Польревком приступил также и к формированию Польской Красной Армии, командующим которой был назначен Роман Лонгва.
5 августа Пленум ЦК РКП (б) по инициативе В. И. Ленина принял решение о наступлении на Варшаву. В связи с принятием такого решения, главком С. С. Каменев отдал приказ командующему Юго-Западному фронту А.И..Егорову20 о передаче 12-й, 14-й и 1-й Конной (командарм С. М. Буденный, член Реввоенсовета – К. Е. Ворошилов) армий в подчинение Западному фронту, войска которого должны были нанести главный удар на Варшаву. Но член РВС Юго-Западного фронта И. В. Сталин, без подписи которого приказ командующего не имел законной силы, не подписал этот приказ о передаче трех армий в оперативное подчинение командованию Западного фронта, настаивая на штурме Лемберга (Львова), и армии, которые предназначались для удара на Варшаву, пошли на штурм.21 Однако хорошо укрепленный Львов оказался им «не по зубам» и после нескольких дней боев армии прекратили штурм, понеся большие потери. Однако И. В..Сталин стоял на своем и требовал нового штурма, т.е. он не только не выполнил директиву главкома, но и противопоставил себя и ЦК РКП (б), и В. И. Ленину.
13 августа главком под нажимом В. И. Ленина вновь категорически потребовал от А. И. Егорова выполнить директиву о передаче трех армий М. Н. Тухачевскому, но И.В..Сталин опять не подписал приказ командующего фронта.22 Когда же 20 августа 1-я Конная все же была направлена на Варшаву, уже было поздно – ситуация на фронте кардинально изменилась. Поляки, воспользовавшись передышкой, с помощью французских военных советников укрепили оборону. Кроме того, расчет большевиков на поддержку польского пролетариата провалился – польские рабочие и крестьяне не присоединились к «освободителям от капиталистического ига», более того, они, в ответ на призыв Ю. Пилсудского оказать сопротивление советам, добровольно и массово пополнили польское войско.
14 августа польская армия перешла в контрнаступление под Варшавой, начав разгром войск РККА на берегах Вислы, а 16 августа она начала наступление по всему фронту и войска РККА «откатились свыше чем на 400 километров, десятки тысяч людей попали в плен23, остатки войск были морально сломлены».24
Как только началось контрнаступление польских войск, главком С.С.Каменев и член РВСР К. Х. Данишевский обратились в Политбюро ЦК РКП (б) с предложением заключить с поляками перемирие. Однако В. И. Ленин 18 августа потребовал от находившегося в Минске члена ЦК РКП (б) и члена коллегии РВСР И. Т. Смилги, обещавшему 16 августа взять Варшаву, сделать для этого все возможное, т.к. победа над поляками обеспечит Советской России «выгодные условия мира на много лет».25
Знамена частей РККА, захваченные польскими войсками
Однако РККА, понеся большие потери на Висле, нуждалась в пополнении, в первую очередь людскими ресурсами. В этой связи 19 августа на заседании Политбюро ЦК РКП (б) было принято решение «принять усиленные меры к общей мобилизации белорусов» и, после окончания заседания, В. И. Ленин направил И. Т. Смилге телеграмму: «Необходимо налечь изо всех сил, чтобы белорусские рабочие и крестьяне, хотя бы в лаптях и купальных костюмах, но с немедленной и революционной быстротой дали Вам пополнение в тройном и четверном количестве».26
Но все же 17 августа в Минске начались переговоры между русско-украинской и польской делегациями, целью которых была выработка условий перемирия и обсуждение положений прелиминарного мирного договора мажду Польшей РСФСР и ССР Украины. Первоначально стороны спорили о принципах и правах на территории, находящиеся между Польшей и РСФСР, выжидая развития событий на фронте. Советская сторона настаивала на границе по «линии Керзона», а польская – на линии, указанной в советском заявлении от 28 января 1920 г. 19 августа советская сторона выставила польской делегации свои условия мирного соглашения: РСФСР и ССРУ подтверждали независимость Польши, восточной границей которой признавалась «линия Керзона» с некоторыми отступлениями в пользу Польши в районе Белостока и Холма; Польша должна была в течение месяца сократить армию до 50 000 человек, создать рабочую милицию, передать излишнее вооружение РККА и прекратить его производство, Также Польше запрещалось пропускать через свою территорию враждебные РСФСР силы и получать военную помощь из-за рубежа. Прекратить боевые действия предлагалось через 72 часа после подписания перемирия. За это время все войска должны были быть отведены на «линию Керзона»: советские войска должны были разместиться на линии, польские войска – в 50 км к западу от нее. В нейтральной полосе сохранялась юрисдикция польской гражданской администрации под контролем смешанной советско-польской комиссии. Польша должна была также возвратить награбленное имущество, восстановить мосты, дороги и т. п. и безвозмездно наделить землей семьи, пострадавшие от войны. Со своей стороны советская сторона обязывалась после завершения демобилизации польских войск оставить на границе с Польшей не более 200 000 военнослужащих.
Однако в ходе Варшавской операции войска Западного фронта были практически разгромлены, потеряв 25 000 убитыми и ранеными, 66 000 пленными и почти 50 000 интернированными в Восточной Пруссии, а также более 200 орудий и более 1000 пулеметов27, и 20 августа польские войска вышли на линию Брест-Литовск – Высоко-Литовск – р. Нарев – р. Западный Буг, 22 августа заняли Остроленку, 23 – Белосток, а 28 подошли к Минску, оккупировав значительную часть территории Беларуси. Ввиду такой обстановки на фронте 23 августа на переговорах в Минске польская делегация дала отрицательный ответ на все советские предложения и 2 сентября стороны согласились перенести переговоры в Ригу, после чего делегации покинули Минск.
Советская делегация прибыла в Ригу 12 сентября 1920 г., польская – 19 сентября (беларускую делегацию к участию в переговорах не допустили). 21 сентября, на фоне продолжающегося наступления польских войск, делегации приступили к ведению переговоров. 23 сентября советская делегация, опасаясь, что РККА не сможет остановить наступление польских войск, согласилась на установление границы по линии р. Щара – Огинский канал – р. Ясельда – р. Стырь и 28 сентября польской делегации был передан советский проект прелиминарного договора и предложение об установлении границы на территории Беларуси по линии: устье р. Свислочь – Рудня – Беловеж – Каменец – Брест – Пища – Любомль.28
Однако польские войска продолжали наступление и 1 октября 1920 г. на первом секретном заседании новый глава советской делегации Адольф Иоффе пошел на значительные уступки и предложил установить границу вдоль железной дороги Лида – Барановичи – Лунинец – Броды. Польская делегация с этим предложением не согласилась и на следующий день выдвинул свое требование – линия Дисна – ж.д. ст. Вилейка – западнее Минска – Лунинец – Сарны – Ровно – по р. Збруч; восточнее этой линии должна былть нейтральная полоса шириной 30—40 км. Советская делегация, после некоторых протестов, 5 октября приняла эти условия и 12 октября в 19.30 в Риге был подписан прелиминарный договор между РСФСР и ССРУ с одной стороны и Польшей – с другой.29
Государства, подписавшие условия, подтверждали уважение государственного суверенитета друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых была бы направлена против другой стороны. Также РСФСР и ССРУ отказывались от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к западу от линии, указанной в договоре, а Польша отказалась в пользу Украины и Беларуси от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой линии.
В 5.00 14 октября 1920 г. командованию Западного и Юго-Западного фронта была направлена директива Главкома №6001/оп 1361/ш об отводе войск к линии новой границы: «В течение 6 дней после подписанного 12 октября договора о перемирии военные действия не прекращаются, причем, согласно п. 4-го договора о перемирии, на участке фронта от Несвижа и до Двины противник, по истечении 6 дней, становится по будущей государственной границе, а южнее Несвижа линия расположения противника фиксируется та, какая будет к 24 часам 18 октября». В этой связи командующему Западного фронта приказывалось «постепенно, не ввязываясь в бой, отводить части фронта к северу от Радошковичи к той линии, на которой части фронта должны остановиться к 24 часам 18 октября», одновременно приказывалось «на минском и слуцком направлениях продолжать восстановление утраченного положения, во всяком случае удерживая прочно занимаемое ныне; к югу от Несвижа упорно удерживать занимаемое положение».30 Повторно приказание Главкома о прекращении боевых дейсвтий на польском фронте к 24.00 18 октября было направлено командованию Западного и Юго-Западного фронта за №6114/оп 17 октября 1920 г. в 17.55.31
Однако выполнить противоречивый приказ Главкома «не ввязываясь в бой, отводить части фронта» и одновременно «продолжать восстановление утраченного положения» оказалось не возможно. Чтобы оторваться от противника, части РККА «делали переходы в 40—60 верт в сутки» и к 18 октября дивизии 3-й армии «вышли к реке Березине, т.е. вернулись обратно в тот район, из которого начали наступление 4/VII.
По шаблону следовало бы сказать, что армия вернулась в «исходное» положение. Но если сравнить состояние дивизии к 4-му июля и к 18 октября, то правильнее было бы сказать, что измученные, оборванные дивизии, морально потрясенные, не представляли уже прежней грозной боевой силы.…
Моральный «эффект», о котором так много говорилось в газетах, конечно, мы произвели, но заплатили за него очень дорого.
Может быть этот эффект был очень силен в Европе. Но на нас, непосредственных участников компании, возвращение к разбитому корыту произвело тягостное впечатление»32.
С 19 октября 1920 г. прекратили боевые дейсвия и польские войска. Таким образом, фронт от Западной Двины до Немана замер на линии: стык границ Латвии и РСФСР – Друя – Дисна – д. Ореховно (у пересечения ж. д. Полоцк-Молодечно и реки Нача) – Докшицы – Долгиново – Радошковичи – Раков – ст. Койданово (ж. д. Минск-Барановичи).
В полную силу перемирие вступило после обмена ратификационными грамотами 2 ноября 1920 г. в Либаве и, выполняя его условия, польские войска начали отход. Во исполнение приказания РВСР от 21 ноября 1920 г. №131 командованию Западного, Юго-Западного и Южного фронтов о занятии территории, освобождаемой польскими войсками при отходе за государственную границу33, на эти территории стали переходить войска РККА.
В это время, 15—16 ноября, в еще занятом поляками Слуцке, собрался съезд из 127 человек, на котором было принято решение: в связи с тем, что польские войска, по условиям договора, отходят, а РККА еще не вошла в город, организовать здесь национальную воинскую часть – бригаду. В течение трех дней съезд избрал Беларускую Раду из 17 человек, выразил протест против вступления в границы Слуцкого повета частей РККА и потребовал оставить повет в границах Польши. Когда РККА стала приближаться к Слуцку, бригада вместе с польской армией отошла за р. Морочь, где сложила оружие и была интернирована польскими властями.
Пояснение к карте
Чёрными линиями показаны границы государств и советских республик, в том числе советско-польская граница, установленная 12.10.1920 договором о перемирии. Красными – реальное положение советско-польского фронта к моменту окончания боевых действий. Зелёными – задекларированные 09.03.1918 границы Белорусской Народной Республики и границы Слуцкого уезда, часть территории которого, охваченная Слуцким «збройным чином», закрашена зелёным, а зона боевых действий на на территории уезда обозначена красным. Зелёными стрелками показан рейд воинского формирования С. Булак-Балаховича в ноябре 1920 г. Серыми линиями обозначена современная граница Республики Беларусь.
Реорганизация пограничных и специальных войск для охраны границы
В связи с обострением обстановки на фронтах гражданской войны, РККА нуждалась в увеличении численности боеспособных войск, однако из-за ограниченности мобилизационных ресурсов страны это было возможно осуществить только за счет реорганизации войск вспомогательного назначения, находившихся в ведении ВЧК, НКПС, Наркомата продовольствия, Главсахара, Центротекстиля и других ведомств. В этой связи председатель СРКО 13 мая 1919 г. предложил назначить особую ревизию всех военных органов и вооруженных формирований «для оценки и осмысления предшествующего развития вооруженных сил республики», которое, как говорилось в принятом по этому вопросу постановлении СРКО, шло не по определенному плану, а под давлением быстро меняющейся международной и внутренней обстановки. Таким образом, созданной постановлением СРКО комиссии под председательством М. Д. Бонч-Бруевича было поручено тщательно проверить и установить истинную численность всех войск, соотношение строевого и нестроевого состава, обследовать ход мобилизации, постановку работы в запасных батальонах и состояние дел по формированию войсковых частей в тылу.34
О необходимости реорганизации войск вспомогательного назначения настаивала и Высшая военная инспекция, чьи комиссии в период с 15 апреля по 15 мая 1919 г. провели инспектирование войск, в ходе которого были выявлены серьезные недостатки, требующие незамедлительного устранения: большой некомплект военнослужащих, острый недостаток командных кадров, «партизанщина» в организации войск, вследствие чего «отсутствовала стройность плана формирования; штатная организация их представляла собой сплошную импровизацию; нередки были случаи, когда аналогичные должности оплачивались совершенно различно; число людей было произвольное и нередко не соответствовало заданиям ведомства, кроме того, самый подбор личного состава был далеко не на высоте своего назначения»; формальное ведение политической работы; недостаточное материальное обеспечение и большая стоимость их содержания и неоправданно большое расходование средств на содержание их громоздких органов управления, на что тратились «довольно значительные суммы из народной казны»; бессистемность и неорганизованность, которые демонстрировали «всем и каждому, что части эти не являются воинскими ни по духу, ни по своему внутреннему содержанию». Таким образом, указывалось в докладе Высшей военной инспекции, принцип двойного подчинения вспомогательных войск стал тормозом для их использования по прямому назначению, а их ведомственная раздробленность – анахронизмом. В итоге следовали выводы: наиболее организованы войска ВЧК, недостаточно – продармия, войска Главсахара, «охрана железных дорог Республики должна быть признана неудовлетворительной (об обороне дорог говорить вовсе не приходится, т.к. таковой фактически не существует)»35.
В этой связи, признавая «работу вспомогательных войск» необходимой и «жизненной по условиям текущего момента», Высшая военная инспекция предложила:
укрепить и реорганизовать войска пограничной охраны и войска охраны и обороны железных дорог, в том числе заменив негодный личный состав бывшими фронтовиками, признанными годными к нестроевой службе;
все остальные войска вспомогательного назначения (судоходную охрану, продармию, охрану сахарного производства, конвойную стражу, войска ВЧК), как «несущие службу исключительно сторожевого или же специфического характера и не могущие быть использованными в качестве боеспособных единиц», из категории «вспомогательных войск изъять, передав их в подчинение Народному комиссариату внутренних дел».
Эти предложения были поддержаны Ф. Э. Дзержинским и НКВД приступил к подготовке проектов Декрета и Положения об объединении войск. Уже 26 мая 1919 г. коллегия НКВД под председательством М. Ф. Владимирского, рассмотрев вопрос «Об объединении войск Республики особого назначения, находившихся в ведении различных Наркоматов, под общим управлением Наркомвнудела», постановила одобрить проекты Декрета и Положения об объединении войск.36
В этот же день проект Положения об объединении войск был рассмотрен на заседении СРКО и постановлением СРКО для его доработки была создана комиссия, в составе: К.М.Валобуев37 (председатель), А. Морозов – от Наркомторгпрома, Н. Раттель – от Наркомвоендел, Бальбатов – от НКПС.38
Проект Декрета об объединении войск особого назначения был рассмотрен на заседании СРКО 28 мая, причем этот вопрос был первым в повестке дня. После обсуждения проекта В. И. Ленин внес в него несколько поправок, отредактировал текст и подписал Декрет.39
Таким образом, Декретом от 28 мая 1919 г. был создан самостоятельный вид Вооруженных сил – войска внутренней охраны республики (войска ВОХР), в состав которых помимо войск ВЧК вошли все вспомогательные войска, состоявшие в распоряжении отдельных ведомств (Наркомпрода, Главода, Главсахара, Центротекстиля и др.), кроме пограничной охраны, войск охраны и обороны железных дорог (железнодорожной охраны) и конвойной стражи.40
Согласно Декрета, войска ВОХР находились подчинении НКВД, а штаб войск ВЧК преобразовывался в штаб войск ВОХР.41 Начальником войск ВОХР с 10 июня 1919 г. был К. М. Валобуев, 16 апреля 1920 г. его сменил В. С. Корнев42, который одновременно являлся и заместителем наркома внутренних дел по управлению войсками ВОХР. Но фактическое руководство войсками ВОХР осуществлял созданный 21 октября 1919 г. Военный совет войск ВОХР во главе с Ф. Э. Дзержинским.
Во исполнения Декрета, войска ВОХР были переформированы по типовым штатам в батальоны и бригады, а для лучшего управления ими, применительно к границам военных округов, территория республики была разделена была на 12 секторов, в каждом из которых был создан штаб. Однако батальоны ВЧК, которых было более 40, в составе войск ВОХР сохранили некоторую самостоятельность – в оперативном отношении они подчинялись председателю ГубЧК, а командиры бригад и секторов войск ВОХР могли их использовать или передислоцировать только с ведома председателя ВЧК или местных ЧК.
Общая численность войск ВОХР устанавливалась в 120 000 человек. Общая же численность других войск вспомогательного назначения, которая была определена РВСР, к 28 мая 1919 г. не должна была превышать 200 000 человек, в том числе: судоохрана – 8 000, охрана сахарного производства – 5 500, продармия – 40 000, войска обороны и охраны железных дорог – 60 000, конвойная стража – 50 000, пограничная охрана – 25 000.
К августу 1919 г. в составе войск ВОХР было 35 отдельных бригад, объединявших один полк, 151 батальон, 8 эскадронов, 6 батарей и 20 рот. Реальная численность вспомогательных войск в это время составляла (примерно, по неполным данным) 262 000 человек, из них: войска ВЧК – 17 900 (в том числе в Западном округе – 1 470), судоохрана – 4 240, охрана сахарного производства – 4 020, продармия – 25 530, войска обороны и охраны железных дорог – 102 600, конвойная стража – 94 600, пограничная охрана – 12 990.
Таким образом, охрана границ осуществлялась силами, вдвое меньшими от необходимых, в этой связи еще 30 июня 1919 г. Полевой штаб РККА вновь обратился в РВСР с просьбой о сохранении пограничных формирований как войск специального назначения. В своем обращении его начальник М. Д. Бонч-Бруевич писал: «…расформирование пограничных войск, как таковых, крайне нежелательно, так как эти войска, только недавно и с большим трудом сформированные, будут необходимы комиссариату торговли и промышленности тотчас по окончании войны.
Вновь сформировать пограничную охрану в момент необходимости будет крайне затруднительно, так как эти войска требуют специального укомплектования, каковое по мере возможности и дано было ныне существующим пограничным войскам.
Существующие пограничные войска в данный момент все участвуют в боевых действиях, а следовательно, эти войска как боевая сила утилизированы военным ведомством в полной мере.
Я полагаю, что пограничные войска должны продолжать драться рядом с полевыми войсками, но оставаться войсками пограничной охраны, и, как таковые, не должны быть расформированы».43
5 июля 1919 г. уже Всероссийский главный штаб обратился к Наркомвоену и председателю РВСР Л. Д. Троцкому с просьбой о сохранении пограничных формирований и передаче их только на время военных действий в полное подчинение Наркомвоена.44
8 июля 1919 г. к Л. Д. Троцкому с такой же просьбой снова обратился Нарком Л. Б. Красин. Сообщая о переформировании пограничных войск по штатам красноармейских частей, Л. Б. Красин просил обратить внимание на необходимость защиты пограничных интересов республики и сохранить пограничные войска в их организации и номенклатуре, не допуская их расформирования для укомплектования частей РККА, так как в этих условиях погранвойска, соответствующие в настоящее время в полной мере требованиям военного ведомства, в будущем окажутся в полной готовности выполнить свое специальное назначение.45
Однако военное ведомство, решающее военные задачи, не учитывало потребность в сохранении пограничных частей для послевоенной охраны границы и в июле 1919 г. Главнокомандующий РККА Л. Д. Троцкий представил в СРКО предложение о полной передаче пограничных частей в распоряжение Наркомвоендела для переформирования их в стрелковые дивизии. 11 июля 1919 г. это предложение было рассмотрено на заседании СРКО под председательством В. И. Ленина.46
Хотя на этом заседании не было принято окончательного решения, но была создана специальная комиссия из представителей Наркомторгпрома, военного ведомства и Государственного контроля, которой поручалось дополнительно изучить этот вопрос. 18 июля 1919 г. комиссия доложила свои выводы СРКО, который в этот же день принял постановление «О передаче пограничных войск в ведение Народного комиссариата по военным делам»:
«1. Все пограничные войска на время военных действий передать в полное ведение Народного комиссариата по военным делам.47…
5. Главное управление пограничных войск расформировать. Для разрешения вопросов пограничного надзора оставить из состава Главного управления не более пяти военных специалистов и необходимое количество сотрудников, число которых определить соглашением Народного комиссариата торговли и промышленности с Государственным контролем».48
Во исполнение этого постановления, Коллегия Наркомторгпрома 4 сентября 1919 г. приняла постановление о расформировании Военного совета пограничных войск и ГУПВ и учреждении при Наркомторпроме Отдела пограничного надзора, на который возлагалось руководство борьбой с нарушителями границы и контрабандой на тех участках государственной границы, где не велись боевые действия.49
11 сентября 1919 г. эти постановления были объявлены пограничным войскам приказом ГУПВ №6450, а 15 сентября ГУПВ и Военный совет пограничных войск были упразднены.51 Вместо них в Наркомторгпроме был создан Отдел пограничного надзора, который существовал до июля 1920 г.
Таким образом, в сентябре 1919 г. части пограничных войск были переданы в состав действующей армии, а войсковая охрана границы была возложена на части РККА, т.е. повторялся печальный опыт I мировой войны, когда части пограничной охраны оказались растворены в военных структурах, вследствие чего впоследствии пришлось заново создавать пограничную службу.
Военизации пограничной охраны способствовала и позиция некоторых руководителей пограничной охраны, которые рассматривали деятельность частей пограничной охраны в качестве временной помощи таможне в борьбе с контрабандистами и перебежчиками. Так, еще в октябре 1918 г. военные комиссары ГУПВ П. Ф. Федотов и В. Д. Фролов предлагали передать пограничную охрану военному ведомству, так как пограничники являются военной силой, которая временно используется для охраны границы и задерживания контрабанды и перебежчиков.
Развивая идею о подчинении пограничной охраны командованию РККА, некоторые военачальники предлагали и вовсе расформировать пограничные части. Например, 24 июля 1919 г. командование 5-й армии направило телеграмму командованию Западного фронта с предложением о расформировании пограничных войск и пополнении ими частей РККА, так как «прошлое погранчастей не связано с какими-либо особыми традициями и воспоминаниями, по которым расформирование пограничных частей было бы нежелательно».52 К счастью, это предложение не было реализовано.
Несмотря на принятие СРКО постановления «О передаче пограничных войск в ведение Народного комиссариата по военным делам» и упразднение 15 сентября 1919 г. ГУПВ и Военного совета пограничных войск, 24 сентября 1919 г. Нарком Л. Б. Красин в очередной раз обратился в РВСР с письмом, в котором указывал, что осуществлять охрану государственной границы без пограничной охраны нельзя: «Тайный провоз грузов от нас и к нам, как равно и тайный переход со спекулятивными целями лиц, а равно и шпионов, агентов Антанты и т.п., через границы Советской Республики на их тысячеверстном расстоянии не только должны убить нашу национализированную внешнюю и внутреннюю торговлю, но и вообще должны нанести неисчислимый вред и без того обескровленной России.