Книга История татар Пензенского края. Том 1 - читать онлайн бесплатно, автор Фаттих Мухомятович Зюзин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История татар Пензенского края. Том 1
История татар Пензенского края. Том 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История татар Пензенского края. Том 1

Ряшид Алюшев, Фаттих Зюзин

История татар Пензенского края. Том 1

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Председатель: ХАЙРОВ Р. Р.

Абдрашитов Т. Р., Абубекеров Р. Я., Абубекеров И. Ш., Абузяров Р. Ф., Абуталипов Р. М., Абхаиров Р. С., Агишев Р. А., Акжигитов Б. У., Акчурин И. А., Алюшев Ш. А., Алюшева Х. Ж., Бибарсов М. А., Бикташев Р. Ж., Галиев И. Р., Кудюшев А. А., Муратов Н. К., Салихов С. Н., Тенишев М. Р., Тугушев Р. К., Хайров Р. Р., Хайров Ш. Р., Хамидуллин А. М., Якупов З. С.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Председатель: АКЧУРИН И. А.

Абдрахманов Т. А, Белорыбкин Г. Н., Биккинин И. Д, Гильдеев Р. А., Гуркин И. Х., Дашкин И. Ф., Ильязов Р. Р., Красильников Р. Ф., Куряев Р. Р., Мавлюдов И. Н., Магдеев К. Х., Нугаев А. Р., Первушкин В. И., Рашитов Ф. А., Салюков Б. И., Селькаева С. А., Самочкина Г. Х., Шабанов Р. Н., Юскаев Р. А., Юсупов Р. А.

Научные консультанты:

БЕЛОРЫБКИН Г. Н., док. истор. наук, проф., ПЕРВУШКИН В. И., док. истор. наук, проф., РАШИТОВ Ф. А., док. истор. наук, проф., поч. член АН РТ

Рецензенты:

РАШИТОВ Ф. А., док. истор. наук, проф., поч. член АН РТ, ПЕРВУШКИН В. И., док. истор. наук, проф.

Авторы: ЗЮЗИН Ф. М., АЛЮШЕВ Р. Х.

ИСТОРИЯ ТАТАР ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ

Корректор: Вавилов М. В.

Компьютерная вёрстка: Максимов А. В.

Фотографии:

Акжигитов А. М., Акимова Г. М., Алюшев Р. Х., Алюшев Ш. А., Апаев М. А., Байбиков Н. З., Баязитов Р. Ф., Белорыбкин Г. Н., Бибарсов Р. М., Биккинин И. Д., Галиев И. Р., Гуркин И. Х., Дашкин А. У., Зулкарняева Н. М., Зюзин Ф. М., Ишмаева Г., Кудюшкина Н. И., Мухамеджанова В. Ф., Нагаева Н. Х., Назирова А. Ж., Нугаев А. Р., Плоксунова Д. М., Рамазанова Д. М., Сайфетдинова Э. Х., Сайфуллина Д. Ф., Салюков Б. И., Самакаев М. Р., Самочкина Г. Х., Сафарова Г. И., Селькаева С. А., Тугушев Р. К., Туишев К. Р., Тумеркина Ф. К., Шашлова О. М., Юскаев Р. А., Юсупов Рафик А., Юсупов Рафаэль А., Якупова Г. З., Яушев Р. Р.

К читателям

В истории татарского народа Пензенский край занимает особое место и является прародиной татар-мишарей, внесших существенный вклад в историю и культуру всей России. Можно смело утверждать, что татары-мишари относятся к числу древнейших народов на территории Пензенского края, и именно они, начиная с X века и вплоть до XVII века, были основной исторической силой на этой территории.

История татар-мишарей весьма интересна, богата и занимательна. Но в то же время в большей степени о татарах известно из легенд, мифов, далеко не безупречных и достоверных источников, и просто откровенной лжи, нежели правды. Татары всегда стояли особняком в семье российских народов, а пензенские территории, находясь на самой границе Золотой Орды, оказалась в зоне влияния как набирающего силу Московского государства, так и в сфере интересов образовавшегося на обломках Орды Казанского ханства.

В этой связи, вся история России в принципе необъяснима без татарского элемента, а взаимное влияние татарской и русской культур было очень значительным. К большому сожалению, и сегодня продолжается выпуск огромной массы исторической литературы, которая по своей сути являются на редкость идеологизированной и необъективной. Но, тем не менее, этот труд не посвящен целиком разоблачению подобных предвзятых трудов, а изложению не менее важных для всякого читателя исторических фактов, культурногонаследия, хозяйственной деятельности, религии и духовных традиций мишарей Пензенского края.

Геродот, как помнится, объяснял, что он взял на себя труд написать свою «Историю», чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Истекло достаточно много времени с тех пор, как древние предки пензенских мишарей появились в наших краях, и большинство исторических свидетельств исчезли в пыльной глубине архивов. А наша задача состоит в том, чтобы поднять эти сохранившиеся бесценные документы и, тем самым, хотя бы в какой-то степени воскресить исторические сказания.

На сегодняшний день значительной трудностью в изучении истории и татарского населения Пензенского края является достаточно ограниченное количество материала, которое имеется в региональных архивах, и которое остается все еще слабо изученным краеведами. Поэтому нет еще четко сформированного представления об этническом составляющем татар того периода времени.

Перед нами стояла задача найти и указать на реальные факты и события, чтобы у людей была возможность увидеть только честную и откровенную картину обо всех достоинствах и недостатках нашего народа, рассказать о задачах и проблемах исторической и краеведческой области исследования. К большому сожалению, сегодня многие традиции уже утрачены и пришли в забвение, трудно приживается национальный образ жизни в городах, а рассказ о богатом культурном наследии татар Пензенской области, его достижениях и духовно-нравственных основах будет как никогда важным. Народная, социальная память, воплощенная в достижениях материальной и духовной культуры, должна быть доступно каждому. Следует признать, потеря своей самобытности и традиционных ценностей для татар, как, впрочем, и других этносов становится реальной перспективой уже ближайшего времени. Все это выглядит особенно угрожающим на фоне идеи ввода создания единой российской нации, или – надэтнической общности, а самобытность, язык и культура коренных народов должны культивироваться на добровольных началах, подвергая тем самым эти народы языковой и этнической ассимиляции.

В процессе работы нами были изучены и представлены в этом труде порядка 20 тысяч архивных документов, изучено и анализировано не один десяток исторических тематических книг, написанные в разное время и разными, как симпатизирующими, так относительно враждебными авторами, а многие документы предоставлены широкой аудитории впервые. В книге отражены видные представители татарского народа Пензенского края, даны сведения о национальной культуре, искусстве, традициях, истории и в целом – о жизни татар во всем ее многообразии.

Кроме того, на страницах книги читатель найдет большое количество справочного материала. Все это создает серьезный фундамент для понимания всей истории сформирования и динамики развития татарского населения Пензенского края и путей формирования его местных этнокультурных особенностей.

Этот фундамент преемственности в исторической науке способствует становлению и развитию мировоззренческой, профессиональной позиции исследовательской деятельности субъекта, и он необходим для полноценного понимания всей системы понятий, в которой отражается все движение объективного мира и способствует собственному совершенствованию.

Работали над книгой не только указанные авторы издания, но неоценимую помощь оказывали многие энтузиасты, которым небезразлична история татар Пензенского края и имена которых вы видите в списках членов Редакционного совета и Редакционной коллегии. В процессе создания нам была оказана помощь также многих историков, этнографов, региональных краеведов, работников архивов, сельских администраций, музеев, библиотек, учителей и учащихся средних школ, студентов и просто – жителей многих татарских сел, с которыми нам приходилось общаться во время наших выездов в сельские регионы. Всем выражаем глубокую признательность и ценим их своевременную благотворительную помощь и моральную поддержку.

Надеемся, что книга будет полезна каждому, особенно когда заметно проявился интерес к истории, культуре, традициям по сохранению интеллектуально-духовного наследия татарского народа как в России в целом, так и на территории Пензенской области. Верим, что это издание окажет весомую помощь в формировании гражданского общества на территории Пензенской области и создаст позитивный имидж нашего многонационального региона в важнейшей сфере межэтнических отношений современной России.

Дорогие земляки!

Последние десятилетия прошлого столетия вошли в историю Пензенской области как исключительно важный этап в национальном возрождении и развитии культурных традиций татарского народа. В этот сложный период был выбран путь дальнейшего самоопределения нации и нахождении своего места в человеческом обществе. Сегодня дан новый импульс для восстановления исторической справедливости, которая практически во все времена была незащищенной и подвергалась нередко необоснованной морально-правовой оценке.



За эти прошедшие годы пензенским татарам удалось сохранить и преумножить многое из того, что было заложено в основу удовлетворения культурных, духовных и религиозных потребностей татарского населения нашей области, а также выработать определенное направление в изучении языка, национальных традиций и обычаев, исторического краеведения, искусства и литературы. Был накоплен цивилизованный опыт взаимодействия государственных органов власти с татарской общественностью Пензенской области.

В связи с этим остается надежда, что все читатели, кто не равнодушен к своей культуре после знакомства с этой книгой, примет дальнейшее активное участие в сборе исторических, фольклорных, этнографических материалов, которые смогут послужить будущим поколениям татарского народа.

Выражаю искреннюю благодарность тем людям, кто непосредственно организовывал, участвовал и морально поддерживал становление и развитие столь важного для каждого из нас направления исторического краеведения. Желаю дальнейших успехов в ее созидательной работе. Лишь взявшись за руки, все вместе, мы сможем преодолеть все трудности и преграды, стоящие на нашем пути к достижению новых побед и свершений.

Генеральный директор ГК «Дамате»,президент «Управляющая компания «Русмолко»,Почетный гражданин Пензенской области.Рашид Хайров

Рецензия на рукопись труда Ф. М. Зюзина и Р. Х. Алюшева «История татар Пензенского края» (I и II тома)

Рукопись представляет собой первый опыт изложения в систематизированном виде истории расселения и жизнедеятельности татар на территории Пензенского края со времен татарской колонизации Мещеры до наших дней.

Первый том посвящен целиком рассмотрению этногенеза и этнокультурного развития татар-мишарей, их языковых и этнических особенностей и традиций. Значительное внимание уделено раскрытию роли в формировании субэтноса татар-мишарей таких древних этносов, как буртасы и кипчаки-половцы. Завершается том освещением современного состояния пензенской татарской общины. Подробно описывается деятельность татарских общественных организаций, начиная с Общества татарской культуры «Якташлар» и заканчивая Региональной общественной организацией «Татарская национально-культурная автономия Пензенской области».

Во втором томе излагается история татарских населенных пунктов Пензенской области, как существующих в настоящее время, так и исчезнувших. По каждому населенному пункту приводятся биографические сведения о выдающихся и известных людях, что усиливает культурологическую и воспитательную ценность издания.

Исследование выполнено на базе широкого круга документальных, преимущественно архивных и других письменных источников. Ряд ценных документов включен в текст книги в виде приложений. Это повышает научно-информационный уровень издания. Оба тома богато иллюстрированы.

Труд Фатиха Мухомятовича Зюзина и Рашида Ханяфиевича Алюшева является плодом многолетней напряженной исследовательской и публикаторской деятельности. В предыдущие годы ими издан ряд крупных работ, обогативших татарское историческое краеведение. Последней по времени выхода является книга «Усть-Уза», изданная в 2018 году. Авторский почерк Ф. М. Зюзина и Р. Х. Алюшева отличают широта охвата исторических событий и явлений, тщательность и полнота их анализа и освещения, самостоятельность и смелость выводов и оценок.

Важно отметить, что авторы работают в постоянном тесном контакте с татарской общиной Пензенской области, привлекают к сбору материала всех, кто интересуется прошлым нашего народа, располагает ценной информацией. Отрадно, что неравнодушные люди из числа состоятельных земляков выделяют финансовые средства на издание краеведческих работ. Несомненно, труд Ф. М. Зюзина и Р. Х. Алюшева займет достойное место в ряду этих работ. Пожелаем им успеха в работе над следующими томами «Истории татар Пензенской области»!

Рецензент: Рашитов Ф. А.,д. ист. наук, проф., поч. член АН РТ (г. Саратов)

Рецензия на рукопись книги Ф. М. Зюзина, Р. Х. Алюшева, «История татар Пензенского края» Т. 1

В последние годы народы России переживают качественно новый этап развития, который характеризуется ростом этнического самосознания, обостренным вниманием к проблемам взаимодействия и взаимообогащения этнокультур. В связи с этим правомерной и актуальной является публикация серии книг Фатиха Мухомятовича Зюзина, Рашида Ханяфиевича Алюшева под общим названием «История татар Пензенского края».

В рецензируемом исследовании серьезное внимание уделено показу народной культуры татар-мишарей Пензенского края (народные верования, обряды, традиционная одежда, пища). Это многообразие местной культуры раскрыто на фоне общенациональной татарской культуры.

Положительной стороной рукописи является включение в её структуру значительного объема информации по соседним татарам народам (русским, мордве, чувашам, мещере), а также персоналиям представителей других народов, изучавших историю края. Весьма показательны также данные о многочисленных знатных русских родах татарского происхождения, доказывающих евразийский характер Российского государства и его элиты. Безусловно, такого рода информация важна для всех россиян, позволяя выработать широкий исторический кругозор, что создает глубокую основу российского патриотизма.

В рецензируемой рукописи мы увидели добротный ретроспективный показ важнейших исторических процессов, дающий возможность читателю получить пищу для размышления о судьбах татарского народа, о его богатом фольклоре, традиционном хозяйстве, религиозных традициях, о формировании языкового пространства. Особо хотелось отметить главу о «Татарской национально-культурной автономии Пензенской области» и её месте в нравственно-этическом и патриотическом воспитании, крайне необходимом обществу в современных условиях, когда размыты многие нравственные ориентиры личности. Эта книга в какой-то степени помогает человеку не потеряться в современном мире, не забыть свои корни, что особенно важно для молодого поколения.

Труд Ф. М. Зюзина и Р. Х. Алюшева является плодом многолетней исследовательской и публикаторской деятельности. В предыдущие годы ими издан ряд крупных работ, обогативших пензенское краеведение. Труды Ф. М. Зюзина и Р. Х. Алюшева отличают широта охвата исторических событий и явлений, тщательность их анализа и освещения, самостоятельность и смелость выводов и оценок.

В целом, как нам представляется, авторам удалось собрать огромную информацию по истории и культуре татар Пензенской области, в том числе и персонального характера.

В заключение хотелось бы отметить, несмотря на относительно сложный литературный язык, книга вполне может быть рекомендована молодому поколению для получения всесторонних знаний о татарском населении Пензенской области.

Рецензент: Первушкин В. И.,д. ист. наук, проф. ПГУ,председатель Региональной общественной организации краеведов Пензенской области

Освоение Дикого поля

«В лето от сотворения мира 6897 (1388/89 гг.) при Великом Князе Димитрии Ивановиче и сыне его Василии Димитриевиче, был из Золотой Орды князь Бехан, пребывание имел между речек Сарова и Сатиса, при самом устье речки Саровы. И в то время оный князь Бехан, по власти Золотой Орды царя, владел многими окрестными городами и разными селениями татарскими и мордовскими, а с того места сошел от частых на него нападений военных, за реку Мокшу, где ныне село Кангуш, и тамо построил себе жилище, обведя оное земляным валом; но и оное запустело, а с тем вскоре и царство Золотой Орды пресеклось…».

(«Летопись Саровской пустыни»).

В Поволжье поселились индоевропейские племена еще со времен неолита в IV тысячелетии до нашей эры. Спустя многие столетия с востока сюда потянулись финно-угорские и эвенкийские племена, такие, как мурома, мещера и др., и заняли они пустующие места среди мещерских болот. Ко времени появления на исторической арене Чингисхана и его войска на просторах дикой степи уже сложились два древнейших народа: хунны и тюрки. Древние тюрки в VI в. сформировали Тюркский каганат с собственной, отличной от традиций Китая, Индии и Византии степной культурой. Позже значительная часть тюркских общностей оказалась завоеванной Хазарским каганатом, который был образован в Прикаспийских степях. Считается, что в 730 г. под влиянием бежавших сюда евреев из колена Данова в тюркской Хазарии был принят иудаизм верховодящей элитой.

Многочисленные исторические источники и археологические артефакты говорят нам, что в Поволжье и в районы Сурского бассейна тюрки проникли из степных районов Прикаспия и Приазовья. Утверждается также, что в первой четверти VII в. эти тюркские народы и племена образовали Великую Булгарию, которая впоследствии была разгромлена более могущественным Хазарским каганатом, а ее население было расселено на большой территории: на большей части Крыма, Приазовье, вдоль Днепра до Киева, в Поволжье[1].

После разгроме хазар русским князем Святославом булгарские племена воспользовались сложившейся ситуацией и создали вместо Великой Булгарии новое объединение – Волжскую Булгарию, со столицей Биляр на Волге. Биляр вскоре получил статус Великого города и стал одним из крупнейших городов Европы, численностью жителей до 50 тысяч человек. Археологические раскопки показывают, что в столице располагались мечети, мавзолеи, бани, было много ремесленных кварталов. Более того, утверждается, что именно там предки казанских татар – булгары якобы приняли ислам в 921–922 гг. через проповедников, посланных в Булгарию багдадским халифом, чтобы избавиться от зависимости хазар-иудеев[2].

В конце X в. в составе Волжской Булгарии оказалась и территория нашего Пензенского края. Мордовские племена к этому времени покинули восточную часть края и перебрались из Верхнего Посурья в Примокшанье. Единственным надежным местом, надежно защищающим от регулярных набегов кочевников, в те времена являлись глухие лесные чащобы. Здесь жители небольших поселений, преимущественно мордовских, находили себе пропитание в виде дикого мёда, разнообразной дичи, грибов, ягод и корений. На их покинутые территории и пришли тюркоязычные племена, называемые некоторыми историками буртасами.

Начиная с юго-восточной и южной частью нашей области и вплоть до Азова и Каспия, простиралось огромное «Дикое поле», хотя Пензенский край не был пустынной местностью. Документы свидетельствуют о существовании в глухих лесах, например, в верховье Узы, мордовских, русских и татарских временных и постоянных жилищ. Часто в укромных местах земли самовольно обрабатывались крестьянами, приходившими из северных уездов[3].

Современные исторические исследования показывают, что еще в 1243 г. хан Батый создал новое государственное образование «Улу Улус» («Великое государство») в границах отцовского улуса, существенно возросшего за счет завоеванных земель. В различных летописных сводах и древних хрониках – русских, европейских, арабских и персидских – это могущественное средневековое государство называлось «Орда», «Татария (Тартария)», «Дешт-и-кипчак» («Половецкая степь»), преимущественно большая часть которого представляло из себя настоящее «дикое поле». Все население на этих завеванных землях оказались в вассальном подчинении Орды и платили дань.

Так, русский историк, переводчик, автор «Скифской истории» Андрей Лызлов писал в самом конце XVII столетия: «О сих татарах монгоилах, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко силою и разумом своим, паче же воинскими делы на весь свет прославляхуся. Они ничто же особное, кроме жен, и детей, и оружия имели, и ничто же начинали, еже бы во тщету им было. Денег никаких, ниже злата и сребра знали, менами токмо потребы своя исполняли. Ибо, глаголаху, где есть в чести злато, там желательство, а где желателство, там сребролюбие, а где сребролюбие, там прелести, и таковых людей удобно сребром одолеть»[4].

Несмотря на то, что русские князья были вынуждены платить дань в виде «ордынского выхода» и получать ханские ярлыки на княжение в своих уделах, Московская Русь состояла в противостоянии Орде, а третьим государственным образованием в этой арене событий участвовало Великое княжество Литовское и Русское. В состав Орды входили Половецкая степь, Крым, Нижнее и Среднее Поволжье, Южный Урал и западная часть Сибири. Столицей нового образования стал город Сарай Бату, основанный в низовьях р. Волги.

Одним из ранних и главных городов Золотой Орды был также город Укек (Увек), находившийся у современной д. Увек близ г. Саратова. В сер. XIII в. Укек был большим городом, насчитывал до 1000 каменных и саманных строений, и построен был практически одновременно со столицей Джучиева улуса – Сараем. Сведения об Укеке сохранились в русских государственных документах и «Книге Большому чертежу» нач. XVII в., из которых видно, что в центре города стояли два дворца, окруженные усадьбами татарской знати. Археологи отмечают роскошь отделки дворцов, мечетей, бань и жилых зданий, медресе. Тепло во внутренние помещения подавалось системой вытянутых дымоходов, во дворах усадеб имелись водоемы, существовал водопровод. В городе наряду с мечетями действовала церковь, обнаружены также мусульманские некрополи.

В нач. XIV в. здесь чеканились монеты с надписями на арабском языке. В 1913 г. А. А. Кротковым был раскопан мавзолей XIV в. с богатым женским захоронением по языческому обряду. На Увекском городище были найдены хумы для воды и зерна, поливная и неполивная керамика, обломки каменных сосудов, изразцы, мозаики и майолики, водопроводные трубы, серебряные и медные золотоордынские монеты, бронзовые идольчики, кресты. Город прекратил существование в конце XIV в. Последние монеты Укека относятся к сер. 70-х XIV в. Принято считать, что город окончательно погиб в 1395 г. от войск могущественного завоевателя Тамерлана. Именно здесь, на фундаменте этих татарских поселений в 1590 г. (есть доказательства о более раннем основании) был заложен город Саратов[5].

Известный пензенский историк и археолог Г. Н. Белорыбкин отмечает, что после потери значения города Укека феодальный центр мог переместиться в Мохши (с. Наровчат Пензенской области). В то же время известно, что среди 10 административных единиц (иклимов), на которые делилась Золотая Орда, был и Крым «с главным городом Солхат/Сулгат или просто Крым…, со включением Укека в Поволжье, важного для крымских караванных сношений…». Поэтому весьма вероятно, что крымские связи с Укека перешли вначале в Мохши – Наровчат, а затем – в Мещерский городок – Касимов. Недаром в районе рр. Ломово, Инсарка, Атемарка и Корсунка проходила Крымская дорога, а территорию южнее г. Нижний Ломов в писцовых книгах называли «Крымскою стороною»[6].



В нач. XIV в. на пензенской земле вновь строится город Мохши (Мукша), который, как считается, был разрушен в 1236–37 гг., а затем построен так называемыми «татаро-монголами», и который вскоре стал центром Северо-западного улуса Золотой Орды. В русских летописях город упоминается как Наручадь (Наручат, Нурижан, Наровчатское городище). На этом месте люди проживали около 6–7 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют найденные во время археологических раскопок различные украшении каменного и железного веков и другие артефакты орудий войны и быта. Возможно, здесь же проходил Великий Шелковый путь из Болгар в Киев[7].

Историей возникновения Наровчата, его предназначения и огромного влияния в процесс формирование татар-мишарей занималась известная татарская писательница Ф. А. Байрамова. Она в частности писала в своей статье «Наровчат – северная столица Золотой Орды»: «Если в том или ином городе долгие годы проживает правитель государства и данный город является престольным, если здесь чеканятся монеты от имени ханов и выдаются князьям ярлыки для правления своими владениями, то такой населенный пункт не может оставаться просто центром улуса. А Наровчат являлся именно таким, где в 1312–1320 гг. жил знаменитый правитель Золотой Орды Узбек хан. Именно здесь в 1312 г. он провозгласил ислам как государственную религию и в 1313 г. вручил митрополиту Руси Петру ярлык о свободе православного вероисповедания, а также принимал князей Твери, Новгорода, Москвы. Факты нахождения в этом городе ханских сараев и мечетей, усыпальниц и мавзолеев представителей знатных родов, а также архитектурно-строительные композиции, напоминающие другие булгаро-татарские столицы, развитое ремесленничество свидетельствуют о том, что Наровчат не был обычным городом. Поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что данный город являлся северной столицей Золотой Орды… Зная эти исторические факты, просто немыслимо утверждение, что 1361 г. и есть дата основания Наровчата. Все историки, в том числе русские, татарские, арабские, персидские, европейские, признают, что в 1312–1320 г г. в Наровчате располагался один из центров Золотой Орды… Факт исчезновения Наровчата в конце XIV в. и возникновения в нач. XVI в. тоже не соответствует истине – татарская жизнь здесь продолжалась довольно долго. Только после насильственного крещения в XVII–XVIII вв, население влилось в состав русской нации».