Общая психология
Павел Николаевич Шишкоедов
В память о моей дорогой сестре Наташе
© Павел Николаевич Шишкоедов, 2024
ISBN 978-5-4474-2027-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Часть 1. Введение в психологию
Глава 1. Психология как наука
Несмотря на то, что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.
Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ψυχή – душа) и «логос» (греч. λόγος – слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.
Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.
Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.
Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.
В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.
В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.
Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.
В самом общем виде, предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом.
Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.
Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную.
Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:
– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слабо развитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;
– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;
– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;
– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;
– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.
Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.
Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:
– психические процессы;
– психические состояния;
– психические свойства.
Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.
Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:
а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;
б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;
в) волевые процессы – воля, принятие решений и т. д.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.
Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).
Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т. д.
Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.
Среди психических свойств человека можно выделить:
а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;
б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношений с другими людьми;
в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
г) характер – систему психических свойств личности, определяющих особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.
Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.
Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.
Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.
Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.
Дифференциальная психология – раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т. д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т. д.) группы.
Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.
Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.
Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.
Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.
Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.
Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.
Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.
Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.
3. Лурия А. Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
4. Немов Р. С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Першина Л. А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989.
Глава 2. Основные исторические этапы развития психологии
В истории развития психологии как науки можно выделить два основных этапа. На первом этапе (VI в. до н. э. – XIX в. н. э.) психологические знания развивались в рамках таких наук, как философия и естествознание. Как самостоятельная наука психология начала свое развитие на втором этапе (с начала XIX в.).
2.1. Развитие психологических знаний в античной философии
Ранние представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima – дух, душа) – взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Первой философской школой принято считать Милетскую школу.
Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 546 гг. до н. э.) является основателем первой философской школы и считается одним из «семи мудрецов», «отцом науки». Ему (а также Филону) приписывают изречение «gnõthi seautón» – «познай самого себя». Фалес стал первым философом, посвящавшим все свое свободные время именно науке. В его трудах встречались идеи о том, что магнит имеет душу, так как движет железо. Таким образом, душа в его теории рассматривается как некоторый источник действия, побудительная сила. По мнению философа, природа, как живая, так и неживая, обладает некоторым движущим началом, душой.
Анаксимандр (ок. 610 – 547/546 гг. до н. э.) – один из самых известных представителей Милетской школы, где он проходил свое обучение под руководством Фалеса. В его работах можно встретить первую попытку создания теории эволюции человека. Анаксимандр утверждал, что живые существа образовались, когда из выкипающего океана начала появляться суша. Первые животные рождались в колючей илистой коре, но со временем кора высыхала и ломалась. Цензорин, римский автор третьего столетия пишет: «Анаксимандр полагал, что из нагретой воды появились или рыбы или рыбоподобные животные. Внутри этих животных образовывался человек, эмбрионы которого были пленниками до половой зрелости. Только тогда, из тела этих животных, могли выбраться мужчины и женщины, теперь способные кормить себя сами» (Цензорин – «О дне рождения», De Die Natali, IV, 7).
Анаксимандр выдвигал идею, согласно которой люди должны были провести часть своей жизни внутри большой рыбы, чтобы защитить себя от земного климата, пока они не в состоянии выйти наружу. В первобытном мире, по мнению ученого, люди бы не выжили.
Многими учеными данная идея рассматривается как самая древняя предпосылка теории эволюции. Анаксимандр попытался объяснить природу мира, не при помощи мифов или религии, а с точки зрения науки и знания.
Анаксимен из Милета (585—525 гг. до н. э.) – еще один представитель Милетской школы. По его мнению, и тело, и душа человека созданы из воздуха. Он писал: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с.134). Душа, по мнению Анаксимена, сдерживает тело человека.
Таким образом, уже представители первой философской школы интересовались вопросами происхождения человека, соотношения духовного и физического в человеке.
Гераклит Эфесский (ок. 530/520 – 470/460 гг. до н. э.) родился в Эфесе. Единственное сохранившееся до наших времен сочинение Гераклита – «О природе». Данному философу принадлежит высказывание: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера…» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М, 1989. С. 231)
В самом деле, уже у Гераклита мы встречаем рассудительный взгляд на всю сложность познания человека. Гераклит делил души людей на два основных типа – «влажные» и «сухие». Чем более «сухой» является человеческая душа, тем благороднее ее суть. У Гераклита также встречаются описания особенностей восприятия человека. Так, он пишет, что «глаза и уши – плохие свидетели для людей» (Гераклит. Фрагменты, с. 55), то есть в познании окружающего мира стоит ориентироваться на разум, а не на чувства.
Гераклит выдвинул идею о всеобщей изменчивости, объясняя это наличием противоположностей, раздвоенности вещей. По мнению философа, все познается в сравнении. Так, только во время болезни мы действительно в состоянии оценить, насколько важно для нас здоровье, только во время голода мы осознаем, как приятно быть сытыми.
Пифагор Самосский (580/570 – ок. 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
По мнению Пифагора, в основе вещей лежит число, а значит, чтобы познать окружающий нас мир, а также душу человека, необходимо познать управляющие ими числа и их соотношения. Пифагорейцы разработали некоторые числовые отношения, которые проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Душа, согласно учению Пифагора, бессмертна, неуничтожима и многократно перерождается в различных живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Для исцеления болезней души пифагорейцы предлагали избегать отрицательных эмоций, таких как гнев, злость, уныние. Для лечения души ими предлагались различные режимы чередования труда и отдыха.
Пифагора можно считать и автором метода тестирования. В обществе Пифагора было два круга общения: внутренний, малочисленный круг – mathematikoi (математики) и внешний – akousmatikoi (слушатели). Представители слушателей никогда даже не видели самого Пифагора. Для того чтобы попасть в круг математиков, человек должен был пройти ряд испытаний, проявить свои способности, что и послужило развитию метода тестирования.
Парменид (ок. 540 – 510 гг. до н. э.) родился в Элее, на южном берегу Италии. Единственная сохранившаяся его работа – поэма «Природа», причем сохранилось только 150 из 3000 строк. Парменид разграничил рациональное познание и чувственное восприятие: первое дает человеку истинные знания о каком-либо предмете или объекте, тогда как второе – лишь мнение о них.
Демокрит Абдерский (460—370 гг. до н. э.) провозгласил, что в основе души лежат атомы (atoma), которые имеют сферическую форму. Благодаря такой форме их природой является безостановочное движение. Атомы не могут быть неподвижными, поэтому когда движутся они, с ними движется и тело человека. Различные фиксируемые человеком ощущения происходят от того, что с ним соприкасаются разные типы атомов, обладающие разными формами.
По мнению Демокрита, возникновение болезней вызвано изменениями в пропорциях атомов в различных частях тела. Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Демокрит считал, что все зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний.
Протагор (ок. 490/480 – ок. 420/410 гг. до н. э.) является автором знаменитого тезиса: «Человек есть мера всех вещей. Сущих – в том, что они сущи, и не сущих – в том, что они не сущи» (Платон, «Теэтет», 152а). Таким образом, в центре внимания науки оказался человек, а не абстрактные понятия. В сочинении «Антилогия» (Antilogiae) описан метод Протагора – найти верный аргумент, убирая слабые. Даже наименее явный аргумент может оказаться правдой.
Сократ (ок. 470/469 – 399 гг. до н. э.) – один из самых знаменитых философов в мировой истории. Для обоснования своих взглядов он использовал разработанный им метод – сократический, или метод диалектики. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются различные понятия. Это искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений, в ходе которого одному понятию даются различные определения от каждого из оппонентов. В споре, по мнению Сократа, рождается истина. Сократ считал, что истинное знание не может быть навязано. Он не поучал, а сам хотел научиться в беседе чему-то новому.
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Философ утверждал, что знающий добро человек не станет поступать дурно. Люди поступают неверно или со зла, потому что не знают, как надо. Добродетель раскрывают три основные характеристики: умеренность, умение управлять своими желаниями; храбрость, способность преодолевать препятствия; справедливость, знание общественных норм.
Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 гг. до н. э.) высказал идею о том, что органом мышления является мозг. Он также разработал учение о темпераментах, предполагающее различную роль четырех жидкостей организма. Более подробно классификация темпераментов Гиппократа будет рассмотрена в третьей главе. Гиппократ также положил начало исследованиям психологических характеристик различных народов.
В отличие от своих современников, Гиппократ стал утверждать, что болезни не посылаются богами, а возникают благодаря естественным причинам. В качестве таких причин он называл, к примеру, влияние климата, времени года, воды. Изучив предпосылки болезней, он разделил их на два основных типа. Первый тип является общим для всех людей и включает в себя внешние причины – климат, особенности воды и почвы, расы и наследственности. Второй тип является индивидуальным и проявляется в особенностях условий жизни и труда, питания, особенностей возраста и т. д. Помимо болезней тела, Гиппократ также выделял и болезни, связанные с психикой человека.
Антисфен (450—360 гг. до. н. э.) считал основной задачей философии исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека – быть добродетельным. Человек может осознать свою самодостаточность путем ограничения своих потребностей, укрощения своих желаний, упорно трудясь и избегая пагубного влияния роскоши.
Диоген (412/399 – 325/323 гг. до. н. э.) проповедовал аскетический образ жизни и презирал роскошь. По легенде, Диоген жил в бочке и стал первым циником. Знаменитые «циники» произошли от греческих kynikos или kyon, что означает «собака». Считается, что Диоген был прозван так за достаточно грубые выражения, которые он отпускал в адрес многих людей. Диоген объявлял культуру и цивилизацию насилием над человеком и призывал к возвращению человека в первобытное состояние.
Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.). Настоящее его имя – Аристокл, а Платон (от лат. platus) – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». В работах Платона достаточно много внимания уделяется вопросу о душе человека. Душа, по мнению Платона, является чем-то божественным, отличающимся от физического тела. При этом душа и тело находятся в достаточно сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему происхождению душа призвана управлять телом, однако зачастую тело берет верх над душой. В таком случае оно играет главенствующую роль в жизни человека, который подвергается различным страстям, пытается реализовать свои желания. В то же время, тело является менее надежным, чем душа, так как подвержено различным заболеваниям.
Что же касается души, то Платон выделял три ее составные части – разумную (мудрость), волевую (мужество) и чувственную (благоразумие/вожделение), которым соответствуют три части тела – голова, грудь, брюшная полость. Платоном была составлена классификация людей, исходя из преобладания у них той или иной части души: философы, обладающие мудростью; воины, имеющие мужество; работники, у которых на первом месте стоит чувственная составляющая. На основе этой классификации Платон создал социальную модель общества.
Душа – высшее, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье своего тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу после смерти ждет различная судьба. При неблагоприятном исходе она будет блуждать вблизи земли, при благоприятном – отлетит в некий идеальный мир, существующий вне материи.
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель знаменитого Ликея (или Лицея, в современном прочтении). Аристотеля зачастую считают основателем психологии.
Аристотель выдвинул идею о том, что нельзя разделять душу и физическое тело. Главная функция души заключается в реализации биологического существования организма. Движущей силой любого поведения человека являются его стремления, потребности. Человек познает окружающий мир посредством ощущений. Ощущения, в свою очередь, оставляют след в памяти человека в виде представлений, образов предметов, которые ранее воздействовали на органы чувств.
Аристотель выделил несколько стадий познания. Наиболее простое познание происходит путем непосредственного восприятия отдельных вещей и их основных свойств. Следующей стадией является использование накопленного опыта. В таком случае, человек уже обладает набором воспоминаний о каком-либо предмете. В качестве следующей стадии Аристотель называет знание сущности целого ряда предметов.
В соответствии выполняемыми функциями Аристотель выделял три основные части души: вегетативную, чувственную и рациональную. У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют вегетативную и чувственную части, у людей же есть все три части.