В 1919 г. герб был помещен в середину семилучевой звезда, подобно той, что в I в. была эмблемой Картлийского царства.
Особое значение имело декоративное оформление этой звезды семью белыми «Болнисскими крестами». Название этот происходит от формы креста, который применялся в отделке Болнисского Сиона – первой базилики раннехристианской Грузии, сооруженной на берегу р. Поладаури, в 70 км от Тбилиси, неподалеку от н. п. Болниси. Эти кресты, вырезанные по камню на пилястрах, апсидах и столбах храма, представляют собой равнобедренные кресты, образованные сегментами круга, с расширяющимися лопастями. Кресты такой формы заключаются, как правило, в окружность. Считается, что появление такого креста относится ко времени правления Константина Великого (306—337), который в 313 г. Миланским эдиктом допустил свободное исповедание христианства.
Этот декор семилучевой звезды, разработанный Е. Е. Лансере для герба Демократической Республики Грузии, был затем использован в гербах ЗСФСР, а сама семилучевая звезда – в декоре всех гербов советской Грузии и Республики Грузии вплоть до 2003 г.
Герб ЗСФСР (1922—1923)
Герб ЗСФСР (1923—1924)
Герб ЗСФСР (1924—1936)
Первый же герб советской Грузии был учрежден принятой 28 февраля 1922 г. Конституцией республики, статья 134 которой содержит его описание.
На гербе были изображены заснеженные вершины Эльбруса, с правой стороны их обрамляли золотые колосья, с левой – золотые лозы винограда с гроздьями, которые в нижней части переплетались с колосьями. В центре герба, на фоне вершин, были золотые серп (западного образца, с лезвием без зазубрин) и молот, над ними – звезда с расходящимися золотыми лучами. Герб по кругу обрамлял девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанный на грузинском (вверху), русском и французском (внизу) языках. Вся композиция герба была в центре семилучевой звезды, вписанной в круг, на лучах звезды и между ними был изображен орнамент. Авторы этого герба – академик Е.Е.Лансере и профессор И.А.Шарлемань.
13 февраля 1937 г. Чрезвычайный VIII Всегрузинский съезд Советов утвердил новую Конституцию и внес изменения в написание девиза. Отныне он был написан на двух языках: в верхней части – на грузинском, в нижней – на русском.
11 декабря 1990 г. был учрежден новый государственный герб Грузии, который «…представляет собой орнаментированную семиконечную звезду; золотистый орнамент звезды окружен черной каймой. Пространство между краями – грузинского красного (кизилового) цвета. В центре звезды помещается круглый грузинский щит с полем грузинского красного (кизилового) цвета, на котором изображен Тетри Гиорги на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит готовое к бою золотое копье с серебряным наконечником, а в левой – щит, окаймленный золотистой полосой.
На Тетри Гиорги (Святой Георгий) алые шаровары и сапоги золотистого цвета. На нем кольчуга голубого цвета в серебристую клетку и белая накидка поверх нее. Из-под кольчуги видна рубаха коричневого (гвоздичного) цвета. Под седлом спина коня Тетри Гиорги покрыта тигровой шкурой, седло – золотое, уздечка – серебряная.
Над головой Тетри Гиорги сияет восьмиконечная серебристая звезда; справа от звезды – серебристая луна, а слева – золотистое солнце. Вдоль луны и солнца расположены по две серебристые восьмиконечные звезды. Ниже, под конем, изображена горная вершина».
Грузинские племена – карты, мегрелы и сваны, проживавшие на территории Западной Грузии и составившие ядро грузинского народа, – создали в VI в. до н. э. Колхидское (Эгрисское) царство, которое включив в себя в IV в. Восточную и частично Южную Грузию, получило название Картлийское (Иберийское) царство. Процесс объединения ускорился после того как в 337 г. царь Иберии Мириан объявил христианство государственной религией. До V в. грузинская церковь подчинялась антиохийскому патриарху, а затем стала автокефальной. Возглавлял ее вначале архиепископ, с V в. – католикос, а с ХI в. – католикос-патриарх. Поэтому в период правления царицы Тамар гербом грузинского царства стало изображение Святого Георгия, поражающего копьем дракона, которое пришло из Византии с принятием христианства.
Образ Святого Георгия в Грузии христианство объединило с местными языческими культами, в которых герой-охотник Георгий был покровителем земледелия и скотоводства. Празднование его дня приходилось на 23 апреля (6 мая) и отмечалось во всех восточноевропейских землях как день начала весенних полевых работ, когда впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягненка. Кроме того, Георгий считался в языческих культах повелителем небесного огня и грома.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Армянский общественный и политический деятель, руководитель кружка просветителей в армянской колонии в Мадрасе.
2
Усачев А. А. Vexilologie, №24, июль 1977 г.
3
Каталог знамен Музея истории народов Узбекистана. Ташкент, изд. «ФАН», 1976 г.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги