – прилепили лошадь к человеку.



Общины поселенцев разрастались, а среди мирных обывателей тайнодействовали акторы СК. Разведчики-супервайзеры отслеживали ситуацию, а Связисты информацию отправляли в Галактический Центр. Система своих поддерживала, снабжала средствами, эвакуировала (если что). Были и производственные моменты. Например, наши «шапочки из фольги» – пропадают по нескольку штук за сотню лет (в Камбодже однажды, на такую Корону наступил слон). Техконтроль Системы ремонтирует старые и делает новые Короны, но я понятия не имею, как они работают. Часто задумываюсь: если меональный континуум внефизичен, зачем тогда этот «меонофон» – явно технологическое ухищрение? (Есть даже Короны для начинающих Связистов – в форме диадем и обручей.) Может, дело в самоцветах с наносхемами? Но каким образом связаны материальное и ментальное? Мысль наша влияет на наше тело, но, если нет обмена энергии – взаимодействия тоже нет. Парадокс! И еще: Корона – передатчик, а принимать из меона ничего вразумительного не могу. Не получается, сколько ни пробовал, смыслы перемешиваются. И ладно бы – я, убогий, но почему наша Система Контроля лишена информации из Центра? Нам говорят: таков Регламент. Витают слухи, дескать, у высших градаций имеется канал связи, но хохма сия – запретная тема. Заметят, что лезешь, куда не надо – будешь до скончания века ожидать повышения в нижних градациях. Я много думаю, но ни кого ни о чем не спрашиваю. Решат посвятить – сами всё расскажут.



Вот они летят, легки на помине.

Глава 2

Бытие мысли

Философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно – существую!» Думаю, это утверждение нуждается в развитии.

Я МЫСЛЮ, И МЫСЛЬ СУЩЕСТВУЕТ[36]

Мысль существует – такой вывод необходимо следует из предпосылки известного картезианского силлогизма. Однако, признав эту истину, мы оказываемся перед сакраментальным вопросом: является ли существование мысли тем же самым существованием, которое мы подразумеваем, рассуждая о бытии вещей и процессов? На этот вопрос обычно дается отрицательный ответ. Дескать, мысли не имеют самостоятельного бытия, их обитель – сознание субъекта.


-–

СПРАВКА:



Рене Декарт (Rene Descartes, 1596–1650). Французский ученый, философ, математик. Широко известны декартова система координат и его философский дуализм, декларировавший равноправие материальной субстанции и субстанции мыслящей. Декарт создал аналитическую геометрию, позволявшую выражать геометрические формы через алгебраические уравнения. ДеКарт по латыни звался Cartesius, поэтому его философию именовали картезианством.

––


Ныне прогресс информационных технологий поставил под сомнение этот вердикт – невозможно отрицать объективность информационных процессов и реальность информации как таковой. Также очевидно сходство мышления, мысли и того, что мы обозначаем термином «информация». В мышлении имеется и продуцирование сигналов, их запись, кодирование и дешифровка, память. В компьютинге важна отнюдь не техника, не «железо», а программное обеспечение – информация оживляет систему компьютерных связей. А глобальная компьютеризация дала повод взглянуть на мир под новым углом зрения: «Что если вся Вселенная – это огромный, сверхмощный, самонастраивающийся компьютер?» Для подобной гипотезы есть основания. Назовём несколько.

1) Размножение организмов связано с кодированием и декодированием биологической информации.

2) Электромагнитные волны естественным путем записывают и переносят информацию о вещах и процессах – глаза и мозг работают как считывающее устройство, благодаря чему мы способны видеть.

3) Каждый атом имеет несколько дискретных состояний и может рассматриваться в качестве первичного логического элемента.

Итак, настала пора признать: мысль – это не просто идея мыслящего субъекта. Мы говорим «Мысль существует!» потому, что фиксируем её бытие в качестве части информационной реальности, существующей независимо от человека. Иными словами, мысль – онтологична. Старинный спор номиналистов и реалистов[37] окончился победой реалистов – компьютеры подтвердили правоту средневековых схоластов.

Возможно, такой вердикт покажется радикальным. Однако давайте осмыслим основной тезис реалистов о существовании универсалий. Ясно, что существование общих понятий в уме ими не отрицалось, но утверждалось, что понятия могут иметь бытие помимо человека. Как? Предлагался ответ о божественном Вечном Разуме. Ныне, когда теология табуируется, тем не менее, ничто не мешает нам все-таки признать объективное существование информации и теоретически сформулировать основания нового реализма.

Мы знаем, как мысль существует в нашем уме. Затем по аналогии заключаем, о существовании мысли в уме другого. Теперь настала пора признать, что в общем случае этим другим является ВЕСЬ МИР.

Однако, встав на этот путь, мы не должны останавливаться на абстрактной констатации. Вновь возникает вопрос: является ли бытийность мысли в точности такой же, как пространственно-временное бытие вещей и процессов? Очевидные различия мысли и вещи не исчезают – идеальное и материальное по прежнему противостоят друг другу. Где же искать их единство?

Известна натуралистическая оккультная идеологема: мысль – это нечто сосуществующее наравне с вещами в виде «тонкой материи». Известны также метафизические, дуалистические теории. У Платона и в классической теологии – мир идей располагается вне времени и пространства, но влияет на материю спиритуалистически. У Декарта – заданы две субстанции: протяженная материя и когнитивность – мышление как таковое, о котором определенно ясно одно – оно не материя. Ответ Спинозы заменил субстанциональную раздвоенность материализацией двух атрибутов, но проблема осталась, поэтому в немецкой классике вновь возродился традиционный реализм – Гегель пишет про объективное существование понятия, не затрудняя себя задачей объяснения особенностей этого бытия.

В отечественной философской традиции онтологическая укорененность мысли так или иначе признавалась всеми. Даже Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» дается определение материи, в котором остается место для объективного духа, а в теории отражения атеист прямо говорит о наличии примитивных аналогов информационных процессов «в самом фундаменте материи». (Александр Зиновьев любил рассказывать байку о том, как Мераб Мамардашвили иронически повторял ленинское определение: «Материя – есть объективная реальность, данная нам в ощущениях…» и добавлял: «Богом!»)

На путях диалектического материализма пытался определить бытие идеального Эвальд Ильенков, но дальше социологических гипотез не продвинулся. Наиболее интересна линия имяславия, выраженная в работах Павла Флоренского и Алексея Лосева. Тут обозначена исследовательская цель: найти основания (может быть даже физико-математические) для онтологизации понятия «имя». Иными словами, в мире есть процессы, понимание которых требует от нас не только представлений об информации (соответствующие термины – язык, слово, алфавит, код, символ), но и такой – «чисто субъективной» – категории как имя. А сейчас даже физикам ясно, что индивидуализация вещей играет важную роль: в квантовой механике формулы статистики зависят от тождественности или нетождественности микрочастиц – от возможности ввести их индивидные различия. Для того, чтобы предположения обрели статус научных гипотез, нужно указать путь для их конструктивной разработки. А.Ф. Лосев в своей работе «Имяславие» отмечал, что в этом учении имеется научно-аналитический уровень – «который выражается в определенном ряду математических конструкций».[38] Вдохновленный имяславием, я в работе «Финансовый квант и величина имени»[39] предложил свой вариант онтологического обоснования имен.

Все сказанное, конечно, пока относится к сфере гипотез, однако основано на конкретной научно-философской традиции. О математическом построении «оборотной стороны» геометрического пространства писал Флоренский, а Василий Налимов попробовал обрисовать континуум смыслов (кстати, В.В. Налимов какое-то время работал бок о бок с П.А. Флоренским в системе Главэлектро ВСНХ РСФСР).[40]

Итак, путь перспективен, хотя выглядит странно: в рамках новой онтологии мы ведем речь не о двух субстанциях или двух атрибутах одной субстанции. Я поступаю иначе: конструирую и констатирую раздвоенность пространственно-временного многообразия. Думаю, что термин «информация» обозначает огромное множество явлений, не менее обширное, чем то, что охвачено, например, понятием «энергия». Познание этой объективной составляющей бытия только начинается.



РЕЗИДЕНТ КОСМОСА[41]

Роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», опубликованный в год первого спутника Земли, стал символом космических устремлений человечества. Вписаны в историю русской литературы философская антиутопия «Час Быка», исторические повести «Таис Афинская», «На краю Ойкумены», роман «Лезвие бритвы» и многочисленные «Рассказы о необычайном», где фантастические догадки переплетаются с реальными впечатлениями из жизни геолога-практика и ученого-палеонтолога.


-–

СПРАВКА:



Иван Антонович Ефремов (1908–1972) – советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).

––


Между тем, до сих пор не раскрыта одна загадка – ровно через месяц после смерти Ефремова органы КГБ провели у него в квартире обыск, причины которого не ясны. Существуют версии, где Ефремов предстает то, как английский шпион, то как инопланетный агент… Я предлогаю на суд читателей еще одну гипотезу.

Обыск в ноябре

– Вот бы нашим геологам такое оборудование! – сказала Таисия насмешливо.

Один из оперативников – тот, что шарил металлоискателем вдоль подоконника, обернулся. Однако, встретив взгляд начальника, поправил наушник и крутанул ручку фазо-амплитудного компенсатора, демонстрируя безразличие к посторонним звукам. Да и сказанное не к его технике относилось – в комнату внесли рентгеноскоп на треноге. Стало ясно, для чего кагэбисты сложили на столе крупные камни из геологической коллекции – не изымать собрались, а только просвечивать. Вдруг внутри малахита тайник?

Обыск в квартире писателя-фантаста Ивана Ефремова шел несколько часов: в тесноте орудовали десять человек, не считая понятых. «Такой большой писатель, а всего две комнаты!» – удивлялась женщина при погонах. Ее включили в группу на случай сопротивления вдовы писателя, но Таисия Иосифовна вела себя спокойно, только один раз возмутилась, когда потребовали открыть стеклянный шкафчик, где стояла урна с прахом. Со дня кремации прошел месяц, скорбный сосуд пока находился дома – предстояла дальняя дорога. Встретив протест, люди из КГБ отступились. Зато сняли с полированной стенки золотистую палицу, висящую на тесьме. Сей экзотический предмет Иван Антонович привез из зарубежной экспедиции. Арестованную палицу так и не вернули.

Когда предъявляли ордер, предложили «сдать идеологически вредную литературу», – поиск ее и был заявленной целью тогда, в 1972 году. Однако уже в эпоху перестройки на запрос писателя Андрея Измайлова пришел ответ с иной мотивировкой: «На Ваше письмо в КГБ СССР от 9 марта 1989 г. сообщаем, что действительно в ноябре 1972 г. Управлением КГБ СССР по городу Москве и Московской области с санкции первого заместителя Генерального Прокурора СССР был произведен обыск в квартире писателя Ефремова Ивана Антоновича, а также некоторые другие следственные действия в связи с возникшим подозрением о возможности его насильственной смерти.» Вместо идеологической диверсии вдруг возникло подозрение на убийство.

Дело темное

Вольнодумец Ефремов раздражал коммунистических вождей – в его романах люди будущего не вспоминают о марксизме-ленинизме, зато читают книги английского мистика Линдсея и русского поэта Гумилева, расстрелянного большевиками. Да и грядущие перспективы человечества очерчивались им не в духе научного коммунизма: предрекался экологический кризис, атомная война, темные века, и только потом – «светлое завтра». В романе-антиутопии тоталитарное государство на планете, где нашли приют беженцы с Земли, управляется партией «змееносцев». А всемогущий Суслов, идеолог Политбюро ЦК КПСС усмотрел здесь сатиру и на себя лично – узнал свой портрет в одном из инопланетных властителей. Глава КГБ Андропов подписал вердикт: «В романе «Час Быка» Ефремов под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торманс» по существу клевещет на советскую действительность». Книгу изъяли из библиотек. Больное сердце Ефремова не выдержало. Тут-то и озаботились органы. Приняли меры.

И вот через 15 лет вместо политической подоплеки представлена другая причина – возможное убийство. Кто? Зачем? Ничего не ясно. А потом и того чище: в 1991 г. в журнале «Столица» появилась статья В. Королева (якобы бывшего сотрудника контрразведки Московского управления КГБ), где рассказывалось, как в его отделе разрабатывалось дело Ефремова. Оказывается, там писатель был представлен резидентом английской разведки, внедренным в российскую среду еще в юности. То есть истинная причина обыска – разоблачение агента. Его смерть – то ли от рук хозяев, приславших ядовитое письмо, то ли он сам остановил сердце силой воли, как умели это делать описанные им герои.

Идентификация и эволюции

Все это породило волну слухов. Кто-то начал выискивать в текстах писателя английскую лексику. Почему он говорит «дериваты» вместо «производные»? И вообще, как сирота-беспризорник с неясным происхождением стал вдруг доктором биологических наук? Один бойкий беллетрист сочинил детективную повесть о молодом англичанине, который прошел подготовку в индийской школе йогов, был заброшен в СССР, а потом в своих рассказах «передавал данные» – обозначая координаты пусковых шахт баллистических ракет.

Геология, пожалуй, единственная отрасль, где в условиях коммунистической России сохранился дух старой имперской науки. Здесь имели влияние знаменитые горные мастера, такие как Иван Губкин и академик-геохимик Владимир Вернадский, в геологии обрели профессию и защиту дети расстрелянного философа Флоренского, а в экспедициях у вечерних костров продолжались традиции студенческих кружков и свободных дискуссий. Не удивительно, что ум молодого Ефремова избежал догматического влияния «красной профессуры», а знание латыни и специальная терминология сформировали уникальный литературный стиль. («Трещинноватая психика» – так писатель характеризует одержимых фанатиков, используя геологический термин, обозначающий породу, впитывающую газы и жидкости.) Ко всему прочему, знакомство с бывшим послом Майским[42], который был завсегдатаем клуба писателей-фантастов, позволило Ивану Антоновичу получать и читать зарубежные издания на языке оригинала. Но были и у Ефремова читатели за границей: Джорж Лукас взял из романа «Туманность Андромеды» имя героя – Дар Ветер, взял да и присвоил его темному лорду «Звездных войн». Вот такая странная передача данных. Что касается «дериватов» – слово знакомо химикам и биологам, например, яйца динозавров – это дериваты древних ящеров.


Жук в муравейнике

Ефремов называл тоталитарный строй – «муравьиный лжесоциализм». Он говорил, что подразумевает маоистский Китай, но идеологи КПСС бдительно опознали здесь свое, родное. Писатель-фантаст им казался чужим, чуждым. Одновременно внушал опасения – при жизни писателя трогать его не решались. Чем же объяснить вторжение после смерти?

Необычную версию высказал Аркадий Стругацкий. Он предположил, что обыск с рентгеном и приборами МИП проводился потому, что Ефремова кто-то счел пришельцем с другой планеты. Известно же, иностранные Secret Services анализировали проблему НЛО и вопросы инопланетного присутствия, почему бы не допустить, что и в КГБ некий советский малдер-скалли занимался «секретными материалами»? Аркадий Стругацкий не шутил – когда-то он сам преподавал японский язык в разведшколе ГРУ на территории Восточной Сибири (конфликт на личной почве прервал его офицерскую карьеру). Слова фантаста приведены в статье журнала «Нева»: «Я ставлю себя на место гипотетического романтического офицера и рассуждаю здраво: если Ефремов – агент внеземной цивилизации, то должно быть какое-то средство связи. Но как выглядит средство связи у цивилизации, обогнавшей нас лет на триста-четыреста, да еще и хорошенько замаскировавшей это средство?! Поэтому брали первое, что попалось. Потом, удовлетворенные тем, что взятое не есть искомое, все вернули».

Но очевидны неувязки. Во-первых, чисто логически: если пришелец ушел – следы за собой он должен был замести. А во-вторых, какая уж там романтика: инопланетный психоз целенаправленно раздувался ЦРУ – для маскировки разведывательных миссий секретных летательных аппаратов, пресловутых «летающих тарелок». КГБ потому и гонял советских уфологов, поскольку чекисты знали тайну американских пришельцев – зачем «подлые прилетают».

Но если инопланетяне тут не при делах, откуда взялось ефремовское прогрессорство: уверенная трансляция научных истин, неизвестных на Земле, – неведомая биполярная математика с кохлеарным исчислением, поправки к физике античастиц и насмешки над релятивистскими моделями космоса?

Источник тайных знаний

Конфликты с органами у Ивана Ефремова случались. Он ведь не просто писатель, а геолог-палеонтолог, профессор, лауреат Сталинской премии 2-й степени. Помимо раскопок динозавров в пустыне Гоби, он участвовал в поиске полезных ископаемых (в т. ч. урана) – знал многое из того, что проходило «под грифом». В 1945 году Ефремов опубликовал рассказ «Алмазная труба» – об открытии коренного месторождения алмазов в Якутии, а в 1955 году практически в том же месте (300 км южнее) была обнаружена первая в СССР кимберлитовая трубка, впоследствии получившая название «Мир», – один из крупнейших карьеров по добыче алмазов открытым способом (диаметр «трубки» – почти полтора километра). Получается, писатель раскрыл государственную тайну? Претензия нешуточная: ему пришлось доказывать, что предсказал месторождение исключительно по наитию. То есть: не утечка информации, а сбывшийся прогноз.

Возможно, с этого инцидента всё и началось: советские секретные службы заинтересовались очевидной загадкой творчества Ефремова – каким образом писатель получает пророческую информацию? Интересно, что в произведениях Ивана Антоновича можно найти не только основания для такого вопроса, но и ответ на него. В рассказе «Эллинский секрет» (Ефремов написал его практически сразу, как взялся за перо) в центре сюжета – странные сны-видения. Герой повествования видит себя в древней Греции и узнает рецепт античных ваятелей – вещество, размягчающее слоновую кость, что позволяет создавать изделия поразительной утонченности. В рассказе предложено объяснение – выдвинута гипотеза генной памяти: познания предков не умирают, а передаются потомкам, записанные в молекулярных цепочках генома. Интересна не гипотеза, а выбор темы – как будто писатель рассказывает о своем собственном опыте. Вероятно, именно эти «сны о небе золотистом» подтолкнули Ефремова к писательству.

Однако гипотеза о генной памяти не может объяснить многообразия сновидческих прозрений, и Ефремов начинает говорить уже о «ноосфере». Писатель-фантаст отождествил ноосферу с индийской мифологемой «Небесные хроники Акаши», – это уже не молекулы ДНК, а некая геофизическая структура, где записана и хранится вся информация о происходящем на планете Земля. Вот с таким банком информационных данных, судя по всему, и наладил писатель ментальный контакт.

Астролаз

Одно дело – картинки древности, но откуда информация о далеком будущем, об инопланетных мирах и продвинутой науке? Известно, что Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды» говорил о «Великом кольце»: межзвездный космос заполнен визуальной информацией, которую посылают в эфир далекие братья по разуму. В романе сказано, что эти радиосигналы, несущие видеоизображения, улавливаются орбитальными антеннами, но сделан намек и на более непосредственные контакты – героя книги во время эксперимента посещает видение прекрасной инопланетянки, красавица произносит: «Оффа алли кор!» Создается впечатления, что здесь Ефремов рассказывает о своем собственном опыте.