banner banner banner
Древняя Русь. Историческое расследование. Книга первая. «Сить, Китеж, Новгород»
Древняя Русь. Историческое расследование. Книга первая. «Сить, Китеж, Новгород»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Древняя Русь. Историческое расследование. Книга первая. «Сить, Китеж, Новгород»


Из всех этих заключений мы можем сделать только один совершенно однозначный вывод, Новгород (Хольмгард) назван так не из-за того, что находился на острове, в современном понимании этого слова, в крайнем случае, на небольшом островке в озере или междуречье. Вероятнее, данное название могло отражать расположение города на возвышенности, но и это уже, хоть и наиболее вероятное, но предположение.

Сведения о локализации Новгорода

Из летописей и иных источников имеющихся в настоящий момент, Новгород однозначно помещается на реке Волхов, у озера Ильмень. Помещается он там на протяжении всего последущего времени с момента первого упоминания о месте его раположения и до настоящего времени в указанном месте находится город с одноименным названием. Так в Лаврентьевском списке повести временных лет уже в самом ее начале указывается, что «Словени же седоша у озера Ильмеря, прозвашася своим именем, и сделаша град и нарекоша и Новгород». Немного ниже при описании пути из Варяг в Греки так же имеется упоминание озера Ильмеря, где указывается, что из него вытекает река Волхов впадающая в озеро великое Нево. Перечислять далее сведения наверное не имеет смысла в силу общей известности.

Из данных обстоятельств напрашивается вывод, что город под данным именем в указанном месте существовал и существует по настоящее время. Все же, как уже говорилось, однозначно утверждать, когда появился на данном месте данный город, когда он получил данное имя, мы не можем. Ибо забыть о том, что летописи могут искажать правду, что самый старый список датируется 14 веком, а найден лишь в 18 веке, невозможно. В силу тех же причин нельзя быть уверенным в том, имелся ли или нет, в другом месте, иной город с аналогичным названием.

Проверим имеются ли сведения каким- либо образом несоответствующие данной локализации летописного Новгорода, как Новгорода на Волхове. Вернемся к скандинавским сагам. Так в «Саге о Хаконе Хаконарсоне», написанной исландцем Стурлой Тордарсоном в 1264—1265 гг. указывается: «Этим летом отправились они в военный поход в Бьярмаланд, Андрес Скьяльдарбанд и Ивар Утвик. У них было четыре корабля. И то было причиной их поездки, что ездили они в Бьярмаланд в торговую поездку за несколько лет до этого, Андрес из Сьомелингар и Свейн Сигурдарсон, Эгмунд из Спангхейма и многие другие. У них было два корабля. И отправилась они назад осенью, Андрес и Свейн; а они остались с другим кораблем, Хельги Богранссон и его корабельщики. Эгмунд из Спангхейма тоже остался; и отправился он осенью на восток в Судрдаларики со своими слугами и товаром. А у халогаландцев случилось несогласие с конунгом бьярмов. И зимой напали на них бьярмы и убили всю команду. И когда Эгмунд узнал об этом, отправился он на восток в Хольмгардар и оттуда по восточному пути к морю; и не останавливался он, пока не прибыл в Йорсалир.»

Локализация Биармии или в скандинавской традиции Бьярмаланда, в настоящий период является спорной. Под Судрдаларом однозначно подразумевается Суздаль, следовательно в данном тексте исходя из добавления «рики» имеется в виду Судальское княжество, под Хольмгардом, как нам известно подразумевается Новгород (правда для меня лично это пока не абсолютно однозначно), следовательно герой саги отправился на восток из Суздальского княжества в Новгородскую землю, следовательно Новгородская земля находилась восточнее земель Суздальского княжества. Если возможность двигаясь примерно на Восток попасть из земель Суздальского княжества в Ярославское княжество есть, то для Новгорода на Волхове это движение почти точно на запад. Восточным путем к морю, наверное, мог называться у скандинавов и путь вниз по Волге, а затем Дону, и так называемый путь из Варяг в Греки, по обеим путям можно попасть через Черное море к Иерусалиму.

Магнус Олавссон в саге о Магнусе Добром по «Кругу земному отправился с востока из Хольмгарда в Альдейгьюборг (Ладога), Ладога находится все же несколько восточнее Новгорода на Волхове, поэтому отправление из Новгорода в Ладогу скорее можно было назвать с Запада (точнее с юго-запада) нежели с востока, при расположении же Хольмгарда в районе Ярославля все является верным.

Считается, что данные неточности могут объясняться тем, что в скандинавских сагах определенные местности обозначались по регионам, и если то место откуда двигались герои саги находилось в восточном регионе, то указывалось, что герой отправляется в путь с востока или на восток если конечный пункт лежит в восточном регионе. Данное предположение, на мой взгляд, может иметь место. Правда явно прослеживается и второй вопрос. А зачем собственно наш дорогой Эгмунд находясь в Суздальском княжестве, для того, чтобы попасть в Иерусалим, отправился в Новгород? Это значило бы усложнение своего и без того нелегкого пути примерно раза в два. А, вот добраться от Суздаля к Волге в районе Ярославля было необходимо.

Подобные казусы в русских летописях тонко подмечены и исследователями А.Т.Фоменко и Г. В. Носовским.

По поводу событий 1259г. наверное упоминать не стоило, поскольку из любого Новгорода, как на Волхове, и даже и Новгорода Северского или Новгорода Нижнего напрвляясь во Владимир, вполне можно перед этим заглянуть и в Ростов, если есть какие -либо дела которые необходимо разрешить. А вот события датированные 1434 годом отраженные в Архангелогородском летописце, обойти внимнием я не мог. Здесь нужно оговориться, что почитать подлинное сообщение (обычно я перепроверяю) я не имел возможности, не нашел. Поэтому анализировал исключительно по интерпретации вышеуказанных авторов. Сообщение Архангелогородского летописца гласило о том, что в 1434 г. Великий князь Василий Васильевич был разбит под Ростовом князем Юрием, после чего убежал в Великий Новгород, а оттуда в Кострому и в Нижний Новгород. Совершенно закономерно авторы Новой хронологии апеллируют к здравому смыслу читателей, ибо для любого мало-мальски знакомого с географией очевидно, что под Великим Новгородом здесь никак не может подразумеваться Новгород на – Волхове ибо это совершенно абсурдно бежать из под Ростова в Нижний Новгород через Новгород на – Волхове и Кострому. Нет, через Кострому конечно же вполне реально, но вот через Новгород на – Волхове… Это все равно что от Москвы до Смоленска ехать через Магадан, впрочем, даже значительно глупее, ибо небыло у князя Василия Васильевича автомобиля, как собственно и дорог по которым он мог проехать, и 500 км по болотам в противоположном направлении от своей цели, это не сравнить даже с поездкой через Магадан.

Каких-либо существенных опровержений выводов Носовского и Фоменко о том, что в данном случае под Великим Новгородом летописец, вероятно, имел в виду современный Ярославль, я так же тогда не нашел. Я попробовал найти опровержение самостоятельно. Если отбросить версию временного умопомешательства князя Василия Васильевича или летописца, можно было предположить только два варианта. Первый – летописец совершил описку, и по чистой случайности включил Великий Новгород в путь побега князя, и второй – летописец по-халатности не описал всю цепочку событий, чем исказил их смысл, то есть фактически, князь бежал целенаправленно в Великий Новгород, но там у него чего-то не получилось и через некоторое время уже находясь в Великом Новгороде принял решение двигаться в Новгород Нижний, а летописец в целях сокращения опустил некоторые события и не заметил, что этим вложил в свое повествование совершенно нелепый смысл. Чтож, процент таковой вероятности хоть и низок, но чисто теоретически такое наверное могло произойти. Впрочем, рассуждая подобным образом, мы можем изменить до неузнаваемости очень многие сообщения каждой летописи.

Но, как буд-то предвидя мои сомнения, в летописи под тем же годом указывается, что Московский князь Василий Косой пошел из Москвы к Новгороду Великому, а от туда к той же Костроме и «нача собирать воя». Это сообщение сильно послабило мои сомнения, ошибиться два раза, примерно в том же смысле, летописец, как мне показалось, явно не мог.

То, что подобное описание отсутствует в других летописях, может свидетельствовать о том, что менее читаемая летопись могла быть не подправлена. Можно так же было предположить, что до 15 века, в глубинке (в частности в Архангельске) могло еще сохраниться старинное название великого древнего города, де юре уже носящего другое имя.

Сразу же скажу, что через определенный промежуток времени удалось прочитать текст Архангелогородского списка. Увы, все вновь оказалось не столь просто, авторы альтернативной истории, оказалось, грешат теми же ошибками, что и историки так называемой истории официальной. Они так же читают в тексте, то что хотят видеть, а не то, что написано. Вот выдержка из данной записи.

«И князь великий побеже к Великому Новугороду, а князь Юрье приде на Москву и стоял неделю, и город взял апреля в 15 день в среду на страстнои недели, и княгини великие помиал и в Русу послал, и седе на великом княжении на Москве. Князь же Василеи Васильивичь приде из Новагорода на Кострому и к Нижнему Новугороду……»

По смыслу данного текста, совершенно очевидно, что князь не бежал из Ростова в Нижний Новгород через Новгород Великий, а бежал в Новгород Великий. Но через определенное время (через какое не указывается) князь принял решение идти в Кострому и Нижний Новгород. Авторы же Новой Хронологи, хотя и не особо исправляли, но весьма тонко изложили данный текст, в результате чего действительно создавалось впечатление, что князем сразу было принято решение идти в Нижний Новгород, данным путем. Что касается второго текста, то он соответствует реалиям.

«А князь Василеи Косои Юрьевич поиде к Новугороду Великому и оттоле к Костроме и начал збирати воя.»

Но, учитывая нюансы с первым сообщением, было бы логично предположить, что здесь вполне могла быть подобная же картина. Князь бежал сначала в Новгород Великий с определенными целями, скажем с той же целью сбора воинов, а затем уже продолжил собирать их в двух других городах.

Далее я нашел много информации, так же анализируемой современными авторами, о неких странностях других сообщений летописей. Но, детальный анализ каждого случая проводить не стал. Решил, так сказать отложить нудную работу на потом, тем более, что работа уже была проведена не мной, не люблю переписывать. Посему отложил перепроверку на потом, если возникнет необходимость.

Просмотрел так же сведения Фоменко и Носовского по существенным несовпадениям размеров города (Новгорода на Волхове) и строений в нем находящихся с сообщениями о строениях и размерах Новгорода в исторических источниках. Счел данную информацию вполне достойной внимания.

Глядя на «Грановитую (Владычную) палату Новгородского кремля о тридцати дверях, точнее на то здание, которое предлагают наши историки в качестве таковой в детинце Новгорода на Волхове, становится откровенно смешно. В моей глухой «деревне» подобные здания этак века 18, так же имеются, и тоже без граней, как и в Новгороде. С другой стороны, есть версии о том, что здание было впоследствии перестроено и «примитизировано» под поздние времена, что грановитой она названа из-за граней внутри помещения, а не снаружи. Правда, здесь другой момент присутствует, тот, что и внутренняя перепланировка, так же могла быть произведена в поздние времена, т.е. «грановитой» внутри ее сделали позднее.

Но останавливаться на этом так же не стал. Главное не в том, что слишком много вопросов требующих анализа и проверки, а в том, что, данное здание (Грановитая палата), к примеру, это 15 век, а вопросы данного расследования связаны с веком девятым. И подтверждение данного обстоятельства, т.е. нахождения знаменитой Грановитой палаты именно в Новгороде на Волхове ничего по сути вопроса расследования не дает. К 15 веку, эти сведения о Новгороде вполне возможно или даже вероятно, относились уже к Новгороду на Волхове, но это ничего не говорит о Новгороде 9-го века. Да и в силу определенной специфики характера у меня уже окончательно сформировалась мысль о необходимости более глобального охвата картины. Каких либо однозначных выводов из того, что я рассмотрел сделать было нельзя, но уже совершенно отчетливо было понятно, что все не так просто с Господином Великим Новгородом и его современной идентификацией. Можно было констатировать наличие весьма серьезных сомнений по поводу истинного нахождения древнего Великого Новгорода, как и вероятность того, что таковым мог являться город на месте современного Ярославля или рядом с ним. В общем, сложилось мнение, что данная мне информация, о которой изложено во введении к настоящей книге, вполне может быть доказана и чисто материальным, логическим путем.

Новгород и Новгород Нижний

Теперь остановимся на, наверное, самом главном, пусковом моменте послужившем зарождению сомнений в локализации древнего Новгорода. Я имею в виду Нижний Новгород, происхождение его названия. С самого детства на ответы взрослых о причинах именования города «Нижний Новгород» возникали сомнения, пусть, пока, небольшие и смутные. Но они как-то потихоньку заглушались, может быть в связи с тем, что понять, почему находившееся южнее своих сородичей племя славян называлось северяне, было еще сложнее для детского ума.

Размышления по поводу данного названия совершенно естественно начинаются с того, что город должен находиться ниже чего-то, и по сравнению с этим чем-то он является нижним. Поскольку он назван не Нижним городом, а именно Нижним Новгородом, естественным будет предположить, что этим «чего-то» являлся другой город, который так же носил имя Новгород. Настолько же естественным является утверждение о том, что ниже он находился отнюдь не по высоте над уровнем моря, вряд ли кому-нибудь пришла бы в голову такая мысль, даже если бы данный уровень он измерять умел. Скорее всего, это означало, что он находился ниже по течению реки, на которой находились оба данных города. Данные традиции дожили и до современности, посмотрим на расположение таких городов как Верхний Тагил-Нижний Тагил, Верхний Ломов и-Нижний Ломов, Верхняя Салда – Нижняя Салда, Уральск -Верхнеуральск. Расположение данных городов и их наименования относительно другого города, очевидны. Если бы этого для Нижнего Новгорода не было, город получил бы иное отличительное дополнение, как например Новгород Северский, Переяславль Залесский, Галич Мерьский. И, как мы видим, по отношению к Новгороду на Волхове, Нижний Новгород никак нельзя было назвать нижним. Значит должен быть иной вариант исторических событий.

Оставлю на время данную версию, обратимся к другим, которые так же имеются. Версия о том, что Нижний Новгород был назван Новым городом, поскольку он был возведен на месте более раннего булгарского или мордовского поселения является для нашего случая совершенно не нужной, и совсем не потому, что она бездоказательна. А доказательства там действительно отсутствуют, имеются лишь логически обоснованные предположения. Ненужной она является потому, что она решает вопрос, почему город мог быть назван Новым городом, и совсем не касается вопроса о том почему, собственно говоря, он назван Нижним.

Более интересная версия была высказана П. И. Мельниковым-Печерским, который в последние годы своей жизни так же пришел к мнению о сомнительности появления названия Нижний по основной версии официальной науки. О данной версии поговорим позднее и основательнее. Он предположил, что Нижний Новгород получил свое название по той причине, что оказался соседом некоего Старого городка, основанного по утверждению Нижегородского летописца XVII в., суздальскими князьями раньше Нижнего Новгорода на Гремячей горе – на берегу реки Оки, чуть выше по течению. То есть за основу взят тот же самый, очевидный и естественный вариант расположения ниже по течению реки. Версия достаточно убедительная……

Однако исходя из современных данных ее убедительность уменьшилась весьма и весьма серьезно. Городок близ указанного места действительно существовал, только вот, согласно археологическим данным, существовал этот Старый городок в I – V вв. н. э., то есть временной разрыв между основанием Нижнего Новгорода в 1221 г. и исчезновением Старого городка составляет около 700 лет. Поэтому вряд ли будет правильным привязывать появление данного названия к указанному Старому городку. Появление сведений в летописи можно объяснить тем, что следы городища были обнаружены много времени спустя после возникновения Нижнего Новгорода и ошибочно приняты за остатки древней восточнославянской крепости, якобы некогда сооруженной суздальскими князьями, отсюда и наименование «Старый городок».

Выдвигалась так же версия о том, что он назван так в связи с нахождением выше его по течению Волги Городца Радилова (современный Городец, Нижегородской области). Обосновывалась она тем, что Нижний Новгород возник в 1221 году как пограничная крепость на землях, только что присоединенных к Городецкому удельному княжеству и тем, что Нижний Новгород именно от Городца Радилова принял на себя функции самого авангардного на Волге военного оплота Владимиро-Суздальской Руси в борьбе с Булгарией и Мордвой. В данной версии, конечно, что-то есть, есть обоснование термина Нижний и вновь по той же схеме, ниже по течению реки. Но, согласитесь, в данной ситуации варианты названий могли бы выглядеть как просто Новгород, Новый Городец, Новый Радилов, Нижний Радилов, Нижний Городец, но Нижний Новгород. это уже слишком. Других подобных случаев в наименованиях городов не нашлось. Каких -либо иных, сколько-нибудь серьезных вариантов нет, и придумать их, увы, не получается, придумать конечно же можно, но доказательств новым версиям увы, не будет.

Теперь обратимся к официальной версии, с которой боролся П. И. Мельников-Печерский.

Поскольку действительно явно видно, что назвать город нижним по отношению к Новгороду на Волхове древние жители Руси не могли, наши услужливые историки стали искать объяснение данному казусу. В качестве попытки обоснования данного имени была выдвинута версия о том, что первоначально город именовался Новгород земли низовской, поскольку земли Владимирского княжества именовались «низовской землей», а позднее данное название нивелировалось до «Нижний». Данная версия, за сложностью выдвижения какой – либо иной серьезной версии была принята как официальная и постепенно стала непререкаемой. По поводу данной версии встают весьма серьезные вопросы. 1. Почему изначальное именование преобразовалось в Нижний? 2. Почему Владимирская земля именовалась «Низовской», и с какого периода она стала так называться? По первому вопросу, какого-либо логичного этимологического обоснования найти довольно сложно, можно лишь сослаться на случайность или на то, что нижний по сравнению с низовский, это более привычное для слуха слово. Следует отметить, что данное переходное именование города как Низовский Новгород в каких-либо ранних источниках отсутствует. Обычно сторонники официальной версии свои доводы дополняют тем, что данное наименование сохранилось в императорском титуле аж до 1917 года. Это действительно так, данное именование: «Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли», там имелось. Главное, заостряется внимание на «до 1917 года», да хоть до двухтысячного, суть-то не в «до», а в «от».

Итак, на первую часть второго вопроса ответ сформирован в достаточно четком варианте, который переписывается от издания к изданию. Вот, к примеру, БСЭ отвечает, что Низовская земля – в 12—13 вв. территории, находившаяся к Ю.-В. от Новгородской земли, в бассейне верхнего течения Волги. В 14—16 вв. Н. з., Низом, или Понизовьем, называется область Среднего Поволжья в междуречье Оки и Волги. Официальная версия говорит о том, что Новгородцы якобы называли так жителей Владимирского княжества в силу своего географического положения, и Нижний Новгород не сразу получил данное «принижающее» его прилагательное, а сначала именовался просто Новгородом. Действительно в Новгородских летописях такое наименование мы находим, термин низовцы, хотя в них и далеко не четко указывается, кто же понимается по «низовцами», но путем логических сопоставлений данный вывод можно считать правильным. И действительно в Лаврентьевской летописи никакого упоминания слова Нижний нет.

Запись датированная 1221 годом звучит: «Того же лета великий князь Гюрги сын Всеволож, заложи град на устье Оки и нарече ему имя Новъградъ».

Хотя и не во всех летописях прилагательное нижний появляется лишь через два века. Например, запись Тверской летописи изначально называет Новгород Нижним: «Того же лета князь великий Юрий Всеволодич заложи Новгород Нижний на реке Оке». Вероятно, приоритет все же следует отдать Лаврентьевской летописи, и признать, что скорее всего приставку к своему имени в виде прилагательного Нижний (или земли Низовской?) Нижний Новгород получил несколько позднее.

Но изучая данную версию я вновь вернулся к точно такому же вопросу, который стоял в самом начале. Почему-то этот вопрос особо сильно никем не заострялся. А спрашивается «с какого перепугу» Новгородцы стали называть данную область Низовской землей, а жителей ее Низовцами? Если оснований для того, чтобы Нижний Новгород назвать нижним по отношению к Новгороду на Волхове не было, то какие основания были для названия окружающей его земли Низовской по отношению к земле Новгородской? В силу какого такого географического положения? Может быть, Новгородцы поголовно увлекались чтением географических карт и карты у них были расположены так же как современные, только сверху, там где на современных картах расположен север они помещали запад? Тогда можно будет сказать, что данная область расположена снизу от нас по карте, а значит она низовая. Не думаю, что так было в реальности. Какое еще может быть более нижнее, низинное географическое положение? Вряд ли искомая область может быть чем-то похожа на Нидерланды, в нашем случае ближе к данному образу как раз Новгород на Волхове, чем Нижний Новгород, расположенный на Дятловых горах. В то же время жители верхней Волги или верхней Оки с полным основанием могли так называть данную местность. Так, что упоминание в летописях «Низа» и «Низовцев» говорят только исключительно в пользу расположения Новгорода в районе Ярославля.

В конечном итоге я вынужден прийти к мнению о том, что данная версия если и имеет право на существование, то вероятность ее ужасающе ничтожно мала. Но, если даже и признать, что первоначально Новгород был «низовской земли», а не Нижним, для расположения летописного Новгорода это не играет никакой роли. И то и другое наименование могло произойти лишь от новгородцев живших на верхней Волге!

Есть, правда, версия в подтверждение данной несуразности, основывающаяся на том, что Волга имеет свои истоки на Валдайской возвышенности, которая, в свою очередь, принадлежала новгородцам. Поэтому-то новгородцы и называли все земли ниже истока Волги Низовскими землями. Проведем аналогию. Москвичи стали называть жителей Уфы «Западными землями», так как данные земли находились западнее Челябинска принадлежавшего московитам. Я понимаю, что жители Тюмени или Кургана, да и того же Челябинска, могли называть данные земли западными, но вероятность происхождения данного наименования от москвичей, теоретически возможна, но очень уж маловероятна. Так, что обращать на нее особое внимание, я не счел нужным.

Кроме того, в Лаврентьевской летописи в записи за 1239 годом любопытно то место, где в заслугу великому князю Юрию Всеволодовичу поставлено основание им Нижнего Новгорода: «паче же Новъградъ вторыи постави на Волзе оусть Окы». Совершенно четкое изложение, второй Новгород на р. Волга. Услужливые историки, видя проблемы, обычно поясняют по поводу данной записи, что, мол, данное «вторый на Волге», скорее всего, надо понимать как указание на сопоставление Нижнего Новгорода с Городцом Радиловым.

То есть, пока что в наличии мы имеем один единственный вариант – Нижний Новгород скорее всего назван Нижним, поскольку на той же реке, но выше его по течению реки, находился другой Новгород. Это не только совершенно естественно и очевидно, но и никаких других вариантов просто нет, за исключением близких к уровню «пальцем в небо».

Данное обстоятельство, в совокупности с исследованными ранее, уже не только расшатывает версию единственного Новгорода, но и вселяет уверенность. Уверенность, если не в том, что совершенно однозначно летописный Новгород находился где-то в районе Ярославля, то по крайней мере, в том, что, скорее всего он там находился. Дальнейшее расследование буду продолжать, но не только для подтверждения возможности (или уверенности) нахождения летописного Новгорода в районе Ярославля, но и для поиска причин, из которых можно сделать вывод, о том, что Новгород, там, на верхней Волге просто не мог быть. Работа от обратного, так же может сработать в пользу того или иного варианта, может и поставить точку.

Глава II. В ГЛУБИНУ ВЕКОВ

ОТЕЦ ИСТОРИИ

Понять Геродота, а не его сведения

Те сомнения и вопросы, которые были навеяны как общей проблематикой того откуда собственно говоря пришло нам это имя Русь, что оно означало, какое племя его принесло, так и теми вопросами возникающими от наличия многих наименований Новгородцев, постоянно «копошились» в моей голове. Было решено начать с времен более глубоких, когда, как кажется, о Руси еще говорить не было смысла. Учитывая то, что история Руси до периода «призвания варягов» практически не имеет документального подтверждения, сведения имеющиеся о Руси и о племенах ранее проживавших на данной территории, естественно пришлось искать в зарубежных источниках.

И начал я, по статусу, с отца Истории. Жившего в 5 веке до н.э. грека Геродота Галикарна?сского, наверное, по праву, с легкой руки Цицерона называют отцом истории. В его историческом трактате, конечно, нет упоминания о славянах или русах, но имеется много сведений о Великой Скифии, и других народах находившихся когда-то на территориях Руси. Как указывает Геродот, все цари Скифов согласно одной из легенд произошли от сына Геракла и полудевы-полузмеи. По другой, менее фантастической версии первый царь скифов Колоксай, разделил большую скифскую землю между тремя сыновьями …Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото.

Долго читал, анализировал. Хотелось бы привести отдельные выписки, которые, по предварительной оценке, были способны дать какие-либо сведения об интересующей нас проблеме, это было бы удобнее, но подумалось, что это займет слишком много места. Ознакомится с работой Геродота, в настоящее время, свободно могут все, поэтому буду по ходу давать лишь отдельные, для примера.

Сразу же привлекла внимание легенда Геродота о восставших рабах. В ней рассказывалось о том, как скифские воины возвратились домой после 28 —летнего перерыва, но встретили на Родине «вражеское войско».

«……. Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами. Всех своих рабов скифы ослепляют.

(Далее Геродот рассказывает о причинах, по которым скифы ослепляют своих рабов)

От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться».