banner banner banner
Вишну и Его вайшнавы
Вишну и Его вайшнавы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Вишну и Его вайшнавы


Однако собственной философии вайкханаса не имела. Последователи традиции заимствовали философию ад-вайты, совместив её с ритуальной практикой ведийского времени. Это определяет первое и главное различие между шри-вайшнавизмом и вайкханасой – взгляд на мироустройство, поскольку шри-вайшнавы следуют вишишта-адвайте. У истоков шри-вайшнавизма стоит любовная лирика альваров, в то время как вайкханасы почитают только собственные ритуальные произведения. Из традиции адвайты вайкханаса также заимствует практику почитания мурти, которых у неё множество, в зависимости от цели проведения ритуала. В шри-вайшнавской практике, напротив, предпочтение отдаётся излюбленному божеству, будь то Вишну в облике Ранганатхи или Венкатешвары. Тем не менее, в публичном храмовом служении, учитывая важную роль брахманов из вайкханасы, ритуалы проводятся для разных мурти Вишну (Colas, 2018).

По всей видимости, где-то между VII и IX веками произошло взаимопроникновение шри-вайшнавизма и вайкханасы, что обеспечило бесконфликтное сосуществование обеих традиций. Одно из писаний панчаратры, «Санатку-мара-самхита», датируемое до XI века, описывает члена общины вайкханасов не как храмового священника, а как отшельника, живущего со своей семьёй и преданного Вишну. Другой текст панчаратры, «Джаякхья-самхита», предписывает участие представителей вайкханасы в выполнении определённых ритуалов панчаратры. Там же встречается описание вайкханасы, которое сочетает в себе как качества священников, так и отреченных. В частности, члены общины вайкханасы просят еды и носят спутанные волосы и одновременно живут с семьями и имеют имущество. Более того, в награду за свои услуги некоторые получают земли с деревнями и строят на них храмы, где совершают своё богослужение.

Шри-вайшнавизм и каноническая традиция вайкханасы отличаются по практике поклонения. Шри-вайшнавы следуют как ведийским традициям, представленным вайк-ханасой, так и панчаратре, с её более простыми правилами. В шри-вайшнавизме основной практикой является пуджа Вишну, в то время как в вайкханасе – ведийская яджня. Последователям вайкханасы предписывается поклоняться образу Вишну каждое утро и каждый вечер после совершения домашнего огненного жертвоприношения. Шри-вайшнавы могут позволить себе отклоняться от канонов в пользу более близких отношений с Вишну, в то время как вайкханаса представлена строгими ритуалистами.

Шри-вайшнавами могут стать все, кому Вишну близок, в то время как членами общины вайкханасы можно быть только по рождению. Ритуал посвящения в утробе матери возник, по всей видимости, после XIII века. В борьбе с новациями Рамануджи ритуалисты обратились к идее прирождённого вайшнава для защиты своего приоритета в наследственном праве на первосвященство в храмах. Шри-вайшнавы представлены всеми социальными группами, вне зависимости от национальности и профессии, в то время как членами общины вайкханасы могут быть только потомки брахманов. Отказавшись принять в свои ряды других и презирая их за низкородство, община столкнулась с социальной изоляцией, что постепенно вело её к реликтовому сообществу.

Наконец, обретение освобождения в шри-вайшнавизме происходит благодаря сладостному пребыванию с Вишну на Вайкунтхе. Последователи вайкханасы верят, что, совершая ритуалы, они потеряют индивидуальность и воссоединятся с Вишну. Некоторые индологи склонны причислять вайкханасу к вишишта-адвайте, однако идеология освобождения у них расходится. Например, «Вайкханаса-смарта-сутра» (шлока8.11) предписывает практикующему обращать ум на Брахмана с качествами (saguna), однако для освобождения следует концентрироваться на Брахмане, лишённом качеств (nirguna). В вишишта-адвайте, напротив, Вишну сохраняет облик со всеми атрибутами, что позволяет вайшнаву продолжать чувствовать его близость на Вайкунтхе.

Последователи вайкханасы предпринимали несколько попыток создать сначала полноценную религиозную или философскую школу, а затем хотя бы собственную ведантическую, конкурирующую со школами шри-вайшнавизма, ведагалаи или тенгалаи. Отстаивая интересы общины, представители вайкханасы начали публиковать свои канонические и более поздние произведения с концаХТХ века. Вплоть до начала XX столетия информация о них не распространялась за пределы общины. Однако попытки создать полноценную традицию завершились ничем из-за слабой идеологии, избыточного ритуализма и ряда самоограничений. Основатель северной школы шри-вайшнавизма Вен-катанатха с симпатией относился к вайкханасе и изредка цитировал её самхиты. На его взгляд, к панчаратре следует прибегать, когда среди правил вайкханасы не встречаются соответствующие предписания. Таким образом, конкуренция и конфликты со сторонниками панчаратры не помешали вайкханасе попасть под влияние шри-вайшнавизма.

Индологи склонны относить вайкханасу либо к особой вайшнавской секте, либо к традиции шри-вайшнавизма. Однако нередко сами последователи вайкханасы не признают своими учителями ни альваров, ни Рамануджу (Rama-chandra Rao, 2005, р. 1). В современной Южной Индии члены общины вайкханасы в основном встречаются в школе шри-вайшнавизма ведагалаи. В XXI веке людей, считающих себя наследниками вайкханасы, можно обнаружить, чаще всего, в штатах Андхра-Прадеш и Тамилнад. Примерно в 40 из 108 священных мест, дивья-дешам, члены общины выполняют обязанности священников. Знаменитый храм Венкатешвары на холмах Тирумалы, где среди первосвященников немало последователей вайкханасы, можно считать оплотом их ритуальной традиции. Потомки Рамануджи при храме Венкатешвары являются «омбудсменами» и отвечают за поддержание как правил панчаратры, так и вайкханасы. Наряду с другими дивья-дешам святое место остаётся открытым для представителей любых традиций.

1.3. Происхождение шри-вайшнавизма: гуру-парампара

Корни шри-вайшнавизма уходят в ведийскую традицию. Доказательством тому служит использование гимнов Вед в ритуальном служении. В частности, знаменитая «Пуруша-сукта» (Purusasukta), или Гимн [космическому] человеку, из «Ригведы», в котором описывается творение Вселенной, цитируется в ритуалах шри-вайшнавизма. Вишну-Нараяна в ней отождествляется с первоначальной космической душой Пурушей. Наряду с «Шри-суктой» и «Нараяна-суктой» гимн повторяется на пудже Вишну. Ведийские корни прослеживаются и в сочинениях святых поэтов альваров, которые использовали ведийские образы и понятия (Narayanan, 2018).

Представление об истории шри-вайшнавизма почерпнуты из жизнеописаний учителей и подвижников, храмовых записей, объектов искусства и архитектуры, а также из философской литературы, созданной последователями. Передача духовного знания происходила по гуру-парампара ((guruparamparapra) – непрерывной линии преемственности от учителя к ученикам. Наиболее известная агиография «Гуру-парампара-прабхавам», или «Слава преемственности учителей» (Guruparamparaprabhavam), сочиненная в XIII веке Пинпалакия Перумал Джияром (Pi?pa?akiya Peruma? Jiyar), начинается с рассказов об альварах, а затем переходит к первому учителю Натхамуни (Carman, 2005, р. 8727).

Альваров вдохновляла Лакшми на поэтические сочинения в честь её супруга. Не зря многие гимны они пели от имени женского персонажа. Любовь к Вишну нашла наивысшее проявление в Наммальваре. Потрясенный глубиной и совершенством любовной лирики, Натхамуни посвятил свою жизнь собиранию стихов альваров. Через поэзию Натхамуни получил богооткровение и считается первым ачарьей шри-вайшнавизма. Таким образом, традиция формально ведет свою историю с начала X века. Следующим крупным ачарьей считается Ямуна, или Ямуна-чарья (Yamunacarya), известный как Алавандар, или «Тот, кто пришел к власти» (A?vanta). Ко времени, когда Ямуна стал настоятелем храма в Шрирангаме и лидером общины шри-вайшнавов, он обладал политической властью, что и определило его эпитет. Он первым описывал любовную поэзию альваров языком философии, ему же принадлежат ранние сочинения на санскрите, положившие начало шри-вайшнавской литературе. Ямуна написал стотры (панегирики) в честь Вишну и Лакшми, несколько философских трактатов, а также краткий комментарий к «Бхагавадгите». Его ученик Рамануджа, которого Ямуна при жизни так и не встретил, стал самым выдающимся учителем традиции (Carman, 2005, р. 8728).

В молодости Рамануджа жил при храме Вишну-Варахи в Канчипураме и выполнял обязанности брахмана. В зрелые годы он перебрался в Шрирангам, где служил Вишну как Ранганатху. В течение жизни Рамануджа много путешествовал, посетил Кашмир на севере и другие священные места Индии. Подвижнику пришлось иметь дело с веронетерпимыми правителями-шайвами, а также ортодоксальными брахманами, предпочитавшими формальные ритуалы и жесткие социальные правила. В результате преследований правителя из династии Чола Раманудже пришлось покинуть Шрирангам. В княжестве Майсор он получил убежище у раджи Биттидева Хойсала. После того, как ему удалось вылечить дочь Биттидевы, раджа сменил веру с джайнизма на вайшнавизм и получил новое вайшнав-ское имя. Рамануджа занимался активной деятельностью и основал в Южной Индии большое число мест поклонения Вишну. Когда политическая обстановка улучшилась, Рамануджа смог вернуться в 1120 году в Шрирангам. По традиции считается, что Рамануджа покинул своё тело в возрасте 120 лет. После себя он оставил административную реформу управления храмами, новый порядок богослужения и несколько письменных работ. Его образ жизни и мыслей, а также многочисленная община последователей заложили основы шри-вайшнавской философии и практики. Считается, что после себя Рамануджа оставил 12 тысяч учеников, 700 монахов и 74 духовных наставника (Sambaiah, 1988, р. 51).

Наммальвар (880–930), отрада Вишну на Земле

Рамануджа (1017–1137), основоположник вишишта-адвайты

Манавала Мамуни (1370–1443), один из основателей южной школы

Венкатанатха (1268–1369), основатель северной школы

Любовь Рамануджи к Вишну досталась в наследство большому числу талантливых учеников. Некоторые из них приняли монашеские обеты санньяси и отреклись от мирской жизни. Однако Рамануджа приближал к себе не только людей, склонных к монашеской жизни. Он обладал даром определять выдающихся личностей, которые могли распространять любовь к Вишну. Считается, что Рамануджа инициировал несколько десятков учеников из числа домохозяев. Они стали духовными лидерами, получили право обучать и объяснять священные тексты, а также посвящать людей в шри-вайшнавы. Молодое шри-вайшнавское сообщество формировалось вне зависимости от социального положения его участников (Carman, 2005, р. 8728).

Первыми лидерами общины в Шрирангаме стали Тируккурукайппиран Пиллан (Tirukkurukaippira? Pi??a?), двоюродный брат Рамануджи, и Парашара Бхаттар (Parasara Bha??ar), сын близкого ученика Рамануджи. Прямые наследники Рамануджи cоставили свои комментарии к произведениям Наммальвара, которого Рамануджа почитал больше остальных альваров. Cреди прямых учеников выделялись Нанджияр (Na?jiyar), Перияваччанпиллаи (Periyavacca?pi??ai) и Ватаккуттирувитиппиллаи (Va?akkuttiruvitippi??ai) (Narayanan, 2018).

Вишну в окружении Гаруды и Бху-деви (слева) и Шри-деви и Ханумана (справа). Надвратные изображения храма Куралаппа Перумал в Тируппатисараме, Тамилнад

Расцвет шри-вайшнавской философии произошёл между XII и XIII веками. Сформировались два основных духовных центра в Шрирангаме и Канчипураме. Их лидеры Пиллаи Локачарья (1205–1311) и Венкатанатха (1268–1369) благодаря своим неординарным талантам и литературным способностям создали большой массив философских трудов. В то же время их активная деятельность привела к расхождениям во взглядах на природу освобождения души и способы её достижения. В центре внимания находились жизнь и творчество Наммальвара, природу которых обсуждали преемники первых ачарьев. Одни считали, что Наммальвар заслужил милость Вишну благодаря своей любви, другие полагали, что освобождение Наммальвара произошло благодаря милости Вишну. В результате возникло две школы, или вторичных традиций шри-вайшнавизма. Одну из них во главе с Пиллаи Локачарьей и Манавала Мамуни (1370–1443) стали называть «тенгалаи» (Te?kalai, «южная школа» в Шрирангаме), а другую, с лидером Венкатанатхой, – «вадагалаи» (Va?akalai, «северная школа» в Канчипураме). Философские, ритуальные и социальные различия обеих школ всё ещё продолжают существовать. По традиции на Манавала Мамуни завершилась эпоха великих ачарьев, начавшаяся с Натхамуни.

1.4. Махавишну, или облики любви

Вишну как всевышний, всепроникающий, всеохватывающий Господь обладает превосходящими что бы то ни было божественными качествами. Он – повелитель Вайкунтхи, вечного мира, где царит радость и нет ни тени печали. Вишну предстаёт источником любви и блаженства для всех живых существ во всех вселенных. Он – повелитель всех чувств и вкусов любви, что делает его прекраснее всех богов любви. Как воплощение блаженства, Вишну наделяет всех живых существ счастьем. Вишну пребывает в сердце каждого и благодаря этому знает сердца своих преданных-бхакт. Он не может не любить тех, в ком пребывает, ведь любовь – его природа. Любовь Вишну ничем не ограничена и не обусловлена. Никакие недостатки человека не могут препятствовать изъявлению его любви. Распространение милости является естественным состоянием Вишну. Он дарит благословение всем душам. Вишну сам исполнен блаженства и наполняет им всё живое. Его преданные бхакты отвечают ему взаимностью – они не любят на свете ничего и никого больше, чем Вишну. Как провозглашает «Вишну-пурана», любовь к Вишну является высшей дхармой (Носова, 1995). «Вишну-сахасранама», или гимн 1000 имён Вишну, описывает его божественные качества, заключённые в именах-эпитетах Вишну. Он – Шрештха (заслуживающий восхваления), Шри-гарбха (вместилище всех благоприятных качеств), Хришикеша (повелитель чувств), Сунда (дарящий радость и счастье), Вьяпта (наполненный любовью) и т. д.

В шри-вайшнавизме всепроникающий Вишну по своему желанию может принимать любые облики. По традиции панчаратры наибольшую популярность получило пять. Их воспевают альвары и описывают в своих трудах ачарьи. Описание многочисленных обликов Вишну можно встретить в священных текстах панчаратра-агамах (Pancaratra Agama), которые служат руководством при создании рукотворных изображений Вишну и в храмовом строительстве. Вишну предстаёт (Kapoor, 2008, рр. 101–104):

• Пара (Para), или «Высший Господь», неизменно пребывающий в своей божественной обители на Вайкунтхе вместе с супругой Лакшми, в окружении спутников и преданных, исполненный любви и блаженства;

• Вьюха (Vyuha), или эманация Вишну в космическом океане творения: в земном восприятии мудрецов-риши Вишну принимал облик Нараяны или Пара-Васудевы, который возлежит на змее Ананта-Шеше (бесконечности) в бесформенном блаженстве Вайкунтхи, предстающей как молочный океан (k?irodha);

• Вибхава (Vibhava), или аватара: Вишну лично нисходит со своей обители на Вайкунтхе на Землю для восстановления дхармы и становится Варахой, Ваманой, Рамой, Кришной и воплощениями;

• Харда (Harda), или антарьями (antaryamin): Вишну пребывает в сердцах людей подобно тому, как он наслаждается в своей обители на Вайкунтхе – в сердце человека возникает Вайкунтха, когда из него уходят заботы и тревоги и приходит любовь;

• Арчаватара (Archavatara): Вишну обитает в рукотворном изображении в святилище или на домашнем алтаре и благодаря близости переносит преданных бхакт на Вайкунтху.

«Верховный Господь пребывает в высшем мире,
Он же находится на холмах Тиру малы,
Он же возлежит в молочном океане,
Он же перемещается по земле в различных обликах,
Он пребывает во всех существах во Вселенной
и в сердце каждого…»

    Наммальвар, поэма «Тируваймоли», стих 6.9.5
Все пять обликов равнозначны, они представляют одного и того же Вишну, пребывающего на Вайкунтхе. Однако последний, арчаватара, то есть мурти Вишну, всегда находится рядом с преданным и поддерживает с ним близкие отношения. Особенность шри-вайшнавизма, отличающая его от других вайшнавских традиций, состоит в том, что близкие отношения возникают вне зависимости от выбора аватара. По своему божественному замыслу Вишну прячет свой первоначальный вид и может принимать любой облик и имя, чтобы быть ближе к человеку. В отличие от поздних северо-индийских поэтов, почитавших Кришну или Раму, альвары воспевали личное нисхождение Вишну в облике любого аватара или храмового мурти. Они видели его во множестве, но прославляли, прежде всего, изображения Вишну в святых местах. Считается, что в арчаватаре Вишну явлен, как и в живых воплощениях. Материальные образы Вишну ничем не отличаются от него и обладают теми же божественными качествами, что и сам Высший Господь с Вайкунтхи. В арчаватаре Вишну находится по собственному желанию, ведь он может принимать любые облики, какие захочет (Kapoor, 2008, р. 105).


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)