Книга Архетипы в зарубежных сказках - читать онлайн бесплатно, автор Мария Сергеевна Иванова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Архетипы в зарубежных сказках
Архетипы в зарубежных сказках
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Архетипы в зарубежных сказках

А что отец? Да он до смерти напуган!

А у дочки макияж все ярче, юбки все короче… Да она ж просто издевается! Нервы в канат закручивает! Дикарь внутри просто в истерике бьется!

И иногда отец поддается голосу дикого мужика внутри. К сожалению, так тоже бывает.

И это ломает. Обоих. Тот, кто должен был оберегать и защищать, научить справляться в большом взрослом мире, вместо любви, поддержки и принятия предает доверие и подменяет искреннюю заботу обладанием. Как теперь вообще кому-либо верить? Тем более мужчинам – им всем только одно и нужно!

А ему, как бы он не успокаивал и не обманывал себя, жить теперь с чувством вины и последствиями ужасного выбора.

А если он нормальный мужик? И в нем побеждает Отец? Но и голос Дикого мужика тихо нашептывает невозможное, о чем даже помыслить самому противно.

Лучший способ защититься от навязчивых мыслей – убрать раздражитель. Но дочку-то снова маленькой лапочкой не сделать, время назад не провернуть… Как быть? В монашеские одеяния ее! И под замок! Чтоб о мальчиках, красивых платьишках и вечеринках даже думать не смела! Сурово карать за любое проявление даже намека на легкомысленное поведение, про которое бабушки на лавочке завистливо ядом изливаются. А еще лучше дать ей понять, что не такая уж она и красотка – ну не уродилась, бывает. Страшненькая, неказистая. Лучше уж пусть самооценка будет ниже плинтуса, чем в подоле принесет.

А девочки подростки и так очень уязвимы в этом возрасте, каждое изменение в себе воспринимают очень критично. И самому важному мужчине в жизни верят. Что дальше? Как с этим выходить в самостоятельную жизнь, влюбляться, строить отношения? Если у женщины самоценность низкая, то рада всякому вниманию – даже если обижает, унижает, ноги вытирает. Ну, хоть такой, а все ж мужчинка рядом – кто ж еще меня такую убогую замуж-то возьмет…

Или наоборот – девушка бунтует. И назло тирану отцу делает все то, чего он так боялся. Становится хищницей, красоткой-сердцеедкой. Но и на душе от коллекции разбитых мужских сердец как-то не тепло ни разу. Наличие многих означает отсутствие единственного.



Вот и получается, что в стремлении защитить дочь от «мужского коварства» отец сам же ее к этому и подготовил. Чтоб будущий избранник точно увидел в ней не Принцессу, а Грязнулю в ослиной шкурке…

Как же быть отцу, чтоб и дочь не угробить и со своими сложными переживаниями справиться? Дать место всем своим чувствам, признать их. Но управлять ими как Отец, а не как Дикарь или Тиран.

Иногда, когда с чувствами сложно справиться, можно их проговорить – уже становится чуть легче. Честно признать, хотя бы для самого себя: «да, моя маленькая лапочка стала женщиной. И да, она безумно красива. И да, это до ужаса пугает». И признать в дочери Женщину, а себе позволить ею восхищаться – не значит стать Дикарем и наброситься на нее, как на кусок мяса. Скорее, как Художник, как Творец смотрит на созданную скульптуру. И красотой восхищаться можно, но именно восхищаться, а не обладать. Видеть душу, а не вещь!

И тогда юная женщина увидит себя его глазами. Ей очень важно услышать, что она прекрасна – и она не станет от этого «шаловливой бабочкой», а научится себя ценить. И не всякого Принца захочет видеть с собой рядом, а лишь того, кто увидит в ней Принцессу, а не Грязнулю в ослиной шкурке. И ноги вытирать о себя не позволит. И воспользоваться собой она не даст.

Ведь отец ею восхищался. И она знает, что достойна лучшего.

Рапунцель, или никто не уйдет от бабушки голодным

Мы будем разбирать именно оригинальную сказку братьев Гримм. В диснеевском мультфильме сценаристы многое поставили на свои места и заполнили пробелы, как считали нужным. Герои хорошо прописаны, их мотивы и чувства вполне понятны.

В сказке все сложнее и запутаннее, и поле для разбора значительно шире.

Итак, с кого начнем? А давайте с колдуньи.

Вот зачем ей сдался чужой ребенок?

В сказке о ее мотивах ни слова.

Один бедняк забрался в сад колдуньи за зеленым рапунцелем, который так хотела попробовать его беременная жена. Старуха узнала об этом, страшно разгневалась и начала угрожать ему. Бедняк стал просить прощения за воровство, рассказал о том, что его жена безумно хочет попробовать этот зеленый рапунцель, который увидела из окна. Колдунья немного успокоилась и предложила сделку: я дам тебе то, что ты хочешь, а взамен вы отдадите мне своего ребенка. Она хотела заботиться о нем, как родная мать, обещала ему хорошую жизнь.



А если в реальной жизни найти аналогию этой ситуации… да сколько угодно примеров. И самый классический – это поведение бабушки!

Той самой, которая растила свою деточку. Ночей не спала, от карьеры и личной жизни отказалась. Все для нее, для кровиночки. Сколько сил вложено, сколько времени. И ради чего? Ради того, чтобы выросшая детка была послушной умницей, радовала и никогда никуда не ушла.

В психологии это называется «неоплатный долг».

Как ребенок может расплатиться за все то, чем пожертвовала мать/бабушка ради него? Никак. Он не в силах повернуть время вспять, сделать так, чтобы они жили свою жизнь. И что тогда? А тогда напрашивается логичный вывод – значит моя жизнь принадлежит матери/бабушке.

И вот тут у нас три варианта развития сюжета в жизни таких подросших детей.

Первый вариант: ребенок взбунтуется (на то и дан подростковый кризис) и уйдет. Чтобы его не уничтожило чувство вины за то, что разбил матери сердце (а она об этом обязательно скажет), он отключит кинестетический сенсорный канал, то есть сильно приглушит внутренние ощущения. Станет холодным и невозмутимым. Сможет ли он прожить свою жизнь? Нет. Потому что Жизнь с большой буквы ПРОЖИВАЮТ во всех ее красках. Без ощущений и чувств никак.

Второй вариант: очень печальный. Ребенок несмотря на то, что ему 20, 30, 40… остается при матери. У меня была клиентка. Женщине под шестьдесят лет. Запрос от нее звучал следующим образом. Полгода назад она похоронила мать, с которой жила всю жизнь. Обе работали в библиотеке. И, знаю, звучит жутко, но спали в одной постели. Отношений с мужчинами никогда не было – она девственница. Ужас клиентки состоял в том, что по ее разумению она после похорон до конца жизни должна была оставаться в печали и трауре, а она впервые в жизни испытывала эйфорию от свободы. У нее «ужасные» желания: наряжаться, общаться и флиртовать. Хорошие девочки так не поступают.

Третий вариант: он нередкий и уже ближе к разбору сказки – это откуп. То есть, хочешь свалить из-под удушающей маминой опеки и из-под ее контроля – откупись ребенком. Мама-то про тебя уже решила, что не идеальная дочь. Лавры в области науки или музыки к ее ногам не принесла. Вон и замуж за первого встречного-поперечного выскочила. Не дочь, а провальный проект. Позор на мою седую голову и все такое. А тут новый шанс! Новое дитятко. Вот на нем-то я все свои ошибки исправлю! Все, что недоглядела, где была недостаточно строга – все учту. Он-то меня не бросит.

Вы уже поняли, к чему я виду в плане разбора сказки «Рапунцель».

Колдунья – это та самая поглощающая мать, а для Рапунцель – бабушка.

Дочка со своим инфантилом-муженьком сами ничего не могут. Ребеночка заделали, а теперь шастают ко мне на огород. Клянчат травку – читай деньги или какой другой ресурс. Дам я вам и денег, и квартиру, и похлопочу, чтобы в командировку куда подальше и подольше вас отправили, но вот внученьку вы мне оставите. Так ведь всем лучше будет. Вы молодые, вам карьеру делать надобно, а я о малышке позабочусь.

И молодые, хоть и покручинились (минут пять), но задрав хвосты, умчались догуливать детство.

Когда жена бедняка родила девочку, колдунья сразу же явилась. Дала ребенку имя Рапунцель и забрала к себе.

А девочка в цепкие руки бабушки досталась. И вместе с должной заботой и уходом получала она крепко прописанную в глубинах лимбической системы программу «не принадлежи», а точнее второй вариант данного родительского предписания: «не принадлежи никому кроме меня».

Жила Рапунцель с «бабушкой» в доме до 12 лет. А что в 12 лет происходит? Верно. Половое созревание. И тут контроль стал максимально жестким. Из школы сразу домой. Дома сиди и учись. Общение с кем-либо под запретом. Как и интернет, косметика, короткие юбки, современная музыка (чем тебе Муслим Магомаев не нравится?). Выход только с бабушкой под ручку и только в поликлинику или консерваторию.

Рапунцель выросла самой прекрасной девочкой на свете. После двенадцатого дня рождения старуха заперла ее в башне без лестницы и двери. Там было лишь одно маленькое окошко в самом верху.

В сказке колдунья взбирается на башню по волосам Рапунцель. Волосы женщины – это женская сила, женственность. У героини и первого, и второго от природы оказалось в избытке.

Чтобы забраться на башню, колдунья звала Рапунцель:

– Проснись, Рапунцель. Опусти свои косы.

У девушки были красивые длинные волосы золотого цвета. Когда она слышала голос колдуньи, то привязывала свои волосы к оконному крючку. Волосы спадали вниз на двадцать аршин, и колдунья взбиралась по ним домой.

Вот и взяла природа свое – влюбилась девушка в «принца» со всеми вытекающими. И что же дальше, если перекладывать сказку на реальную жизнь?

В сказке-то колдунья волосы девушке отстригла. Она считала, что Рапунцель обманула ее. Она хотела скрыть девушку ото всех, но не вышло.



Злость взяла верх, и колдунья взяла ножницы и отрезала чудесные косы Рапунцель. После чего без жалости отвела ее в глухой лес и оставила там жить в нищете.

А принца лишила зрения.

Колдунья сказала принцу, что он никогда больше не увидит Рапунцель. Кошка унесла ее из башни. Он потерял возлюбленную навсегда, и скоро эта же кошка выцарапает ему глаза. От горя принц выпрыгнул из башни. Он упал на колючие шипы и выколол глаза, но остался жив.

В реальности учудила бабка нечто такое, что психологически кастрировало обоих влюбленных и очень надолго.

Парня могла прилюдно обвинить в растлении внучки. Куда он потом делся и где отбывал-прибывал, не видя света белого, неизвестно.

А после расправы над парнем померла. Не выдержала своего повторного провала по выращиванию для себя и только для себя хорошей девочки. А перед смертью внученьке все объяснила, что это именно она, тварь неблагодарная, ее в могилу свела. Навешенная на девушку вина, подобно камню на шее, надолго погрузила ее в темную пучину. Где и прибывала до очередного кризиса (предположу, до кризиса 30 лет).

Ну, а потом хеппи-энд.

Встретила случайно наша Рапунцель своего принца. Может, в метро или на мероприятии. И зажили они счастливо. Да, потеряли оба более десяти лет жизни. Да, у каждого на сердце по огромному шраму.

Но у них есть шанс… уж очень хочется в это верить.

Несчастный ослепший принц пошел на голос. И по прекрасному пению вскоре нашел Рапунцель. Он стал очень худым, его одежда превратилась в лохмотья, но девушка узнала возлюбленного. Увидев его, она заплакала. Слезинки оказались целительными. Упав на глаза принца, они совершили чудо – молодой человек вновь стал видеть.

И вскоре прогремела пышная свадьба и стали они счастливо жить в королевстве принца.

Братья и сестры, или день защиты детей

Подарки Феи, или подсмотрено глазами сиблинга

Будешь хорошей и терпеливой – встретишь принца, и он тебя полюбит, будешь плохой и грубой – тебя все бросят, и ты закончишь свои дни в безызвестной темной подворотне под песни жаб…

Общий посыл уже знаком, не правда ли?

Да-да, перед нами очередная вариация на тему «Морозко», но с усилением в сторону наглядности: то драгоценности с цветами, то жабы со змеями.

Пробежимся немного по общей идее и поищем новые смыслы.

Подарок – это способ выразить свое отношение к другому, порадовать и поднять настроение.

И если способность говорить и ронять драгоценные камни с цветами – это подарок с условно положительным окрасом, то лягушки со змеями – это такой антиподарок.

И тогда дар феи с драгоценными камнями можно трактовать как поощрение социально приемлемых качеств, своеобразные «поглаживания» для закрепления одобряемого поведения, а антиподарки как наказание для предотвращения и профилактики нежелательного поведения – «тумаки» в системе воспитания.

Ну что ж. Время вспомнить сюжет, вдруг, кто подзабыл.

Жила-была на свете одна вдова с двумя дочками. Дочки разные и отношение к ним тоже разное. Одна – копия нахальной и грубой матери, ходила в любимицах. Вторую же, ту, что была кротка, добра, красива и похожа на покойного отца, мать терпеть не могла и постоянно загружала всякой тяжелой работой.

Человек обычно больше любит тех, кто похож на него самого. Вот мать и любила старшую дочь, а младшую нет. Приказывала ей целыми днями работать.

Однажды пошла младшая дочь за водой, встретила там бабушку-фею и помогла ей, а та в ответ наградила ее даром: при каждом слове теперь падали из уст девушки то цветок, то драгоценный камень.

Вдова как узнала о таком подарке, тут же любимицу свою, старшую дочь, за водой вытолкала, но она в качестве подарка получила пресмыкающихся на каждое произнесенное слово.

Только дочка скажет свое ворчливое слово, сразу выпадают из ее уст две гадюки и две жабы.



Мать в ярости обвинила во всем младшую, и та убежала из дома в лес. Там совершенно случайно встретила принца, за которого и вышла замуж.

Вскоре мать не смогла справиться со своей любимой дочкой, та становилась все противнее и вреднее. Она прогнала из дома и ее. Нигде не смогла девочка найти кров и умерла.

Снова тема сиблингов! Напоминалочка: сиблинги – это дети одних родителей.

В семье двое детей, и оба ребенка – девочки: а это значит, что кроме обычной порции ревности к родителям в случае появления новых детей, жди еще и особенно острой конкуренции – точек соприкосновения-то больше! Платья, куклы, прически, даже во внешности постоянно будет соперничество, а потом и к мужскому вниманию.

Одна добрая, другая злая, одна приветливая, другая грубиянка, одна умная, другая воинственно глупа, одна хрупкая, другая крепкая и прет как танк, одна всегда говорит правду, другая врет напропалую – список различий можно продолжать очень долго. Но что в нем главное? Все характеристики от обратного и противоположны друг другу – так дети инстинктивно пытаются разделить «поляны влияния» и завоевывать плюсы каждый в своем, даже если очки будут со знаком «минус» – все равно.

И если родители «ведутся на провокации» и своими действиями и поведением (осознанно или нет) подтверждают гипотезу о том, что кого-то они любят больше – ситуация будет исключительно усугубляться.

Если одна действует из позиции хорошей девочки, то другая, по умолчанию, будет требовать свое нахрапом, применяя арсенал «плохих» поведенческих реакций. Потому что «занятая» стратегия в системе сиблингов повторяться, как правило, не будет. Вот почему часто в семье один ребенок болезненный, другой живчик с сильнейшим иммунитетом, один тревожный отличник, другой пофигист-троечник, один ласковый, а другой агрессивно вытирает щеку после каждого маминого поцелуя.

Зачем? Главная мишень – время и внимание мамы. В идеале, конечно, именно любовь, но не всегда так везет, поэтому вместо любви сгодится: и жалость, и злость, и крики, и возмущение, и гордость, и вынужденное оказание помощи (медицинская, бытовая, обучающая – все сгодится). Главное, завладеть контактом и получить хоть какую-то реакцию. Повторюсь: по сути, все равно положительная или отрицательная эта реакция, главное, лишь бы она была вообще, по принципу «на безрыбье и рак – рыба».

А как это выглядит глазами ребенка? Как правило, очень субъективно, но явно подсвечивает неудовлетворенность в его потребностях в любви и внимании.

И снова «мачеха» как архетип жестокой, непринимающей матери, а «добрая фея» – любящая, заботливая и справедливая мать.

Мачеха – это когда у ребенка ощущение, что сестру любят больше: и хвалят чаще, и кроватка у нее розовее, и куклы куклее, и вообще в киндере у нее игрушка лучше попалась – КАК ВСЕГДА.

И подарки Феи здесь – это оружие в руках сестер: одна паинька и привыкла жить по принципу условного принятия – вот и тащит в дом медали да грамоты, а другая выбрала действовать подевиантнее: кусать всех своим ядом да регулярными вызовами к жабе, ой, к директору. И летят друг в друга с одной стороны награды – «а я лучше тебя!», а с другой змеюки подколодные – слова бранные то есть.

Условное принятие ребенка родителем – такое поведение родителей, при котором любовь, признание, внимание и теплое отношение возможно только при соблюдении достаточно жестких условий, касающихся как проявлений личности ребенка, так и достижений в учебе, спорте, творчестве. Например, «не сдашь экзамен, домой можешь не возвращаться», «станешь олимпийской чемпионкой, тогда и будешь что-то там хотеть», «моя дочь не злится и не кричит!»

Такое отношение родителей оказывает губительное воздействие на психику ребенка, а также способствует росту суицидальных попыток (в том числе успешных) среди несовершеннолетних.

Девиантное поведение – систематическое совершение поступков, которые грубо нарушают социальные нормы поведения. Для детей это обычно повышенный уровень агрессии, нецензурная брань, употребление алкоголя, склонность к воровству, постоянное вранье и прочее. Демонстративное девиантное поведение у подростков – часто крик о помощи и способ привлечь внимание.


А родители вроде бы ничего особенного и не делают: заботятся как умеют, воспитывают так же, как и их воспитывали: в пример старшую ставят, чтобы младшая за ней тянулась, наказывают младшую шумно и громко – целый концерт, по жалобам к директору ходят исправно, и спорт они одинаковый САМИ выбрали! Ну почему же дома вечно как на поле боя??? И что с этим делать?

Разбираться лучше с каждым конкретным случаем отдельно. Но если начать с себя – это уже сильно меняет положение к лучшему. А личная терапия родителей – это вообще лучший подарок детям (в идеале, пройденная еще до их рождения).

Ну и небольшая памятка родителям сиблингов, чтобы не приходилось детенышам маму на мачеху с феей расщеплять да «подарками» друг в друга злобно кидаться.

1) Проводить индивидуальное время с каждым ребенком по расписанию. Одинаковое по продолжительности, и так, чтобы делать с ребенком именно то, что ему хочется.

2) Не сравнивать детей между собой.

3) Хвалить каждого по-своему.

4) Не ставить в пример одного другому, чтобы «второй подтянулся».

5) Не плодить дополнительное соперничество – организовывать разные хобби, кружки и занятия.

6) Разбирать конфликты, обсуждая их совместно, а не по старшинству («Ты же старшая, могла бы и уступить»).

И пусть будет все по местам: цветы – в горшках, драгоценности – в шкатулках, а змеи с жабами – в районе болота… Ну а в семье – мир.

Гензель и Гретель, или «Не верь, не бойся, не проси»

Сказки, особенно те, что бережно записаны за рассказчиками из народа, – про легенды и верования, про передачу знаний, про обучение, про мощный пласт общемирового опыта. Многие сюжеты знакомы нам на генетическом уровне, поэтому истинный смысл волшебных историй попадает прямиком в подсознание с впечатляющей скоростью и меткостью. Безусловно, сказки братьев Гримм и Шарля Перро именно такие.

Любимые сказки у каждого свои, любимые сказки всегда про нас, любимые сказки не всегда безобидны, но они попадают в самое сердце.

На очереди «Гензель и Гретель» – безусловно, одна из самых известных сказок братьев Гримм. Классика, которая знакома и кажется понятной.

Очередная сказка про инициацию, но на этот раз еще и приправленная реальными историческими событиями.

Давайте освежим в памяти сюжет сказки.

Жила-была семья: дровосек, его жена да пара малолетних детей – сын с дочкой (Гензель и Гретель). Денег у них не было, еды тоже, и решили они (скорее, жена решила, а отец согласился), что детей надо в лес отвести, чтобы всем четверым с голода не помирать: мол, у них, у взрослых, шансов выжить без детей намного больше… меньшее из двух зол, так сказать.

Не с первой попытки, но все-таки удалось детей увести так, что вернуться домой они не смогли: заблудились и остались в лесу.

Три дня дети ходили без еды и воды по дикому лесу, пока не набрели на пряничный дом ведьмы, куда она их, голодных и холодных, без труда и заманила.

Гензеля старуха увела в хлев, где закрыла за решеткой. Сколько ни кричи, никто не услышит и не поможет ему там.

После ведьма разбудила Гретель. Она приказала девочке принести воды и приготовить еду для брата. Старуха решила, когда тот потолстеет, она его съест.

Четыре месяца Старуха откармливала братца силами сестры, чтобы съесть обоих.

Но Гретель оказалась ловкой и сообразительной: обманом ведьму в растопленную печь затолкала и сожгла.

Ну и дальше ребята не растерялись: нашли в недрах ведьминого дома драгоценности с золотом да и домой вернулись. А там еще и мачеха умерла – зажили счастливо наконец-то…

Начнем разбор с той самой инициации.

Инициация – это древний обряд, сопровождающий взросление. В древности юноши и девушки проходили инициацию (серию сложных и/или даже жестоких испытаний, призванных проверить уровень усвоения навыков, необходимых для самостоятельной жизни), чтобы иметь право считаться взрослыми и заводить семью.

Инициация в сказке – это про девочку, про Гретель. По ходу повествования мы понимаем, что жена дровосека не родная мать детям, то есть мачеха. На языке архетипов «мачеха» – это та часть матери, которая приходит на смену любящей и заботливой, чтобы обучать девочку азам реальной жизни. Организовалась в сказке «мачеха» – верный признак того, что главные герои на пороге сепарации. А отделение от матери самое то начинать с дремучего леса.

Архетип леса – метафора бессознательного. Чем темнее и дремучее лес, тем более глубоким трактуется погружение в себя. В сказках обычно означает погружеиние главного героя в себя, в свою психику; поиск пути или сам переход от детской модели поведения в зрелую и самостоятельную личность.


А в лесу девушка встречает непостижимую, зловещую часть материнского архетипа – ведьму. И как-то уж так повелось, что ведьма с ее волшебной силой олицетворяет как раз познание девушкой своей сексуальности. То есть пока Гретель брата откармливает, то продолжает учиться по дому хлопотать, а тот факт, что ведьма-то волшебная (со специализацией на людоедстве) указывает на то, что девушка постигает глубинные азы женской энергии. Колдовство и понимание женской силы и сейчас для некоторых где-то рядом, неправда ли?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги