banner banner banner
Семантическая алгебра
Семантическая алгебра
Оценить:
 Рейтинг: 0

Семантическая алгебра


Представьте себе 4 точки, которые находятся на вершинах квадрата. Только пока не соединяйте их линиями. Что происходит если вы получаете некоторые сомнительные факты? Эти точки начинают перемещаться как символы знаний в вашем сознании. Определения терминов начинают деформироваться и множиться. Это беда.

А теперь соедините вершины квадрата линиями – и вы получите устойчивую, жёсткую систему знаний. Эти линии и есть семантические отношения.

Как видите, Семантическая алгебра – это тонкий и мощный инструмент. Если вы хотите разобраться в некотором вопросе,

то построение семантического тензора поможет познать суть.

2.7. 

О диалектике и аксиоматике

Мне хотелось написать статью – про развитие диалектики и многомерной логики в Семантическую алгебру.

Я открыл энциклопедию по Диалектике. Там около десятка трактовок этого понятия. Поэтому ограничусь парой замечаний.

«Закон борьбы и единства противоположностей».

В диалектике нет определения "противоположностей".

В семантической алгебре – есть 8 типов противоположностей с определениями и примерами.

«Закон перехода количества в качество».

В семантической алгебре есть отношение качества типа:

тишина – звук, темнота – свет, покой – движение.

Здесь нет никакого количества. Качество даётся аксиоматически.

Аксиоматический метод познания на основе построения семантических моделей требует соблюдения нескольких правил.

Семантическая модель предметной области должна удовлетворять ряду условий:

1. Противоположность и симметрия,

2. Ортогональность и параллельность,

3. Многомерность и компактность,

4. Подобие и проецирование.

На таких принципах можно строить семантический тензор.

Часть Третья, Учебная

3.0. 

Урок вводный, про антонимы

В современном мире нас окружают большие потоки информации.

Чтобы в них ориентироваться – нужны методы анализа текста.

Семантическая алгебра – это фундаментальный подход к работе со смыслами и понятиями языка. Он основан на бинарной комбинаторике, линейной алгебре, на методе подбора семантических ассоциаций и на объектно-ориентированном моделировании. Семантическая алгебра – это не только базис для новых информационных технологий, это определённая культура мышления.

Известно, что в языке есть слова синонимы и антонимы. Синонимы мы пока оставим в покое. Давайте поговорим о роли антонимов.

Мы знаем, что в языке бывают просто слова, а бывают слова парные, как «верх – низ», «мужчина – женщина», «чёрное – белое».

Их называют антонимами, потому что они противоположны друг другу по смыслу. Антонимы играют важнейшую роль в образовании новых слов. Если есть основная пара противоположностей, то они могут выступать в качестве признаков в других словах.

Например, понятие пола: «мужчина – женщина», определяет окончание большой группы слов: «школьник – школьница», «учитель – учительница», «работник – работница». Видите, как одно слово указывает сразу на два признака: на профессию и на половую принадлежность.

Другой пример. Такие понятия, как: «верх – низ», имеют приставки «над- и под-». В словах «надводный – подводный», сразу указывается признак среды и признак вертикального расположения.

Это очень удобно.

Или так: «надгробие», «подставка». Парный признак не всегда порождает парные понятия.

Вопрос: Может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно? И если да, то приведите пример.

3.1. 

Урок про умножение признаков

Многим известно понятие ассоциации. Это когда одно понятие вызывает массу связанных образов. Например, слово «дом», вызывает такие образы, как: «кухня», «кровать», «строение», «семья» и т.д. Обратите внимание, что слова «строение» и «семья», являются здесь определяющими признаками.

Можно записать такое выражение:

«Дом = Строение * Семья». Здесь значком умножение мы записали операцию объединения признаков. Таким же способом можно записать:

«Склад = Строение * Запасы».

Помните про роль частей слова на прошлом уроке? Вспомним примеры и запишем их с помощью умножения:

«Надводный = Верх * Вода»,

«Подставка = Низ * Стоять».

Таким образом, одни слова играют роль признаков при образовании других слов. А операцию объединения признаков назовём семантическим умножением.

Теперь разберём вопрос прошлого урока: «Может ли одно понятие породить новое понятие самостоятельно?»

Ответ: Да, может, если применить операцию семантического умножения. Например:

«Точка * Точка = Отрезок»,

«Полка * Полка = Шкаф».