Какую невидаль довелось увидеть? – Тирана, дожившего до старости
Многословие не означает мудрость
Может ли человек тайком от богов совершить беззаконие? – Не только совершить, но и замыслить не может
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает (раскрывает) все
Не красуйся наружностью, будь прекрасен делами
Не наживай богатства нечестным путем
О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии
Прекраснее всего – космос, ибо он – творение бога
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех
Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден
Что есть божество? – То, у чего нет ни начала ни конца
Что легко? – Наставлять другого
Что самое общее для всех? – Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть
Что трудно? – Узнать себя
Интересный факт
В рассказе Рекса Стаута «Смерть Докси» о похождениях сыщика Ниро Вульфа преступник-математик использовал псевдоним Милтон Фалес (Milton Thales), что является прямой отсылкой к Фалесу из Милета (Thales of Miletus).
Обобщение:
Философ – Фалес
Годы жизни – ок. 625 до н. э. – ок. 546 до н. э.
Философская школа/направление – Милетская
Оказал влияние на Анаксимандра, Анаксимена
Основная идея – Вода как первоначало
Достижения в областях:
Астрономия – Изучение движения планет и их размера, изобретение календаря
Политика – Военный инженер при войске Креза, теория об объединении полисов
Геометрия – Теорема Фалеса и прочие математические теоремы, применение знаний на практике
Космогония – Теория сотворения мира, модель вселенной
Прочее – Успехи в деловых вопросах, ораторском искусстве, изобретательстве
Анаксимандр
Анаксимандр (греч. – Ἀναξίμανδρος) (ок. 610 – 547—546 до н. э.) – один из представителей милетской школы, где он проходил свое обучение под руководством Фалеса. Впоследствии он сам стал руководителем философской школы и его учениками были Анаксимен и Пифагор.
Согласно доступным историческим документам, Анаксимандр – первый философ, записывавший свое учение, хотя сохранился только один фрагмент его работ.
Как и у многих мыслителей того времени, его вклад в философию связан со многими другими дисциплинами. В астрономии он пробовал описать движение астрономических тел относительно Земли. В физике он постулировал, что беспредельное (Апейрон) являлось источником всех вещей. Он создал карту мира, которая внесла большой вклад в развитие географии. Он также участвовал в политической жизни Милета, поскольку являлся руководителем одной из его колоний.
Биография
Анаксимандр родился в Милете в течение третьего года сорок второй Олимпиады (610 до н. э). Согласно Аполлодору, греческому филологу второго столетия до н. э, ему было шестьдесят четыре года в течение второго года пятьдесят восьмой Олимпиады (547 до н. э 546 до н. э), вскоре после чего он умер.
В трудах Диогена Лаэртского говорится, что Анаксимандр был учеником Фалеса. Согласно Суде – византийской энциклопедии 10 века – Фалес был также родственником Анаксимандра, вероятнее всего его двоюродным братом или дядей. Других источников информации о семье Анаксимандра не имеется. Фемистий, византийский ученый 4-го столетия, упоминает, что он был «первым известным греческим философом, который написал письменный документ о природе».
Трактат, написанный в прозе, традиционно был назван «О Природе». Эта книга была потеряна, хотя, по всей видимости, была доступна в библиотеке Лицея во времена Аристотеля и его преемника Теофраста. Существует версия, что во втором столетии до нашей эры Аполлодор встретил копию этой книги в известной библиотеке Александрии. Тем не менее, к нашему времени сохранился только один фрагмент книги, цитируемый Симплицием. Таким образом, труды Анаксимандра являются одними из первых текстов, написанных в прозе, по крайней мере, в Западном мире. К временам Платона о философии Анаксимандра практически забыли, и в трудах Аристотеля о нем уже практически не содержится информации.
Римский ученый третьего века н. э. Аэлий описывает его как лидера одной из колонии Милета (возможное название колонии – Аполлония) на побережье Черного моря. Можно сделать вывод о том, что он был видным гражданином и активно участвовал в политической жизни общества. Он также впервые использовал гномон (перпендикулярные солнечные часы) в Греции и установил один в Спарте. Таким образом, он много путешествовал, что не удивительно, поскольку милетцы, как известно, были смелыми моряками.
Апейрон
Анаксимандру приписывается первое использование слова «Апейрон» (apeíron, греч. – ἄπειρον) – бесконечный или безграничный.
В работе Симплиция «Физика» (149, 13) он отмечает, что «Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух».
Аристотель в книге «Физика» (III, 4) также упоминает апейрон Анаксимандра «Все есть или начало, или [произошло] из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом… Апейрон сам кажется началом всего другого».
Он также являлся первым философом, который использовал в философском смысле термин Архе (arkhế, греч. – ἀρχή), который до тех пор означал начало в контексте времени. Для Анаксимандра «Архе» означает не пункт отсчета времени, а источник, который дает чему-либо рождение.
Каждый из философов древности давал разный ответ относительно первичного элемента, образующего все вокруг (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита), и лишь Анаксимандр понимал первоначало как бесконечную, неограниченную исконную массу (Апейрон), не подчиненную ни старению, ни распаду, что постоянно приводило к появлению новообразований. Он предложил теорию Апейрона в ответ на более раннюю теорию его учителя Фалеса.
Для Анаксимандра первопричина не является чем-то определенным, каким-либо «элементом» (как вода, огонь или воздух). Рассматривая учение своего учителя, Анаксимандр утверждает, что вода не может охватить все противоположности, которые существуют в природе. Например, вода может только быть влажной, но никогда сухой, поэтому она не может быть одним из первоначал. Апейрон хотя и не замечается нами непосредственно, может объяснить противоположности, которые видел Анаксимандр.
Анаксимандр объясняет, как четыре элемента (воздух, земля, вода и огонь) сформированы, и как Земля сформирована с помощью их взаимодействия. В отличие от других ученых он не определил этот принцип точно, и впоследствии образование мира вообще понималось как своего рода хаос.
Уже в древние времена, многие жаловались, что Анаксимандр не объяснял, что он подразумевал беспредельным. Позже, авторы дискутировали, должно ли Безграничное интерпретироваться как пространство или время без пределов, или как что-то неопределенное, или как что-то неистощимое.
Согласно Анаксимандру, Вселенная происходит в разделении противоположностей. Оно охватывает противоположности горячего и холодного, влажного и сухого, и направляет движение вещей.
Анаксимандр утверждает, что все умирающее возвращается к Апейрону – элементу, из которого все возникло. Концепция возвращения к первоэлементу с той поры используется достаточно активно – например, у Аристотеля и у греческого трагика Еврипида («что происходит от земли, то в землю и возвращается»).
Космология
Использование Анаксимандром немифологических гипотез значительно отличает его от предыдущих ученых. Главный вклад Анаксимандра в историю состоит в написании труда о Вселенной и происхождении жизни, за что его впоследствии стали называть «Отцом Космологии» и основателем астрономии.
Анаксимандр был первым автором механической модели мира. В его модели, Земля плавает в центре бесконечности без точки опоры. Форма Земли – цилиндр, высота которого составляет одну треть его диаметра. Плоская вершина составляет населенный мир, который окружен круглой океанской массой.
Такая модель позволила развиться идеи о том, что астрономические тела могут проходить и под Землей. В теории Фалеса мир плавает в океане, но нет объяснения того, на чем держится океан. Анаксимандр решает эту проблему, вводя понятие чего-то бесконечного, беспредельного, которое сдерживает Вселенную. В качестве такой первопричины Анаксимандр предложил рассматривать Апейрон («беспредельный»).
Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно так: апейрон порождает враждующие стихии – «горячее» и «холодное». Их материальное воплощение – огонь и вода. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре привело к появлению и разделению веществ. Из противоположностей возникла вода, затем земля и воздух. В центре вихря оказалось «холодное» – Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи – огонь.
После разделения горячего и холодного, Землю окружил огненный шар. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превратились в твердую кору. Этот шар разорвался, сформировав остальную часть Вселенной. Образовалась система полых концентрических колец, заполненных огнем.
В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия – звезды. Во втором кольце с более сильным огнем находится одно большое отверстие – Луна. Оно может частично или полностью перекрываться, что объясняет смену лунных фаз и затмения. В самом дальнем кольце находится Солнце.
Диаметр солнечных колец был в двадцать семь раз больше, чем диаметр Земли (или в двадцать восемь раз, в зависимости от источников). Диаметр лунных колец, огонь которых был менее интенсивен, в восемнадцать (или девятнадцать) раз больше. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с жесткими орбитами светил, охватывающими Землю, позволяла понять движение Солнца, Луны и звезд.
Представим себе модель Вселенной по Анаксимандру:
Аэций подробно описывает модель Анаксимандра. По его словам «Кольцо Солнца в 28 раз больше Земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнем. Этот огонь обнаруживается сквозь отверстие в некоторой части [обода] как бы разрядами молнии. Это и есть Солнце» (Аэций II 20, 1).
Модель вселенной согласно теории Анаксимандра можно представить и следующим образом:
Солнечное затмение происходит, когда закрывается отверстие испускания огня. Аэций отмечал, что по своему размеру Солнце равно Земле. В свою очередь, «по Анаксимандру, [лунное кольцо] в 19 раз больше земли. Оно подобно [колесу] колесницы, имеющему обод, наполненный, как и [кольцо] солнца, огнем. Оно также лежит наискось и имеет одно испускание, и это как бы разряды молнии» (Аэций II 25,1).
Лунное затмение происходит в тот момент, когда отверстие на поверхности лунного кольца закрывается. Аэций также писал, что согласно Анаксимандру «выше всего расположено солнце, после него луна, а под ней неподвижные звезды и планеты» (Аэций II 15, 6)
Анаксимандр стал первым астрономом, который рассмотрел Солнце как огромную массу, и понял, как далеко от Земли она может быть. Он представил систему, в которой астрономические тела вращались на различных расстояниях.
Метеорологические явления
Вместо того чтобы предугадывать причины некоторых явлений (например, гром и молнии), Анаксимандр стремился объяснить их рационально. По его мнению, гром – это следствие удара облаков между собой. Громкость получаемого звука пропорциональна силе удара. Гром без молнии возникает в результате того, что ветер слишком слаб, чтобы произвести пламя, но достаточно силен, чтобы произвести звук. Удары молнии образуются от сильной струи воздуха.
Море – остаток влажной массы, которая когда-то окружала Землю. Часть этой массы испарялась под воздействием солнца, вызывая ветра и даже вращение астрономических тел. Земля медленно высыхала, и вода оставалась только в самых глубоких местах, которые также когда-нибудь высохнут. Согласно «Метеорологии» Аристотеля, Демокрит также разделял эту точку зрения.
Происхождение человечества
Принимая во внимание существование окаменелостей, Анаксимандр утверждал, что животные вышли из моря. Живые существа образовались, когда из выкипающего океана начала появляться суша. Первые животные рождались в колючей илистой коре, но со временем кора высыхала и ломалась. Основой адаптации стало и испарение с поверхности Земли. Цензорин, римский автор третьего столетия пишет:
«Анаксимандр полагал, что из нагретой воды появились или рыбы или рыбоподобные животные. Внутри этих животных образовывался человек, эмбрионы которого были пленниками до половой зрелости. Только тогда, из тела этих животных, могли выбраться мужчины и женщины, теперь способные кормить себя сами»
Цензорин (О дне рождения, 4, 7)
Таким образом, Анаксимандр выдвигал идею, согласно которой люди должны были провести часть своей жизни внутри большой рыбы, чтобы защитить себя от земного климата, пока они не в состоянии выйти наружу. В первобытном мире, по мнению ученого, люди бы не выжили.
Многими учеными данная теория рассматривается как самая древняя предпосылка теории эволюции. Анаксимандр попытался объяснить природу мира, не при помощи мифов или религии, а с точки зрения науки и знания.
Картография
Греческие географы Страбон и Агатемер утверждали, что, согласно географу Эратосфену, Анаксимандр был первым, кто создал карту мира. Его карта, вероятно, вдохновила греческого историка Гекатея Милетского создать более точную версию.
«Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек, много путешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предметом восхищения» (Агафемер. Очерк географии. I, 1).
Карты местности создавались и в древности, особенно в Египте, Лидии и Вавилоне. Они указывали дороги, города, границы, и геологические особенности. Новшество Анаксимандра состояло в том, что его карта представляла всю населенную землю, известную древним Грекам.
Анаксимандр нарисовал эту карту по трем причинам. Во-первых, она могла использоваться для улучшения навигации и торговли между колониями Милета и другими колониями Средиземного и Черного морей. Во-вторых, с помощью нее Фалес смог бы легче убедить Ионийские города вступить в федерацию, чтобы противостоять Мидянам, если бы у него была такая карта. В-третьих, знание о мире – одна из важнейших задач философии того времени.
Центром мира, возможно, должны были быть Дельфы, но во время Анаксимандра вероятнее всего им считался Милет.
Европа была ограничена на юге Средиземным морем и была отделена от Азии Черным морем и озером Мэотис, а на востоке – либо рекой Фасис (ныне – Риони) либо рекой Танаис. В средиземное море впадала река Нил, отделявшая Ливию (по сути весь Африканский континент, названный в честь наиболее известной на тот момент страны) от Азии.
Предсказание землетрясения
В работе De Divinatione Цицерон заявляет, что Анаксимандр убедил жителей Ласедемона оставить город и провести ночь за пределами городских стен, потому что вскоре будет землетрясение. Город был разрушен, когда откололась вершина горы Тайгет.
Интерпретации
Бертран Расселл в «Истории Западной Философии» пишет о том, что теории Анаксимандра утверждают потребность в установления баланса между основными элементами – землей, огнем и водой, каждый из которых может увеличить свои пропорции относительно других. Естественный порядок гарантирует баланс между этими элементами.
Фридрих Ницше, в «Философии в трагическом веке греков», пишет, что Анаксимандр был пессимистом, который утверждал, что в основе существования мира лежит состояние неопределенности. В соответствии с этим, что-нибудь определенное должно в конечном счете возвращаться в неопределенность. Мир индивидуальных объектов, исходя из этой идеи, не имеет никакой ценности и должен погибнуть.
Сочинения
Согласно Суде, Анаксимандра можно считать автором по меньшей мере четырех книг:
– О Природе (Περὶ φύσεως / Perì phúseôs)
– Вокруг Земли (Γῆς περίοδος / Gễs períodos)
– О неподвижных телах (Περὶ τῶν ἀπλανῶν / Perì tỗn aplanỗn)
– Сфера (Σφαῖρα / Sphaĩra)
Стоит отметить, что сочинение Анаксимандра «О природе» стало первой письменной научно-философской книгой в истории Древней Греции.
Обобщение
Философ – Анаксимандр
Годы жизни – ок. 610 – 547—549 до н. э.
Философская школа/направление – Милетская
Ученик Фалеса
Учитель Анаксимена и Пифагора
Основная идея – Апейрон как первоначало
Достижения в областях:
Астрономия – Первая модель мира, движение небесных тел
География – Карта мира (три континента – Европа, Азия, Ливия)
Метеорология – Исследование грома и молний
Политика – Основатель одной из колоний Милета
Физика – Апейрон как источник всех вещей
Прочее – Предсказание землетрясения, теория сотворения мира, создание солнечных часов, изменение смысла термина «архэ»
Основные труды —
Анаксимен
Анаксимен из Милета (585 – 525 гг. до н. э.) – еще один представитель Милетской школы, являвшийся учеником или другом Анаксимандра. В отличие от многих прочих философов древности, Анаксимен писал строго научным языком. К нашему времени сохранились лишь фрагменты его сочинений. Принято считать, что Анаксимен писал сочинения, часто обращаясь к различным образам, понятным обычным людям. Так, планеты он сравнивал с колеблющимися на ветру падающими листьями.
Первооснова мира
Как и Фалес, Анаксимен выделял в качестве первоосновы мира определенный вид материи. Первоначалом он считал воздух (аэр). В работах Аврелия Августина указывается, что, по мнению Анаксимена, «началом является неограниченный воздух, и что из него возникает все что есть, что было, что будет; божьи и божественные вещи; и что все последующее возникнет из потомства воздуха». По мнению философа, воздух неограничен, бесконечен и не имеет определенной формы, а его изменения порождают все остальное. Так, из воздуха благодаря разрежению возникает огонь, а благодаря сгущению – ветер, вода, земля и камни. О таком переходе сообщает и Симплиций: «А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] все прочее» (Симплиций Физика 24, 26).
Согласно теории Анаксимена, все есть воздух, в зависимости от нагревания или охлаждения которого возникают различные вещества. Именно таким образом, по мнению философа, была создана Земля, планеты и звезды. При этом Анаксимен считал, что Земля абсолютно неподвижна, а все прочие светила движутся вокруг нее мощными воздушными вихрями. Солнце когда-то было обычной планетой, но от стремительного движения раскалилось.
Философ сравнивал Солнце с листом, утверждая, что оно настолько же плоское. Анаксимен утверждал, что звезды держатся на небосводе, потому что вбиты в него словно гвозди.
Философ отмечал, что тело и душа человека также созданы из воздуха.
Как наша душа, будучи воздухом, скрепляет вместе каждого из нас, так дыхание и воздух соединяют весь космос. Анаксимен, фр. 2, Дильс-Кранц
По словам Августина, Анаксимен не отрицал существования богов, но при этом «полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха» (Августин. О граде божьем VIII, 2)
Анаксимен считал, что град образуется в том случае, когда падающая с неба вода замерзает. При смешивании же такой воды с ветром образуется снег.
Аристотель приводит сведения об изучении Анаксименом причин землетрясений: «Анаксимен говорит, что, намокая от дождей и пересыхая, земля дает трещины и сотрясается отколовшимися [горными] вершинами, которые проваливаются в [расселины]. Потому-де землетрясения и случаются в пору засух, а также в пору ливней: в пору засух, как сказано, земля дает трещины от пересыхания, а от вод намокает сверх меры и разваливается» (Аристотель. Метеорология. В 7. 365 b 6).
В его честь назван Кратер на Луне (диаметр – 80, глубина – 2,5 км).
4. Школа Гераклита
Глава названа «Школой Гераклита» в достаточной степени условно в силу того, что Гераклит никогда не обучался у других философов и, более того, вероятнее всего, не обучал студентов сам. Однако у его учения был ряд последователей и он оказал значительное влияние на целый ряд философов Древней Греции.
Местом зарождения учения Гераклита является его родной город Эфес.
Гераклит
Гераклит Эфесский (греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος) (ок 530—520 – 470—460 до н. э.) родился в Эфесе (Ephesus), средняя Азия (ныне Турция). Единственное дошедшее до наших времен его сочинение – «О природе», в котором сохранилось более 100 фрагментов-цитат.
Некоторые источники утверждают, что Гераклит был знатного рода и принадлежал к династии басилевсов – правителей, избираемых народом. На этом основании многие указывают на тот факт, что философ добровольно отказался от положенных ему привилегий в пользу своего брата. При этом многие авторы упоминают, что, отказавшись от титула, он, тем не менее, носил на одежде знаки царской власти.
О жизни Гераклита известно немного. Основная информация о Гераклите базируется, прежде всего, на его собственных высказываниях и потому не может считаться в полной мере достоверной.
Платон в своих сочинениях упоминает, что Гераклит писал свои книги уже после Парменида, хотя многие современные ученые выступают за то, что Гераклит стал философам раньше Парменида. Впрочем, в своих книгах Парменид и Гераклит зачастую высказывали схожие идеи, что и приводит к затруднению определения авторства тех или иных идей. Так, Парменид и Гераклит выступали с открытой критикой в адрес писателей и авторов «мифических историй» Гомера и Гесиода. Критику такого рода, впрочем, высказывали и жившие в шестом веке до нашей эры Пифагор и Ксенофан, что позволяет сделать вывод о том, что и сам Гераклит жил в конце этого века.
Несмотря на то, что Гераклит подробно не останавливался на описании свои политических взглядов, он, по всей видимости, демонстрировал явное презрение к правлению народа. Так Гераклит писал о демократической власти и избранных правителях: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» (Гераклит. Фрагменты, 104). Философ выступал в пользу верховенства нескольких мудрецов, и однажды рекомендовал своим согражданам повеситься, когда они изгнали из города наиболее известных правителей – «Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг-друга и оставили бы город для несовершеннолетних, – за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими» (Гераклит. Фрагменты, 27). Свою же идею о правлении аристократии он раскрывал следующим образом: «Ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» (Гераклит. Фрагменты, 29).