Книга Практические указания по восприятию анекдотов как вековой мудрости и опыта предыдущих поколений. Учебник-самоучитель. Краткий курс развития остроумия и юмора - читать онлайн бесплатно, автор Александр В. Степченко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Практические указания по восприятию анекдотов как вековой мудрости и опыта предыдущих поколений. Учебник-самоучитель. Краткий курс развития остроумия и юмора
Практические указания по восприятию анекдотов как вековой мудрости и опыта предыдущих поколений. Учебник-самоучитель. Краткий курс развития остроумия и юмора
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Практические указания по восприятию анекдотов как вековой мудрости и опыта предыдущих поколений. Учебник-самоучитель. Краткий курс развития остроумия и юмора

2. Делай все не спеша и с упорством. Вырабатывай усидчивость.

3. Качественное обучение – это такое обучение, в котором присутствуют чувство, мысль, мораль. Никогда не относись к знаниям поверхностно.

4. То, что ты умеешь читать, еще не значит, что ты умеешь учиться. Ученье – не чтение романа. Будь терпелив, правильно рассчитывай свои силы, планируй деятельность, добивайся выполнения намеченного.

5. При обучении придерживайся следующих простых правил:

5-1. При изучении материала ищи смысл.

5-2. Избегай отвлечений на посторонние детали.

5-3. Используй краткое содержание.

5-4. Делай перерывы во время обучения.

5-5. Концентрируй внимание на изучаемом материале.

6. Человек запоминает 1/5 из того, что слышит, 3/5 з того, что видит, 4/5 из того, что покажут с объяснениями. И только действие дает стопроцентный результат.

7. Твой мозг не должен быть корзиной для ненужных знаний. Старайся фильтровать поступающую информацию.

Повторение после прочтения с усвоением – отличная тренировка для развития мозга и увеличения объема памяти.

8. Важно развиваться не только интеллектуально, но и физически. Совмести зарядку для мозга с зарядкой для тела. Например. Подпрыгивая и нагибаясь:

– как можно быстрее сосчитай от 100 до 1;

– произнеси алфавит, называя на каждую букву слово;

– выбери одну букву алфавита и вспомни 20 слов, которые с нее начинаются;

– как можно быстрее произнеси 20 женских имен, нумеруя их;

– повтори то же самое с мужскими именами.

9. Чтобы учиться быстрее:

9-1 – создай свою систему, учитывая особенности своего организма;

9-2 – тренируй свой ум;

9-3 – применяй внутренние стимулы.

10. Не забывай о своих биологических часах, начиная обучение, не сбивай их ход. Не следует заниматься, когда ты устал. Определи, когда твоя работоспособность максимальна, а когда идет спад, и к какому типу ты относишься («сова» или «жаворонок»), В соответствии со своим типом составь свой распорядок дня. Цени время.

11. Определи, к какому типу мышления – наглядно-образному или абстрактно-логическому – ты относишься. В соответствии со своим типом мышления выбирай содержание обучения:

– для абстрактно-логического типа подойдет строгое изложение в структурах, формулах, графиках;

– для наглядно-образного – живой рассказ, аналогии, притчи, сравнения.

12. Сформируй положительную установку на неинтересную работу – и половина ее уже сделана.

13. Входи в процесс умственного труда постепенно, правильно настроившись. Для обучения подходит желание делать дело «с толком, с чувством, с расстановкой», не спеша, обстоятельно. Положительный настрой значит очень много. Если ты внушишь себе, что тебя ожидает трудная и скучная работа, ты вряд ли ее выполнишь хорошо.


Краткий КОНСПЕКТ-ВОПРОСНИК ПО ТЕМЕ «Советы».

Важно развиваться не только интеллектуально.

Чтобы учиться быстрее:

– не забывай о своих биологических часах,

– определи, к какому типу мышления…

– сформируй положительную установку…

Входи в процесс умственного труда постепенно.

Отдых 10–20 минут. Дай отдохнуть мозгу переключением – смени род занятий: пой, пляши, читай стихи, пословицы, поговорки, афоризмы и т. д. Проверь себя, сколько ты можешь воспроизвести советов, прочитав 1 раз. Потом прочитай советы еще раз, поработай с конспектом, воспроизведи и оцени разницу.

Скажи себе: «Чем неинтереснее работа, тем прилежнее я буду ее выполнять!»

Мне неинтересно потому, что работаю я рассеянно и без прилежания, больше такого не будет; – разве все люди выполняют только интересную работу? И я научусь делать то, что необходимо;

– если я научусь заниматься неинтересным делом, мне не страшно ничего в жизни.

14. Легкие виды умственной работы чередуй с трудными. Начинай всегда с более трудных заданий, одолев которые следует приступать к легким.

15. Установи очередность дел, которые необходимо выполнить. Раздели их на три группы: сложные, средней сложности, легкие. Сначала выполни сложные дела, в конце – легкие, на которые уйдут считанные минуты. Так ты научишься настойчивости и терпению, умению все делать вовремя и ничего не откладывать.

16. Перед выполнением заданий убедись, что тебе понятны все условия и требования. Начиная выполнять задания, положи перед собой листок с подсказками. Не допускай использования неправильных трактовок, они могут «зацепиться» в памяти, и ты постоянно будешь ошибаться. Чем ближе к концу задания, тем меньше следует пользоваться подсказками, используй их только для подстраховки, когда ответ уже записан.

17. Тренируй память и внимание. Попробуй с одного прочтения воспроизвести предложения различного размера. Постепенно усложняй задания.

18. Для правильного понимания и запоминания мысли необходимо минимум троекратное повторение прочитанного в различных вариантах!!!

19. Если нужно запомнить большой объем материала, разбей его на логически завершенные части и запоминай их.

20. Для лучшего запоминания прочитанного, чередуй чтение с припоминанием для себя, а затем с пересказом прочитанного. Причем и заучивать, и повторять текст – прозу или афоризмы – следует не по частям, а полностью. Хорошо заниматься повторениями на ночь перед сном, а также с утра, на свежую голову.

21. Правильно выбирай время повторений, т. к. забывание выученного наиболее интенсивно происходит сразу после обучения. Наибольшее количество повторений нужно сразу после первичного усвоения знаний.

22. Если информацию нужно запомнить надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: сначала через 15–20 минут, затем через 8–9 часов и через 24 часа.

23. Пользуйся мнемотехническими приемами для облегчения запоминания. Мнемотехнический прием – это «зацепка» для памяти, вспомнив ее, ты, по ассоциации, вспомнишь и все остальное. Например, чтобы запомнить последовательность цветов на нашем знамени – сократи по начальным буквам – БСК. Эту простую аббревиатуру легко запомнить. При виде нашего флага повторяй ее.

24. Ищи мнемотехнические подсказки, их много. Разрабатывай собственные мнемотехнические приемы.

25. Каждый может составить для себя подсказки в виде стихов для облегчения запоминания. Например: алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

Оцени степень развития работы мозга и увеличение объема памяти по пятибалльной системе. Рассматривай «Советы» как дорожную карту в изучении «Краткого курса». Многое из советов тебе пригодятся при изучении данного учебника или любого другого курса, например, «Учись учиться», «Скорочтение» и т. д.

Введение

К прочтению и усвоению обязательно.

Анекдоты – это для тех, у кого все в порядке с юмором.

Если вы рассказываете историю о том, что мужик нашел кошелек, и в нем не хватало трех рублей, а ваш собеседник с умным пытливым лицом начинает серьезно спрашивать: где найден кошелек, почему в нем не хватало трех рублей, – не рассказывайте ему больше анекдотов. Без улыбки наслаждаться ими нельзя, а ваш собеседник обделен судьбой, он лишен чувства юмора, его можно только пожалеть. Анекдот – это не только получение удовольствия, но и приобщение к народной мудрости, получение жизненного опыта, способности с юмором отвечать на неудобные вопросы; совет, как найти выход из неудобных положений в словесных баталиях, разрядить обстановку остроумным высказыванием. Анекдот может помочь разобраться в особенностях мужской и женской психики, отношениях между народом и властью и, наконец, понять человеческую психологию.

Получил удовольствие от прочтения хорошего анекдота – осмысли его, извлеки пользу. Это также важно для развития мозга и тренировки памяти.

Установите для себя цель, вам это нужно для достижения успеха в общении или просто для развлечения. В принципе, оба варианта хороши.

Вам предлагаются метод и методика эвристических примеров (ЭП) создания юмористических фраз, остроумных ответов и, наконец, просто каламбуров. В ЭП содержится краткое предписание или указание: как преобразовать имеющийся прототип (аналог) или в каком направлении искать решение. ЭП содержит подсказку, которая облегчит получение нужного решения, однако не гарантирует его нахождение.

Эвристика – в Древней Греции система обучения путем наводящих вопросов. Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Фонд эвристических приемов полезен и маститым, и начинающим юмористам.

Овладение эвристическими приемами сродни обучению приемам борьбы. Обучение каким-либо видам борьбы состоит в овладении приемами, доведении выполнения их до автоматизма и, пожалуй, главном – умении решить, какой прием, в зависимости от ситуации, применить.


ПОМНИ! Для того чтобы чему-то научиться, надо уяснить, как наиболее рационально этому научиться и только потом начинать учиться. Смотри советы!

Умение учиться – это путь к достижению цели, успеха в жизни.

Остроумие, юмор – дар, которым из всех земных тварей владеет только человек. Эти качества можно и нужно развивать. У каждого есть талант или он остался так и не востребованным, просто не было случая для его проявления.

Нужно определять предрасположенность индивидуума к чему-либо. Гений – человек, нашедший себя в чем-то и упорным трудом развивший в себе этот дар. Не зря же говорят – один процент гения стоит девяноста процентов потения (в труде, а не в парилке). Развитие таланта – это упорная кропотливая работа. Для достижения поставленной цели используйте непроизводительные затраты времени – на ходу, в транспорте, при вынужденном ожидании, перед засыпанием в постели – в любое время, когда мозг не занят другой работой.

Остроумие (см.: Зигмунд Фрейд. Ирония) – эффективное решение творческих задач, обучение с целью развития в человеке неагрессивной логики, воображения, системного мышления, способности решения логических задач.

Остроумие, юмор – эти качества можно и нужно развивать. У каждого человека может быть талант или склонность к чему-то, но это может быть не востребовано или не развито, так как не было случая проявиться. Если у тебя есть дар, развивай, используй его,


Словарь.

Читай словари, их содержание учит коротко, ясно излагать суть предмета.


АЛГОРИТМ – понятное, точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение определенной цели или на решение поставленной задачи. Алгоритм должен предусматривать все, что надо сделать на каждом этапе.

АНАЛОГИЯ (древнегреческий язык – соответствие) – сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений или понятий, в целом различных.

АНАЛОГ (древнегреческий язык – соразмерный, соответственный) – нечто представляющее соответствие, сходство или, подобно другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии.

СТРАТАГЕМЫ – неортодоксальные пути к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей. Само понятие стратагемы означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. (См.: Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М. Изд-во Эксмо, 2004.)

СИСТЕМА. В настоящее время во всех науках – физике, биологии, социальной психологии и т. д. – твердо установлено, что свойства системы могут в корне отличаться от свойств их отдельных элементов или компонентов, и часто просто знание какой-то малой части одного или нескольких элементов отнюдь не отражает адекватно свойств системы, в которую входит эта часть, и наоборот. Более того, коротко говоря, свойства любой системы отличны от свойств ее компонентов, взятых отдельно. В социологии этот принцип установлен давно.

ДИКТАТУРА – система, при которой хорошо организованное меньшинство управляет и паразитирует над плохо организованным большинством.

ЮМОР – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях. Эстетическая категория разновидности комического, изображение событий, человеческих недостатков и слабостей в комическом виде. Юмор следует отличать от сатиры и иронии, которые могут принимать язвительный или саркастический характер.

ЮМОРИСТ – человек, склонный к юмору, комик, сатирик. Не путать юмор с удовольствием чесания языком и с простым словоблудием. Юморист – это человек, который смотрит на мир не заурядными глазами, а с улыбкой. Развитие юмора и остроумия, как в борьбе – надо отрабатывать каждый прием до автоматизма. Юмор часто обнаруживает комическое в положительных или отрицательных явлениях жизни.

ИРОНИЯ (от др. греч. – притворство, насмешка) – стилистический прием, преднамеренное, явно насмешливое изображение явления в положительном виде, на самом деле имеющее цель с особой остротой подчеркнуть его недостатки. Один из видов иронии – антифраза, где утверждение в чем-либо тех или иных достоинств сопровождается насмешливой интонацией. Например: «Ну умен, что и говорить». Ирония, как и юмор, находит себя во всех видах. Отличается ирония от юмора более резким, хотя и более отрицательным отношением к изображаемому.

САТИРА – один из способов отображения действительности, при помощи которого высмеиваются и обличаются отрицательные общественные, житейские случаи. Средство сатиры – преувеличение, заострение. Часто выступает в форме гиперболы и гротеска. В юморе должна отсутствовать агрессия и присутствовать доброта!

ТЕХНИКА (греч – искусство, мастерство) – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, а также владение этими приемами.

ТЕХНОЛОГИЯ – совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов.

ЭКЛЕКТИКА (древнегреческий язык) – отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях… См. словарь иностранных слов.


Развитое чувство юмора – признак высокого уровня интеллекта.

Предисловие и введение тяжеловаты для усвоения. Возвращайся к ним несколько раз, это поможет быстрее справиться с поставленной тобою задачей.

Не забывай, это учебное пособие, а не бестселлер. Усваивай мелкими порциями, иначе получится пустое времяпрепровождение! Прочитал раз, прочитал два, наконец – усвоил, значит, достиг цели.

Метод эвристических приемов создания юмористических фраз

Эвристический прием (в данном случае), далее ЭП – способ составления юмористической фразы по определенному правилу. В них содержится краткое предписание или указание, как преобразовать имеющийся прототип (аналог) или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение. ЭП содержит подсказку, которая облегчит получение искомого решения, однако не гарантирует его нахождения. Все зависит от степени выбранного навыка владения ЭП. Опытный юморист – это человек, владеющий серией эвристических приемов, имеющий свой набор ЭП.

Для введения в освоение курса «Развитие остроумия и юмора» предлагается один из вариантов создания анекдотов, по простому приему «Аналогия».

Рассмотрим примеры создания аналогов.


ИСХОДНЫЙ АНЕКДОТ:

Мальчик прибегает к бабушке и спрашивает:

– Бабушка, а у солнышка есть ножки?

– Ты что, внучек, зачем ему ножки, оно же круглое.

Внучек:

– А вот и есть, а вот и есть, я слышал, как папа в спальне говорил: «Солнышко, солнышко, закрой ножки, простудишься!»


АНАЛОГ:

Мальчик спрашивает маму:

– Мама, а маникюрша – рыба вкусная?

– Ты что, сыночек, такой рыбы нет.

Сын:

– А вот и есть, я слышал, как папа по телефону приятелю говорил, что он всю ночь на рыбалке маникюршу жарил.


Просматривается следующий алгоритм создания аналога:

АНАЛОГИЯ (древнегреческий язык – соответствие) – сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений или понятий, целом различных.

АНАЛОГ (древнегреческий язык – соразмерный, соответственный) – нечто представляющее соответствие, сходство или, подобно другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии.

Алгоритм создания аналогов.

1. Определяется прием, с помощью которого создан исходный анекдот. В данном случае – восприятие фразы каждым со своих позиций.

2. Замена главной фразы на что-то другое, замена собеседника. Схема действия остается той же, событие разворачивается в том же ключе, по тому же сценарию.


Исходный:

– Абрам, как твое здоровье?

– Не дождетесь!

Аналоги (обратный смысл фразы):

– Абрам, почему тебя не видно?

– Похудел!

– Мойша, ты почему вдруг замолчал?

– Руки устали.

– Боря, ты так светишься от счастья. Что, в лотерею выиграл?

– Нет! Жена сбежала.


Другой пример.

Исходный: под окнами роддома.

– Мань, родила?

– Родила!

– А кого, сына?

– Нет.

– А кого?

Аналог: – Колян, ты по паспорту женатый? – Нет. – А какой?


Прием: вроде бы безвариантной, однозначной по смыслу фразе придается инвариантный смысл. Подбирается безвариантная по смыслу пара, и на ней строится обратный, неожиданный для собеседника смысл/ответ.

Подруга:

– Какое на тебе чудесное платье! А что, твоего размера не было?

Аналог: женщина встречает подругу, выходящую из салона красоты:

– А что, у тебя денег не хватило?

Прочитал анекдот и аналог, попробуйте по образу или подобию создать свой аналог. Помимо получения удовольствия от анекдота, получите удовлетворение, создав собственный аналог. Отличное развитие и тренировка мозга.


Прием: изменение смысла фразы при ответе на вопрос. Придумайте прототип.

– Простите, вы не дали мне сдачу! – Прощаю.


Девушка перед первой брачной ночью приходит к ребе.

– Ребе, мне надевать в первую брачную ночь ночную рубашку или нет?

– Надевай или не надевай… Все равно результат будет один и тот же.

АНАЛОГ:

– Ребе, в какой банк мне положить деньги?

– Хочешь в наш, хочешь в Житомире – все равно обманут.


Погром. Еврей говорит жене:

– Сарочка, быстро спрячься куда-нибудь, а то изнасилуют.

– Нет уж, погром так погром.

Ваш аналог?


– Вы слышали, Рабиновича убили!

– Что, опять?!

– Тише, вон он идет.


В колхозе. Лектор из центра читает лекцию, без конца повторяет:

– В среднем по району, в среднем по области – и т. д.

Колхозница:

– Милок, скажи, а что такое «в среднем»?

– Ну, как вам объяснить, допустим, в одной бригаде урожайность 10 центнеров с гектара, в другой – 16 центнеров с га, а в среднем по колхозу – 13 центнеров с га.

Бабка:

– Э-э-э-э, милок, так не пойдет. Что ж получается – Манька спит со всем колхозом, Дунька только с председателем, а в среднем я – проститутка?

Прежде чем читать анекдот и его аналог, попробуйте на основе приема создать свой.

АНАЛОГ.

– Уважаемый лектор, будьте любезны, поясните, что такое «в среднем»?

– Ну, допустим, Петьке для отключки надо 400 граммов, Витьке – 600 г. В среднем по 500 г на человека.

Мужик:

– Это что же получается: Петьке – будет много. Витьке – мало. Что же за жизнь – всем плохо. Нет, дорогой, так не пойдет!


Основой любого поведенческого мотива должна быть мысль – не инстинкт, а светлая мысль.

От мысли пролегает дорога к вере, от веры – к убеждению, а это уже глыбится человек, не стертая плита под ногами, а человек со всем многообразием чувств и воли. Юрий Власов.


Попробуйте, прочитав анекдот, закрыть аналог и придумать свой. Дайте оценку.

– Вы знаете, у Хайма дочь проститутка.

– Но у него четыре сына и нет дочери.

– Я высказал свое мнение, а вы уж сами решайте.

АНАЛОГ.

– Андрей, кажется, наш начальник кретин.

– Но у нас не начальник, а начальница.

– То есть про определение «кретин» у нас разногласий нет.

АНАЛОГ

Ругаются две женщины. Одна:

– Ах ты, старая шлюха!

– Почему старая?

– Ага, что шлюха, ты не отрицаешь.


– Вчера был у Яши.

– И что ты там делал?

– Играл на рояле.

– Мне тоже не нравится эта семья.


Прежде чем читать дальше, создайте свой аналог.

АНАЛОГ.

Хозяин дома на ухо жене:

– Милая, тебе не кажется, что гости засиделись? Спой им что-нибудь.


– Сеня, ты помнишь, что должен мне сто баксов?

– До конца своих дней помнить буду!

Аналог.

– Иван, ты когда отдашь мне долг?

– Я сам об этом мечтаю: человек без мечты все равно что птица без крыльев.


Еврей нашел кошелек – в нем не хватало двух тысяч.

АНАЛОГ.

– Ты почему не вернул кошелек хозяину?

– В первый день я его не нашел, а на второй в нем уже денег не было.

– Доктор, я буду жить?

– А что, без этого никак?

Аналог.

– Доктор, я буду жить долго?

– Будете – долго, но хреново.

Ваши варианты аналогов?


От хорошего здоровья плохо только врачам. Народное присловье.

Из рупора в Одесском порту доносится:

– Боцман!

– Я не боцман, я Кацман.

– Все равно, отдайте концы!

– А ты мне их давал?

Аналог.

На корабле:

– Знакомьтесь, это наш штурман, это мичман, это лоцман, это боцман.

– Отлично, все свои, а я – Кацман.


Более серьезный АНАЛОГ:

– Сема, почему ты так напился?

– Как почему? У меня профессиональный праздник!

– Сема, к Дню железнодорожника ты не имеешь никакого отношения!

– Как никакого? А то, что наша фамилия Шлагбаум, уже ничего не значит?!


– Хайм, приходи ко мне на чай!

– Почему бы и нет!

– Ну, нет, так нет.


Аналог.

– Дмитрий, почему бы нам вместе не поужинать?

– С удовольствием!

– Отлично! Тогда я буду у тебя ровно в восемь, не забудь, я люблю омары.


После первой брачной ночи:

– Я знала, что евреи делают обрезание, но не знала, что так коротко.

Аналог.

– И зарплата у тебя тоже маленькая!


Используя примеры, придумайте свой алгоритм создания аналогов. Это первый шаг к созданию анекдотов. Здесь у вас широкое поле деятельности. Дерзайте, сочиняйте! Решайте предложенные упражнения по созданию аналогов. Настраивайте мозг на работу в этом направлении. Это отличный способ отключиться от навязчивых «темных» мыслей, стрессовых ситуаций.

Создание аналогов – это отличная тренировка, развитие мозга, риторики. Тренируйтесь в часы непроизводительной затраты времени: в транспорте, в очереди, на скучном собрании и т. д. Главное – правильно поставить задачу.

Жена нашла заначку мужа.

– Обалдеть! Это откуда у тебя столько денег?

– Да вот… это… на подарок тебе копил.

– Да?! А че так мало?


АНАЛОГ.

– Мама, это кому ты отрезала такой большой кусок торта?

– Тебе!

– А почему такой маленький?


Определите прием.

– Доктор, скажите, я еще долго смогу жить?

– Ну, до 90 лет доживете!

– Доктор, вы хотите сказать, что я умру через полгода?


Определите прием (принцип формирования) и придумайте по нему что-нибудь свое.

Хорошо острит тот, кто острит без плохих последствий.


АНАЛОГ.

– Выпьем за то, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было.


– Разговор с тобой – как разминирование снаряда времен Второй мировой войны: никогда не узнаешь, в какой момент и по какой причине рванет.

– Что? Я стерва?!

– Заметь, не я это сказал…

Сформулируйте прием. Необходима тренировка!


Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься!

Овладеть красноречием помогают: запоминание текстов образцов (в данном случае примеров по приемам), их анализ, пересказы, собственные упражнения в создании различных остроумных текстов (на основе алгоритмов по приемам).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.