banner banner banner
Сценарии Подсознания
Сценарии Подсознания
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сценарии Подсознания


Пишем соответственно – что бы поменяли на что. Нашему мозгу обязательно нужен вектор, куда идти. Если просто показываем себе, что хотим избавиться от вот этого – это слишком мало. Вектора нет, разницы потенциалов нет. Нам нужна цель, так уж устроен мозг.

Сценарии – это наши умозаключения, установки, которые руководят нашими действия и даже нашими эмоциями.

Все ли реагируют одинаково на одну и ту же ситуацию? Нет. Значит, наша реакция зависит не от ситуации. А от каких-то наших внутренних аналитических процессов. Которые, в свою очередь, происходят на основании наших сценариев мышления – установок и умозаключений.

Ответ мы найдём в практической части книги. А пока посмотрим на получившиеся таблички и осознаем, что это всё можно изменить. Это хорошая новость. Наша жизнь – не данность, не фатальность. Наши проблемы не вечны. Повторяющиеся ситуации, замкнутые круги и прочее неприятное – корректируемы. Пусть эта мысль сейчас вас поддержит и вдохновит. А пока поговорим о природе наших мыслей.

Природа мыслей и источник эмоций

Мы с вами уже понимаем, что такое сценарии, и понимаем, что многие из них стоит проработать, сделав более эффективными.

Зачем? Странный вопрос, но на него лучше ответить.

Чтоб нам было лучше

А как поймем?

Будем чувствовать себя иначе

Эмоции будут лучше, легче

А эмоции откуда берутся? От ситуаций? Ой ли. Толкнули в автобусе – кто-то разорётся, кто-то расплачется, кто-то не заметит. Эмоции разные, а ситуация одна.

Значит, эмоции возникают не из-за ситуации. А из-за… мыслей. Например:

– вот сволочь, толкнул, я ж ему!

– мне даже тут причиняют боль

– автобусов мало на линии, переполнены, едем как селёдки

Именно из-за этих мыслей мы испытываем эмоции.

Но посмотрим на эти мысли. Как они вам? А как живут люди с такими мыслями? У первого жизнь – борьба. У второго – жизнь-боль. У третьего – жизнь. И так будет не только в автобусе. А везде.

Мысли разные – и эмоции разные. Кто счастливее? Третий, однозначно.

А почему? Потому что его мысли не заставляют его страдать. А первые двое ещё как страдают. Из-за своих, между прочим, мыслей. А они откуда взялись? Из умозаключений, из опыта. Из так называемых установок.

У первого установка звучит примерно как «вы все против меня». У второго всё проще, там «я никто и ничто», у третьего неизвестно – но там что-то здоровое.

Значит, чтоб изменить эмоциональный фон, нам надо изменить наши установки – то есть Сценарии восприятия и Сценарии действия.

И они тоже могут быть адаптивными и нет.

Адаптивные помогают адаптации – логично. А адаптация – это умение эффективно функционировать в меняющихся условиях. Это не про «прогибаться», это про «сохраняя всё в себе в надлежащем порядке, среагировать конструктивно». Например, нам жарко – мы потеем. Чтобы сохранить нужную температуру тела. Человек с адаптивными сценариями совершает действия, от которых ему становится хорошо. Человек с неадаптивными сценариями своими действиями сам себе вредит. Например, соглашается взвалить на себя дополнительную работу, отказывается от отпуска, своей безотказность приучает других к паразитизму. В итоге страдает, устаёт, болеет, расстраивается…

Почему у одних людей мысли адаптивные, а у других – нет? Всё зависит от ключевых убеждений. То есть от пережитого им когда-то опыта, на основе которого теперь оцениваются любые события.

Сценарии действий – это своего рода коридоры. Тоннели, ведущие к цели. У кого-то их мало – соответственно, человек живёт в ощущении дефицита вариантов. Его мир его давит, ему плохо, страшно. Он уязвим – перережь одну нить, и всё обвалится. У другого человека таких нитей много. Порвётся одна – он пойдёт по другой.

Например, для кого-то деньги возможны только через запредельный каторжный труд на вахте где-то на севере. Или на военной службе. Или только во власти. Или через воровство. Человек искренне уверен, что больше негде заработать. Соответственно, он не будет видеть иных вариантов. И, если, например, он уходит с вахты, то начинает прозябать. Его мозг даже не ищет иных вариантов.

Другой может видеть источники заработка везде. И иметь несколько источников дохода. Его жизнь будет ощутимо-другой.

И вот всё это, все эти вариации сохраняется в Подсознании. Давайте поговорим поподробнее о нём.

Сознание и Подсознание

Считается, что часть нашей психики вполне нами осознаваема – именно она сейчас читает эти строки. Это – верхушка айсберга. А его основная часть, скрытая под толщей воды – это Подсознание.

Зачем нам оно? Подсознание – это жёсткий диск. Это предустановленные программы. Прошивка. Автоматика. Всё, что было когда-то использовано и оказалось эффективным, уходит в автоматизм – в Подсознание. Это выученные реакции – и плохие, и хорошие.

Подсознание – удобная штука. Нам не приходится контролировать огромное количество действий, задач, операций – это делает оно. Тогда зачем же нам лезть в Подсознание?

Дело в том, что там могут храниться не самые лучшие, не самые экологичные стратегии поведения. Например, агрессия для достижения цели. Или привычка к алкоголю для снятия стресса. Казалось бы, странно. Зачем Подсознанию так делать, зачем сохранять вредное? И нельзя ли каким-то волшебным образом удалить с этого жёсткого диска все негативные автоматизмы?

Нельзя. Потому что с точки зрения Подсознания они негативными не являются. И в этом ключевое отличие некоей логики Сознания и Подсознания:

– Сознание – выбирает пути комфортные, без вреда для себя

– Подсознание – выбирает пути эффективные, не стоит за ценой

О чём это? Например, ребёнок, ударив другого лопаткой в песочнице, завладел его машинкой. Агрессия (условно негативная черта) принесла результат. Он делает это второй раз. Эффект тот же. Реакция закрепляется, выучивается. Становится стратегией. На выходе имеем человека, который будет активно пользоваться этим способом – через агрессию, насилие, давление, запугивание он будет получать своё. Он, возможно, потом начнёт от этого даже страдать, видя, как это вредит ему, отталкивает от него людей. Но эффективность этой стратегии будет настолько подкреплена успешным опытом, что отказаться от неё будет крайне сложно. Он может пытаться контролировать себя, не давая себе агрессировать… Но затем будет срываться. Почему? Потому что другой стратегии нет.

Именно поэтому плохо работают самовнушения и самоуговаривания. Попытки контролировать себя и убеждать, что так делать не надо, и т.д. Нужно заходить глубже, за пределы Сознания – в Подсознание. И создавать новую стратегию. Этим мы и будем заниматься – потому что наше Сознание замечает то, что хочет изменить в своей жизни.

Подсознание старается нас оберегать – потому и сохраняет все способы действий, которые привели к желаемому успеху. Некритично сохраняет, не анализируя и не разбираясь, был ли ещё вариант. Так оно обучается. Это эволюционно-значимый процесс, очень важный для выживания.

Сознание работает на бетта-волне мозга. Подсознание – на тета-волне. Кстати, когда мы спим и видим сны, мы находимся на тета-волне. Помните Менделеева со своей Периодической системой элементов, которая пришла ему во сне? А Эриксона, который и вовсе поступал интересно. Когда он утыкался в тупик в своих учёных изысканиях, он садился в кресло, брал в руки два металлических подшипника и закрывал глаза. И уходил в дрёму, размышляя при этом о своей проблеме. В момент, когда дрёма переходила в сон, его пальцы, разумеется, расслаблялись, тяжёлые металлические шарики выпадали из рук и грохотом будили учёного. Он просыпался и тут же начинал записывать на заранее приготовленный лист всё то, что в этот момент было в его голове. Всё то, что он вытащил в сознание из подсознания. Потому что там не только плохое, там много гениального. И доступ туда осуществляется на тета-частоте.

Мы научимся туда выходить, удерживая сознание. Без подшипников.

Кстати, именно на тета-волне – волне Подсознания – происходит обучение. Обучение, что любопытно, с точки зрения физиологии – это процесс формирования новых нейронных связей. То есть и наши поведенческие сценарии, и решение уравнений – это всё просто нейронные связи.

А теперь давайте подумаем. Когда мы спим (тета-волна), мы ведь спокойны? Спокойны. А если мы эмоционально-взвинчены – мы можем спать? Нет, потому что это высокие стрессовые бета-гамма волны. Так вот, любопытный факт – чтобы обучение шло успешно, человеку должно быть хорошо. Под крик, под дулом автомата и в слезах учёба идёт плохо – думаю, вы это замечали на своём опыте. Мозг детей до 5-6 лет в основном работает на тета-волне. Именно за этот период времени малыш совершает гигантский рывок в своём развитии – овладевает телом, языком, речью, мышлением. В это время закладывается база.

Но нам с вами уже не 5 и даже не 6 лет. Что будем делать? Будем учиться выходить из тревожной взвинченности, переключать мозг на другую частоту. Нет, не через увещевания «я спокойна, я спокойна…». Иначе. Будем учиться управлять мозгом, включая нужную волну, как будто подстраивая приёмник.

И это не сложно, не волнуйтесь.

Мы изучим знания и методы, как программы Подсознания корректировать. В этом процессе много тонкостей и важных нюансов.

Их и будем осваивать.

Закон Свободной воли

Многие, кто интересуются работой с Подсознанием, слышали о так называемом Законе Свободной Воли. Он говорит о том, что с нами происходит только то, на что мы согласны.