Скажите о том, что обычное привычное действие в данное время не происходит.
В 12:01 поезд не приходит.
В 21:45 спектакль не заканчивается.
В 09: 56 автобус не уходит.
В 11:32 перерыв не объявляется.
В 8 часов 37 минут работа не начинается.
В 22 часа 42 минуты я не засыпаю.
В 3:30 звонок не звенит.
В 9:30 собрание не начинается.
В 10 часов 12 минут руководитель не приходит.
В половане второго я домой не ухожу.
В четверть восьмого я не просыпаюсь.
Без четверти шесть первый трамвай не выходит.
52 тапсырма
Предложения, образованные в предыдущем упражнении, преобразовать в вопросительные (сұраулы сөйлем).
Үлгі:
В 12:01 поезд не приходит. – Сағат он екіден бір минут кеткенде поезд келмей ме?
В 21:45 спектакль не заканчивается.
В 09:56 автобус не уходит.
В 11:32 перерыв не объявляется.
В 8 часов 37 минут работа не начинается.
В 22 часа 42 минуты я не засыпаю.
В 3:30 звонок не звенит.
В 9:30 собрание не начинается.
В 10 часов 12 минут руководитель не приходит.
В половане второго я домой не ухожу.
В четверть восьмого я не просыпаюсь.
Без четверти шесть первый трамвай не выходит.
53 тапсырма
Спросите о времени события в предыдущем упр.
Үлгі:
В 12:01 поезд не приходит. – Сағат он екіден бір минут кеткенде поезд келмей ме? – Поезд қашан келеді? – Поезд сағат нешеде келеді?
54 тапсырма
Продолжите фразу:
10.00 – сағат тура онда (заканчивается занятие)
10.30 – сағат он жарымда (возвращаюсь домой)
10.29 – сағат оннан 29 минут кеткенде (начинается концерт)
10.35 – сағат он бірге 25 минут қалғанда (приезжает брат)
12—51 – сағат бірге тоғыз минут қалғанда (прибывает…
9 -38 – сағат онға 22 минут қалғанда (приходит…
В 18—58…
Сегізге 29 минут қалғанда…
Сағат бестен 28 минут кеткенде…
55 тапсырма
Қазақша айтыңыз:
В половине одиннадцатого мы возврпщаемся домой.
Самат уезжает в два часа.
В восемь часов начинается дождь.
Гости приезжают в час и уезжают без четверти три.
Я просыпаюсь в семь часов.
В восемнадцать минут седьмого заканчивается собрание.
56 тапсырма
Помните рецепт жаренной картошки? Давайте попробуем рассказать, как мы обычно жарим картошку. То есть глаголы наши будут стоять не в повелительном наклонении, а в переходном настоящем времени.
57 тапсырма
Напишите рецепт своего любимого блюда. Вам в помощь те же глаголы дайындау, жуу, тазалау, аршу, турау, ұсақтау, қосу, салу, араластыру, қою, пісіру, қуыру, бұқтыру и существительные су, ыдыс, пышақ, үстел, плита, кәстрөл, таба, қазан, пияз, картоп, сарымсақ, тұз, бұрыш, күріш, ожау, кәкпір, қамыр, нан, ет, балық, салат, сорпа (по желанию можете использовать другие необходимые для вашего блюда глаголы и существительные).
Для примера очень сокращенный рецепт казахской лапши (кеспе):
Мен ет (т.с.) пісіремін. Сорпаға (б.с.) тұз, бұрыш (т.с.) саламын. Сорпадан (ш.с.) етті (т.с.) аламын. Кеспе (т.с.) кесемін, сорпаға (б.с.) қайнатамын. Ожаумен (к.с.) тәрелкеге (б.с.) құйамын. Дастарқанға (б.с.) қоямын.
В казахском языке все (предметы, признаки предметов, действия) кому-то (чему-то) принадлежит.
58 тапсырма
Образовать притяжательную форму данных существительных:
қол, шаш, тырнақ, тамыр, сіңір, дауыс, бас, төбе, қарағұс, маңдай, көз, кірпік, самай, құлақ, мұрын, танау, ауыз, ерін, тіл, тіс, тамақ, таңдай, иек, мойын, иық, қол, шынтақ, жұдырық, алақан, саусақ, бармақ, шынашақ, тырнақ, кеуде, емшек, қолтық, қабырға, іш, жүрек, бауыр, бүйрек, арқа, омыртқа, бел, бүйір, жамбас, аяқ, тізе, табан, өкше, қызу (ыстық)
Үлгі:
I. менің жаным біздің жанымыз, жандарымыз
II. сенің жаның сендердің жандарың
Сіздің жаныңыз сіздердің жандарыңыз
III. оның жаны олардың жандары
59 тапсырма
От глаголов ауыру, айналу, солқылдау, шаншу (жүрек), көтерілу, тарту (сіңір), селкілдеу, жүрек айну, сыздау, кебу, іріңдеу, ісу, ашу образовать форму 3 лица переходного настоящего времени.
Үлгі:
ашу – ашиды
60 тапсырма
Составить словосочетания с существительными қол, шаш, тырнақ, тамыр, бас, төбе, қарағұс, маңдай, көз, самай, құлақ, мұрын, танау, ауыз, ерін, тіл, тіс, тамақ, таңдай, иек, мойын, иық, қол, шынтақ, жұдырық, алақан, саусақ, бармақ, шынашақ, кеуде, емшек, қолтық, қабарға, іш, жүрек, бауыр, бүйрек, арқа, омыртқа, бел, бүйір, жамбас, аяқ, тізе, табан, өкше, қызу (ыстық) в притяжательной форме и глаголами ауыру, айналу, солқылдау, шаншу (жүрек), көтерілу, тарту (сіңір), селкілдеу, жүрек айну, сыздау, кебу, іріңдеу, ісу, ашу в 3 лице переходного настоящего времени. Перевести.
Үлгі:
I. менің басым ауырады
II. сенің басың ауырады
Сіздің басыңыз ауырады
III. оның басы ауырады
I. біздің басымыз ауырады
II. сендердің бастарың ауырады
Сіздердің бастарыңыз ауырады
III. олардың бастары ауырады
Техника чтения
Звуки [І] и [Ы]
Звук [І] – парный звуку [Ы]. При его произнесении язык отодвинут несколько вперед по сравнению со звуком ы. Рот раскрыт нешироко.
ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс- ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс- ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс
іс-іс-іс-іс-іс-іс- іс-іс-іс-іс-іс-іс- іс-іс-іс-іс-іс-іс- іс-іс-іс-іс-іс-іс- іс-іс-іс-іс-іс-іс-іс
ыс-іс-ыс-іс-ыс-іс- ыс-іс-ыс-іс-ыс-іс- ыс-іс-ыс-іс-ыс-іс- ыс-іс-ыс-іс-ыс-іс- ыс-іс
Речевой этикет
Благодарность:
Рақмет – спасибо.
Рақмет сізге (саған) – спасибо Вам (тебе).
Көп рақмет – большое спасибо.
Мың да бір рақмет – тысяча благодарностей,
огромное спасибо.
Ризамын – благодарен Вам (тебе, вам)
Мен сізге өте ризамын – я Вам
очень благодарен.
Оқасы жоқ – не за что.
Ештеңе емес – ничего не стоит.
Мархабат – пожалуйста.
Техника чтения
Звуки [Ы] и [І]
мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы-мы
мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі-мі
мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі-мы-мі
Как спросить? Как образовать вопросительное предложение?
61 тапсырма
От данных глаголов образовать вопросительную форму переходного настоящего времени 3 лица в единственном и множественном числе ауыру, айналу, солқылдау, шаншу (жүрек), көтерілу, тарту (сіңір), селкілдеу, жүрек айну, сыздау, кебу, іріңдеу, ісу, ашу
Үлгі:
ашу – ашиды – аши ма?
62 тапсырма
Словосочетания 61 упражнения преобразовать в вопросительные
Үлгі:
I. менің басым ауыра ма?
II. сенің басың ауыра ма?
Сіздің басыңыз ауыра ма?
III. оның басы ауыра ма?
I. біздің басымыз ауыра ма?
II. сендердің бастарың ауыра ма?
Сіздердің бастарыңыз ауыра ма?
III. олардың бастары ауыра ма?
63 тапсырма
Составьте диалог с врачом.
Үлгі:
– Сіздің қай жеріңіз ауырады? – Что у Вас болит?
– Менің аяғым ауырады. – У меня нога болит.
Сіздің аяғыңыз қашан ауырады? – Менің аяғым түнде (ночью) ауырады.
64 тапсырма
Образовать отрицательную форму переходного настоящего аремени глаголов ауыру, айналу, солқылдау, шаншу (жүрек), көтерілу, тарту (сіңір), селкілдеу, жүрек айну, сыздау, кебу, іріңдеу, ісу, ашу
65 тапсырма
Образовать словосочетания с отрицательными глаголами в переходном настоящем времени.
Үлгі:
I. менің басым ауыр-ма-й-ды
II. сенің басың ауыр-ма-й-ды
Сіздің басыңыз ауыр-ма-й-ды
III. оның басы ауыр-ма-й-ды
I. біздің басымыз ауыр-ма-й-ды
II. сендердің бастарың ауыр-ма-й-ды
Сіздердің бастарыңыз ауыр-ма-й-ды
III. олардың бастары ауыр-ма-й-ды
66 тапсырма
Продолжите диалог с врачом. Теперь вы можете использовать отрицательную форму переходного настоящего времени.
Үлгі:
– Сіздің аяғыңыз ауыра ма? – У Вас нога болит?
– Жоқ, менің аяғым ауырмайды. – Нет, нога у меня не болит.
– Қолыңыз ше? – А рука?
– Қолым да ауырмайды. – И рука не болит.
67 тапсырма
От уже знакомых по другим заданиям глаголов тұру, ояну, киіну, отыру, журу, бару, болу, қайту, түсіну, жазу, оқу, ойлау, қарау, көру, тыңдау, есту, алаңдау, аяу образовать отрицательные формы переходного настоящего времени (ауыспалы осы шақтың болымсыз түрі) в 1 лице ед. ч.
Үлгі:
келу-келемін – келмеймін
кету-кетемін – кетпеймін
68 тапсырма
Образуйте разговорные варианты данных глаголов тұру, ояну, киіну, отыру, журу, бару, болу, қайту, түсіну, жазу, оқу, ойлау, қарау, көру, тыңдау, есту, алаңдау, аяу в 1 лице отрицательного переходного настоящего времени:
тұру, ояну, киіну, отыру, журу, бару, болу, қайту, түсіну, жазу, оқу, ойлау, қарау, көру, тыңдау, есту, алаңдау, аяу
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги