Анатолий Поляков
Приготовиться к погружению!
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1 ………………………………………………. 2
По Морскому шелковому пути
Мордой в снег
Скинни изобретает часы
Подстава
Адмирал фон Хильденбург
В высоких кабинетах
Развертывание: отбытие
Развертывание: вооружение
Развертывание: потеря оружия
Развертывание: прибытие
Шоколадная фабрика
Прием для военных дипломатов
ЧАСТЬ 2 ………………………………………………..26
Брифинги
Встречи с информатором
Сексретарша
Микрокарты 2 ТБ
Мафия
Вживление планов в часы
Платежи
Пивная культура Швейцарии
Наличные и лапша
Гранд Казино
Личный шеф-повар со звездой Мишлен
Гора Титлис
Приготовиться к погружению!
Отель Францисканер
ЧАСТЬ 3 …………………………………………….….53
Дайвинг на Маврикии
Привет, оружие
В середине ночи
В предрассветные часы
Перцовый баллончик и желтый Ламборгини
Воздушный бой
ЧАСТЬ 4 ………………………………………………..63
Новые друзья
Лавина
Военные трофеи
Конец бурной вечеринки
ЭПИЛОГ ………………………………………………..72
18 месяцев спустя
ПОСТ-ЭПИЛОГ ……………………………………….75
***************
ЧАСТЬ 1
По Морскому шелковому пути
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ
Лю Хайху, капитан Военно-Морских Сил Народно-освободительной армии Китая, родился 43 года назад, восьмым сыном в бедной семье. В китайской культуре число 8 издавна считается самым счастливым, так как оно произносится как "ба" и звучит как "фа", что означает "богатство". Родители решили укрепить его удачу первым именем Хайху, где "Хай" означает "море", а "Ху" – "тигр" или "свирепый". Они и представить себе не могли, какого свирепого тигра он укротит в море позже, в своей взрослой жизни.
Капитан Лю был командиром атомной ударной подводной лодки типа 093, с шестью носовыми торпедными аппаратами, предназначенными для защиты китайских атомных подлодок с баллистическими ракетами от угроз со стороны враждебных флотов, а также для атаки вражеских кораблей и подводных лодок.
Сейчас он получил приказ направить свою подлодку в Индийский океан. Его задача заключалась в сопровождении транспорта с китайским оружием в Порт-Судан. Реальная ценность груза для Судана вряд ли стоила развёртывания его субмарины, истинная причина заключалась в организации патрулирования восточного побережья Африки вдоль будущих маршрутов Морского шелкового пути XXI века, амбициозной программы, спонсируемой Китаем. В последний момент наверху, внутри рубки, были установлены два пулемёта калибра 12,7 мм – достаточно для борьбы с пиратскими лодками, которые вряд ли стоили торпеды.
После нападений на танкеры в Ормузском проливе Китай повысил уровень безопасности для своих судов, следующих через Малаккский пролив – 900-километровый участок воды, проходящий через Малайзию, Сингапур и Индонезию и соединяющий Индийский и Тихий океаны, ключевой азиатский торговый маршрут и главная пробка на пути нефтяных танкеров.
Международный центр обмена информацией по борьбе с пиратством в Сингапуре сообщил, что в Малаккском проливе произошло несколько инцидентов, связанных с вооружённым разбоем, последний из которых произошёл с тайским судном, перевозившим нефтепродукты.
В глубине уединённой военно-морской базы на побережье Южно-Китайского моря экипаж подводной лодки готовился к предстоящему походу в Индийский океан. Капитан Лю Хайху, ветеран с многолетним опытом подводного противостояния, следил за последними проверками и приготовлениями. Они проходили особенно строго после того, как флот потерял лодку того же типа с 55 членами экипажа в Тайваньском проливе. Ядерный реактор субмарины был выведен на рабочий уровень, генерируя огромную мощность, необходимую для движения судна по просторам океана и производства кислорода и пресной воды из морской воды с помощью процесса электролиза.
Экипаж тщательно проверял сложные системы, убеждаясь, что каждый компонент, от гидролокационной системы до двигательной установки, работает с максимальной эффективностью. Когда последние приготовления были завершены, массивные стальные двери перед подводной лодкой с грохотом распахнулись, предоставив узкий проход в открытое море. Тип 093 бесшумно скользнул в воды Южно-Китайского моря, его гладкий корпус рассекал волны с минимальными помехами.
Погрузившись на глубину 20 метров, экипаж субмарины полагался на свои передовые сенсоры и навигационные системы для ориентирования в коварном подводном рельефе Южно-Китайского моря. Безэховое покрытие подлодки, предназначенное для поглощения и рассеивания волн гидролокатора, делала её практически невидимой для вражеских кораблей.
Во время плавания по Южно-Китайскому морю экипаж не терял бдительности, постоянно отслеживая потенциальные угрозы, и соблюдал строгое радиомолчание. Современная силовая установка субмарины позволяла ей двигаться под водой со скоростью более 30 узлов, обеспечивая быстрый переход через регион.
За 30 миль до Малаккского пролива лодка встретилась с транспортом, перевозившим оружие в Судан, после чего они вошли в относительно небольшой район на входе в пролив, где сосредоточилось движение огромного количества судов. Через пролив проходило более 94 000 судов в год, это был, вероятно, самый оживлённый судоходный путь в мире, и подлодке приходилось лавировать между крупными торговыми судами и танкерами, а также множеством небольших рыболовецких судов и траулеров. Дополнительную опасность представляли мелководье и коралловые рифы: самая маленькая глубина там составляла всего 16 метров. Высокий уровень шума, создаваемый судоходством, затруднял подлодке распознавание конкретных акустических контактов.
Подводная лодка типа 093 продолжала движение по поверхности со скоростью 20 узлов, достаточной для следования за транспортом. На второй день пути в проливе, недалеко от сужения после Сингапура, ночью оператор радара подлодки увидел на экране правого борта быстрое пятнышко, движущееся от берега к транспорту. Транспорт также увидел цель и, как и было заранее оговорено, включил мощные прожекторы, когда пиратское судно находилось в 200 метрах от него. Пулемётчики в рубке подлодки хорошо видели пиратскую лодку в очках ночного видения, они открыли огонь после того, как включились прожекторы. Лодка загорелась. И транспорт, и подлодка продолжили движение, не снижая скорости. Через четыре дня, убедившись с надводного положения, что транспорт благополучно вошёл в порт Порт-Судана, капитан отдал команду "Приготовиться к погружению", и подлодка повернула обратно в Индийский океан, для патрулирования вдоль восточного побережья Африки.
Мордой в снег
ШВЕЙЦАРСКИЕ АЛЬПЫ
Задумав покататься на лыжах, Скинни вместе с ФиФи приехали на живописный курорт Сноу-Пик, популярный среди любителей зимних видов спорта в Швейцарских Альпах. Весь прошлый год они копили деньги, чтобы совершить это путешествие в Европу.
Скинни Гант, долговязый 29-летний американец испанского происхождения, обладал стройным телосложением, контрастирующим с его непомерно раздутым эго. Не склонный ни к физическим нагрузкам, ни к глубоким размышлениям, Скинни излучал неуместную уверенность, граничащую с заблуждением, постоянно выдумывая схемы обогащения, которые неизбежно приводили его к неприятным ситуациям.
Его многострадальная подружка, 27-летняя Фэнси ФиФи, была привлекательной блондинкой, чья пухлявая внешность сочеталась с острым умом и находчивостью. Ей частенько приходилось вытаскивать незадачливого красавчика из глупых передряг, в которые его заводила самоуверенность, но ФиФи каким-то образом сохраняла терпение и привязанность к неисправимому Скинни, который готов был убить за неё.
Всегда настроенный на новые приключения, Скинни убедил себя в том, что он опытный лыжник. Он никогда раньше не катался, но смотрел бесчисленные видеоролики с профессиональными лыжниками, без труда спускавшимися по заснеженным склонам, и верил, что сможет сделать то же самое. Горы и сверкающий снег приводили его в восторг.
Не обращая внимания на отсутствие опыта, Скинни уверенно взял напрокат пару лыж, миновал зелёный склон для новичков, синий – для середнячков, которым пользовалась ФиФи, и направился к склону, обозначенным чёрным бриллиантом для тех, кто уже давно освоил спуск. Остановившись на вершине, он глубоко вздохнул и оттолкнулся, ожидая, что без труда скатится по склону. Однако реальность обрушилась на Скинни, как снежный ком в лицо. Его первая попытка съехать на лыжах оказалась совсем не изящной. Спотыкаясь и кувыркаясь, размахивая руками и ногами, он безуспешно пытался найти равновесие до самого дна долины, где его остановил снежный сугроб у подъёмника.
Тем не менее Скинни снова сел на подъёмник и позволил ему снова поднять себя на вершину горы. Он снова помчался вниз с горы и снова понял, что не знает, как контролировать скорость и направление. Он вилял то вправо, то влево, едва избегая сосен и других лыжников. Но долго везение Скинни не продержалось. Мчась вниз, он заметил шале – швейцарский загородный дом с большой наклонной крышей, который без всякой причины оказался прямо на его пути и мчался к нему с невероятной скоростью. С громким ударом Скинни завершил свой спуск, воткнувшись лицом в снег на крыше шале и напугав находившихся внутри жителей.
ФиФи быстро спустилась на лыжах и присоединилась к Скинни. На крышу можно было попасть со склона, но вернуться с крыши на склон было невозможно. Они заглянули через край и увидели удивлённые лица обитателей шале. "Кажется, мы свернули не туда, "– смущённо пробормотал Скинни. С помощью обитателей шале Скинни и ФиФи удалось спуститься с крыши и продолжить свой путь с горы.
Новые дни приносили новые несчастья на горнолыжных кручах. Через два дня, когда Скинни и ФиФи спускались по склону, Скинни вновь потерял управление и врезался в группу туристов, наслаждавшихся солнцем, напитками и прекрасными видами за пределами склона. Скинни с ФиФи решили, что пора завязывать. Они стали искать лыжу Скинни, потерянную во время его набега на группу туристов, но вместо того, чтобы подобрать её, Скинни, у которого другая лыжа всё ещё была прикреплена к ноге, случайно толкнул её вниз по склону.
В панике он погнался за беглянкой на единственной оставшейся лыже, его равновесие было неустойчивым, а скорость увеличивалась с каждой секундой. Он проносился мимо других лыжников, едва избегая столкновений, пока не понял, что несётся прямо на ни в чём ни повинного лыжника, который даже не подозревал, что его ждёт. В отчаянной попытке избежать катастрофы Скинни резко свернул в сторону, вызвав цепную реакцию падения позади себя, и выскочил на оранжевый склон неподалёку, который обслуживал суицидальных лыжников-экспертов, стремящихся получить максимальную порцию адреналина на чистейшем снегу.
Его внезапное вторжение спровоцировало снежную лавину! Пока снег падал с горы, Скинни и ФиФи в ужасе мчались вперёд, пытаясь оторваться от лавины, но она настигала их; они слышали за спиной грохот снега, побуждавший их мчаться ещё быстрее. Им удалось добраться до безопасного места как раз вовремя. Скинни и ФиФи рухнули на землю, задыхаясь, но испытывая облегчение от того, что им удалось выбраться живыми.
Лавина обрушила огромную кучу снега, которая наглухо перекрыла главную улицу деревни. Оглядываясь на курорт, Скинни не мог не понимать, что именно он своим безрассудством спровоцировал сход лавины, и теперь часть деревни была погребена под толстым слоем снега. Им стало ясно, что они не могут оставаться в отеле и добровольно разгребать горы снега. Скинни и ФиФи быстро собрали свои вещи и поспешили покинуть отель, оставив позади хаос своих злоключений на горнолыжном склоне. Когда они шли от отеля к железнодорожной станции, Скинни сказал: "Чёрт, это было близко". ФиФи улыбнулась и похлопала его по спине. "Да ладно. Мы все совершаем ошибки. Давай найдём новое, более подходящее нам приключение". Скинни кивнул, благодарный за понимание со стороны Фифи.
Скинни изобретает часы
ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ
Скинни и ФиФи оказались в оживлённом городе Женеве, известном своими искусными часовщиками и сложными часовыми механизмами. Заинтригованные часовым искусством, они наткнулись на вывеску часовой мастерской, приглашающей на краткий курс обучения, и с нетерпением записались на занятия.
Возглавлял мастерскую, эту сокровищницу шестерёнок, пружин и тонких инструментов, месье Леметр, часовой мастер с богатой клиентурой, в том числе и мировыми знаменитостями. Он пригласил Скинни и ФиФи в свой мир точности и мастерства, рассказал о сложном процессе изготовления часов, начиная с проектирования и сборки компонентов и заканчивая настройкой точного времени.
Жаждущие знаний Скинни и ФиФи надели лупы и фартуки, готовые погрузиться в мир часового искусства. Месье Леметр терпеливо объяснял, как осторожно обращаться с крошечными шестерёнками и нежными часовыми стрелками. Фифи внимательно слушала, увлечённая богатой историей этих замысловатых механизмов. У Скинни не хватало терпения и внимания к деталям. Затем месье Леметр сказал, что хватит теории, пора переходить к практической работе, и они оба принялись за дело. ФиФи усердно трудилась и была близка к завершению сборки замечательных часов. Часы, собранные Скинни, тикали задом наперёд, а их часовые куранты играли мелодии, не соответствующие ни одной из известных музыкальных традиций. Он был очень разочарован и попросил месье Леметра отпустить его на короткую сиесту в номере отеля, чтобы восстановить концентрацию.
Глубина дремоты захватила его в плен, и он проснулся в темноте зашторенной комнаты, путаясь во времени: часы на кровати показывали 4:00, и перед Скинни возникла недоумённая дилемма: сейчас раннее утро или поздний вечер? "Почему бы им не написать на циферблате все 24 часа?" – размышлял он вслух. "Тогда людям не пришлось бы гадать, день сейчас или ночь". Он позвонил на ресепшн и, к своему облегчению, узнал, что сейчас день, 16:00. "Сейчас день!" – воскликнул Скинни, торопливо встал и побежал в мастерскую месье Леметра.
Когда он ворвался, ФиФи заканчивала работу над элегантным ремешком для своих новых часов. "Месье Леметр, – крикнул Скинни с порога, – почему они не делают 24-часовой циферблат? Людям, у которых нет окон или которые просыпаются в самолётах, на кораблях или в дальних странах, нужны 24 часа на часах, чтобы правильно понимать текущее время!"
"Что?" – изумлённо воскликнул месье Леметр. "24-часовой циферблат? Какая чудесная идея, мой дорогой Скинни! Вы правы. Почему я сам до этого не додумался? И никто в мире до этого не додумался. Я немедленно зарегистрирую эту идею в Швейцарском бюро изобретений. Вы позволите мне это сделать, мой дорогой Скинни?"
"Конечно", – сказал Скинни, с ужасом представив, что вся эта бумажная работа могла лечь на его плечи. "Валяйте".
Месье Леметр сел за компьютер и немедленно отправил электронное письмо со своей заявкой в Швейцарское бюро изобретений. Через 5 минут он получил подтверждение, что его заявка зарегистрирована как новое изобретение. Это закрепило его место в истории швейцарской часовой промышленности и подняло её на новую высоту.
Затем зазвонил телефон, и месье Леметр поднял трубку. Он выслушал и сказал: "Добрый день, синьор Хорлоджио! О да, спасибо, синьор Хорлоджио! Спасибо, да, синьор Хорлоджио, изобретение 24-часового циферблата уже зарегистрировано на моё имя!" Он положил трубку и сказал: "Это был председатель Швейцарского общества часов и часовых механизмов, он поздравил меня с "новаторским достижением"!"
Месье Леметр повернулся к Скинни и сказал: "Спасибо, мой дорогой Скинни", – и с чувством пожал ему руку. "Не хотите ли вы стать партнёром в моей компании, отвечающим за производство круглосуточных часов?"
От удивления Скинни открыл рот. Он представил себя с лупой на голове, сидящим целыми днями в мастерской и разбирающим пружины, маленькие винтики, шестерёнки, камни и тонкие инструменты. "Нет, нет, но спасибо вам большое, месье Леметр!" – сказал он.
"Тогда, – сказал, расчувствовавшись, месье Леметр, – позвольте мне в знак признательности ваших заслуг перед швейцарской часовой промышленностью подарить вам и госпоже ФиФи этот прекрасный комплект из двух часов с бриллиантами, которые я сделал на заказ для уважаемых господина и госпожи Ким Ли, председателя совета директоров компании Сумссанг. На изготовление этих двух прекрасных часов у меня ушёл целый год, а стоят они один миллион швейцарских франков – это больше миллиона долларов! Я сообщу господину Ким Ли о небольшой задержке в доставке".
Пока Скинни пытался переварить эту информацию, ФиФи ангельским голоском сказала: "Ну, конечно, месье Леметр, как мило с вашей стороны! Они очень красивые!" Она достала часы из коробок, положила их под лампы и полюбовалась сверкающими бриллиантами. Затем она положила коробки в сумочку.
Скинни и ФиФи надели плащи и пожимали руку сияющему месье Леметру, когда снова зазвонил телефон. "Извините, – сказал месье Леметр, – одну минутку, пожалуйста." Он поднял трубку и сказал: "Леметр". Затем он слушал и кивал, слушал и кивал. Наконец, он положил трубку. Он выглядел озадаченным. "Это было Министерство обороны Швейцарии, главный адмирал флота. Теперь после изобретения 24-часовых циферблатов, они хотят построить свой подводный флот и установить 24-часовые часы на всех лодках и береговых сооружениях, чтобы моряки всегда знали точное время, когда они проснутся для следующей вахты".
Весь вечер Скинни и ФиФи гуляли по Женеве, а затем вернулись в отель, где достали из коробок прекрасные часы и полюбовались ими перед сном. Диктор по телевизору, установленному на стене, передавал сенсационную новость об изобретении Скинни 24-часовых циферблатов и экстравагантном подарке месье Леметра. Скинни и ФиФи стали знаменитостями.
Подстава
ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ
На следующее утро Скинни и ФиФи проснулись отдохнувшими и полными энергии. Они решили посвятить день осмотру достопримечательностей Женевы. Надев новые наручные часы, они отправились гулять по городу. Скинни и ФиФи прошлись вдоль живописной Женевской набережной, полюбовались видами на знаменитый Женевский фонтан и окружающие Альпы.
Днём Скинни позвонили из Министерства обороны Швейцарии: они знали, что часы с 24-часовым циферблатом были идеей Скинни и хотели отдать должное его вкладу в укрепление швейцарской обороны, назвав в его честь первую подводную лодку, которая будет построена. Скинни не стал возражать.
В конце рабочего дня они снова позвонили и сообщили, что, поскольку в Швейцарии нет морских побережий, правительство отказалось строить подводную лодку класса "открытое море", но согласилось, чтобы три подводные лодки были построены в Германии и размещены в Женевском, Невшательском и Бильском озёрах. Подводная лодка в Женевском озере должна была стать "Жёлтой подводной лодкой" для туристов, а две другие – подводными лодками-убийцами, вооружёнными торпедами и призванными топить вражеские корабли в случае войны. Скинни и ФиФи, как почётным гостям, будет позволено совершать одно бесплатное погружение на Жёлтой субмарине!
Раз в год.
Каждый год!
В военном угаре никто не обратил внимание на то, что Женевское озеро Швейцария делит с Францией, а Невшательское и Бильское являются внутренними водоёмами.
Скинни был настолько потрясён событиями в швейцарской часовой технологии, что предложил Фифи отправиться на поиски приключений в горы, подальше от городов. Поразмыслив, они решили отправиться в Берн.
Адмирал фон Хильденбург
БЕРН, ШВЕЙЦАРИЯ
За всей этой военно-морской шумихой стоял адмирал фон Хильденбург, который воспользовался случаем, чтобы заставить правительство создать собственные подводные силы, вооружённые ракетами большой дальности типа "Томагавк". Из 7000 озёр Швейцарии девять озёр имеют глубину более 200 метров, что делало их подходящими для укрытия подводных лодок. Однако правительство поставило условие: озёра должны оставаться чистыми, поэтому допускались только электрические субмарины без следов дизельного топлива. В качестве приманки был пущен слух, что в Женевском озере собираются спустить на воду Жёлтую субмарину для туристов.
Хотя официально адмирал фон Хильденбург носил звание капитана (ВМФ), эквивалент армейского полковника, он был очень уважаемым и опытным военно-морским офицером в Швейцарии. Он возглавлял протокольный отдел Министерства обороны и поддерживал связь с военными дипломатами при посольствах в Берне. Благодаря своему уникальному положению единственного военно-морского офицера в стране, не имеющей выхода к морю, он получил прозвище "Адмирал" среди своих коллег. Несмотря на отсутствие швейцарского флота, адмирал был предан своей роли в Министерстве обороны и неустанно продвигал идею о том, что когда-нибудь Швейцария будет иметь собственный военно-морской флот.
Его страсть к морю и военно-морским операциям проявлялась в ежегодных командировках на выходящие в море корабли различных европейских военно-морских сил. Пройдя службу в Королевском флоте, ВМС Франции, ВМС Италии и ВМС Германии, адмирал приобрёл богатый опыт работы на самых разных кораблях, от подводных лодок до авианосцев. Знание английского, немецкого, французского и итальянского языков делало его ценным офицером связи во время учений. Будучи выходцем из нейтральной страны, он также был идеальным арбитром на совместных военно-морских манёврах флотов НАТО. Ещё важнее было то, что адмирал был лёгким на подъём человеком с большим опытом мореплавания.
Авантюрный дух адмирала не ограничивался военно-морскими операциями, он, например, участвовал в альпинистских экспедициях с британскими спецназовцами SAS в Швейцарских Альпах. Вместе они совершили восхождение на Маттерхорн, одну из самых смертоносных вершин в мире, покорив сложный маршрут Фурген, самый трудный для восхождения склон. Его разнообразный опыт и преданность своей работе принесли ему репутацию опытного морского офицера, который, несмотря на отсутствие в Швейцарии военно-морского флота, оставил за кормой своих кораблей больше миль, чем многие морские офицеры в Европе.
Адмирал происходил из старинной денежной семьи с богатой историей успеха и влияния. Это обеспечивало ему финансовую безопасность, позволяя заниматься своими увлечениями, такими как покер, без необходимости концентрироваться на зарабатывании денег на жизнь. Благодаря стратегическому уму и острой наблюдательности он был грозным соперником в Покерном клубе для джентльменов в Grand Casino Bern, всегда готовым бросить вызов за карточным столом.
В высоких кабинетах
ВАШИНГТОН, ОКРУГ КОЛУМБИЯ, США
ЗАПАДНОЕ КРЫЛО БЕЛОГО ДОМА
Развёртывание подводных лодок в сердце Западной Европы новым игроком на международной военно-морской шахматной доске недолго оставалось секретом. Сразу после заседания швейцарского правительства советник президента США по национальной безопасности получил новость от своего помощника: "Есть срочное сообщение от Агентства национальной безопасности, они перехватили необычный телефонный звонок и имейлы в Швейцарии".
"Что за чёрт?" – подумал он. "Неужели это может быть так срочно, да ещё из Швейцарии?"
Он прочитал сообщение: "Изобретён 24-часовой циферблат для часов! Министерство обороны Швейцарской Конфедерации, наиболее заинтересованное в изобретении, вмешивается и требует от правительства выделить бюджет на создание швейцарских подводных сил, а то и полноценного флота с собственной морской пехотой в дополнение к армии и ВВС."
"Что за чушь," – воскликнул советник. "Это бред, потому что это подстава, приманка, здесь нечто гораздо большее."
Он снова задумался, а затем спросил своего помощника: "Есть ли какая-нибудь страна, у которой есть военно-морской атташе при посольстве в Швейцарии, не имеющей выхода к морю?"
Помощник немедленно позвонил в Госдепартамент и уже через минуту получил ответ, который заставил его выглядеть совершенно озадаченным. "Только одна!"