Образ мышления придает направление процессу интерпретации. При «застывшем» образе мышления внутренний монолог сфокусирован на оценке: «это значит, что я неудачник», или «это значит, что я лучше них», или «это означает, что мой партнер – эгоист». Люди с «подвижным» образом мышления тоже постоянно наблюдают за происходящим и дают интерпретацию событиям, но они в большей степени настроены на конструктивные действия: «какой урок я могу вынести из этой ситуации?», или «как я могу стать лучше?», или «как мне помочь своему партнеру сделать это лучше?».
Когнитивная психотерапия обучает человека контролировать свои суждения и придавать им более разумный и уравновешенный характер. Однако она не превратит «застывший» образ мышления в «подвижный». Для этого Двек предлагает посещать специальные семинары, где участникам объясняют, что наш мозг – как мускул – растет и становится тем сильнее, чем чаще им пользуются; что каждый человек может учиться, что надо быть терпеливым и много трудиться; что надо перестать бояться трудностей, критики и неудач. Важно не просто настроить себя на «подвижный» образ мышления, но и разработать конкретный план действий и придерживаться его.
Для самостоятельного освоения «подвижного» образа мыслей Двек рекомендует несколько простых шагов.
• Во-первых, надо признаться самому себе, что ты обладаешь «застывшим» образом мышления.
• Во-вторых, надо научиться распознавать ситуации, стимулирующие проявление вашего «застывшего» образа мыслей.
• Затем вашему «застывшему» образу мыслей надо дать имя и обращаться с ним как с вашим вторым «я», вести с ним диалог, объяснять ему суть «подвижного» склада ума и наблюдать, как он заставляет вас думать, чувствовать и действовать в сложных ситуациях.
Многие люди с преобладанием «застывшего» образа мыслей уверены, что не они, а мир вокруг них должен измениться. Они чувствуют, что имеют право на лучшую работу, лучший дом, лучшего супруга. Мир должен признать их превосходные качества и оценить по достоинству. Однако при продвижении по работе их обходят стороной. Их «застывший» склад ума подсказывает, что так происходит потому, что начальник видит в их талантах угрозу для себя. Если же они настроятся на «подвижный» образ мыслей, то начнут задумываться, как стать более эффективными на работе, как узнать больше о той индустрии, где работают, как строить отношения в коллективе и помогать своим коллегам развиваться. По мере развития «подвижного» образа мыслей человек перестанет видеть в коллегах соперников и обнаружит, что люди ему помогают и поддерживают. Постепенно он научится постоянно находиться в состоянии «подвижного» образа мышления, независимо от сложности ситуации.
Двек подчеркивает, переход от «застывшего» образа мыслей к «подвижному» – процесс сложный и длительный. Это не освоение нескольких трюков, а приобретение нового видения мира. Это переход от принципа «суди, и судим будешь» к принципу «учись и помогай учиться». Это постоянная приверженность идее роста и развития, которая требует времени, усилий и поддержки.
Заключение
Книга «Образ мышления» вряд ли оставит у читателя ощущение совершенного открытия или прорыва в новые сферы знания. Однако введенные автором понятия о двух противоположных типах мышления – «застывшем» и «подвижном» – оказываются крайне полезными в практической жизни.
Они позволяют читателю, во-первых, распознать в себе и окружающих проявление того или иного образа мышления, во-вторых, по-новому оценить негативные последствия «застывшего» образа мыслей, а главное, научиться реагировать на различные жизненные ситуации, используя «подвижный» образ мыслей.
Автор убедительно продемонстрировала, что только люди с «подвижным» образом мышления добиваются успеха в спорте, становятся талантливыми педагогами и выдающимися руководителями. И наоборот, человек с «застывшим» образом мыслей, как правило, сталкивается с проблемами на работе и в личной жизни. Особую ценность представляют советы Двек в отношении воспитания «подвижного» образа мыслей у детей, в частности, рекомендации о том, как родителям правильно реагировать на успехи и неудачи любимых отпрысков.
Если благодаря книге Двек читатель сумеет обнаружить в себе признаки «застывшего» образа мыслей и найдет силы и желание воспитывать в себе «подвижный» образ мыслей, то цель книги будет достигнута.
КОГДА: научно обоснованные секреты идеального тайминга
Автор: Дэниел Пинк
Тема: Личная эффективность
Введение
В любом книжном магазине стеллажи заставлены книгами, отвечающими на вопрос «Как?» – как мотивировать сотрудников, как управлять командой, как распределять задачи. Зато очень мало внимания уделяется вопросу «Когда?», утверждает Дэниел Пинк. Несмотря на то, что одним из важных направлений в бизнес-литературе стал тайм-менеджмент, природа времени, зависимость человека от времени зачастую не рассматривается вовсе.
Тайм-менеджмент учит планировать день, расставлять дедлайны, согласовывать действия сотрудников, но не занимается теми проблемами, с которыми любой человек сталкивается ежедневно: в какое время дня лучше браться за сложные задачи? Зависит ли наше суждение или поведение от времени дня или от того, как долго мы занимаемся тем или иным делом? Когда лучше работает мотивация – в начале работы над проектом, в середине или в конце? Как согласовать свои внутренние часы с общим расписанием? Что можно сделать, чтобы избежать провалов и побороть инерцию?
Дэниел Пинк отвечает на все эти своевременные вопросы, привлекая сведения из физики и физиологии, социальной антропологии и экономики, педагогики и спорта: тайминг, вопреки расхожему мнению, не искусство, а строгая наука. Складывается цельная картина, вполне соответствующая нашим эмпирическим ощущениям, ведь всем знакомы сонливые провалы посреди дня, разочарование на полпути, мощные старты и еще более мощные рывки перед финишем. Получают обоснование и другие явления, относительно которых многим кажется, будто «лишь у меня так, а все вокруг нормальные»: например, дети, скачущие по дому в пять утра, и подростки, в пять утра кое-как засыпающие – физиологическая норма, а не результат родительского попустительства.
Книга содержит большое количество простых и действенных лайфхаков, начиная с совета отсрочить утреннюю чашку кофе и заканчивая предостережением об опасностях медицинских процедур во второй половине дня. И тем ценнее, что любой совет подается с обоснованием (помимо прочего, так легче запомнить). Но книга – не просто набор лайфхаков, а цельный подход к жизни, проистекающий из изучения человеческой природы и характера наших отношений с жизнью. Понимание единства нашей темпоральной физиологии способствует укреплению эмпатии, повышению командной продуктивности, подводит к тому идеалу, который автор предлагает в конце книги: к синхронизации, то есть совпадению индивидуального ритма с ритмом команды и внешне заданным темпом или расписанием.
Овладение тайной времени, синхронизация, сулит нам не только повышенную продуктивность, но и лучшее состояние здоровья, психологическое благополучие, укрепление человеческих связей.
И все это потому, что автор известных бестселлеров о мотивации, правополушарном сознании и человеческой составляющей продаж вновь сумел задать ключевой вопрос чуть иначе, чем его коллеги – не «Как?», а «Когда?».
1. Суточный ритм: совы, жаворонки и обычные люди
1.1. Биологические часы человека настроены на суточный цикл в 24 часа. Этот цикл включает не только сон и бодрствование: в течение дня сменяются фазы активности и упадка сил, хорошего и плохого настроения, этот ритм влияет на способность к суждению и даже на мораль.
Проведенное Даниэлем Канеманом в 2006 году исследование показало, что эмоциональное состояние человека и его моральные суждения колеблются в течение дня по одному и тому же графику в любой стране мира. Другие исследования подтвердили, что от времени суток зависит процент благоприятных решений по УДО (условно-досрочному освобождению), верных ответов в тестах IQ, интуитивных и творческих решений.
1.2. В общем виде дневной цикл представляет собой U-образную кривую – у большинства людей утренняя активность сменяется упадком сил в середине дня, после чего наступает восстановление ранним вечером. Такая кривая дневного цикла характерна примерно для 2/3 людей в возрасте от 30 до 60 лет, которые ложатся между 23 и часом ночи и встают в 7–9 часов утра.
Подробная схема дня (подъем в семь утра, отход ко сну после 23:00)
7:00–8:30 – низкое плато (прийти в себя, подготовиться к работе)
8:30–9:30 – постепенный подъем (первый час работы)
9:30–10:30 – небольшой спад (первые трудности, небольшая усталость)
10:30–12:30 – стремительный подъем (лучшее время для работы, требующей больших затрат сил, сосредоточенности, креативности, силы воли)
12:30–14:00 – стремительный спад (заканчивается основная часть работы)
14:00–17:00 – упадок сил, сонливость, раздражительность
17:00–20:00 – восстановление (менее сосредоточенная работа, чем в первой половине дня
20:00–23:00 – снижение активности, домашние дела или досуг
1.3. Около 14 % людей в возрасте от 30 до 60 лет являются жаворонками: они встают в 4–5 часов утра. После 60 лет процент жаворонков увеличивается. К жаворонкам также относится большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста. Около 20 % в возрасте от 30 до 60 лет являются совами. К совам также принадлежат подростки и молодые люди примерно до 30 лет.
1.4. Суточный цикл сов также образует U-образную кривую, но с двумя отличиями:
• Совы ложатся позднее (от 3 часов ночи) и позднее просыпаются (если это допускает характер их работы).
• Последовательность фаз у сов обратная: сначала восстановление, то есть фаза менее активной и сосредоточенной работы, потом упадок сил и лишь к вечеру наступает пик активности.
Талантливые люди умеют пользоваться обеими «рабочими» фазами дня в соответствии со своим хронотипом. Так, Джойс Кэрол Оутс писала до часу дня, ела и отдыхала, и дальше работала с 16 до 19. А «сова» Флобер начинал день в 11 утра, занимался с племянницей, читал, потом отдыхал до ужина, беседовал с матерью и лишь с 21:00 писал.
1.5. Важные взаимодействия с людьми – общение с клиентами, пресс-конференции, собеседования, конкурсы – следует ставить на первую половину дня независимо от собственного хронотипа: по статистике, две трети судей, журналистов, членов комиссий и т. д. составляют люди, склонные к благожелательности, справедливости и незашоренности до полудня. Это ставит сов в невыгодное положение. Совет совам: подготовиться с вечера, перед встречей 10 минут прогуляться.
Данные израильских комиссий по УДО свидетельствуют: если до полудня досрочное освобождение получают примерно 65 % ходатайствующих, то к 14:00 процент счастливчиков падает почти до нуля (но после обеда возрастает – см. главу 2).
1.6. Выбирая оптимальное время для работы, следует учитывать как тип работы, так и свой хронотип. Когнитивные и креативные способности проявляются в первой половине дня с пиком около полудня. Это оптимальное время для сосредоточенной и ответственной работы, сдачи экзаменов, решения аналитических задач. В фазе восстановления наступает время для менее сложной работы. Фаза восстановления оптимальна для заданий, которые требуют интуиции или снятия блоков.
Задачи на интуицию люди лучше решают в субоптимальный для своего хронотипа период дня, то есть в фазе восстановления. Также эта фаза может использоваться для безоглядного творчества.
1.7. Приблизительно определить свой хронотип можно по средней точке между часом отхода ко сну и пробуждением (3 часа ночи с небольшим отклонением в любую сторону – стандартный цикл, смещение на более ранний час – жаворонок, на более поздний – сова. Точнее выяснить свой хронотип можно с помощью анкеты на сайте http://www.danpink.com/MCTQ.
1.8. Полезно также в течение недели отмечать каждые полтора часа:
• чем вы сейчас занимаетесь;
• насколько физически активны;
• каково ваше ментальное и эмоциональное состояние.
1.9. Выяснив свой хронотип, постарайтесь соответствующим образом организовать работу. Если ваше расписание зависит не от вас, предложите на пробу «хронотипичные пятницы» или попросите выделить вам время для работы над проектом. В некоторых компаниях уже учитывают суточные циклы сотрудников.
Тиль Ренненберг провел эксперимент по синхронизации на немецком автозаводе и добился повышения производительности и удовлетворенности работников.
Если босс не пойдет вам навстречу, вы сможете хотя бы отчасти синхронизироваться, включить осознанность, использовать «пазухи» времени и лайфхаки, помогающие проснуться утром и удержаться на плаву днем, организовывать себе микропаузы для восстановления (см. главу 2).
1.10. В повседневной жизни следует помнить, когда нас подстерегают опасности, и либо не браться за ответственное дело в эти часы, либо почти ежеминутно себя проверять.
Статистика указывает на два пика аварий каждые сутки: между 2 и 6 часами утра и между 14 и 16 часами. В это же время дня падают до минимума продуктивность и качество работы (у среднестатистического работника, без учета хронотипа).
2. Поесть, погулять, поболтать: основные лайфхаки
2.1. Правильно начать день.
• Стакан воды при пробуждении, утренний кофе отложить на час-полтора (После пробуждения вырабатывается кортизол, который повышает активность, а кофе снижает уровень кортизола. Кроме того, ранняя чашка кофе вызывает привыкание, и приходится увеличивать дозы.).
• Впитать утреннее солнышко, особенно тому, кто встает с трудом.
• Психотерапевта поставить на утро: кортизол повышает восприимчивость.
• Медицинские обследования также ставить на первую половину дня, когда большинство медиков более внимательны (см. главу 3).
2.2. Жаворонку стоит использовать час до работы или первый час на работе, чтобы сделать самое важное, не отвлекаясь на почту. Сове, чтобы прийти в себя, лучше дойти до работы пешком и начать будний день с самых простых дел.
2.3. Зарядку следует ставить на утро или на вечер в зависимости от цели.
2.4. Провал можно предотвратить перерывом для отдыха, который в идеале включает:
• ланч;
• короткий сон (напучино);
• движение;
• общение с природой;
• общение с людьми;
• доброе дело или слово, повышающее настроение.
2.5. Ланч заметно улучшает настроение и повышает активность – и не только благодаря поступлению в кровь быстрых углеводов. Обеденный перерыв должен быть именно перерывом, отвлечением от работы. Поедание сэндвичей перед компьютером лишь усиливает стресс (и жалость к себе). Также на время ланча работнику нужно вернуть себе контроль, то есть самостоятельно решать, что он будет есть и где.
После ланча процент УДО превышает даже утренний максимум.
2.6. Лучшее средство от сонливости – напучино, короткий сон после чашки кофе. Слишком короткий, менее 10 минут, сон не приносит пользы, а после 20 и более минут сна наступает разбитость. Напучино (nap – «дрема» + капучино) – идеальное решение.
• Выпить крепкий кофе без сахара (кофе поступит в кровь через 25 минут, а сахар – сразу, не даст уснуть).
• Отмерить себе 25 минут и включить будильник.
• Полностью расслабиться, можно использовать беруши, повязку на глаза.
• Делать это регулярно: режим способствует лучшему засыпанию.
Исследования НАСА показали: после короткого сна пилот становится вдвое бдительнее и на 34 % ускоряется его реакция. Медицинские исследования подтвердили: благодаря регулярному краткому дневному сну опасность инфаркта снижается на 37 %. Uber, Nike и некоторые другие компании отводят время и место для напучино.
2.7. Кроме основного перерыва полезны частые паузы от 20 секунд до 10–15 минут.
• Система 20–20–20 – каждые 20 минут в течении 20 секунд смотрите на что-то в 20 футах (6 метрах) от себя. Отдых для глаз и восстановление бдительности.
• Офисная йога – наклоны, вращение запястьями, разминка пальцев.
• Общение с природой (если нет возможности прогуляться, поставьте цветок на окно и для отдыха переключайте внимание на цветок и дерево за окном).
• Сходить за водой к кулеру, побродить по офису.
• Перекинуться словом с коллегой (не о работе). Общение в соцсетях не дает такого эффекта, как живой разговор (к тому же не отдыхают глаза и не меняется поза).
• Написать благодарственное письмо, принести усталому коллеге кофе (доброе дело повышает силы и восстанавливает мотивацию).
• Медитация, контролируемое дыхание (глубокий вдох животом, выдох на счет 5).
• Посмотреть на котиков, включить забавные видео – это поднимает настроение и восстанавливает силы. Но даже ради котиков не злоупотребляйте гаджетами.
2.8. Мы страдаем от заблуждения, будто продуктивность обеспечивается непрерывной работой. Если не позволять себе пауз, не отлучаться на обеденный перерыв, не отвлекаться – тут-то и получим максимальный результат. На самом деле снижение активности и бдительности после часа-полутора интенсивной работы – такое же естественное явление, как и провал посреди дня. Большие и малые перерывы не снижают, а повышают продуктивность, заодно уберегая работника от выгорания и инфаркта, а компанию и ее клиентов – от происходящих в моменты «затмения» ошибок.
Компания DeskTeam, производящая программы для отслеживания продуктивности, установила, что пользователи из 10 % наиболее продуктивных делают в среднем после каждых 52 минут работы перерыв на 17 минут.
2.9. Нам следует отнестись к перерывам с таким же вниманием, как к самой работе, планировать их и ни в коем случае не жертвовать отдыхом ради мнимой продуктивности. Необходимо знать, когда наступает фаза провала, и бдительно следить за собой, чтобы не допустить роковых ошибок. Пора осознать, как сказываются суточные циклы в таких жизненно важных областях, как школа и больница, и внести необходимые коррективы в их расписание (см. глава 3).
2.10. Правильно закончить день.
• Подведите итоги (сильнейшая мотивация – отметить свой прогресс. Даже неудачному дню завершение придает смысл).
• Набросайте план на завтра.
• Оставляйте недоделанным простое дело, с которого легче начать новый день.Хемингуэй останавливался на полуфразе, чтобы наутро сразу включиться в текст.
• Бонус: напишите кому-то благодарственное письмо (этот же прием помогает передохнуть и восстановить мотивацию среди дня).
3. Повседневные риски: школы и больницы
3.1. Ритм дня студентов и в особенности школьников имеет несколько особенностей.
• Расписание составляется «сверху», нет возможности договориться о послаблении.
• Синхронизация суточного ритма и ритма учебы крайне важна: она влияет на усвоение знаний, на экзаменационные оценки и тем самым на дальнейшую судьбу.
• Суточный ритм школьников и студентов отличается от ритма взрослых.
3.2. Почти все детсадовцы и младшеклассники – жаворонки, в средней школе проявляются «совиные» тенденции с пиком в выпускных классах и университете. Молодые люди остаются совами примерно до 30 лет, когда устанавливается индивидуальный хронотип жаворонка, совы или ближе к стандартному. Соответственно, расписание для младшей школы и для старших классов нужно разное.
• Младшей школе рекомендуется раннее начало учебного дня с максимальной нагрузкой до полудня, тогда же – контрольные и экзамены.
• Средней и старшей школе, а также студентам желательно сдвинуть начало учебного дня на более позднее время, экзамены сдавать после обеда.
3.3. Младшая школа (жаворонки) страдает от затянутого школьного дня. Во второй половине дня успеваемость снижается (но восстанавливается после обеда).
В Дании результаты утренних тестов у младшеклассников оказались лучше, чем во второй половине дня, и еще лучше были результаты после получасового перерыва, когда школьникам предоставили возможность поесть и поиграть, как им хочется. Особенно заметно улучшение результатов у слабых учеников.
3.4. Для сов-старшеклассников губительно общепринятое ранее начало учебного дня.
В августе 2015 года Центр контроля и предотвращения заболеваний в США подготовил отчет, согласно которому миллионы подростков из-за раннего пробуждения подвергаются повышенному риску: – ожирения; – клинической депрессии; – снижения успеваемости; – зависимости от алкоголя, курения, наркотиков.
3.5. Американская педиатрическая академия призывает начинать занятия в средней и старшей школе не ранее 8:30. В школах, где следуют этим рекомендациям, повысилась посещаемость, улучшились оценки. Это отражается и на других сферах жизни – мотивации, общительности, импульсивности, склонности к риску, планированию.
В экспериментальной школе после переноса занятий с 7:35 на 8:55 количество аварий с участием учеников снизилось на 70 %.
3.6. Студентам, особенно слабым, лучше перенести начало учебного дня на 10 или даже 11 часов (этот возраст – пик «совиности»).
Воздушная академия США сдвинула первую пару на 50 минут, и только за счет этого оценки повысились.
3.7. Крайне мало школ следуют этим рекомендациям. Здесь играет роль и привычка, и удобство для взрослых (учителям не хочется засиживаться в школе до вечера), и непонимание важности «когда». По той же причине школы сокращают и перемены, стремясь вместить в день как можно больше занятий (к тому же считается, что дети после перемены взвинчены и их трудно вернуть к учебе). Оставляют только перерыв для организованного ланча, а для отдыха предлагается физкультура или творческие занятия (рисование, музыка). Это не отдых – в перерыв детям нужно вернуть свободу и самоконтроль.
Опыт финской школы, считающейся на данный момент самой успешной и по результатам, и с точки зрения здоровья и эмоционального развития детей – 15-минутная перемена каждый час. На переменах дети играют, как им вздумается.
3.8. Еще опаснее – буквально опасна для жизни – рассинхронизация в клиниках и больницах. Рабочий день начинается так рано, что даже людям со стандартным хронотипом требуется время, пока они придут в себя. Смена затягивается, после полудня и между 14 и 16 часами, когда у человека, вставшего в 6–7 утра, наступает провал, врачи продолжают обследования и делают операции. Вероятность ошибок при любых медицинских манипуляциях возрастает вчетверо по сравнению с началом дня.
По данным медицинской ассоциации США, во второй половине дня втрое чаще случается передозировка анестезии во время операции (и существенно возрастает вероятность смертельного исхода). При колоноскопии вдвое реже обнаруживают полипы и опухоли. Прописывается на 20 % больше ненужных антибиотиков. Младший медицинский персонал моет руки на 40 % реже, чем в первой половине дня. Одно это несоблюдение правил гигиены ежегодно приводит к гибели 35 000 американских пациентов.
3.9. Спасти жизни пациентов, обеспечить справедливые приговоры и результаты собеседований, безукоризненно выполнить проект в условиях, когда большие перерывы и напучино невозможны, помогут «переклички», «паузы сосредоточенности».
Кевин Тремпер, глава кафедры анестезиологии медицинской школы при университете Мичигана, ввел обязательные переклички перед анестезией и перед началом собственно операции. Отступив на шаг от стола, каждый участник команды, обращаясь к другим по имени (это способствует ориентации во времени и пространстве), проверяет по пунктам сведения о клиенте, свою роль в операции, взаимодействие с коллегами. В первый год эксперимента смертность после операций снизилась на 18 %.
3.10. Всем нам – как пациентам и родителям – следует добиваться максимальной синхронизации в школах и больницах, использования простых лайфхаков для восстановления сил. А пока что избегать посещения врачей во второй половине дня, если мы не знаем точно, что в этой клинике действуют перерывы на ланч, напучино, минибрейки или «переклички».
4. Жизненный цикл: начала и концы
4.1. Пословица «Хорошее начало – половина дела» есть в любом языке. Все понимают, как важно «правильно начать». Однако далеко не всегда это удается и не всегда «хорошее начало» зависит от нас. А потому к принципу «правильного начала» добавляется две коррективы на случай «плохого начала» – начинать снова и продумать компенсацию.